Умения - это освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретаемых знаний и навыков.
В содержании образования умения, различаемые по функциям, объединяют в три группы в зависимости от их роли в учении. Одни являются предметными способами деятельности данной отрасли (умения математические, химические, биологические и т.д.). Другие служат способами усвоения разных видов содержания (восприятие, осознание воспринятого, запоминание, проявление структур творческого поиска, эмоциональные переживания и др.). Третьи выступают в роли способов организации своих действий по усвоению предметного содержания - знаний и способов деятельности. К учебным умениям относятся умения третьей группы, которые можно определить как способы организации субъектом своего усвоения и свойственной последнему познавательной деятельности, или как умения, содействующие усвоению.
Среди учебных умений различают общеучебные и специальные. Общеучебные умения являются универсальными для всех учебных дисциплин, а специальные (предметные) характерны лишь для какой-то конкретной предметной области.
В педагогических исследованиях существует несколько классификаций общеучебных умений, имеющих, однако, сходные основания. Большинство авторов, предлагая свой перечень умений учиться, исходит из основных структурных компонентов учебной деятельности и элементов процесса обучения.
Так, Ю.К. Бабанский, уделявший в своих работах большое внимание рациональной организации учебного процесса, разделяет общеучебные умения на три группы:
- учебно-организационные умения (принимать и намечать задачи деятельности, рационально планировать свою деятельность, создавать благоприятные условия деятельности);
- учебно-информационные умения (осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками, техническими источниками информации, осуществлять наблюдения);
- учебно-интеллектуальные умения (мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, осуществлять самоконтроль учебно-познавательной деятельности).
Достаточно удобна, на наш взгляд, классификация общеучебных умений, предложенная И.Я. Лернером и включающая в себя четыре группы общеучебных умений:
1-я группа: организационно-учебные умения:
- осознавать и определять цели задания;
- планировать условия и последовательность работы разной степени продолжительности;
- контролировать соответствие плана цели задания;
- составлять простой и сложный план;
- контролировать точность высказанной мысли;
- участвовать в коллективной познавательной деятельности в роли ведущего или рядового;
- консультировать;
- выбирать существенные условия, обеспечивающие учебные действия;
- проверять по ходу и после работы ее рациональность, возможности ее корректирования и совершенствования;
- соблюдать гигиену умственного труда.
2-я группа: практические учебные умения:
- беглое чтение;
- беглое письмо;
- умение слушать, сосредоточиваться на слушании;
- библиографические умения;
- пользоваться справочными материалами;
- составлять конспекты;
- работать с графиками, таблицами, картами;
- составлять строгие алгоритмы;
- пользоваться обобщенными схемами действия;
- обращаться к вариативным способам действия;
- осуществлять мнемонические действия;
- графически изображать мысль;
- планировать построение простых опытов;
- выполнять действия точно и аккуратно;
- связно, последовательно пересказывать;
- выбирать объект для наблюдения, быстро подмечать детали;
- повторять учебный материал;
- строить способы контроля над ходом и результатами деятельности в зависимости от условий.
3-я группа: интеллектуальные учебные умения:
- выделять главное в тексте;
- составлять тезисы сообщения;
- составлять рецензии на статью, литературное произведение, выступление;
- формулировать проблему, подлежащую решению;
- составлять свои комментарии к тексту или конспекту;
- воспринимать цепь суждений из 2-4 (и больше!) звеньев;
- выделять элементы изучаемого объекта, важные для данной задачи;
- выявлять обобщенный принцип действия;
- мысленно проигрывать варианты мысли, решений;
- переформулировать идеи в разных вариантах;
- вызывать ассоциации в связи с темой осмысления;
- восстанавливать в памяти содержание на основе логического выведения из наличных знаний;
- контролировать логику развертывания чужой и своей мысли;
- систематизировать данные из нескольких источников информации;
- конкретизировать обобщенную идею в необходимой (заданной) логике;
- пользоваться логическими схемами изложения и распределять знания по их пунктам
- определять состав выполненного и предстоящего действия;
- определять круг вопросов обсуждаемой темы;
- рефлексировать по поводу своей познавательной деятельности;
- иерархизировать акты познавательной деятельности;
- построить объяснение объекта;
- преобразовывать объяснения в зависимости от целей, условий, адресата;
- опознавать виды связей (причинно-следственных, функциональных, генетических);
- самостоятельно формулировать определения понятий;
- по определению строить вытекающий из него способ деятельности.
