Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Филиал в г. Барнауле

Факультет: «Учетно-статистический»

 

 

Курсовая работа

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

 

 

Барнаул 2008



Введение

 

В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование механизма финансовой стабильности и финансовой безопасности организации.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это один из главных элементов менеджмента любой организации. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно анализируются факторы изменений результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, внутренним пользователям (руководству, учредителям, экономическим службам), а также внешним пользователям (кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам) для выработки рациональных управленческих решений.

Данная тема является актуально потому, что устойчивое финансовое положение предприятия является результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Предметом исследования курсовой работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Агат».

Целью работы является:

· закрепление теоретических знаний;

· развитие практических навыков проведения экономического анализа

· обобщение полученных результатов анализа с целью выявления комплектной величины резервов, которые в конечном итоге могут быть квалифицированы как готовые к мобилизации в производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.

Задачи:

§ рассчитать качественные и количественные показатели;

§ составить многофакторные модели;

§ раскрыть методику расчета влияния отдельных факторов;

§ выявить резервы и разработать рекомендации по мобилизации их в производство;

§ составить аналитическую записку по результатам произведенных расчетов.

 



Анализ ресурсного потенциала организации

Определить степень влияния на объём продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

 

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№п/п

Показатель

условное обозначение

Прошлый год

Отчётный год

Отклонения (+;-)

А

Б

В

1

2

3

1

Объём продаж (без НДС), тыс. руб.

V

5494860

6044220

549360

2

стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

М3

1221080

1439100

218020

3

Материалоотдача проданой продукции (рассчистать), коэфф

М0

4,5

4,2

-0,3

4

степень влияния следующих факторов:

 

x

x

x

5

изменение стоимости материалов в себестоимости продаж (рассчитать), тыс. руб.

 

x

x

981090

6

изменение материалоотдачи продаж (рассчитать), ты. Руб).

 

x

x

-431730

 

Материалоотдача= объём продаж / стоимость материалов

Объём продаж = стоимость материалов * материалоотдача

Рассчитаем степень влияния на объем продаж изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:

 

∆V(Мз) = ∆Мз * Мо0

∆V(Мз) =218020*4,5=981090

 

За счет увеличения стоимости материалов в себестоимости продаж на 218020 тыс.руб. произошло увеличение объема продаж на 981090 тыс.руб.

Рассчитаем степень влияния на объем продаж изменения материалоотдачи продаж:


∆V(Мо) = Мз1 * ∆Мо

∆V(Мо) = 1439100*(-0,3)=-431730

 

За счет уменьшения материалоотдачи проданной продукции на 0,3 произошло уменьшение объема продаж на 431730 тыс.руб.

 


На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов работы, дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Сделайте вывод по полученным результатам

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчётный год

Темп прироста

Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж Кэкст

Коэффициент влияния на прирост выручки от продаж

экстенсив

ности

 использо

вания

ресурсов Кэкст*100

интенсивности исползования ресурса 100-Кэкст*100

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

численность рабочих, чел.

11214

12285

9,5506

1,0303

103,0293

-3,0293

2

среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.

1984800

2014000

1,4712

0,1587

15,8708

84,1292

3

стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

1221080

1439100

17,8547

1,9261

192,6123

-92,6123

4

Выручка от продаж, тыс. руб.

5494860

6004220

9,2698

х

х

х

5

алгоритм расчёта комплексного показателя использования ресурсов

х

х

х

∑Кэкст 1/n

∑К экст1/n*100/n

100-∑Кэкст*100/n

6

комплексные показатели использования ресурсов

х

х

х

1,0384

103,8375

-3,8375

 

Выполненные в таблице расчёты показывают, что использование ресурсного потенциала организации осуществляется преимущественно затратным, экстенсивным путём. Прирост выручки от продаж достигнут за счёт вовлечения в производство дополнительных ресурсов.

 

Определите влияния на прирост объёма продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), её структуры и цен на неё. Дайте оценку экстенсивности и интенсивности влияния выявленных факторов и резервов

№п/п

Наименование проданой продукции

количество проданой продукции, шт.

цены на реализованную продукцию, тыс. руб.

Выручка за прошлый год, тыс.руб.

Расчётный показатель выручки за отчётный год, тыс.руб.

Выручка за отчётный год в ценах отчётного года, тыс.руб.

За прошлый год

За отчётный год

За прошлый год

За отчётный год

При структуре прошлого года и в ценах прошлого года, тыс.руб.

При структуре отчётного года и ценах прошлого года, тыс.руб.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Изделие А

11700

13800

193,4

195

2262780

2487419,515

2668920

2691000

2

Изделие В

4120

4024

261

260

1075320

1182347,539

1050264

1050920

3

ИзделиеС

10800

11440

199,7

201,25

2156760

2370919,239

2284568

2302300

4

Итого

26620

29264

х

х

5494860

6040686,293

6003752

6044220

 

Определим расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре прошлого года и в ценах прошлого года:

Количество проданной продукции за отчётный год (итого)*структура прошлого года*цены прошлого года

Определим расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре отчетного года и в ценах прошлого года:

Количество проданной продукции за отчётный год * цена прошлого года

Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции:

Расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре прошлого года в ценах прошлого (итого) - выручка за прошлый год (итого)

∆V(количество) = 6040686,293 - 5494860= 545826,293 тыс.руб.

