ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

(Тест К.Томаса)

 

К.Томас исходит из того, что конфликт имеет не только негативную - деструктивную функцию, но и позитивную - продуктивную функцию. Отсюда, задача - не просто элиминировать конфликт, а управлять им, стимулируя продуктивное поведение участников конфликтной ситуации.

Им создана 2-мерная модель регулирования конфликта, в основу которой положено два признака: продуктивность и направленность внимания на свои интересы или интересы другого. Модель содержит пять способов регулирования конфликта: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Наименее продуктивно избегание, компромисс занимает среднее положение, соперничество основано только на учете своих интересов, приспособление - на учете интересов другого. Наиболее продуктивно сотрудничество.

Инструкция: Выберите из двух суждений то, которое Вам кажется более правильным.

 

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

 б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

 6) Я стараюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и своих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я старюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

6) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

6. а) Я пытаюсь избежать возможных неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

6) Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

6) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

6) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

6) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю точку зрения другому и спрашиваю о его взглядах.

6) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

6) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16 . а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

6) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

6) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

 б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорных вопросов.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

6) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

6) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

Ключ:

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 146, 166, 17а, 22б, 25а,28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

Компромисс: 2а, 4а, 76,106, 126, 13а, 18б, 206, 22а, 24б, 26а, 29а

Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 15б, 176, 196, 21а, 23б, 27а, 20б.

Приспособление: 16, Зб,46, ба, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 276, 30а.

 

 Обработка результатов.

Пользуясь ключом, подсчитайте, сколько ответов соответствует каждому из способов регулирования конфликта.

Определите, какой или какие из них являются наиболее типичными для Вашего поведения и оцените степень продуктивности такого способа разрешения конфликта.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва,1983.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983.

Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии, 1972, №2.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - Москва, 1979.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - Москва, 1988.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - Москва, 1991.

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I
Организационные основы и содержание психолого-педагогической практики 6
Содержание психолого-педагогической практики ( 3 курс) 8
Содержание психолого-педагогической практики ( 4 курс) 11
Содержание психолого-педагогической практики ( 5 курс) 13
РАЗДЕЛ II
Анализ урока: психологические и педагогические аспекты 21
Приложения 39
I. Программы и методики педагогического наблюдения и анализа урока
· Методика целостного поэтапного наблюдения и анализа урока 39
· Методика целостного анализа урока от его триединой цели 52
· Методика анализа урока от его конечного результата 53
· Системный подход к самоанализу урока учителем 56
· Схема анализа основных элементов урока 59
· Сравнительная таблица системного и поэлементного анализов урока 63
II. Программы поаспектного педагогического наблюдения и анализа урока 64
· Программа наблюдения за целевой организацией урока 64
· Программа наблюдения урока с точки зрения постановки и реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения 65
· Программа наблюдения за уроком в логике развертывания учебной деятельности школьника 66
· Программа наблюдения урока с позиции «учащийся - субъект учебной деятельности» 67
· Программа наблюдения урока с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся 68
III. Программы и методики психолого-педагогического наблюдения и анализа урока 69
· Примерная схема психолого-педагогического анализа урока 69
IV. Программы поаспектного психологического наблюдения урока с позиции учета и развития познавательных процессов школьников 72
· Анализ учебной деятельности с учетом особенностей процессов внимания 72
· Анализ урока с учетом особенностей развития восприятия 75
· Анализ урока с учетом особенностей памяти 78
· Анализ урока с учетом особенностей воображения 80
· Анализ урока с учетом закономерностей и особенностей процесса мышления 84
· Анализ состояния развития познавательного интереса у учащихся 89
V. Оценка уровня сформированности учебной деятельности 93
VI. Перечень учебных умений 98
VII. Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения 100
VIII. Нормативная методика анализа деятельности учителя 102
РАЗДЕЛ III
Межличностные отношения в классе 108
Приложения 109
I. Методики изучения взаимоотношений учеников в классе 109
· Социометрия 109
· Аутосоциометрия 114
· Референтометрия 116
II. Варианты анкет, ориентированных на выявление особенностей межличностных отношений в классе 117
· Анкета на выявление отношения учащегося к школе и классу 117
· Анкета для изучения интересов и досуговой деятельности школьников 117
· Анкета для выявления психологического климата в классе 119
III. Изучение классного коллектива 120
· Опросник для изучения психологической атмосферы в классе 120
· Шкала оценки групповой сплоченности класса 122
IV. Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива 123
V. Определение уровня развития рефлексии учителя 126
Литература 132
РАЗДЕЛ IV.
Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника 133
Приложения 140
I. Методы изучения личности школьника 140
II. Общая схема психологической структуры личности школьника 149
III. Методики, направленные на изучение познавательной и эмоционально-волевой сфер личности 154
· Изучение внимания 154
· Изучение памяти 165
· Изучение мышления 168
· Изучение эмоциональной сферы личности 180
· Изучение волевой сферы личности 186
IV. Методики изучения индивидуальных и личностных особенностей школьников 191
· Исследование самооценки 192
· Определение степени выраженности свойств «интроверсия- экстраверсия», «нейротизм - эмоциональная стабильность» 198
· Определение преобладающего типа темперамента 202
· Изучение особенностей характера 208
· Описание типов акцентуаций характера 213
· Особенности психопедагогической работы с акцентуантами 219
V. Методики изучения «Я-концепции» 223
· Тест 12 утверждений (методика «Кто Я ?») 223
· Шкала самоуважения Розенберга 224
· Экспресс-методика для оценки уровня притязаний 225
· Выявление уровня тревожности у подростков 227
· Методика самооценки психического состояния 230
VI. Методики, направленные на изучение мотивов и познавательных интересов школьников 232
· Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи 233
· Анализ преобладающих мотивов в обучении 235
РАЗДЕЛ V 237
Особенности педагогического общения 2377
Приложения 245
I. Ориентировочная схема изучения коммуникативной деятельности учителя на уроке 245
II. Методики анализа педагогического общения 247
· Определение стилей педагогического общения 247
· Изучение уровня коммуникативного контроля в общении 248
· Определение уровня невербальной компетентности 250
· Определение стиля взаимодействия 251
· Определение типичного способа реагирования, или состояния «Я» 253
Литература 254
III. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя 254
Приложения 265
· Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации 265
Литература 268

