V. Практикум по поэзии А. Блока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря — те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».

А. Блок. Предисловие к сборнику стихов «Земля в снегу», 1908.

1. В. Брюсов в рецензии на один из ранних поэтических сборников Блока писал: «А. Блок... поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттен­ков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глу­бок и истинно прекрасен, где стремится быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы». Согласны ли вы с этой оценкой? Аргументируйте свой ответ наблю­дениями над художественным своеобразием «Стихов о Прекрасной Даме».

2. Своими конкретными наблюдениями о художественном своеобра­зии «Стихов о Прекрасной Даме» подтвердите точность выводов известного исследователя творчества Блока Н. Г. Минца («Блок и русский символизм», 1980): «Эти стихи подразумевают множественное прочтение. Они должны быть одновременно осознаны и как художественно точное отображение вполне «земных», реальных (даже имеющих прототипов) героев, их взаимоотношений, переплетений страстных эмоций и т. д., и как символическое развертывание космически универсального мифа о путях земного воплощения Души мира. При первом прочтении «Стихи о Прекрасной Даме» предстанут как собрание вполне самостоятельных, хотя и отличающихся удивительным единством эмоций и стиля лирических стихотворений, при втором — в них раскроется единое повествование, а каждое стихотворение окажется его частью, соотнесенной с целым и получающей от него глубинные смыслы».

3. Проследите, как меняется образ Прекрасной Дамы от носительницы Божественного начала, Вечной Женственности до очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах любимой. Аргументируйте свой ответ цитатами из произведений поэта.

4. Составьте словарь основных символов, к которым часто прибегает Блок, особенно в ранний период своего творчества.

5. Проанализируйте стихотворения Блока и Брюсова, посвященные городу. Сравните образный строй, детали в описании городского пейзажа. Найдите общее и индивидуальное в поэтике этих худож­ников, особенно в словесной символике. Назовите стихотворения Блока, в которых проявились очертания социальных отношений, нашли отзвук события 1905 года. Проанализируйте их.

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение «Незнакомка» наизусть;

2. Выбрать и прочитать стихотворения Блока о России.

Время, запечатленное в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Конкретно-исторические реалии эпохи и образы с символической нагрузкой в поэме. Различные трактовки блоковского образа Христа в литературоведении. Стилевое своеобразие поэмы. Назовите произведения других русских поэтов 20 века, написанные в жанре поэмы.

Время – революция. Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года.

Противостояние белого и черного, ветер. Красное – цвет крови и флага.

Горькая, страшная обида Петрухи. Катька не только изменяет Петрухе, но у неё «керенки (деньги) есть в чулках». Конфликт личный переходит в социальный. Дозорные воспринимают гуляние Ваньки с девочкой чужой как оскорбление не только Петрухи, н и их самих. Убийство Катьки – кульминационный момент любовной линии – рассматривается ими как правое дело.

Для Блока ре­во­лю­ция – это спо­соб пе­ре­во­ро­та, ко­то­рый «рас­пла­вит ста­рый мир». Поэма «Две­на­дцать» - это то, что услы­шал Блок в ре­во­лю­ции. К В. Мо­чуль­ский (ис­сле­до­ва­тель твор­че­ства Блока) ска­зал: « Тем­ная ночь ре­во­лю­ции, две­на­дцать раз­бой­ни­ков, кро­ва­вая рас­пра­ва, гра­бе­жи и убий­ства, «гул кру­ше­ния ста­ро­го мира», и все же это «гимн к ра­до­сти»; звуки, ритмы поэмы пьяны хме­лем сво­бо­ды, раз­нуз­дан­ны и без­удерж­ны, как взбун­то­вав­ша­я­ся сти­хия».

В поэме «Две­на­дцать» как от­ра­же­ние трёх сил мы на­блю­да­ем три­един­ство неба, ветра и земли. Каж­дая из этих со­став­ля­ю­щих имеет свой сим­вол и цвет. Небо бело от от­ра­жа­ю­ще­го­ся в нём снега, а Иисус Хри­стос – сим­вол этой небес­ной чи­сто­ты. Земля «окра­ше­на» в чёр­ный цвет, цвет «страш­но­го» мира, и во­пло­ще­ние чёр­но­го – бур­жуй, «дама в ка­ра­ку­ле», «пи­са­тель-ви­тия», поп. А вот крас­ный цвет – это ветер ре­во­лю­ции, он «кру­тит по­до­лы, про­хо­жих косит».

