Смещенное логическое ударение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В предложении У одних писателей портрет дается более подробно, у других – речевая характеристика логическое ударение первоначально воспринимается читающим на словосочетании более подробно, в то время как пишущий мыслил его на слове портрет. Конечно, пишущий всегда знает, на каком слове создаваемого им предложения он мыслил логическое ударение, но этого мало, – пишущий должен каким-то образом дать понять читающему, какое из слов следует воспринимать как логически ударное. В русском языке есть несколько способов выражения логического ударения: перемещение слова в ударную позицию, «утяжеление» слова специальными словами-усилителями, шрифтовые и знаковые средства.

1. Позиционный способ передачи логического ударения.

После многих споров ученые пришли к выводу, что в русском языке конечная позиция придает слову логическое ударение: предложением Букет цветов стоял на столе мы показываем, что букет именно на столе, а не в другом месте. Если написать На столе стоял букет цветов, то выделяется букет цветов.

Логически ударной является не только конечная позиция, но и позиция, которая приравнивается к конечной, в частности, перед запятой, на месте которой могла бы стоять точка; также логически ударной является позиция перед некоторыми другими знаками препинания, в частности, перед скобками.

2. Лексический способ передачи логического ударения.

Этот способ состоит в том, что в предложение вводятся слова-усилители, которые помогают выделить нужное слово.

Выделяющие частицы: это, именно, как раз, только, лишь, единственно, исключительно, и, даже.

Сравните такие предложения Марат едет завтра в Москву. – Это Марат едет завтра в Москву. Во втором случае логическое ударение воспринимается на слове Марат. Значит, для выделения слова Марат в исходном предложении вовсе не обязательно помещать его в ударную позицию, достаточно ввести перед ним усилительную частицу это.

Примеры: Именно старик был добрее всех. У меня была только синяя краска. Это полезно и для опытного лектора. И я люблю его. Я и люблю его. Я люблю и его.

Уточняющий синоним. Мы не можем, не имеем права забывать об этом. Логическое ударение воспринимается именно на втором из двух смежных синонимов.

Усилители наречного типа: весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и под. Необычайно интересную экскурсию совершили мы этим летом.

Повторение слова (буквальное и вариативное): давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит. Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека? Это правда, ты, да, да, ты завоевал приз!

Противопоставление. Нас ожидала не пара, а тройка лошадей.
В этом предложении логическое ударение воспринимается на слове тройка как выделенном противопоставлением (не пара, а тройка), хотя в ударной позиции находится другое слово – лошадей. Обычные грамматические средства противопоставления – конструкции с элементами: не … а; как … так и; и под.

В письменной речи тех, кто слабо владеет лексическим способом, возникают такие затруднения:

а) пишущие не выделяют логически ударное слово в тех случаях, когда оно должно или может быть выделено лексическим способом;

б) ставят слово-усилитель (обычно – частицу) не перед тем словом, которое должно быть выделено;

в) выделяют логически ударное слово каким-то одиночным усилителем, когда оно по его значимости должно быть выделено двумя-тремя усилителями.

Важно, чтобы пишущие знали и умели применять различные средства передачи логического ударения в письменной речи.

3. Графические средства передачи логического ударения

Выделяющие шрифты. Для передачи логического ударения часто применяются курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы и др.:

А однажды в Альпах мы были свидетелями совсем уж волшебного зрелища: гроза бушевала под нами (В. Инбер).

То, что выделяющие шрифты являются специализированным средством передачи логического ударения, отчетливо видно в случаях, когда они употреблены неуместно. Ср.: «Я должен взять тот образ, который дан мне художником, а не иной». Получается, что в предложении – два конкурирующих логических ударения: одно на слове образ, выделенном курсивом, другое на слове тот, выделенном противопоставлением (тот …, а не иной).

Показательны также факты, когда какое-то слово графически выделено (дано р а з р я д к о й) не по воле автора, а по каким-то техническим причинам – для заполнения печатной строки, для сохранения газетного столбца и т.п. При этом читающий, который привык воспринимать на слове, набранном особым способом, логическое ударение, оказывается введенным в заблуждение.