 


* См. Конаржевкий Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.

* Поляков Е.Н., Бадаева В.И. Анализ урока. - Саратов, 1975.

* Бабанский Ю.К. Анализ эффективности современного урока // Народное образование, 1979. №9.

[1] При анализе каждого этапа и урока в целом мы стараемся перечислить наиболее важные связи, подлежащие рассмотрению. Но это совершенно не означает, что при практическом анализе урока, все они должны быть изучены именно в таком объеме. Сделать это, естественно, в одном анализе урока невозможно. Но знать о их существовании и влиянии на конечный результат учитель обязан. Выбор же их набора для анализа зависит от его конкретной цели, типа урока, подготовленности учителя и многих других конкретных фактов.

 

* Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.

* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.

 

* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.

 

* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.

 

* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.

 

* См. Кирсанова Л.А, Селиверстова Е.Н. Методические рекомендации к лабораторно-праткическим занятиям по курсу «Педагогические теории, системы и технологии».Ч.1. Владимир, 1998.

* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.

* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.

* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.

* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.

* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.

* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.

* См. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности/ Библиотека развивающего обучения. Выпуск 7. Томск, 1993.

* В основу настоящего раздела положены материалы, составленные Калиновой О.В., Молчановой О.Н. См. Психологические аспекты педагогической практики: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.

* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.

* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.

 

* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.

* См. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении.- Ставрополь, 1994.

* См. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении.- Ставрополь, 1994.

* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.

* Материалы подготовлены и составлены к.пс.н., доц. Писненко А.Г.

* См. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

* См. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

* См. Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.

* См. Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.

 

* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.

* См. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

* См. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

* См. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. – М., 1990.

* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.

* См. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

[2] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959, С.23.

[3] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973, С.195.

 

* За основу взята схема, составленная профессором Б.А.Сосновским. См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.

* См. Лобанов А.А. Методические рекомендации студентам по составлению характеристики школьника.- Владимир, 1988.

* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.

* См. Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.

* См. Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

 

* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.

 

* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.

* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.

* В разделе использовались материалы, составленные Калиновой О.В., Молчановой О.Н. См. Психологические аспекты педагогической практики: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.

* Материалы подготовлены и составлены Писненко А.Г.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.