Старый мир — «шелудивый пес» — ненавистен Блоку. Ненавистно его буржуазно-мещанское начало. «Буржуй», «буржуа» в устах Блока звучит как нечто безмерно пошлое, достойное всяческого презрения.

Что же ка­са­ет­ся об­ра­за «две­на­дца­ти», то тут мне­ния ис­сле­до­ва­те­лей твор­че­ства Блока рас­хо­дят­ся: одни срав­ни­ва­ют пикет крас­но­гвар­дей­цев с две­на­дца­тью апо­сто­ла­ми Хри­ста, дру­гие – с две­на­дца­тью раз­бой­ни­ка­ми ата­ма­на Ку­де­я­ра из поэмы Н.А. Некра­со­ва. Сам Блок го­во­рил, что ему про­сто по­нра­ви­лось это число, к тому же пикет крас­но­гвар­дей­цев из­на­чаль­но со­сто­ял из две­на­дца­ти че­ло­век. Две­на­дцать крас­но­гвар­дей­цев уве­рен­ным, ничем и никем не сби­ва­е­мым шагом идут по го­ро­ду. Они вполне сли­лись с кро­ва­вым вих­рем ре­во­лю­ции. Раз­бро­да и ша­та­ния в своих рядах они не по­тер­пят. После убий­ства Кать­ки Пет­ру­ха нелов­ко, но чест­но, по-че­ло­ве­че­ски рас­ка­и­ва­ет­ся в со­де­ян­ном и об­ра­ща­ет­ся к то­ва­ри­щам за по­мо­щью. Од­на­ко его рас­ка­я­ние вы­зы­ва­ет в то­ва­ри­щах сна­ча­ла жа­лость, а потом и вовсе злобу и оже­сто­че­ние.

В самом фи­на­ле поэмы кто-то пред­ста­нет перед всеми в об­ра­зе Хри­ста. Но до этого мо­мен­та неяс­но, кто возь­мёт в руки флаг ре­во­лю­ции и по­ве­дёт людей даль­ше: Бог или дья­вол. И, беря в руки кро­ва­вый флаг, Хри­стос Спа­си­тель воз­ла­га­ет на Себя грехи ре­во­лю­ции и вы­во­дит за­блуд­ших из мрака и кро­во­про­ли­тия.

Все три силы, как в па­но­ра­ме, про­хо­дят перед нами в фи­на­ле поэмы: впе­ре­ди «в белом вен­чи­ке из роз» Иисус Хри­стос, за Ним «идут дер­жав­ным шагом» две­на­дцать крас­но­гвар­дей­цев, «по­за­ди – го­лод­ный пёс». Но идёт Хри­стос не по земле, а «неж­ной по­сту­пью на­двьюж­ной».

Имен­но в об­ра­зе Хри­ста, «с кро­ва­вым фла­гом» в руках, «неж­ной по­сту­пью на­д­вьюж­ной» увле­ка­ю­ще­го за Собой греш­ных людей, и во­пло­тил Блок и своё ожи­да­ние ре­во­лю­ции, и свою веру в её очи­сти­тель­ную силу, и своё разо­ча­ро­ва­ние в ней, и об­ре­те­ние новой веры – веры в нрав­ствен­ное пе­ре­рож­де­ние людей: через лю­бовь и про­ще­ние воз­ро­дит­ся че­ло­век к новой жизни.

Однако в литературоведении существует несколько трактовок образа Христа. Сам Блок на вопрос о том, что значит образ Христа, отвечал неоднозначно: «Не знаю, так мне привиделось. Я разъяснить не умею. Вижу так». Блок писал, что ему пришлось закончить поэму так, как он ее закончил, что он “нехотя, скрепя сердце — должен был поставить Христа” (подчеркнуто Блоком).

