Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Различают следующие процессы памяти:
Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.
Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержания психики.
Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.
Различают следующие виды памяти:
Наглядно-образная память - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы.
Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.
Двигательная память - это память на движения. Эмоциональная память - это память на переживания.
Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.
Механическая память - это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои особенности, свидетельствующие о ее эффективности.
Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
Точность - это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.
Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.
В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Кратковременная память это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.
Долговременная память - это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения.
Оперативная память - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.
Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.
Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих характеристик характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.
Анализируя урок под углом зрения педагогических приемов организации памяти школьников, необходимо ответить на следующие вопросы:*
1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание? Какими педагогическими приемами это достигалось?
2. Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников? Какие факты с урока это подтверждают?
3. Как учитывались средние показатели памяти в организации учебной деятельности школьников на уроке?
4. Как учитывались индивидуальные показатели памяти в организации учебной деятельности школьников на уроке?
5. Как учитывались половые и возрастные особенности в организации учебной деятельности школьников на уроке?
6. Как учитывалось на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)?
7. Как учитывались эффекты проактивного и ретроактивного торможения в процессе проведения урока? К каким результатам это привело?
8. Как организовывался на уроке материал для заучивания: дозировка по объему, распределение во времени, структурирование материала, языковое оформление? Насколько это педагогически целесообразно и эффективно?
9. Как организовывалось на уроке повторение? Насколько это педагогически оправдано и эффективно?
III.4. Анализ урока с учетом особенностейвоображения
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:
1) вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
2) изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);
3) соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человек-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков).
4) конструирование предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
5) мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
6) перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
7) мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
8) создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе, например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение - это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
а/ ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
б/ слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
в/ эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
г/ стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражается личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, тогда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им ранее не воспринимался. Например он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Проанализировать урок с точки зрения учета данных способностей и закономерностей их функционирования помогут следующие вопросы:*
1. Какие примеры, речевые средства и наглядные пособия, использованные на уроке, способствовали формированию наглядности представлений?
2. Какими способами учитель добивается обобщенности представлений у школьников?
3. Как учитываются индивидуально-психологические особенности представлений и образов отдельных учеников при организации учебной деятельности?
4. Учитывается ли средний уровень развития соответствующих представлений (математических, физических, географических и т. д.) у учащихся данного класса?
5. Как учитываются половые и возрастные особенности представлений и образов при организации учебной деятельности?
6. Как учитывается наличие нескольких видов представлений и образов и несовпадение уровней их развития?
7. Как учитываются особенности пространственных представлений?
8. Как используются аналогии для формирования научных представлений школьников?
9. Используются ли различия в прошлом опыте и знания учеников для достижения максимальной полноты вторичных образов?
10. Какие приемы используют ученики для объективации своих представлений на уроке?
11. Учитываются ли при организации учебной деятельности индивидуальные различия в устойчивости представлений?
12. Как осуществляется учет в скорости формирования вторичных образов у разных школьников?
13. Как учитывались различия в содержании образов?
14. Была ли на уроке создана творческая атмосфера?
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960.
2. Галкина О.И. О развитии пространственных представлений у детей в начальной школе. - М., 1961.
3. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М., 1973.
4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.
5. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.
6. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблемы активности психического отражения. - М., 1985.
7. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственного восприятия и представлений // Восприятие пространства и времени. - Л., 1969.
8. Якиманская И.С. О разработке метода диагностики пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития. - М., 1975.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 396.