За счет увеличения количества проданной продукции объем продаж увеличился на 545826,293 тыс.руб.

Определим влияние на прирост объема продаж изменения структуры проданной продукции:

Расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре прошлого года в ценах прошлого (итого) - расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре отчётного года и ценах прошлого (итого)

∆V(структура) = 6003752 - 6040686,293 = -36934,293 тыс..руб.

Изменение структуры проданной продукции повлияло отрицательно на объем продаж, который сократился на -36934,293 тыс.руб.

Определим влияние на прирост объема продаж изменения цены проданной продукции:

Выручка за отчётный год в ценах отчётного года (итого)- расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре отчётного года и ценах прошлого (итого)

∆V(цена) = 6044220 - 6003752 = 40468 тыс.руб.

Изменение цены проданной продукции увеличило объем продаж на 40468 тыс.руб.

За счет экстенсивного влияния количества проданной продукции и цены объем продаж увеличился на 586294,293 тыс.руб., а интенсивное влияние структуры уменьшило объем продаж на 36934,293 тыс.руб.

 

7. Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А,В,С, D и Е, показанных в приложении 4 , а также информацию о возможности организации выпускать продукцию, пользующуюся спросом, разработайте часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. В ходе анализа выделите три группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности

 

Приложение 1

п/п

Наименование изделий

спрос на изделие, шт.

Цена изделия на будущий период

Себестоимость единицы продукции возможной к выпуску в следующем отчётносм году, тыс. руб.

Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план, тыс. руб.

Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план

прибыль от продаж на планируемый период,тыс.руб

рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объёму продаж,коэфф

отнесение рентабельности продукции к определённой группе, № группы

Объём выпуска в штуках включённых в бизнес план

1

Изделие А

14000

195,6

170,2

2738400

2382800

355600

0,1299

II

14000

2

Изделие В

4500

261,4

250

1176300

1125000

51300

0,0436

III

4500

3

Изделие С

12000

202

186,8

2424000

2241600

182400

0,0752

III

12000

4

Изделие D

5400

289

-

0

0

0

0

-

-

5

изделие Е

3000

92

90,4

27600

27120

480

0,0174

III

300

 

итого

38900

х

х

6366300

5749400

589780

0,2661

-

-

 

 

Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план = объём выпуска в штуках включённых в бизнес-план * цена изделия на будущий период.

Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план = себестоимость единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчётном году * объём выпуска в штуках включённых в бизнес-план.

Прибыль от продаж на планируемый период = Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план - Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план.

Рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объёму продаж = Прибыль от продаж на планируемый период/ Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план.

Исходя из разброса значения рентабельности отдельных видов продукции в анализируемой организации, при включении показателей в одну из указанных групп предлагается следующая градация: к группе I рекомендуется отнести показатели рентабельности 25 % и выше, к группе II - от10 до 25 %, к группе III - ниже 10 %.

Оценим результаты, отраженные в Приложении 4. Стратегически более выгодным для ООО «Агат» является изделие А, рентабельность которого составляет 12,99 %, то есть с каждого рубля, вложенного в производство данной единицы, ООО «Агат» будет получать почти 12,99 % прибыли. Далее по привлекательности для производства и дальнейшей реализации следует изделие В, С и Е. Для выпуска изделия D нет соответствующих условий.

 


8. Определите точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчётный год и на планируемый период. Результаты расчётов оформите в таблице 6

 

Таблица 6

Критический объём продаж за отчётный год и на планируемый объём продаж, обеспеченный спросом.

№ п/п

Показатель

За отчётный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

6044220

6357100

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4593607

4864392

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

885008

885008

4

прибыль от продаж, тыс. руб

565605

607700

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.

1450613

1492708

6

уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэфф.

0,2400

0,2348

7

"критическая точка" объёма продаж, тыс. руб.

3687532,82

3769045,491

8

запас финансовой прочности, тыс. руб.

2356687,18

2588054,509

9

Уровень запаса финансовой прочности в объёме продаж, %

38,9908

40,7112

 

Переменные затраты на планируемый период находим как: себестоимость - постоянные расходы

Прибыль от продаж = выручка от продаж- переменные затраты - постоянные затраты

Маржинальный доход = выручка от продаж - переменные расходы

Доля маржинального дохода в выручке от продаж = маржинальный доход / выручка от продаж

Критическая точка = постоянные затраты / доля маржинального дохода

Запас финансовой прочности = выручка от продаж - критическая точка объёма продаж

Уровень запаса финансовой прочности в объёме продаж = (запас финансовой прочности / выручка от продаж) * 100

Точка безубыточности- точка, в которой затраты равны выручке от реализации продукции.