Гумилёв в своём кругу утверждал, что Блок, написав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста» — «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя»

Якобсон А. «Конец трагедии»:

В. Орлов считает, что «Блок со всей остротой чувствовал, насколько канонический образ «Спасителя» и «Искупителя», ставший орудием поповщины противоречит всей идейно-художественной тональности его поэмы».

В. Орлов пишет: «В понимании этого противоречия и заключалась «страшная мысль», преследовавшая Блока. Он хотел, чтобы впереди красногвардейцев шел кто-то «Другой», более достойный вести народ в будущее. Но поэт не нашел никакого другого образа такой же морально-этической емкости и равного исторического масштаба, который способен был бы символически выразить идею рождения нового мира».

И Он и Другой — у Блока с большой буквы; если Он — Христос, то Другой — это, по меньшей мере, намек на Антихриста.

На самом деле «страшная мысль этих дней» для Блока состояла в том, что несмотря на кровь, которой обагрены руки двенадцати («али руки не в крови...»), Христос все-таки с ними, пока с ними, хотя «надо, чтобы Другой».

Страшит поэта мысль не о том, что двенадцать лично, как люди «не достойны Иисуса», а о том, что Христос освящает их дело («с кровавым флагом»).

Вот в чем сомнение: Христос или Антихрист шагает впереди двенадцати. И Блок отвечает себе: пока все-таки Христос, хотя об этом страшно и подумать.

Растолковать, почему именно Христос, поэт не мог ни себе, ни другим.

Ещё варианты:

1) Христос идет впереди, чтобы взять гре за кровавые расправы красногвардейцев.

2) Христос. Апокалипсис. Начало Страшного суда.

3) Парадокс – убийство Старого мира из любви к новому. Большевизм как продолжение христианских идей, гуманизма.

Стилистика

Полифоническая, многоголосая поэма. Блок старается отразить голоса улицы, ощущение говора улицы.

Частушка, жестокий романс, строевой марш, интонации молитвы, завывание вьюги, отрывки разговоров самых разных людей. Шум, гул городских улиц – главное впечатление, кот. должен получить читатель от революции.

Поэма начинается с тонического стихосложения (ощущение порывов ветра). Персонажи первой главы (поп, барыня в каракуле) – объекты иронии, представители старого мира.

2 глава – дольник, ритм марша, более упорядоченный, чем в первой главе. Двенадцать – красногвардейцы или апостолы. Богоборческие мотивы.

Любовный треугольник. Катька, Ванька, Петруха. Стиль мещанского городского романса, драмы.

Источники:

4) 1. Чал­ма­ев В.А., Зинин С.А. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра ХХ века.: Учеб­ник для 11 клас­са: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Рус­ское слово – РС», 2008.

5) 2. Аге­но­сов В.В. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра 20 века. Ме­то­ди­че­ское по­со­бие М. «Дрофа», 2002

6) 3. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра 20 века. Учеб­ное по­со­бие для по­сту­па­ю­щих в вузы М. уч.-науч. Центр «Мос­ков­ский лицей»,1995.

7) 4. Ви­кис­ло­варь.

Кто ещё писал поэмы:

Ахматова «Реквием», Твардовский «Василий Тёркин», Маяковский «Облако в штанах», Есенин «Анна Снегина».

 

Авторская позиция и способы её выражения в произведении как методическая проблема. Разработайте фрагмент урока по поэме А. А. Блока «Двенадцать», где был бы представлен авторский опыт осмысления событий революции.

Авторская позиция - авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции. Авторская позиция может быть выражена прямо, чётко, непосредственно:

1. Прежде всего это прямое высказывание автора: Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою! А. С. Пушкин

Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе "Война и мир", пространно формулируя собственные мысли об историческом процессе, роли личности в истории, действиях исторических законов и т.д. и доказывая эти мысли на примере судеб своих героев.

2. в названии произведения

А) Заглавие вводит читателя в мир произведения, выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Грибоедов «Горе от ума»).

Б) Заглавие может называть главного героя произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов»)

В) Заглавие текста может указывать на время и место действия («Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова, «Ущелье» И.А. Бунина, «Петербург» А. Белого).

Таким образом, заглавие художественного произведения, во-первых, соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями, временем действия: «Гусев» А.П. Чехова, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого.