4 группа - психолого-характерологические умения:
- сосредоточиваться на работе;
- организовывать свою волю для преодоления возникших трудностей при решении учебных задач;
- распределять внимание между 2-3 объектами;
- самонастраиваться на деятельность учения;
- самонастраиваться на коммуникативную деятельность, связанную с учением; управлять своими интересами, влиять на свои мотивы;
- давать самоотчет в степени подготовленности к выполнению задания и в степени достижения цели учения и пр.
Будущему (начинающему) учителю следует помнить, что каждый предмет содействует формированию у школьников общеучебных умений и навыков. Но в то же время некоторые из них он может развивать в большей степени. Например, курсу математики особенно близка задача развития общего логического навыка доказательства. Работа над сочинением на свободную тему по курсу литературы особенно интенсивно развивает самостоятельность мышления школьников. При разборе предложений по частям речи школьники непосредственно учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Учебные курсы истории и обществоведения лучше других формируют умения планировать ответ, работать с первоисточниками, устанавливать причинно-следственные связи. Трудовое обучение развивает общие навыки рациональной организации производительного труда (приготовление рабочего места, рациональное размещение инструментов, изучение инструктивных карт, умение соблюдать нормы техники безопасности и пр.). Музыка, пение, изобразительное искусство при хорошей организации преподавания этих предметов содействуют развитию творческих умений и навыков. Курс биологии способствует овладению школьниками умениями систематизировать и классифицировать. Физика и химия учат наблюдательности, постановке и осуществлению экспериментальной деятельности, решению задач разного уровня трудности и т.д.
Формирование любого умения и навыка рациональной организации учебной деятельности имеет некоторые общие черты, определенную стратегию действий учителя и учеников.
Поскольку каждый школьник на предшествующем этапе обучения уже приобрел некоторые умения, то всегда нужно знать имеющийся исходный уровень, оценить тот «плацдарм», с которого начинается новый этап работы. Для этого обычно применяются такие методы диагностики сформированности общеучебных умений: целенаправленные наблюдения за деятельностью школьников, анализ ответов на уроках, письменных работ, проведение бесед и дидактических игр, специально ориентированных на владение интеллектуальными умениями (загадки, ребусы, головоломки и др.). В последние годы разработан новый тип контрольных работ, диагностирующего характера, специально направленных на проверку умений выделять главное, сравнивать, проводить аналогии. Обычно их используют в средних и старших классах для углубленного изучения уровня сформированности общеучебных умений и навыков, как отдельных школьников, так и класса в целом. Это позволяет, во-первых, установить типичный для класса уровень сформированности умения рационально учиться, определить имеющиеся недостатки и проблемы; во-вторых, выделить в классе группы школьников, нуждающихся в дифференцированной помощи; в-третьих, выявить учеников, требующих к себе индивидуального подхода.
Следующим этапом формирования любого умения и навыка учебного труда является инструктаж о его содержании и способах деятельности по овладению им. С этой целью разрабатываются инструктивные карты, схемы, памятки и другие документы, облегчающие работу учителей. При составлении инструктивных карт учителя включают в них лишь самые необходимые сведения, так как слишком детальный инструктаж на начальном этапе воспринимается учениками с трудом. Вначале создается общая картина формируемого навыка, а затем уже более подробно разъясняются отдельные элементы. План предстоящей деятельности записывается в рабочих тетрадях в виде алгоритмов действий. Учеников предупреждают о возможных затруднениях в работе и о способах их устранения. Инструктаж сопровождают показом рациональных приемов деятельности, образцов ученических работ. Очень важно показать школьникам значимость формируемого умения или, иначе говоря, создать мотивацию овладения им. Если, например, учитель на конкретных примерах показывает, что, научившись выделять главное, ученики значительно сокращают затраты времени на домашнюю работу по всем предметам, то такой аргумент вызывает желание овладеть этим умением. Если же объяснение ведется эмоционально, ярко, то это усиливает аргументацию. Например, инструктируя учеников о режиме дня, учитель знакомит их с тем, какое значение имеет режим в жизни человека, как он сказывается на работоспособности и здоровье, как привычный режим ускоряет выполнение домашних заданий; затем он рекомендует конкретный режим дня для учеников соответствующего возраста. Школьникам разъясняют, что только систематическое выполнение режимных моментов ведет к превращению их в ценную привычку. Не забывает педагог предупредить о том, что привыкнуть соблюдать режим дня не так-то просто, что здесь необходимы специальная волевая тренировка, умение строго выполнять самостоятельно поставленные задачи, побеждать соблазны отвлечений. Намечаются меры периодического контроля над выполнением режима дня.
