Нарушение формы фразеологизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Незнание значения фразеологизма.

В нашем языке, как и во многих других языках мира, существует множество устойчивых словосочетаний (фразеологизмов). Это и всевозможные пословицы и поговорки («скупой платит дважды», «дорога ложка к обеду», «чужими руками жар загребать»), и крылатые фразы («видит око, да зуб неймёт», «Васька слушает, да ест», «Нью-Васюки»), и другие идиомы, т.е. выражения, смысл которых не связан с составляющими их словами («собаку съел», «бить баклуши», «притча во языцех»). Такие словосочетания представляют собой единое целое и их нельзя искажать, заменяя, добавляя или убирая из них слова. Если принято говорить «прокрустово ложе», «собаку съел» или «с бою», то было бы ошибкой сказать или написать «прокрустова кровать», «пса съел» или «с боем», даже если вам кажется, что так будет лучше или правильнее. Иногда имеет место смешение (контаминация) двух сходных устойчивых словосочетаний. Например, кто-то может написать «сыграть своё дело», смешав два близких по смыслу выражения: «сделать своё дело» и «сыграть свою роль». Другие примеры: «выполнение мечты» (из «осуществление мечты» и «выполнение плана»), «рукой доплюнуть можно» (из «рукой подать» и «доплюнуть можно»), «прошёл с большим интересом» (из «пройти с большим успехом» и «вызвать большой интерес») и т.п. Разумеется, такое смешение является грубой речевой ошибкой. Если у вас нет увереннности в точности какого-то фразеологизма, лучше вообще не использовать его в тексте/в речи или обратиться к фразеологическому словарю.

Задания

Задание 1. Объясните причины ошибок, возникших при объяснении фразеологизмов (из тестов абитуриентов).

1) Лезть в бутылку – напиваться. 2) Попасть пальцем в небо – ответить правильно. 3) Ломиться в открытую дверь – стараться первым войти в автобус. 4) Убить двух зайцев – не дать уйти ни одному зайцу. 5) Выйти в тираж – стать известным, прославиться. 6) Перемывать кости – а) лечиться; б) пытать.

Задание 2. Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1) Ты полностью растворяешься и поглощаешься в мир иной. 2) Ли-рический герой случайно наткнулся на поляну с ирисами, а пожилой мужчина объяснил, что это его рук дело. 3) После он познакомился со стариком, который дал жизнь этим восхитительным цветам. 4) Ученые считают, что проблемы экологии и энергетики могут быть решены под корень. 5) Ну, счастливо долететь, пусть земля тебе будет пухом. 6) Стол был богат различными деликатесами, так что мы впервые в жизни питались медом и акридами.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с нарушением формы устойчивых словосочетаний.

1) Откровенно говоря, радужных надежд в связи с чемпионатом мира в Норвегии мы не связывали. 2) Каждый сам кузнец своей участи. 3) Герой данного текста просто летает в облаках. 4) Какие ты сделал ошибки при этом, тебе потом сойдутся боком. 5) Вы думаете, что все потеряно и на всё опустили руки? 6) Ведь когда любишь, жизнь течет своим руслом, почти беззаботно. 7) И это должны понимать все, от малого до великого. 8) Он пригласил его в гости, но когда удался шанс, его в живых уже не было. 9) Этот вопрос служит в тексте точкой толчка для автора. 10) Что сказал, то и надо делать, а не пускать слова по ветру. 11) С появлением телевизора люди перестали заниматься искусством, зарыли свои таланты глубоко в душе.

Задание 4. Дайте правильную форму следующих фразеологизмов. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю.

Смотреть фактам в глаз; через пень на колоду; семи пядей на лбу; единственная ахиллесова пята; пока суть да дело; проходить красной линией; глас, вопиющий в пустыне; имя им регион; львиная часть; попасть в яблоко; хоть кол на голове чеши; провести вокруг пальца; от мозга до костей; из огня да в пламя; глаз за глаз; всякий кулик неравнодушен к своему болоту.

Задания

Задание 1. На каких явлениях, на ваш взгляд, основаны следующие анекдоты:

– Можно, я вас перебью?

– У нас нет времени!

– Ничего, у меня «Калашников».

– Доктор! Как наш дедушка?