Г) Заглавие может выражать авторское видение изображаемых ситуаций, возможное развитие темы (сюжета) («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Обыкновенна история» И.А. Гончарова.)

Так, например, заглавие рассказа А.П. Чехова «Ионыч» отсылает к последней главе произведения и отражает уже завершившуюся деградацию героя. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда оно занимает позицию заглавия и тем самым привлекает внимание читателя к называемому им персонажу, особо выделяет его в художественном мире произведения («Евгений Онегин», «Неточка Незванова», «Анна Каренина», «Рудин», «Иванов» и др.). И.А. Гончарова «Обломов

Д) В заглавии может содержаться оценка: Маяковский «Хорошо»

3. в отдельных предложениях, через ряд аргументов

4. в лирических отступлениях, ремарках, вставках Несюжетными элементами считаются: вставные эпизоды; лирические (иначе - авторские) отступления. (Гоголь «Мертвые души», Пушкин «Евгений Онегин», Толстой «Война и мир»)

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Единственным способом выражения авторской позиции в драматических произведениях служат список действующих лиц, ремарки. Ремарки - сценические указания. Основная функция ремарок — выражение позиции автора.

5. Авторскую позицию может выражать и наиболее близкий автору герой (Чацкий в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Соня Мармеладова в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского).

6. в последнем абзаце, предложении

Отношение автора к герою выражается не только в прямых высказываниях, но и косвенно:

7. в эпиграфе: «Береги честь смолоду» (Пушкин «Капитанская дочка»)

8. через внешность персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.п.). (например, портрет Элен в "Войне и мире" Л. Н. Толстого передает отрицательное отношение автора к этому персонажу, и напротив, портреты Наташи и княжны Марьи — положительное, ироничное в портрете Петра Петровича Лужина, "ясные черные" глаза Павла Петровича Кирсанова (И.Тургенев); "смятое острое, хищное" лицо Челкаша и "здоровое", "добродушное" и "тупое" лицо Гаврилы (Горький);

9. через речевую характеристику: канцелярская речь Лужина вызывает у автора отталкивающее ощущение, трогательно-сбивчивая речь Сонечки Мармеладовой умиляет Достоевского

10. через имена героев: назвав Базарова Евгением, Тургенев выразил свое глубокое уважение и искреннюю любовь к этому герою, так как имя Евгений означает по-гречески "благородный"; говорящие имена героев Островского «Гроза», Салтыкова-Щедрина «История одного города», Гоголя «Мертвые души»

11. через особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", отрицательно характеризует действующих лиц)

12. через раскрытие мыслей и чувств героев - психологизм. Крупнейшими писателями-психологами в русской литературе являются М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

13. через образы природы: пейзаж часто создает нужное автору настроение, например, в романах и повестях И. С. Тургенева, в рассказах и пьесах А. П. Чехова и т.п. Природа определяет своеобразие характера Татьяны в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина, возрождение к жизни Болконского.

Влияние на человека урбанистической обстановки показано в пьесе А.Н. Островского "Гроза", в "Преступлении и наказании", в романе "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова. Городской пейзаж присутствует и в некоторых лирических произведениях ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." А.А. Блока).

Тургеневское несогласие с точкой зрения Базарова на природу как на мастерскую, а на человека - как на работника в ней, проявляется через пейзажные сцены: столько красоты и любви увидел в невзрачной русской природе автор.

14. через композицию произведения: в построении стихотворения Блока «Незнакомка» с помощью звукописи (обилие резкого р в 1 строфе в сопоставлении мягких звуков [а:], [нн]) Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Понятие об акмеизме. Как в данных стихотворениях О.Э. Мандельштама реализуется акмеистическая установка на изображение «прелестных мелочей» земного мира? Смысл антитезы временного и Вечного в первом стихотворении. «Цветовая палитра» стихотворений. Какой тип рифмовки поэт использует в первом и втором случае?

