Укажите наиболее полный состав показателей. Характеризующих различные виды прибыли и рентабельности, а также методику их расчёта и область применения
Прибыль – абсолютный показатель эффективности деятельности организации, который формируется из сопоставления доходов и расходов предприятия. Основным источником информации для анализа финансовых результатов является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», содержащая в себе основные показатели прибыли:
§ валовая прибыль – разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг;
§ прибыль от продаж – разница между валовой прибылью суммой коммерческих и управленческих расходов;
§ прибыль до налогообложения – разница между прибылью от продаж и суммой прочих результатов деятельности;
§ чистая прибыль – разница между прибылью до налогообложения и суммой отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств и текущим налогом на прибыль;
§ базовая прибыль на акцию – отношение базовой прибыли отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода;
§ разводненная прибыль на акцию – показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли или увеличения убытка, приходящегося на одну обыкновенную акцию.
Наибольшую часть прибыли организации получают от продажи продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Относительным показателем уровня доходности бизнеса является рентабельность. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Условно их можно объединить в следующие основные группы:
1. показатели рентабельности капитала – характеризуют отношение прибыли (прибыли до налогообложения или чистой прибыли) к различным видам средств (капитала) организации;
2. показатели рентабельности производства – отражают прибыльность использования производственных ресурсов;
3. показатели рентабельности продаж – отношение различных видов прибыли к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
Для показателей рентабельности не существует критериальных значений. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет и при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих предприятий.
На основании показателей отчёта ф.2 « Отчёт о прибылях и убытках» проанализируйте динамику прибыли организации до налогообложения и чистой прибыли. Определите факторы формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия
Таблица 9
Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль.
№п/п | Показатель | прошлый год, тыс. руб. | Отчётный год, тыс.руб. | Отклонение (+;-) тыс. руб. | |
1 | Валовая прибыль | 1780666 | 2025425 | 244759 | |
2 | Прибыль от продаж | 498596 | 565605 | 67009 | |
3 | Прибыль (убыток) по прочим операциям | -361225 | -406547 | -45322 | |
4 | Прибыль (убыток) до налогообложения | 137371 | 159058 | 21687 | |
5 | Налог на прибыль | 32969 | 38174 | 5205 | |
6 | Чистая прибыль (убыток) | 104402 | 120884 | 16482 | |
7 | Изменения чистой прибыли отчётного периода за счёт: | х | х | х | |
| а. изменение прибыли до налогообложения | х | х | 21687 | |
| б. изменение суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей | х | х | -5205 |
Прибыль (убыток) по прочим операциям = проценты к получению + прочие доходы-проценты к уплате - прочие расходы.
Чистая прибыль организации за прошлый год составляла 104402 тыс.руб., за отчетный год она составила 120884 тыс.руб., т.е. увеличилась на 16482 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом.
Факторами формирования прибыли до налогообложения являются: прибыль от продаж, проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы.
Факторами формирования чистой прибыли организации являются: прибыль до налогообложения, отложенные налоговые активы и обязательства, текущий налог на прибыль.
Прибыль формируется в большей степени за счет валовой прибыли и составляет 2025425 тыс.руб. на прошлый год и 1780666 тыс.руб. на отчетный год.
Наибольший удельный вес в расходах организации приходится на расходы, из которых формируется себестоимость продукции.
Проанализируйте характер изменения прибыли от продаж за отчётный период. Определите степень влияния различных (количественных и качественных) факторов на изменение прибыли от продаж. Дайте оценку качества прироста прибыли. Рассчитайте резерв увеличения прибыли от продаж
Таблица 10
Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж (тыс. руб.)
№п/п | Показатель | Прошлый год ∑Q0Z0, ∑Q0P0 | Отчётный год при прощлогодних ценах и себестоимости ∑Q1Z0, ∑Q1P0 | Отчётный год ∑Q1Z1, ∑Q1P1 |
1 | Выручка от продаж | 5494860 | 6008450 | 6044220 |
2 | Полная себестоимость проданных товаров | 4996264 | 5449264,4 | 5478615 |
3 | Прибыль от продаж | 498596 | 559185,6 | 565605 |
Рассчитаем степень влияния шести факторов на изменение прибыли от продаж (PN).
Изменение прибыли от продаж составляет: 565605-498596=67009
Темп роста прибыли: 565605/498596*100=113,44 %
1. Расчёт влияния факторов объёма продаж на прибыль:
ΔPN1=PN0(К1-1)
Где К1-коэффициент изменения объёма продаж;
К1 =
К1 =6008450/5494860=1,093
ΔPN1 =498596*(1,093-1)=46369,428 тыс.руб.
Рост объёма продаж на 109,3 % увеличил прибыль от продаж на 46369,428 тыс. руб.
2. Влияние изменения ассортимента и структуры продукции на прибыль от продаж:
ΔPN2 = PN1.0- PN0*К1=559185,6-498596*1,093=14220,172
Структурные сдвиги в ассортименте проданной продукции увеличили прибыль на 14220,172 тыс.руб.
3. Влияние изменения себестоимости продукции (Sпр) на величину прибыли от продаж:
ΔPN3 = Sпр1 - Sпр1.0 =5478615-5449264,4=29350,6 тыс.руб.
Удорожание себестоимости проданной продукции привело к повышению прибыли на сумму 29350,6 тыс.руб.
4. Влияние изменения цены продукции на величину прибыли от продаж:
ΔPN4 = N1- N 1.0=6044220-6008450=35770
Повышение прибыли в связи с изменением цен на продукцию составило 35770 тыс.руб.
Совокупное влияние факторов:
46369,428+14220,172+29350,6+35770=125710,2 тыс. руб.
Факторный анализ показал, что увеличение прибыли от продаж произошло за счёт изменения объёма продаж.
Приведённые расчёты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции за счёт увеличения удельного веса в объёме реализации более рентабельных товаров и изделий.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 229.