II. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

II.1. Определение стиля общения

(вариант анкеты А.А. Леонтьева)

Инструкция:

Студенту предлагается проанализировать свои особенности педагогического общения и оценить степень проявления каждой характеристики в соответствии с предложенной схемой по 7-бальной системе:

 

Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
Заинтересованность   7 6 5 4 3 2 1 Безразличие
Поощрение инициативы 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, боязнь недостатков)
Активность (все время в общении держит учащихся в «тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
Гибкость - (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, настроен на себя)
Дифференцированность в общении - (индивидуальный подход) 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым).

 

Обработка и анализ результатов. При интерпретации данных следует помнить о том, что в них отражаются субъективные представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел. Поэтому, предложенная схема может быть использована как таблица экспертной оценки особенностей педагогического общения. Каждый эксперт работает независимо. После чего, находится усредненная оценка. Экспертная оценка сравнивается с показателями самооценки, в случае несовпадения этих данных, анализируются причины такого расхождения.

 

 

II.2. Изучение уровня коммуникативного контроля в общении

(по М.Снайдеру)

 

Люди с высоким коммуникативным контролем, по М.Снайдеру, постоянно следят за собой, знают, где и как себя вести, хорошо управляют выражением своих эмоций, гибко реагируют на изменение ситуации в общении; они в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты в общении, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в зависимости от ситуации. Их могут считать «неудобными» в общении по причине прямолинейности. Люди со средним коммуникативным контролем - искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.

Инструкция:

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

 

1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я мог бы отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми. Я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Обработка данных. По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за ответ В на все остальные. Подсчитывается сумма баллов.

Ключ:   0-3 балла - низкий коммуникативный контроль;

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль;

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.