Нарушение лексических (словоупотребительных) норм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Незнание значения слова. Смысловая неточность.

Лев Толстой когда-то сказал: «Если бы я был царь, я бы издал закон, чтобы писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог». Всегда ли мы можем объяснить значение слова, которое употребляем?

Каждое слово выполняет номинативную функцию, т.е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это заставляет говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Очень часто можно слышать вопрос: «Как правильно сказать: кто крайний или кто последний?». Считается, что нельзя говорить: «Кто крайний?» по отношению к стоящим в очереди. Слово крайний обозначает стоящего с краю и употребляется в этом значении только по отношению к ряду предметов: «крайний в ряду, в шеренге». Поэтому

к очереди это слово неприменимо, поскольку в очереди нет края, а есть начало и конец. А значение «конечный в ряду чего-нибудь» передаётся словом последний.

Неточное использование того или иного слова может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению в коммуникации, а иногда даже к коммуникативной неудаче (например, к ссоре).

Разговор подруг:

– Таня, займи мне пожалуйста, двести рублей.

– Да я даже не знаю у кого.

– Господи, я тебя прошу мне занять!

– Я так и поняла, что ты меня просишь. Но ты скажи, у кого?

Почему в этом диалоге подруги не понимают друг друга? Одна из них допускает ошибку: вместо того, чтобы сказать: «Дай мне в долг» или «Дай взаймы», «Одолжи», она использует глагол «займи». Глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». В данном случае неточность понимания значения слова ведет к коммуникативной неудаче. Еще несколько примеров: в русском языке есть глаголы выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Носители языка не всегда знают, какое действие называет каждый из них и чем они отличаются друг от друга по значению. Итак, как правильно спросить:

(на катере) Вы на следующей пристани...?

(на электричке) Вы на следующей станции...?

(в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей остановке...?

Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом случае принято говорить «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку и в данном случае приходится сходить по ступенькам. Из-за неточного знания значений подобных слов возможно наблюдать следующие диалоги:  

Вы на следующей остановке сходите?

– Сходят только с ума, а в автобусе слезают!

– С чего это вы взяли? Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

– Это замуж выходят. Ну совсем русского языка не знают!

Объясните, пожалуйста, кто прав, а кто нет?

Задания

 

Задание 1. Объясните следующие ошибки (из тестов абитуриентов).

1) Отписка – ответное письмо. 2) Мужать – значит женить. 3) Катаклизм – одно из направлений христианской религии. 4) Фальсифицировать – говорить на научном языке. 5) Фигурировать – кататься на коньках. 6) Пацифистский – наплевательский. 7) Витиеватый – скрученный, свинченный. 8) Курировать – переезжать с места на место.

Задание 2. Объясните значения следующих слов, в случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем.

1) Бессребреник, вездесущий, вензель, дееспособный, навзничь, изморось, деверь, свояк, свояченица, золовка, шурин, кум, кощунство, маститый, подвижник, подноготная, поприще, порицать, преходящий, филигранный, превратный, претить, пресловутый, рачительный, скаредный, тлетворный, чреватый.

2) Априори, аутентичный, вульгарный, доминанта, индифферентный, меркантильный, ареал, одиозный, панацея, плагиат, респектабельный, рецидив, сентенция, синекура, суррогат, табу, тотальный, утилитарный, бестселлер, утрировать, фетиш, протеже, фурор, экзальтированный.

Задание 3. Исправьте ошибки.

1) Пусть у вас родится хороший пацаненок, не важно, мальчик или девочка. 2) Вам следует подводить только верхние глаза. 3) Конечно, ребята постарели, но при этом нисколько не обрюхатили – все такие же подтянутые. 4) Беременной маме следует следить за своими зубами.
5) Партии опять столкнутся в борьбе за мозг избирателей. 6) Какими фактами вы апеллируете? 7) Башню украшал вензель в виде двуглавого орла. 8) Из 17 умерших 8 были потенциальными курильщиками.
9) Он споткнулся и упал наотмашь.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 426.