Запас финансовой прочности -разность между фактическим и безубыточным объёмом продаж. Следует иметь ввиду, что запас финансовой прочности желательно поддерживать на нормативном уровне (60-70 %) на случай хозяйственных затруднений ухудшения конъюнктуры рынка.

Уровень запаса финансовой прочности на планируемый период выше на 1,7204 % (40,7112-38,9908) , однако ниже оптимального значения (60-70 % от объёма продаж ), поэтому любые хозяйственные затруднения и ухудшения конъюнктуры рынка могут причинить существенный вред финансовому положению организации.

Точка безубыточности на планируемый период выше на 81512,671 тыс. руб. и ее величина больше объема реализации, следовательно, деятельность предприятия прибыльна.

 




Охарактеризуйте динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявите влияние на её изменение структуры проданной продукции, себестоимости единицы отдельных её видов цен на неё

Приложение 2

№п/п

Показатель

Условное

обозначение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прошлый год

Отчётный год

прошлый год

Отчётный год

Прошлый год

Отчётный год

Прошлый год

Отчётный год

1

Количество шт.

Q

11700

13800

4120

4042

10800

11440

26620

29282

2

Цена тыс.руб.

Z

193,4

195

261

260

199,7

201,25

х

х

3

Стоимость, тыс.руб.

QZ

2262780

2691000

1075320

1050920

2156760

2302300

5494860

6044220

4

Себестоимсоть единицы продукции, тыс.руб.

P

168,4

169,4

248,2

249,5

185,5

186,4

х

х

5

себестоимость продукции

QP

1970280

2337720

1022584

1008479

2003400

2132416

4996264

5478615

6

себестоимость объёма продаж отчётного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.

Q1P0

Х

2323920

Х

1003224,4

Х

2122120

Х

5449264,4

7

Стоимость продаж отчётного года по ценам предыдущего года, тыс. руб.

Q1Z0

Х

2668920

Х

1054962

Х

2284568

Х

6008450

 

 

Индекс затрат на 1 рубль продаж (Jз) можно представить следующим образом:

Jз = , где q - количество проданной продукции в натуральном выражении;

p- себестоимость единицы продукции в тыс. руб.;

z- цена единицы продукции в тыс. руб.

Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в прошлом (базисном) периоде:

 

Jзо=

 

Т.е. в прошлом году на 1 руб. проданной продукции приходилось 91,59 коп. затрат.

Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в отчётном периоде:

 

 

т.е. в отчётном году на 1 руб. проданной продукции приходилось 91,75 коп. затрат.

Изменение индекса затрат на 1 руб. продаж составляет:

0,9064-0,9093=-0,0029 т.е. понижение затрат на 1 руб. продукции в отчётном году по сравнению с прошлым годом составило 0,29 коп.

Определим влияние структуры проданной продукции, уровня себестоимости отдельных видов продукции и цен на неё на изменение индекса затрат на 1 руб. реализованной продукции:

1. Размер влияния изменения структуры проданной продукции:


 

т.е. уменьшение затрат на 1руб. продукции на 0,0024 руб. произошло за счёт структурных сдвигов в ассортименте проданной продукции.

2. Размер влияния изменения себестоимости одной единицы изделия:

 

 

т.е. увеличение затрат на 1 руб. продукции на 0,0049 руб. произошло за счёт изменения себестоимости единицы продукции.

3. Размер влияния изменения цены:

 

 

т.е. уменьшение затрат на 1 руб. продукции на 0,0054 руб. произошло за счёт изменения цен на продукцию.

В результате анализа затрат на 1 руб. проданной продукции выявлено отрицательное воздействие на его уровень изменения себестоимости одной единицы проданной продукции.

 


Определите степень влияния отдельных факторов на стоимость основных видов используемых в производстве материалов, а также резервы её снижения. Для проведения анализа используйте информацию, предложенную в приложении №3

 

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат

п/п

Наименование

материалов

Количество израсходованных

Материалов (q)

Цена

тыс.руб.(z)

Стоимость израсходованного материала, тыс. руб. (qz)

Отклонение (Δqz)

Отчётный год Прошлый год Отчётный год Прош-лый год Отчёт-ный год Прош-лый год
1 Материал вида Х 3530 2730 155 158 547150 431340 115810
2 Материал вида Y 2250 1840 171,92 167,5 386820 308200 78620
3 Материал вида Z 1340 1610 125,5 121 168170 194810 -26640
4 Материал вида W 3120 2650 108 108,2 336960 286730 50230
  итого Х Х Х Х 1439100 1221080 218020

Приложение 3

 

Стоимость израсходованного материала представляет собой мультипликативную модель:

 

QZ = Q * Z

 

Определим влияние изменения отдельных факторов на общую стоимость материалов.

Найдем влияние изменения количества израсходованного материала на общую стоимость:

 

∆QZ(Q) = Q1Z0 - Q0Z0

 

Материал вида Х: 3530*158-2730*158=126400 тыс.руб.

Материал вида Y: 2250*167,5-1840*167,5= 68675тыс.руб.

Материал вида Z: 1340*121-1610*121=-32670 тыс.руб.

Материал вида W: 3120*108,2-2650*108,2=50854 тыс.руб.

