В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
(Тест К.Томаса)
К.Томас исходит из того, что конфликт имеет не только негативную - деструктивную функцию, но и позитивную - продуктивную функцию. Отсюда, задача - не просто элиминировать конфликт, а управлять им, стимулируя продуктивное поведение участников конфликтной ситуации.
Им создана 2-мерная модель регулирования конфликта, в основу которой положено два признака: продуктивность и направленность внимания на свои интересы или интересы другого. Модель содержит пять способов регулирования конфликта: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Наименее продуктивно избегание, компромисс занимает среднее положение, соперничество основано только на учете своих интересов, приспособление - на учете интересов другого. Наиболее продуктивно сотрудничество.
Инструкция: Выберите из двух суждений то, которое Вам кажется более правильным.
1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
6) Я стараюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и своих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я старюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
6) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.
6. а) Я пытаюсь избежать возможных неприятностей для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
6) Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.
6) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
6) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также навстречу мне.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
6) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю точку зрения другому и спрашиваю о его взглядах.
6) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
6) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16 . а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также мне навстречу.
19. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
6) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
6) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
б) Я отстаиваю свои желания.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорных вопросов.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
6) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
6) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ:
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 146, 166, 17а, 22б, 25а,28а.
Сотрудничество: 2б, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.
Компромисс: 2а, 4а, 76,106, 126, 13а, 18б, 206, 22а, 24б, 26а, 29а
Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 15б, 176, 196, 21а, 23б, 27а, 20б.
Приспособление: 16, Зб,46, ба, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 276, 30а.
Обработка результатов.
Пользуясь ключом, подсчитайте, сколько ответов соответствует каждому из способов регулирования конфликта.
Определите, какой или какие из них являются наиболее типичными для Вашего поведения и оцените степень продуктивности такого способа разрешения конфликта.
ЛИТЕРАТУРА
Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва,1983.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983.
Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии, 1972, №2.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - Москва, 1979.
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - Москва, 1988.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - Москва, 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I | |
Организационные основы и содержание психолого-педагогической практики | 6 |
Содержание психолого-педагогической практики ( 3 курс) | 8 |
Содержание психолого-педагогической практики ( 4 курс) | 11 |
Содержание психолого-педагогической практики ( 5 курс) | 13 |
РАЗДЕЛ II | |
Анализ урока: психологические и педагогические аспекты | 21 |
Приложения | 39 |
I. Программы и методики педагогического наблюдения и анализа урока | |
· Методика целостного поэтапного наблюдения и анализа урока | 39 |
· Методика целостного анализа урока от его триединой цели | 52 |
· Методика анализа урока от его конечного результата | 53 |
· Системный подход к самоанализу урока учителем | 56 |
· Схема анализа основных элементов урока | 59 |
· Сравнительная таблица системного и поэлементного анализов урока | 63 |
II. Программы поаспектного педагогического наблюдения и анализа урока | 64 |
· Программа наблюдения за целевой организацией урока | 64 |
· Программа наблюдения урока с точки зрения постановки и реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения | 65 |
· Программа наблюдения за уроком в логике развертывания учебной деятельности школьника | 66 |
· Программа наблюдения урока с позиции «учащийся - субъект учебной деятельности» | 67 |
· Программа наблюдения урока с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся | 68 |
III. Программы и методики психолого-педагогического наблюдения и анализа урока | 69 |
· Примерная схема психолого-педагогического анализа урока | 69 |
IV. Программы поаспектного психологического наблюдения урока с позиции учета и развития познавательных процессов школьников | 72 |
· Анализ учебной деятельности с учетом особенностей процессов внимания | 72 |
· Анализ урока с учетом особенностей развития восприятия | 75 |
· Анализ урока с учетом особенностей памяти | 78 |
· Анализ урока с учетом особенностей воображения | 80 |
· Анализ урока с учетом закономерностей и особенностей процесса мышления | 84 |
· Анализ состояния развития познавательного интереса у учащихся | 89 |
V. Оценка уровня сформированности учебной деятельности | 93 |
VI. Перечень учебных умений | 98 |
VII. Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения | 100 |
VIII. Нормативная методика анализа деятельности учителя | 102 |
РАЗДЕЛ III | |
Межличностные отношения в классе | 108 |
Приложения | 109 |
I. Методики изучения взаимоотношений учеников в классе | 109 |
· Социометрия | 109 |
· Аутосоциометрия | 114 |
· Референтометрия | 116 |
II. Варианты анкет, ориентированных на выявление особенностей межличностных отношений в классе | 117 |
· Анкета на выявление отношения учащегося к школе и классу | 117 |
· Анкета для изучения интересов и досуговой деятельности школьников | 117 |
· Анкета для выявления психологического климата в классе | 119 |
III. Изучение классного коллектива | 120 |
· Опросник для изучения психологической атмосферы в классе | 120 |