Акмеизм в литературе – течение, которое возникло в самом начале 20 столетия и получило большое распространение среди всех поэтов, которые творили свои шедевры в этот период времени. Преимущественно он зацепил русскую литературу, а также стал своеобразным ответным ходом в сторону символизма. Данное направление характеризуется четкостью, предельной ясностью и приземленностью, но в то же время в стихах поэтов-акмеистов нет места бытовым проблемам. Акмеизм в литературе всегда отличался чувственностью, склонностью к анализу человеческих чувств и переживаний. Поэты, которые написали свои труды в данном стиле, были достаточно конкретными, не использовали метафор и гипербол. Как полагают современные литераторы, подобные характеристики появились как бы в противовес ранее существовавшему символизму, который, в свою очередь, славился неясностью образов, полным отсутствием конкретики и точности. В то же время акмеисты придавали значение только высшим человеческим потребностям, то есть описывали духовный мир. Им была чужда политическая или социальная тематика, агрессивность и тому подобное. Именно поэтому их стихи так легко воспринимаются, ведь о сложных вещах они пишут очень просто. Как таковой философии, которая определила бы в то время акмеизм в русской литературе не было. Подобная точка опоры сложилась лишь в процессе существования и процветания стиля, когда на свет уже стали появляться первые стихи его представителей, исходя из которых можно было определить всю суть написанного. Таким образом акмеизм в литературе отличился реалистичным взглядом не только на общую картину жизни, но и на достаточно «неземные» проблемы, которые связаны с чувствами и душевными переживаниями. Ключевую роль в любом произведении, по мнению авторов, должно было играть слово. Именно с его помощью с предельной точностью должны были выражаться все мысли и события, которые описывались. Чаще всего символизм, который был предшественником акмеизма, сравнивают с музыкой. Он такой же загадочный, многозначный, может быть трактован всяческими способами. Именно благодаря таким художественным приемам данный стиль стал концепцией в тогдашнем искусстве. В свою очередь акмеизм как течение в литературе стал весьма значимой противоположностью своему предшественнику. Поэты-представители этого направления сами сравнивают свое творчество больше с архитектурой или со скульптурой, нежели с музыкой. Их стихи невероятно красивы, но в то же время точны, складны и предельно понятны для любой аудитории. Каждое слово передает непосредственно тот смысл, который изначально в него заложен, без всяческих преувеличений или сравнений. Именно поэтому акмеистские стихи так просто учить на память всем школьникам, и так просто понимать их суть.

Представители акмеизма в русской литературе. Отличительной чертой всех представителей данного литературного течения была не просто сплоченность, а даже дружба. Работали они в одной упряжке, и в самом начале своего творческого пути громко заявили о себе, основав в Ленинграде так называемый «Цех поэтов». У них не было определенной литературной платформы, стандартов, по которым нужно было писать стихи, или прочих производственных деталей. Можно сказать, что каждый из поэтов знал, каким должно быть его произведение, и знал, как подать каждое слово так, чтобы оно было предельно понятным для других. И среди таких гениев ясности можно выделить знаменитые имена: Анна Ахматова, ее муж Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Владимир Нарбут, Михаил Кузьмин и другие. Стихи каждого из авторов отличаются друг от друга и по своей структуре, и по характеру, и по настрою. Однако каждое произведение будет понятным, и у человека не возникнет лишних вопросов после его прочтения.

С акмеистическим течением связан творческий путь О. Э. Мандельштама (1891-1938). На первых этапах своего творческого развития Мандельштам испытывает определённое влияние символизма. Пафос его стихов раннего периода – отречение от жизни с её конфликтами, поэтизация камерной уединённости, безрадостной и болезненной, ощущение иллюзорности происходящего, стремление уйти в сферу изначальных представлений о мире (“Только детские книги читать”, “Silentium” и другие). Приход Мандельштама к акмеизму обусловлен требованием поэта “прекрасной ясности” и “вечности” образов. В произведениях 1910-ых годов, собранных в книге “Камень” (1913), поэт создаёт образ “камня”, из которого он “строит” здания, “архитектуру”, форму своих стихов. Для Мандельштама образы поэтического искусства – это “архитектурно обоснованное восхождение, соответственно ярусам готического собора”.