Итого: 126400+68675-32670+50854=213259

Таким образом, за счет изменения количества израсходованного материала произошло увеличение общей стоимости материалов на 213259 тыс.руб.

Определим влияние изменения цены на общую стоимость израсходованного материала:

 

∆QZ(Z) = Q1Z1 - Q1Z0

 

Материал вида Х: 3530*155-3530*158=-10590 тыс.руб.

Материал вида Y: 2250*171,92-2250*167,5=9945 тыс.руб.

Материал вида Z: 1340*125,5-1340*121=6030 тыс.руб.

Материал вида W: 3120*108-3120*108,2= -624тыс.руб.

Итого: -10590+9945+6030-624=4761 тыс.руб.

За счет изменения цены произошло увеличение общей стоимости материалов на 4761 тыс.руб.

Стоимость израсходованного материала Х увеличилась в отчетном году на 115810 тыс. руб. за счет увеличения количества израсходованных материалов.

Стоимость израсходованного материала Y уменьшилась на 78620 тыс. руб. за счет уменьшения количества израсходованных материалов.

Стоимость израсходованного материала Z уменьшилась на 26640 тыс. руб. за счет уменьшения количества израсходованных материалов и уменьшения их цены.

Стоимость израсходованного материала W увеличилась на 50230 тыс. руб.

 



Определите степень влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда, резерв снижения этих затрат. Укажите возможное направление анализа затрат по оплате труда при расширении использования аналитических данных бухгалтерского учёта

 

Для того, чтобы упростить расчёты составим таблицу:

 

Анализ влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда

Показатель Условные обозначения Прошлый год Отчётный год Отклонения
Затраты на оплату труда ОТ   2279940 2403200 123260
Численность работников, чел.   Ч 29230  30040 810
Средняя заработная плата работников, тыс. руб.     ЗП 78 80 2
Влияние факторов:   Х Х Х
а) численности   Х Х  
б) средней заработной платы     Х Х  

 

Затраты на оплату труда представляют собой мультипликативную модель:

 

ОТ = Ч * ЗП

 

Влияние факторов определим способом абсолютных разниц:

Определим влияние численности работников на уровень затрат по оплате труда: ∆ОТ(Ч) = ∆Ч * ЗП0

 

∆ОТ(Ч) =810*78=63180


За счет увеличения численности работников на 810 человек произошло увеличение затрат по оплате труда на 63180 тыс.руб.

Определим влияние средней заработной платы работников на уровень затрат по оплате труда: ∆ОТ(ЗП) = Ч1 * ∆ЗП

∆ОТ(ЗП)=30040*2=60080

За счет роста средней заработной платы на 2 тыс.руб. произошло увеличение затрат по оплате труда на 60080 тыс.руб.

 


Дайте оценку и произведите анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов. На основании полученных данных сделайте вывод о причинах изменения превышения доходов над расходами в рассмотренных периодах

 

Таблица 8

Состав, структура и динамика доходов и расходов

п/п

Показатель

Отчётный год

Прошлый год

Изменение

(+;-)

Сумма тыс.руб.

Проценты к итогу

Сумма тыс. руб. Проценты к итогу Сумма тыс. руб. Проценты
1 2 3

4

5 6 7 8
1 Выручка (нетто) 6044220

99,34

5494860 99,22 549360 0,12
2 Проценты к получению 19244

0,32

22630 0,41 -3386 -0,09
3 Прочие доходы 20638

0,34

20422 0,37 216 -0,03
4 Всего доходов 6084102

100

5537912 100 546190 -
5 Себестоимость продукции 4018795

67,83

3714194 68,77 304601 304601
6 Коммерческие расходы 697280

11,77

668340 12,37 28940 28940
7 Управленческие расходы 762540

12,87

613730 11,36 148810 148810
8 Проценты к уплате 212380

3,58

193620 3,58 18760 18760
9 Прочие расходы 234049

3,95

210657 3,9 23392 23392
10 Всего расходов 5925044

100

5400541 100 433609 -
11 Превышение доходов над расходами 159058 -

137371

- 21687 -
                 

 

В отчетном году общая величина доходов организации составила 6084102 тыс. руб., что на 546190 тыс. руб. больше общей величины доходов прошлого года. Значительное влияние на рост доходов оказала выручка от продаж которая составляет 99,34 % от общей суммы доходов. Остальные доходы составляют 0,34 % и 0,32%.

Расходы организации в отчетном году также возросли. Их общая величина составила 5925044 тыс. руб., что на 433609 тыс. руб. больше, чем в прошлом году. Рост совокупных расходов организации можно признать обоснованным в условиях расширения сбыта продукции.

Рассматривая состав расходов ООО «Агат», следует отметить, что показатели всех статей увеличились в отчетном году как в абсолютном , так и в относительном выражении.

Большой удельный вес в расходах организации приходится на расходы, из которых формируется себестоимость продукции. В прошлом году затраты по себестоимости составляли 3714194 тыс.руб., а в общей сумме расходов - 68,77%. В отчетном году затраты на себестоимость равны 4018795 тыс.руб., что составляет 67,83 % от общей суммы расходов.

