1. «Хлопки в ладоши» (музыка Ф. Шуберта «Немецкий танец», соч. 33,
№ 12).
Дети стоят в парах на расстоянии вытянутых вперед рук. Один из пары хлопает по три раза в ладоши из положения перед собой, за спиной, вверху над головой, другой повторяет, в конце дружно берутся за руки и кружатся. Дети шутливо заигрывают сначала с педагогом, затем друг с другом, при этом переходят от движения в медленном темпе к движению в быстром темпе.
2. «Играем как мячики» (музыка П. И.Чайковского, отрывок из бале
та «Лебединое озеро»). Дети передают динамические изменения в музы
ке прыжками на месте и легким бегом.
Упражнения на передачу сюжетно-образных и танцевальных движений
1. «Кто лучше пляшет» (музыка А. Гречанинова «На гармонике»).
Дети стоят шеренгами вдоль четырех стен зала лицом к середине. Каждая шеренга по очереди выполняет знакомые танцевальные движения, как бы вызывая команду, стоящую напротив на соревнование по плясовым движениям.
2. «Зеркало» (музыка — русская народная мелодия «Ой, хмель, мой
хмель», обработка М. Раухвергера).
Педагог как солист показывает плясовые движения, а дети повторяют, затем солисты выбираются из детей.
3. «Веселые музыканты» (музыка Е.Тиличеевой, слова Ю. Островского).
Дети строятся в три шеренги лицом к зрителям. В первой стоят дети с
погремушками, во второй — с барабанами, в третьей — с дудками. Педагог (дети) поет песню и играет припев на детских музыкальных инструментах, передавая ритм мелодии.
4. «Заводные игрушки» (музыка Т.Ломовой).
Дети приходят в «магазин» и покупают музыкальные заводные игрушки. В характере музыки и образа дети передают движения «зайчиков», «медвежат», «лошадок».
Приложение 4
Примерная программа курса
«Методика музыкального воспитания детей с проблемами
в развитии и коррекционная ритмика»
Пояснительная записка
Интегрированный курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» является одной из дисциплин в блоке предметной подготовки по специальности 0318 — «Специальное дошкольное образование».
Содержание программы раскрывает как общие подходы в музыкальном воспитании дошкольников с разной патологией развития в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, так и специфические особенности содержания и организации коррекци-онной работы средствами музыки для определенного варианта психического дизонтогенеза.
Опорными знаниями при освоении курса являются знания и умения, полученные студентами в курсах клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, а также курса «Музыка, ритмика». Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии.
Целью данного курса является подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами в развитии и владеющего педагогическими технологиями организации коррекционной работы средствами музыки ДОУ компенсирующего вида.
Основными задачами курса являются: знакомство студентов с содержанием и технологией музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида; формирование практических умений и навыков в организации коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий (музыкально-игровой,
театрализованной) и различных форм культурно-досуговой деятельности с использованием музыки с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Программа рассчитана на студентов, не имеющих специального музыкального образования, но прошедших музыкальную подготовку по курсу «Музыка, ритмика» в педагогическом колледже. Курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» читается на 2-м и 3-м курсах и завершается в конце 3-го курса организацией и проведением студентами (на педагогической практике в ДОУ компенсирующего вида) разных видов коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровой и театрализованной).
«Коррекционная ритмика» проводится на 2-м курсе в форме практикума параллельно с курсом «Методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии».
Направление содержания и распределение часов интегрированного курса «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» являются примерными и зависят от профиля подготовки специалиста для определенного вида коррекционного образовательного учреждения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании курса «Методика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика» студенты должны:
• знать особенности организации и содержания музыкального воспитания детей с различными проблемами в развитии и коррекционной ритмики в ДОУ компенсирующего вида;
• владеть профессиональными умениями и навыками организации коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии средствами музыки вне занятий:
1) коммуникативными умениями: создавать атмосферу доброжелательности, комфортности, вступать в контакт с детьми, используя различные коррекционные технологии музыкальной деятельности;
2) организаторскими умениями: совместно с дефектологом и музыкальным руководителем определять коррекционные задачи, решаемые средствами музыки (вне занятий) с детьми с проблемами в развитии; планировать индивидуальную работу с ребенком, объединять детей на основе коррекционных задач, их возможностей, определять способы достижения поставленных коррекционно-развивающих задач в музыкальной деятельности;
3) прикладными умениями:
—исследовательскими: вычленять проблему, использовать исследовательские методы в работе с детьми, уметь прийти к новому результату в музыкальном воспитании; оформлять экспериментальный материал (анализ, сбор данных, обработка информации и т.д.);
—творческими: проявлять творчество в совместной с ребенком музыкально-игровой и театрализованной деятельности;
—педагогическими: стимулировать положительные проявления детей с проблемами в развитии в музыкальной деятельности; формировать у ребенка умения и навыки в музыкально-игровой, театрализованной деятельности.
Примерное содержание программы
(всего 74 часа: 43 — лекции, 10 — семинары, 21 — для практикума и самостоятельной работы студентов)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 280.