За инструктажем следует этап практических упражнений по отработке соответствующих умений и навыков. Специфика этой работы состоит в том, что общеучебные навыки формируются не на каких-то отвлеченных упражнениях логического или иного характера, а, прежде всего, в ходе обычных учебных упражнений, проводимых в логике содержания учебных предметов. Оптимальная организация формирования навыков учебного труда предполагает, что учитель из ряда возможных упражнений будет стремиться избрать те, которые одновременно с сообщением знаний и отработкой предметных умений будут давать максимально возможную «общеучебную отдачу».
При выполнении разного рода учебных заданий и упражнений учащиеся нуждаются в разумно организованной своевременной помощи учителя. Так, если обнаруживается, что ученики, получившие задание, например, составить план ответа на вопрос, составляют первые пункты плана слишком подробно, включают в них второстепенные моменты, то своевременное предупреждение об этом исключит усугубление ошибки. Необходимо стимулировать учащихся, чтобы те задавали вопросы при появлении у них затруднений во время работы. Это позволит учителю своевременно внести коррективы в процесс формирования у школьников учебных умений и навыков.
Неотъемлемым элементом формирования у школьников навыков учебного труда является оперативный контроль за ходом этого процесса. Опыт подсказывает такие формы контроля как, например, выполнение специальных заданий для проверки темпа чтения и письма (что особенно актуально для учащихся начального и среднего звена). Здесь возможны два варианта - проверка числа слов, которые читает или записывает ученик в течение 1 минуты, или же расчет времени, затраченного на чтение или запись пятидесяти слов с последующим определением среднего темпа чтения в минуту. Текст для таких работ не должен быть предварительно знаком ученикам. Результаты проверки оформляются в виде сводных классных таблиц. Затем для учащихся организуют индивидуальные консультации, а также совместные занятия, направленные на преодоление типичных затруднений.
Чтобы проконтролировать сформированность, например, умения выделять главное, ученикам предъявляют такие задания:
· назовите только главные признаки изучаемого понятия или все главные признаки, без которых понятие не может быть однозначно охарактеризовано;
· составьте план прочитанного параграфа, отмечая в нем лишь главные, существенные моменты;
· озаглавьте прочитанный текст;
· сделайте резюме к прочитанному абзацу;
· выделите из всех названных причин самые значимые и др.
Поскольку навыки учебного труда развиваются при выполнении обычных упражнений, необходимо ярче оттенять имеющиеся в каждом из них развивающие возможности. Например, можно поставить перед учащимися вопросы: «Расскажите, как устроен амперметр» или «Опишите устройство вольтметра». Но если учитель в процессе обучения стремится одновременно формировать у школьников умение сравнивать, тогда он сформулирует вопрос иначе: «Сравните устройство амперметра и вольтметра». В такой постановке вопроса сочетаются, с одной стороны, требование описать устройство этих приборов, с другой, - найти общее и отличное в их конструкции и способах действия, и тем самым продемонстрировать умение сравнивать. Если ученики, отвечая на поставленный вопрос, допускают «рядоположение», т.е. описывают последовательно устройство одного и другого прибора и не выявляют общее и отличное в них, то, вероятно, они пока еще не овладели умением сравнивать. Задача учителя - на этом примере еще раз продемонстрировать им прием сравнения.
Процесс формирования учебного умения не заканчивается этапом оперативного контроля. Необходим еще этап применения полученного умения в разнообразных практических ситуациях, в том числе и нестандартных. Во время такого практического применения умение становится обобщенным, универсальным и более автоматизированным, т.е. превращается в навык, который, в свою очередь, переносится в новые условия и потому отрабатывается еще глубже.
Этап закрепления умений и навыков сливается с повседневной учебной деятельностью школьников, которая сама по себе становится более рациональной. Ситуация применения общеучебных умений не обязательно следует сразу же за учебными упражнениями. Для автоматизации умений требуется неоднократное повторение, причем число таких повторение не одинаково для разных учеников. Одним из них для овладения навыком необходимо долго тренироваться в использовании соответствующего умения, другие достигают этого довольно быстро. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы как можно чаще моделировать ситуации, в которых ученик мог бы вполне естественно применять полученное умение, превращая его в прочный навык. Благодаря этому ученики постепенно начнут самостоятельно, без педагогического управления, применять полученные умения и навыки в повседневной практике. Навыки постепенно будут переходить в полезную привычку действовать рационально в определенных условиях. Появление навыка действовать рационально свидетельствует об успешности организации сложного процесса формирования учебных умений и навыков.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 375.