В общем в организации доходы превысили расходы на 21687 тыс. руб.

 



На основании показателей отчёта ф.2 « Отчёт о прибылях и убытках» проанализируйте динамику прибыли организации до налогообложения и чистой прибыли. Определите факторы формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия

 

Таблица 9

Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль.

№п/п

Показатель

прошлый год, тыс. руб.

Отчётный год, тыс.руб.

Отклонение (+;-) тыс. руб.

1

Валовая прибыль

1780666

2025425

244759

2

Прибыль от продаж

498596

565605

67009

3

Прибыль (убыток) по прочим операциям

-361225

-406547

-45322

4

Прибыль (убыток) до налогообложения

137371

159058

21687

5

Налог на прибыль

32969

38174

5205

6

Чистая прибыль (убыток)

104402

120884

16482

7

Изменения чистой прибыли отчётного периода за счёт:

х

х

х

 

а. изменение прибыли до налогообложения

х

х

21687

 

б. изменение суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей

х

х

-5205

 

Прибыль (убыток) по прочим операциям = проценты к получению + прочие доходы-проценты к уплате - прочие расходы.

Чистая прибыль организации за прошлый год составляла 104402 тыс.руб., за отчетный год она составила 120884 тыс.руб., т.е. увеличилась на 16482 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом.

Факторами формирования прибыли до налогообложения являются: прибыль от продаж, проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы.

Факторами формирования чистой прибыли организации являются: прибыль до налогообложения, отложенные налоговые активы и обязательства, текущий налог на прибыль.

Прибыль формируется в большей степени за счет валовой прибыли и составляет 2025425 тыс.руб. на прошлый год и 1780666 тыс.руб. на отчетный год.

Наибольший удельный вес в расходах организации приходится на расходы, из которых формируется себестоимость продукции.

 



Проанализируйте характер изменения прибыли от продаж за отчётный период. Определите степень влияния различных (количественных и качественных) факторов на изменение прибыли от продаж. Дайте оценку качества прироста прибыли. Рассчитайте резерв увеличения прибыли от продаж

 

Таблица 10

Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж (тыс. руб.)

№п/п

Показатель

Прошлый год ∑Q0Z0, ∑Q0P0

Отчётный год при прощлогодних ценах и себестоимости ∑Q1Z0, ∑Q1P0

Отчётный год ∑Q1Z1, ∑Q1P1

1

Выручка от продаж

5494860

6008450

6044220

2

Полная себестоимость проданных товаров

4996264

5449264,4

5478615

3

Прибыль от продаж

498596

559185,6

565605

 

Рассчитаем степень влияния шести факторов на изменение прибыли от продаж (PN).

Изменение прибыли от продаж составляет: 565605-498596=67009

Темп роста прибыли: 565605/498596*100=113,44 %

1. Расчёт влияния факторов объёма продаж на прибыль:

 

ΔPN1=PN01-1)

 

Где К1-коэффициент изменения объёма продаж;


К1 =

К1 =6008450/5494860=1,093

ΔPN1 =498596*(1,093-1)=46369,428 тыс.руб.

 

Рост объёма продаж на 109,3 % увеличил прибыль от продаж на 46369,428 тыс. руб.

2. Влияние изменения ассортимента и структуры продукции на прибыль от продаж:

 

ΔPN2 = PN1.0- PN01=559185,6-498596*1,093=14220,172

 

Структурные сдвиги в ассортименте проданной продукции увеличили прибыль на 14220,172 тыс.руб.

3. Влияние изменения себестоимости продукции (Sпр) на величину прибыли от продаж:

 

ΔPN3 = Sпр1 - Sпр1.0 =5478615-5449264,4=29350,6 тыс.руб.

 

Удорожание себестоимости проданной продукции привело к повышению прибыли на сумму 29350,6 тыс.руб.

4. Влияние изменения цены продукции на величину прибыли от продаж:

 

ΔPN4 = N1- N 1.0=6044220-6008450=35770

 

Повышение прибыли в связи с изменением цен на продукцию составило 35770 тыс.руб.

Совокупное влияние факторов:

46369,428+14220,172+29350,6+35770=125710,2 тыс. руб.

Факторный анализ показал, что увеличение прибыли от продаж произошло за счёт изменения объёма продаж.

Приведённые расчёты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции за счёт увеличения удельного веса в объёме реализации более рентабельных товаров и изделий.