Таким образом, при использовании выделяющего шрифта чаще всего возникают следующие виды ошибок: выделение какого-либо слова, которое по логике изложения не должно быть выделено, и употребление шрифтового выделения в несвойственной ему функции.

Знак ударения (акут):

Конец показывает, что каждый может. (Пословица). – Конец показывает, чтО каждый может. Сокол против воробьев, а против кошки – мышь. (Пословица). – СОкол против воробьев, а против кошки – мышь.

Знак акут может употребляться над словом в трех случаях:

а) для указания на правильное произнесение слова (например, незнакомого): акУт, центр БрокА;

б) для различения графических омонимов: оргАн (не Орган), бОльшую (не большУю);

в) для передачи логического ударения.

Знак акут, так же как и курсив, обладает тем несомненным достоинством, что он может ставиться практически на любом слове, причем сразу, по ходу письма, для этого не требуется изменять конструкцию фразы (ср. позиционный способ) или вводить новые слова (ср. лексический способ).

Восклицательный знак в скобках. Беспримерную тяжесть вынес В.И. Даль, который при издании своего знаменитого словаря лично провел четырнадцать (!) корректур трехсот тридцати печатных листов большого формата. Знак (!) здесь указывает: обратите внимание на число четырнадцать, вдумайтесь в него.

Знак (!) часто употребляют для указания на ошибку при цитировании.

Знак (!) может употребляться также в тех случаях, когда в принципе нельзя применить курсив. Вместо знака (!) употребляют иногда – для особо сильного выделения – знак (!!) или даже (!!!).

Выделяющее тире. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел – Швабрин (А.С. Пушкин).

Почему тире может служить средством передачи логического ударения? Потому что, когда мы в устной речи выделяем какое-то слово логическим ударением, мы не только усиливаем голос на выделяемом слове, но и делаем перед ним паузу. Тире, сигнализируя об этой паузе, помогает выделить последующее слово.


Задания

Задание 1. Подчеркните слова, на которых воспринимается логическое ударение.

1. На углу машина остановилась. Машина остановилась на углу.
2. Много новых городов выросло в Сибири. В Сибири выросло много новых городов. 3. Дверь отворилась, и вошел Петров. Дверь отворилась, и Петров вошел. 4. Той ночью ветер был сильным, огонь распространялся быстро, к тому же заметили пожар поздно. 5. Учебник излагает сведения кратко, однако ознакомиться с основами науки вы сможете.

Задание 2. С какого слова на какое смещается при восприятии логическое ударение? Укажите стрелкой.

О б р а з е ц:

В опытной группе детям читали стихи, а в контрольной – нет.

Логическое ударение воспринимается на слове стихи (вместо читали).

1. Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошиб-ки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. 2. В пер-вом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные. 3. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня. 4. Дорогу постоянно ремонтируют. Вот и получается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя. 5. Авторы этих высказываний ошибаются по-разному: одни из них недооценивают роль личности, другие ее переоценивают.

Задание 3. Поставьте логически ударное слово в ударную позицию.

1. Брату я подарил альбом для марок, а книгу – сестре. 2. Досадно становится, как посмотришь на поле: земля кое-как вспахана. 3. В поэзии чаще используется эмоциональная лексика, чем в прозе. 4. Совершенное выражение духовного мира человека есть вместе с тем самопознание и требует творчества от человека. 5. Работа над стилистическими ошибками приносит хорошие результаты только тогда, когда систематически проводится с учащимися, а не от случая к случаю.

Задание 4. Измените порядок слов. В скобках указано, на какое слово падает, по замыслу автора, логическое ударение.

1. Выработанный навык будет безотказно действовать (безотказно). 2. Особого внимания заслуживает использование местоимений в речи (местоимений). 3. Сосед отправил это письмо (сосед). 4. Измените эту фразу так, чтобы она была правильно построена (правильно).
5. Он приехал и узнал, что днем было собрание (днем).