В творчестве Мандельштама выразилось стремление уйти от трагических бурь, времени во вневременное, в цивилизации и культуры прошлых веков. Поэт создаёт некий вторичный мир из воспринятой им истории культуры, мир, построенный на субъективных ассоциациях, через которые он пытается выразить своё отношение к современности, произвольно группируя факты истории, идеи, литературные образы (“Домби и сын”, “Европа”, “Я не слышал рассказов Оссиана…”). Это была своеобразная форма ухода от своего “века – властелина”. От стихов “Камня” веет одиночеством, тоской, мировой туманной болью.

В акмеизме Мандельштам занимал особую позицию. Недаром А. Блок, говоря позже об акмеистах и их эпигонах, выделил из этой среды Ахматову и Мандельштама как мастеров подлинно драматической лирики. Защищая в 1910 – 1916 гг. эстетические “постановления” своего “Цеха”, поэт уже тогда во многом расходился с Гумилёвым и Городецким. Мандельштаму был чужд ницшеанский аристократизм Гумилёва, программный рационализм его романтических произведений, подчинённых заданной пафосной патетике. Иным по сравнению с Гумилёвым был и путь творческого развития Мандельштама. Драматическая напряжённость лирики Мандельштама выражала стремление поэта преодолеть пессимистические настроения, состояние внутренней борьбы с собой. В его поздних стихах звучит трагическая тема одиночества, и жизнелюбие, и стремление стать соучастником “шума времени” (“Нет, никогда, ничей я не был современник”, “Стансы”, “Заблудился в небе»). В области поэтики он шёл от мнимой “материальности” “камня”, как писал В. М. Жирмунский, “к поэтике сложных и абстрактных иносказаний, созвучной таким явлением позднего символизма на западе, как поэзия Поля Валери и французских сюрреалистов...”.

 

Поэзия серебряного века в школьной программе: знакомство с основными течениями и представителями. Разработать фрагмент урока, раскрывающего понятие «акмеизм»; выделяющего основные черты его поэтики; дающего краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Сер.Век – конец 19 – 20е годы 20го: символизм(символ, знак=мистицизм, звукообраз, между строк = Брюсов, Бальмонт, Белый, Анненский); футуризм (урбанизация, предметы, создание неологизмов, люди будущего, замена строфики и собственные слова, совмещали несовместимое, звуки = Бурлак, Хлебников, Крученых, Маяковский)

АКМЕИЗМ – Расцвет, высшая степень. Гумилев, Ахматова, Мандельштам. Свойственен непосредственный, ясный взгляд на мир. Соединение внутреннего мира с жизнеприятием, самоценность мира, борьба за него. Точность деталей, тяготение к сюжету и диалогу, ясность и очность форм. слово –совершенно.
Мандельштам – вечная женственность, дух сильнее тела, высота слова, любовь и природа сливаются.
Гумилев – лир.герой романтик, мечтатель. Жизнь = кипение. Поэзия сильнее любви
Ахматова – мученица, покинутая, страдающая в любви, но гордая и самодостаточная




Понятие о русском футуризме. Какова, с вашей точки зрения, главная тема стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» и его основной конфликт? Футуристические новации в области формы и языкотворчества в данном стихотворении. Тема музыки и/или образы музыкантов в других произведениях русской литературы 19-20 веков.

Традиционно историю возникновения и расцвета в России футуристического движения возводят к 1908 г., причем характерно, что свое победное наступление он начал сразу с двух фронтов - живописного и литературного. Именно в 1908 г., сначала в январе в Москве, а затем в марте в Санкт-Петербурге на выставке "Стефанос" впервые было представлено живописное творчество мало кому до того известных художников - братьев Д. Д. и В. Д. Бурдюков, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина и др. Знаковым событием в литературе стала публикация В. В. Каменским в журнале "Весна" лирической прозы Виктора Хлебникова "Искушение грешника". Родоначальником его принято считать итальянского литератора Филиппо Маринетти, провозгласившего в 1909 году полное уничтожение всех устоявшихся культурных ценностей и традиций в изображении мира. Вместо этого поэты-футуристы обращали внимание читателей на стремительность современной жизни и предпочитали больше говорить о будущем. Все основные положения излагались в Манифестах, автором первого из которых и стал Маринетти.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 354.