 


Используя комплексные показатели дайте сравнительную рейтинговую оценку результативности деятельности конкурирующих обществ с ограниченной ответственностью «Алмаз», «Рубин» и «Агат». Предварительные расчёты оформите в таблице 14. Результаты расчётов и ранжирования мест, занимаемых ООО, обобщите в таблице 15

 

Таблица 14

Подготовка стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности ООО

№п/п

Стандартизированный комплексный показатель

ООО

Наибольшее значение показателя (эталон)

Алмаз

Рубин

Агат

А

Б

1

2

3

4

1

Рентабельность продаж

0,089

0,093

0,094

0,094

2

Рентабельность активов

0,525

0,529

0,039

0,529

3

Рентабельность собственного капитала

0,659

0,657

0,064

0,659

4

Рентабельность доходов

0,024

0,029

0,020

0,029

5

Рентабельность расходов

0,03

0,024

0,020

0,03

6

коэффициент финансовой независимости

0,607

0,603

0,607

0,607

 

Составим матрицу стандартизированных коэффициентов по алгоритму xij= аij /max аij т.е. каждый показатель матрицы делим на наибольшее значение относительно соответствующего показателя.

Составим таблицу квадратов стандартизированных показателей. Для этого возводим показатели (xij ) в квадрат и умножаем на коэффициент значимости (kj) по каждому показателю. Из суммы квадратов показателей, выбранных для комплексной оценки, извлекается квадратный корень для получения обобщающей рейтинговой оценки (R).

Организации ранжируются в порядке возрастания рейтинговой оценки, т.е. наибольшее значение соответствует первому месту. Расчёты представим в таблице 15.

 

Таблица 15

Матрица стандартизированных показателей комплексной оценки результатов деятельности ООО

№п/п

Стандартизированный комплексный показатель

ООО

Коэффициент значимости показателя

Алмаз

Рубин

Агат

А

Б

1

2

3

4

1

Рентабельность продаж

1,6136

1,7619

1,7839

1,8

2

Рентабельность активов

1,4

1,4000

0,0075

1,4

3

Рентабельность собственного капитала

2,0

1,9879

0,0187

2

4

Рентабельность доходов

1,0958

1,6

0,7510

1,6

5

Рентабельность расходов

1,5

0,9600

0,6938

1,5

6

Коэффициент финансовой независимости

1,7000

1,7

1,7016

1,7

7

Итого (∑ стр. 1,2,3,4,5,6)

9,2883

9,3875

4,9565

х

8

Рейтинговая оценка с учётом значимости показателя

3,0477

3,0639

2,2263

х

9

Ранжирование мест акционерных обществ

2

1

3

х

 

На основе расчёта рейтинговой оценки , можно увидеть, что наилучшее, с экономической точки зрения, показатели имеет ООО «Рубин». Рассмотренная в курсовой работе организация ООО «Агат» занимает последнее место.

 



Заключение

 

В данной работе был рассмотрен комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «Агат». По результатам анализа сделаем следующие выводы:

Анализируя ресурсный потенциал организации показал, что анализируя степень влияния отдельных факторов связанных с использованием трудовых ресурсов на прирост выручки повлияли положительно все показатели, кроме изменения среднечасовой выработки одного рабочего. При определении степени влияния на объём продаж факторов связанных с использованием материалов, отрицательно повлияло только уменьшение материалоотдачи проданной продукции. Использование ресурсного потенциала организации осуществляется преимущественно экстенсивным путём. Из факторов связанных с использованием основных средств на объём продаж отрицательно подействовал только объём продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за машино-час работы.

Анализ производства и объёма продаж. Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А, В, С, D и Е, стратегически более выгодным для ООО «Агат» является изделие А, для выпуска изделия D нет условий.

Анализ затрат и себестоимости показал, что расходы в организации возросли на 482335 тыс. руб. В общей сумме расходов самый большой удельный вес занимают затраты на оплату труда. Доходы организации также возрасли на 546190 тыс. руб.

Анализ финансовых результатов показал следующее: чистая прибыль организации составляет 120884 тыс. руб. и по сравнению с прошлым годом увеличилась; рентабельность производственной деятельности уменьшилась, в ходе её анализа было выявлено, что все рассмотренные факторы ( рентабельность продаж рассчитанная на основании маржинальной прибыли, влияние доходов на 1 руб. переменных расходов) повлияли отрицательно; рентабельноть активов увеличилась; рентабельность собственного капитала тоже увеличилась, фактором отрицательно повлиявшим на неё является коэффициент финансового рычага.

Анализ финансового положения организации показал, что из четырёх условий сравнения средств по активу сгруппированных по степени ликвидности и пассивов сгруппированных по срочности погашения обязательств не соблюдается только первое. Это означает, что предприятие не может расплачиваться по наиболее срочным обязательствам за счёт имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, но нужно учесть, что в организации быстрореализуемых активов больше, чем краткосрочных обязательств. Из этого следует, что организация неплатёжеспособна на ближайший промежуток времени. Анализируя коэффициенты ликвидности можем сделать вывод о том, что организация не может платить по своим краткосрочным обязательствам в срок. Финансовое положения организации можно оценить как неустойчивое. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую, что является отрицательной тенденцией, а соотношения дебиторской и кредиторской задолженности меньше 1.

На основе расчёта рейтинговой оценки видно, что рассмотренная в данной курсовой работе организация ООО «Агат» занимает последнее место среди конкурирующих обществ с ограниченной ответственностью ООО «Алмаз» и ООО «Рубин».