Задание 5. Скажите, какое из предложений, стоящих в правом столбце, больше подходит как последующее в повествовании за предложением, стоящем в левом столбце. Объясните свой выбор.

 

1. В художественной галерее появи- лась новая картина 1) Все говорили об этой картине 2) Об этой картине говорили все
2. Народ Индии не хотел мириться с гнетом чужеземцев 1) Волнения часто происходили в стране 2) В стране часто происходили волнения
3. Мой попутчик спал, а я сидел за столиком и читал газету. Вдруг открылась дверь 1) Девушка вошла в наше купе 2) В наше купе вошла девушка
4. На берегу озера высится красивое белое здание санатория 1) Рабочие-горняки отдыхают и лечатся в этом санатории 2) В этом санатории отдыхают и лечатся рабочие-горняки 3) В этом санатории рабочие- горняки отдыхают и лечатся

 

Задание 6. Подчеркните лексический усилитель. Обратите внимание на его расположение по отношению к выделяемому слову (перед словом – после слова).

1. Дружные супруги даже из Тихого океана воду вычерпают. 2. Как раз здесь начинается минное поле. 3. Только отец соблюдал спокойствие. 4. Именно в кратере нашли этот минерал. 5. Давно ли он ушел?
6. Я должна уехать сегодня же! 7. Одна-единственная спичка осталась у нас. 8. Вот теперь-то мы повоюем! 9. Так и замерло сердце у Никиты.

Задание 7. Вычеркните один из двух смежных синонимов и проследите, как при этом изменится (в восприятии читающего) место логического ударения.

1. Чтец в соответствии с замыслом может заострять, обнажать мысль автора. 2. Частицы обычно употребляются для выделения, подчеркивания какого-либо слова. 3. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную модель. 4. Известно, что с помощью умственных действий человек способен предварять, упреждать свои действия.

Задание 8. Мысленно устраните из предложения выделяющую частицу и проследите, на какое слово переместится (в восприятии читающего) логическое ударение.

1. Лишь экономное использование усилительных слов бывает выразительным. 2. Остановимся в заключение лишь на нескольких таких вопросах. 3. Даже верблюды были взволнованы. 4. Только Катя оставалась в квартире. 5. Развитие звуковой системы языка лишь в конечном счете объясняется данными физиологии. 6. Лишь бензином можно вывести это пятно.

Задание 9. Сравните попарно следующие предложения. Установите, что изменяет введение в предложение лексического усилителя.

1. Лодыгин создал первую лампу накаливания. – Именно Лодыгин создал первую лампу накаливания. 2. Кедр растет в нашем лесу. – Даже кедр растет в нашем лесу. 3. Я вчера был в театре. – Я вчера действительно был в театре. 4. Связной должен был прийти сегодня. – Связной как раз и должен был прийти сегодня.

Задание 10. Переставьте выделяющую частицу на свое место.

1. Из окна видны редкие и безлистые еще липы. 2. Ведь многие хозяйства мечтают еще только о стопудовых урожаях. 3. Годовой план уже должен быть выполнен в октябре. 4. Если в прошлом году было семь неуспевающих, то сейчас их только у нас два. 5. Этому родители учили еще его с детства.

Задание 11. Добавьте к логически ударному слову (оно указано в скобках) подходящий по смыслу лексический усилитель.

1. Он не видел, как ставятся ульи (не видел). 2. Друзья от него отвернулись (друзья). 3. Установлено, что описываемая в тексте картина постепенно складывается в сознании читателя (постепенно). 4. Вы сможете писать для детей (сможете). 5. Почему изменяется язык? (почему)

Задание 12. Введите, где это требуется, лексические усилители.

1. Надо говорить на языке, который учишь: устная речь – основа знания. 2. Пишите в форме тезисов, а не заглавий, так как тезисы требуют больше слов, чем заглавие, но заключают в себе гораздо больше содержания. 3. Машина пошла быстрее. Собака некоторое время держалась сзади, но потом отстала.