– Да вот, к утру начал отходить!

– Что сказать о браках? – Хорошую вещь браком не назовут!

Задание 2. Найдите в каждом предложении слово, выбор которого по тем или иным причинам является ошибочным. Определите эти причины (не учитывается семантика слова, его стилистическая характеристика или стилевая принадлежность).

1. Такой и врезалась в память та сцена: протянутая из двери теплушки рука девушки и ответный короткий оскал зубов в робкой благодарной улыбке на тёмном солдатском лице. 2. Вагон нервно тормознулся, и стоящий рядом с моей подругой пассажир буквально повалился на неё. 3. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий НЛО. 4. Итогом прокурорской проверки и публикации в «Гудке» стал ответ, полученный редакцией от директора комбината питания. 5. Но, несмотря на такой вроде бы философский заворот, все проблемы в фильме затронуты очень поверхностно, так что он остался очень лёгким и ненавязчивым. 6. Не соглашусь с хрестоматийной данностью Льва Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. 7. Первыми на этот странный факт обратили внимание в буддийских монастырях Тибета, этих настоящих заповедниках человеческих феноменов. 8. В результате всем видным политикам пришлось публично определить своё отношение к наезду на премьера. 9. Саму кабину изувечило, а на чердаке, где расположено машинное отделение, оторвало внешнюю панель. 10. Оперативники выехали на место. Натюрморт действительно не из приятных: простыня в крови, у хозяина из груди торчит нож, в комнате всё перевёрнуто.

Задание 3. В каждом из приведённых ниже предложений есть слово, выбор которого весьма сомнителен. Объясните, почему. Сделайте правку.

1. Но во всём этом существует грандиозная опасность. 2. Таня и Вячеслав познакомились на хладокомбинате, оба уже были женаты.
3. У меня отобрали все мыльные принадлежности, в том числе и бритву. 4. Вечером, после окончания посиделок в Колонном зале, Юрий Лужков прибыл в гости к министру юстиции. 5. В глаза бросился страшный беспорядок: вещи, бельё – всё было вывернуто из шкафов на пол. 6. Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались, дозревая, помидоры. 7. В целях компенсации морально-материального ущерба музыканту пришлось расстаться с тысячей долларов. 8. Пингвин спокойно расхаживал по улицам, разглядывая всё вокруг, и вдруг глаза его сфокусировались на прилавке рыбного магазина. 9. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена только из японских деталей. 10. В результате беспрекословный имидж певицы не то чтобы потускнел, а стал более легкомысленным, девальвировался.
11. Французское трио оставило захватывающее впечатление. 12. Призвать государство и его военные ведомства к ответу осиротевшим родителям помогают сотрудники фонда «Право матери». 13. Объявление на груди у женщины рассказывает, что у неё больной сын. 14. Военными комиссариатами Москвы будет осуществлён глобальный переучёт москвичей-призывников. 15. По данным опросов, проведённых среди наших солдаток, только два процента милых дам отправились в армию из чистой дамской любви к военному делу. 16. Спортсмен выполнил свои упражнения с апломбом. 17. Это фьючерсное решение губернатора повлекло за собой множество кривотолков. 18. Раскрепощённо, но отнюдь не разгильдяйски провела сборная России домашний матч с командой Португалии в рамках отборочного тура к чемпионату континента. 19. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. 20. Ноябрь был отмечен ухудшением климатических условий – снегопадами, резким понижением температуры.

 



СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

М.В. Ломоносов

Говоря о синтаксических нормах, мы обращаемся к предложению, так как в большинстве случаев ясность речи нарушается как раз из-за неправильного понимания какого-то элемента предложения или связи элементов.

Как пишет Б.С. Мучник, речь ясна, если каждое слово в предложении при первоначальном восприятии понимается именно в том из возможных значений, в котором оно употреблено пишущим (а не в каком-то другом), и если при этом оно сразу же относится практически всеми читающими именно к тому слову в предложении, с которым оно было связано в мысли пишущего (а не к какому-то другому).

Неправильное понимание предложения в целом может быть вызвано либо неправильным пониманием отдельного слова, либо неправильным пониманием связи слов.

Далее рассмотрим выделенные подгруппы.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 1761.