На основании сделанных выводов и выявленных при этом недостатков можно предложить следующее:

Т.к. использование ресурсного потенциала организации осуществляется преимущественно затратным, экстенсивным путём, то особое внимание здесь стоит уделить интенсификации производственной деятельности. Поскольку экстенсивный путь развития ведет к чисто объемному росту при невысокой результативности.

Т.к. при анализе производства и объёма продаж выяснилось, что наиболее рентабельным является выпуск изделия А можно предложить увеличение производства этого изделия.

При анализе ликвидности активов было выяснено, что в организации недостаточно собственных денежных средств и краткосрочных финансовых вложения для погашения наиболее срочных обязательств, а быстрореализуемых активов намного больше, чем краткосрочных обязательств, поэтому можно предложить сократить быстрореализуемые активы для пополнения денежных средств, также можно потребовать от прочих дебиторов погашения долгов в установленные сроки.

Т.к. при анализе производства и объёма продаж выяснилось, что наиболее рентабельным является выпуск изделия А можно предложить увеличение производства этого изделия, а производство изделия D постепенно сокращать.

Т.к. в организации наблюдается увеличение кредиторской задолженности можно предположить, что организация «злоупотребляет» кредитами и займами, что является крайне нежелательным, ООО « Агат» можно порекомендовать другие способы получения денежных средств.

 



Список литературы

1. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 367 с.

2. Анализ финансовой отчетности. Учеб. пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 352с.

3. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 366 с.

4. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учебное пособие / под ред. С.А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.

5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: Велби: Проспект, 2006. – 360 с.

6. Чугаева Т.Д. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Т.Д. Чугаева. – Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2007. – 128 с.

7. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с. – (Высшее образование).

8. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / под ред. Н.В. Войтловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 513 с.

9. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 527 с.

 


Приложения

 

1. Выписка из бухгалтерского баланса ООО «Агат»

АКТИВ Код пока- зателя На начало отчетного года На конец отчетного периода
1 2 3 4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ   Нематериальные активы     110   -     -
Основные средства 120 1134031 1159975
Незавершенное строительство 130 260449 326146
Доходные вложения в материальные ценности   135 - -
Долгосрочные финансовые вложения 140 - -
ИТОГО по разделу I 190 1394480 1486121
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ   Запасы     210 902776 897840
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности   337659 332659
затраты в незавершенном производстве   247799 247823
готовая продукция и товары для перепродажи   316236 316242
расходы будущих периодов   1082 1080
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям   220 122 126
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)     230 111065 153818
в том числе покупатели и заказчики   97543 136219
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)     240 425652 453512
в том числе покупатели и заказчики   385601 401870
Краткосрочные финансовые вложения 250 57810 62118
Денежные средства 260 75975 67485
Прочие оборотные активы 270 - -
ИТОГО по разделу II 290 1572900 1634999
БАЛАНС 300 2967380 3121120

 

ПАССИВ Код пока- зателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода
1 2 3 4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ   Уставный капитал     410 100 100
Собственные акции, выкупленные у акционеров      
Добавочный капитал 420 896062 876137
Резервный капитал 430 75 84
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством   - -
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами   75 84
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)   470 895373 1013069
ИТОГО по разделу III 490 1794610 1895390
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА   Займы и кредиты     510 312840 299970
ИТОГО по разделу IV 590 312840 299970
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА   Займы и кредиты     610 144562 168721
Кредиторская задолженность 620 715197 756860
в том числе: поставщики и подрядчики   540602 573596
задолженность перед персоналом организации   94850 99830
задолженность перед государственными внебюджетными фондами   30115 31620
задолженность по налогам и сборам   49630 51814
прочие кредиторы   - -
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 630 144 157
Доходы будущих периодов 640 - -
Резервы предстоящих расходов 650 27 22
Прочие краткосрочные обязательства 660 - -
ИТОГО по разделу V 690 859930 925760
БАЛАНС 700 2967380 3121120

 

Выписка из отчёта о прибылях и убытках

Показатель

За отчет-

ный период

За анало-

гичный

период

предыду-

щего года

наименование код
1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)   5494860 6044220
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг   ( 3714194) (4018795)
Валовая прибыль   1780666 2025425
Коммерческие расходы   (668340) (697280)
Управленческие расходы   ( 613730) (762540 )
Прибыль (убыток) от продаж   498596 565605
Прочие доходы и расходы Проценты к получению   22630 19244
Проценты к уплате   (193620) (212380 )
Прочие доходы   20422 20638
Прочие расходы   (210657) (234049)
Прибыль (убыток) до налогообложения   137371 159058
Текущий налог на прибыль   ( 32969 ) (38174 )
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода   104402 120884

Выписка из приложения к бухгалтерскому балансу

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

Показатель

Наличие

на начало

отчетного

года

Посту-

пило

Выбыло

Наличие

на конец

отчетного

периода

наименование код
1 2

3

4

5

6
Здания 070

634400

-

-

634400
Машины и оборудование 080

1001590

196380

 

(183040 )

1014930
Транспортные средства 085

348810

89390

(75350 )

364670
Производственный и хо- зяйственный инвентарь 090

97250

14680

(5000 )