· Шкала оценки групповой сплоченности класса | 122 |
IV. Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива | 123 |
V. Определение уровня развития рефлексии учителя | 126 |
Литература | 132 |
РАЗДЕЛ IV. | |
Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника | 133 |
Приложения | 140 |
I. Методы изучения личности школьника | 140 |
II. Общая схема психологической структуры личности школьника | 149 |
III. Методики, направленные на изучение познавательной и эмоционально-волевой сфер личности | 154 |
· Изучение внимания | 154 |
· Изучение памяти | 165 |
· Изучение мышления | 168 |
· Изучение эмоциональной сферы личности | 180 |
· Изучение волевой сферы личности | 186 |
IV. Методики изучения индивидуальных и личностных особенностей школьников | 191 |
· Исследование самооценки | 192 |
· Определение степени выраженности свойств «интроверсия- экстраверсия», «нейротизм - эмоциональная стабильность» | 198 |
· Определение преобладающего типа темперамента | 202 |
· Изучение особенностей характера | 208 |
· Описание типов акцентуаций характера | 213 |
· Особенности психопедагогической работы с акцентуантами | 219 |
V. Методики изучения «Я-концепции» | 223 |
· Тест 12 утверждений (методика «Кто Я ?») | 223 |
· Шкала самоуважения Розенберга | 224 |
· Экспресс-методика для оценки уровня притязаний | 225 |
· Выявление уровня тревожности у подростков | 227 |
· Методика самооценки психического состояния | 230 |
VI. Методики, направленные на изучение мотивов и познавательных интересов школьников | 232 |
· Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи | 233 |
· Анализ преобладающих мотивов в обучении | 235 |
РАЗДЕЛ V | 237 |
Особенности педагогического общения | 2377 |
Приложения | 245 |
I. Ориентировочная схема изучения коммуникативной деятельности учителя на уроке | 245 |
II. Методики анализа педагогического общения | 247 |
· Определение стилей педагогического общения | 247 |
· Изучение уровня коммуникативного контроля в общении | 248 |
· Определение уровня невербальной компетентности | 250 |
· Определение стиля взаимодействия | 251 |
· Определение типичного способа реагирования, или состояния «Я» | 253 |
Литература | 254 |
III. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя | 254 |
Приложения | 265 |
· Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации | 265 |
Литература | 268 |
* См. Конаржевкий Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.
* Поляков Е.Н., Бадаева В.И. Анализ урока. - Саратов, 1975.
* Бабанский Ю.К. Анализ эффективности современного урока // Народное образование, 1979. №9.
[1] При анализе каждого этапа и урока в целом мы стараемся перечислить наиболее важные связи, подлежащие рассмотрению. Но это совершенно не означает, что при практическом анализе урока, все они должны быть изучены именно в таком объеме. Сделать это, естественно, в одном анализе урока невозможно. Но знать о их существовании и влиянии на конечный результат учитель обязан. Выбор же их набора для анализа зависит от его конкретной цели, типа урока, подготовленности учителя и многих других конкретных фактов.
* Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.
* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.
* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.
* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.
* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.
* См. Кирсанова Л.А, Селиверстова Е.Н. Методические рекомендации к лабораторно-праткическим занятиям по курсу «Педагогические теории, системы и технологии».Ч.1. Владимир, 1998.
* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.
* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.
* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.
* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.
* См. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.
* См. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.
* См. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности/ Библиотека развивающего обучения. Выпуск 7. Томск, 1993.
* В основу настоящего раздела положены материалы, составленные Калиновой О.В., Молчановой О.Н. См. Психологические аспекты педагогической практики: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.
* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.
* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.
* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.
* См. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении.- Ставрополь, 1994.
* См. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении.- Ставрополь, 1994.
* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.
* Материалы подготовлены и составлены к.пс.н., доц. Писненко А.Г.
* См. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.
* См. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
* См. Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.
* См. Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.
* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.
* См. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
* См. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
* См. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. – М., 1990.
* См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики. - М., 1997.
* См. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
[2] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959, С.23.
[3] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973, С.195.
* За основу взята схема, составленная профессором Б.А.Сосновским. См. Калинова О.В., Молчанова О.Н. Психологические аспекты педагогической практики: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.
* См. Лобанов А.А. Методические рекомендации студентам по составлению характеристики школьника.- Владимир, 1988.
* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.
* См. Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.
* См. Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.
* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.
* См. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьника. - Владимир, 1989.
* В разделе использовались материалы, составленные Калиновой О.В., Молчановой О.Н. См. Психологические аспекты педагогической практики: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.
* Материалы подготовлены и составлены Писненко А.Г.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.