Задание 13. Устраните смещенное логическое ударение, поставив над логически ударным словом знак акут.

1. Одни создают космические корабли, другие их испытывают.
2. – Вы сегодня приедете? – Нет, завтра. 3. Юмористы смеются, завидев порок, сатирики – льют слезы. 4. Успех для нас не важен. Надо быть ученым, а не казаться им. 5. Я покупаю книги, а не продаю.

Задание 14. Какими средствами передано логическое ударение на выделяемом слове? Назовите все использованные автором средства.

1. На ферме оставался только сторож. 2. На невнимание современников Пушкин почти не мог пожаловаться. Зато мог и не раз жаловался на непонимание. 3. И здЕсь возникает неясность. 4. Она 10 лет палец о палец не ударила. Ни-че-го не делала. 5. Правило здесь не действует, поскольку имеется лишь о д н о условие. 6. Некоторые представители кибернетики забывают об основной ограниченности всякого моделирования – о том, что оно у п р о щ а е т.

Задание 15. Слева приведены предложения с ошибкой, справа – исправленные. Объясните причину исправления.

 

1. Эти женщины выросли в богатых дворянских семьях и только видели роскошь … и видели только роскошь
2. Сразу объясним, что именно мы бу- дем понимать под передачей мысли … чтО именно мы будем понимать под передачей мысли
3. Дружба не означает всепрощения. Трусость другу нельзя простить … Трусость даже другу нельзя простить
4. Эти насосы – малопроизводитель- ные, дорогие, к тому же периоди- чески действующие аппараты … дорогие аппараты, к тому же действующие лишь периодически

 

Задание 16. На каком слове будет воспринято в приведенных предложениях логическое ударение? Почему?

1. К узловой станции отряд подошел вечером. – Вечером отряд подошел к узловой станции. – Вечером к узловой станции подошел отряд. 2. Каждый рисунок пиктографического письма мог рассматриваться двояко читателем. 3. Трение частиц о жидкость возрастает пропорционально квадрату поперечника. Но центробежная сила возрастает при этом быстрее, пропорционально кубу поперечника. 4. И кто бы вы думали? Иван Иванович приходил вчера вечером. 5. Знание закономерностей восприятия позволяет предугадывать, рассчитывать наперед, как будет понято слово. 6. Занятия в мастерской проводятся лишь изредка, от случая к случаю. 7. В организме человека нет белковых запасов. Это жир откладывается, а не белки. 8. Лучше совершать прогулку после обеда, чем содержать дома аптеку.

Задание 17. В каких предложениях смещено логическое ударение? Ошибки исправьте.

1. Гимнастерки у бойцов были мокрые насквозь. 2. Птиц вырастили много. Теперь надо позаботиться о том, чтобы было достаточно корма для птиц. 3. Рассмотрите садовую улитку, которая лежит на столе как мертвая. Затем подержите ее в теплой воде. Наблюдайте, как оживает она. 4. Писатель рассказывает о некоторых жителях этого города, но создает представление обо всех. 5. Для того, чтобы не допустить неправильного сужения термина «предложение», Шахматов ввел понятие коммуникации в свое определение.

Задание 18. Найдите и исправьте ошибку в передаче логического ударения.

Однажды, когда я наблюдал за укладкой дороги из бетонных плит, я обратил внимание, как много сил и времени отнимает закрепление крана перед работой и освобождение его после ее окончания при обычных ручных упорах. Ведь кран может замостить участок длиной три-четыре метра, не съезжая с места. Затем рабочим приходится вручную отворачивать упоры, вынимать из-под них металлические «копыта» крана и устанавливать их на новом месте. Куда переезжает кран.

Задание 19. Отредактируйте текст.

Чем сильнее различие языков, тем труднее составить словарь. Например, составить словарь французских слов на английском языке не так сложно (благодаря значительному сходству языков и культур), как составить словарь языка зулусов на английском языке.





Дата: 2019-04-23, просмотров: 1014.