I. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Стиль общения учителя с учащимися:

* стиль руководства учащимися;

* выявление преобладающего стиля педагогического общения;

* продуктивность преобладающего стиля общения;

* соответствие выбранного стиля возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся;

* соответствие выбранного стиля индивидуальным особенностям учителя;

* уровень общения учителя с учащимися (примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный).

 2. Стиль отношения учителя к учащимся:

* выявление преобладающего стиля отношений педагога к учащимся и его эффективность (активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный);

* интенсивность общения учителя с учащимися;

* позиция учителя с учащимися в контакте (позиция «взрослого», «родителя», «ребенка»; «пристройка сверху», «пристройка рядом», «пристройка снизу»;

* соответствие стиля отношения и позиции учителя индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

3. Средства общения:

* особенности речи учителя (степень речевой свободы, культура и правильность речи, эмоциональность, логичность, убедительность, обращенность речи и др.);

* особенности невербальных средств общения учителя (жесты, мимика, поза, особенности внешнего вида, тембр голоса, интонация, темп речи, контакт глазами);

* выявление операций педагогического общения (указания, советы, запреты, вопросы, одобрение, порицание, ирония, тон общения и проч.);

* адекватность применяемых средств общения, их соответствие содержанию урока и методам обучения.

4. Оценочная деятельность учителя на уроке:

* характеристика обратной связи (описательная, оценочная, «на языке чувств», конкретность и своевременность обратной связи);

* формы оценочных педагогических обращений (отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка, позитивные и негативные оценки);

* адекватность осуществляемой оценки и ее эффективность;

* соответствие обратной связи индивидуальным особенностям учащихся.

5. Психологические барьеры педагогического общения:

 выявление факторов, препятствующих нормальному течению педагогического общения (барьер «боязни класса», незнание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, недостаток внимания к собеседнику, барьеры межличностного понимания, связанные с феноменами «стереотипизации», эффекта «ореола», «проекций» и др., несовпадение речевого сообщения и его невербального сопровождения, неумение слушать и проч.)

* анализ педагогических ошибок и причин их вызывающих.

6. Профессионально значимые характеристики учителя:

* проявление качеств, важных для педагогического общения (доброжелательность, искренность, гибкость, открытость и др.);

* выявление коммуникативных умений учителя (эмоциональная и поведенческая саморегуляция, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, способность к эмпатии, создание необходимого эмоционального настроя, способность адекватно оценить, личностные черты и эмоциональные состояния учащихся, умение правильно интерпретировать высказывания и невербальные проявления учащихся и т.д.).

7. Этапы организации педагогического общения:

* планирование коммуникативной структуры при подготовке к учебной деятельности;

* организация непосредственного взаимодействия с классом в начальный период контакта с ним (вход в класс, наличие коммуникативного настроя, реализация организационного момента, завоевание инициативы в общении, оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению, достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы», конкретизация спланированной ранее модели общения, уточнение условий и структуры предстоящего общения);

* управление развивающимся педагогическим процессом (соответствие метода обучения и системы общения, поддержка психологического контакта с классом и отдельными учениками, управление познавательной деятельностью, единство делового и личностного аспектов в процессе взаимодействия и т.д.);

* общие результаты педагогического общения (анализ использованной системы общения, уточнение возможных вариантов организации общения в данном классе, соотнесения модели общения с содержательными аспектами осуществленной деятельности, прогнозирование общения с данным классом).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.