Прямое корпоративное нормотворчество. В процессе создания корпоративных норм участвуют различные субъекты. В зависимости от этого корпоративное нормотворчество можно подразделить на три вида: прямое, представительное и опосредованное. Прямое (непосредственное) корпоративное нормотворчество – осуществляемая коллективом организации (коллективом персонала, коллективом акционеров) самостоятельная деятельность по созданию корпоративных норм. Проходить прямое нормотворчество может по-разному. Здесь могут быть использованы по крайней мере три способа принятия корпоративных норм. 1. Принятие корпоративных норм общим собранием коллектива. Надо отметить, что это довольно сложная форма корпоративного нормотворчества и с организационной, и с юридической, и с финансовой точек зрения. Именно поэтому закон и практика вышли на путь принятия общими собраниями таких нормативных актов, которые решают принципиальные вопросы, причем они не столь многочисленны: утверждение устава, избрание органов управления корпорации, изменение уставного капитала, утверждение годовых отчетов, принятие решения об акционировании, приватизации государственных предприятий, о социальных льготах, о режиме работы, направлениях использования прибыли и некоторые другие. 2. Созыв конференции коллектива. Конференция – тоже довольно серьезный форум многотысячного коллектива, где для обсуждения собираются делегаты от всех его структурных звеньев. Конференцию коллектива как способ принятия корпоративных норм надо выделить особо, но все же, думается, проблемы, здесь возникающие, сходны с теми, которые приходится решать при проведении общих собраний. Если проанализировать корпоративные акты, принимаемые конференциями коллектива, с точки зрения содержания, то можно также отметить их важность, особую значимость для жизни коллективов корпораций, т.е. то, что свойственно и актам, рассмотренным выше. 3. Проведение референдума. Референдум на предприятии – весьма редкое и неординарное событие, и он почти нигде не становится объектом корпоративного нормативного урегулирования. 4. Опросы работников как основа нормотворчества осуществляются еще реже. В качестве примера можно привести опрос, проведенный на КамАЗе. Работникам этого предприятия предлагалось ответить на вопрос, желают ли они, чтобы КамАЗ стал предприятием акционерным. Большинство из них ответили: «Да». И тогда конференция трудового коллектива утвердила данное решение и ряд других связанных с ним корпоративных актов.
Локальное нормотворчество
Локальные нормативные акты как источники российского предпринимательского права в настоящее время занимают особое место в системе источников предпринимательского нрава. Локальные акты характеризуются следующими признаками:1) отсутствие формализации процесса их принятия;2) отсутствие необходимости их специального опубликования в официальных изданиях;3) применение и исполнение в рамках деятельности определенного хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности;4) отражают задачи конкретного хозяйствующего субъекта;5) рассчитаны на многократное применение;6) должны соответствовать действующему законодательству. Формы выражения (закрепления) локальных нормативных актов: — устав; — положение о деятельности структурного подразделения юридического лица (филиала, представительства);— положение об органах управления юридического лица;— положение об информационной политике;— положение о коммерческой тайне и охране конфиденциальной информации;— правила внутреннего трудового распорядка;— положение об оплате труда и премировании;— правила по охране труда;— инструкции по охране труда;— положение о персональных данных работников;— штатное расписание;— иные локальные нормативные акты.
Локальные нормативные акты следует отличать от актов индивидуального характера, которые не обладают свойством нормативности, среди них приказы и распоряжения по кадрам организации.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.