МЕТОДИКА изучения произведения и биографии в старших классах:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение БИОГРАФИИ: В отличии от средней школы она даётся с опорой не на то, что относится к произведению, а на культурно-историческую эпоху, в которой писал автор. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя.Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы.

P.S. Текст, в основном, читают заранее дома, то есть к уроку дети знают произведение и могут анализировать его.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТА: часто, на уроках в старших классах изучение подобного рода тем проводят по следующей схеме: 1) Мини-лекция учителя: с элементами беседы, риторическими вопросами, работой над планом и записью лекции, использованием различных видов наглядности. Метод беседы — умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя. ИЛИ Доклады и письменные работы (домашние) : для их выполнения необходима предварительная работа над планом, помощь учителя, обсуждение и оценка самостоятельной деятельности ученика 2) Анализ отдельных эпизодов текста - как раз тот, что дали в билете. При этом важно добиться целостности восприятия и текста, и сборника. ; 3) задание для индивидуальной работы по тексту (развитие умения самостоятельного анализа текста): постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Виды деятельности: самостоятельный или групповой анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма).

КОНСПЕКТ УРОКА:

Класс: 10. Тема: «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов»

МИНИ-ЛЕКЦИЯ: Биография автора, Тургенев - западник и представитель натуральной школы, история "Записок..": В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах? Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

Затем стоит разобрать ещё несколько очерков. Например, "Святые мощи", "Бежин луг", "Певцы".

Выводы (записываются в тетради).

Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

Какую роль играет пейзаж в рассказах?

Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям». Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

Какова роль главы «Сон Обломова» в идейном и композиционном строе романа И.А. Гончарова «Обломов». Раскройте функции мифопоэтических образов, фольклорных и литературных реминисценций в приведенном фрагменте. Обломов как «продолжатель» галереи помещиков из «Мертвых душ» Гоголя и Обломов в ряду «лишних людей» русской литературы.

           В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» – прообраз «обломовщины».

           Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав "Обломова" – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое "обломовщина" – «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 241.