106930
Итого 130

2082050

300450

 

 

(261570 )

2120930

Показатель

На начало

отчетного

года

На конец

отчетного

периода

наименование

код

1

2

3

4

Амортизация основных средств - всего

140

948019

960955

в том числе:

зданий и сооружений

141

246370

267190

машин, оборудования, транспортных

средств

142

618499

601595

других

143

83150

92170

                 

 

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

Показатель

Долгосрочные

Краткосрочные

наименование код на начало отчетного года на конец отчетно- го пери- ода на начало отчетного года на конец отчетно- го пери- ода
1 2 3 4 5 6
Ценные бумаги дру- гих организаций - всего   - - 57310 62118
Итого   - - 57310 62118

ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Показатель

Остаток

на начало

отчетного

года

Остаток

на конец

отчетного

периода

наименование код
1 2 3 4
Дебиторская задолженность: краткосрочная - всего 610 425652 453612
в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками 611 385601 401870
авансы выданные 612 - -
прочая 613 40051 51742
долгосрочная - всего 620 111065 153818
Итого   536717 607430
Кредиторская задолженность: краткосрочная - всего 640 859930 952760
в том числе: расчеты с поставщиками и подрядчика- ми 641 540602 573596
авансы полученные 642 - -
расчеты по налогам и сборам 643 49630 51814
кредиты 644 144562 168721
займы 645 - -
прочая 646 125136 131629
долгосрочная - всего 650 312840 299970
в том числе: кредиты 651 - -
займы 652 312840 299970
Итого 660 1172770 1225730

 

РАСХОДЫ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ)

Показатель

За

отчетный

год

За

предыдущий

год

наименование код
1 2 3 4
Материальные затраты 710 1221080 1439100
Затраты на оплату труда 720 2279940 2403200
Отчисления на социальные нужды 730 584760 610490
Амортизация 740 144280 147550
Прочие затраты 750 766250 878305
Итого по элементам затрат 760 4996310 5478645
Изменение остатков (прирост [+], уменьшение [-]): незавершенного производства 765 +14 +24
расходов будущих периодов 766 +8 -2
резервов предстоящих расходов 767 - -

 

Справка №1

Данные статистических и оперативных отчётов, используемые в ходе анализа ресурсного потенциала

Показатель Прошлый год Отчётный год
1. численность рабочих, чел. 11214 12285
2. количество отработанных дней 245 250
3. количество отработанных человеко-дней в отчётном периоде, чел.дн. 2747430 3071250
4. Продолжительность одной смены 8 8,2
5. количество отработанных человеко-часов в отчётном периоде, чел-ч. 21979440 25184250
6. численность работников, чел. 29230 30040
7. Коэффициент сменности, коэфф. 1,5 1,8

 

Справка №2

Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию (тыс.руб.)

Показатели За отчётный год
Переменные расходы 4593607
Постоянные расходы 885008

 


Справка №3

Коэффициенты комплексных показателей, входящих в рейтинговую оценку организации, конкурирующих с ООО «Агат»

№ п/п Комплексный показатель ООО «Алмаз» ООО «Рубин»
А Б 1 2
1 Рентабельность продаж 0,089 0,093
2 Рентабельность активов 0,525  0,529
3 Рентабельность собственного капитала 0,659 0,657
4 Рентабельность доходов 0,024 0,029
5 Рентабельность расходов 0,03 0,024
6 Коэффициент финансовой независимости 0,607 0,603

 

Справка 4

Коэффициент значимости комплексных показателей, участвующих в рейтинговой оценке деятельности организации анализируемой отрасли

№ п/п Комплексный показатель Коэффициент значимости показателя
А Б 1
1 Рентабельность продаж 1,8
2 Рентабельность активов 1,4
3 Рентабельность собственного капитала 2,0
4 Рентабельность доходов 1,6
5 Рентабельность расходов 1,5
6 Коэффициент финансовой независимости 1,7

 





Филиал в г. Барнауле

Факультет: «Учетно-статистический»

 

 

Курсовая работа

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

 

 

Барнаул 2008



Введение

 

В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование механизма финансовой стабильности и финансовой безопасности организации.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это один из главных элементов менеджмента любой организации. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно анализируются факторы изменений результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, внутренним пользователям (руководству, учредителям, экономическим службам), а также внешним пользователям (кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам) для выработки рациональных управленческих решений.

Данная тема является актуально потому, что устойчивое финансовое положение предприятия является результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Предметом исследования курсовой работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Агат».

Целью работы является:

· закрепление теоретических знаний;

· развитие практических навыков проведения экономического анализа

· обобщение полученных результатов анализа с целью выявления комплектной величины резервов, которые в конечном итоге могут быть квалифицированы как готовые к мобилизации в производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.

Задачи:

§ рассчитать качественные и количественные показатели;

§ составить многофакторные модели;

§ раскрыть методику расчета влияния отдельных факторов;

§ выявить резервы и разработать рекомендации по мобилизации их в производство;

§ составить аналитическую записку по результатам произведенных расчетов.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.