ВАРИАЦИИ ОБРАЗА ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними
Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, —
Себя Ты отдаешь.

Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты...
Лирический герой цикла, двойник поэта —
Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.

 

Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:

С той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя белая тень,
Запах белых цветов средь садов,
Шелест, легких шагов у прудов...

При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:

Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо...
Вот плывут ее вьюжные трели,
Звезды светлые шлейфом влача...

“Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

Звездой кровавой ты текла,
Я измерял твой путь в печали,
Когда ты падать начала.

Метафизическое падение Девы тревожит и печалит героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:

Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

Средь этой пошлости таинственной,
Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной,
Как вечер дымно-голубой?

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время —

...в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.















































НЕЗНАКОМКА

Стихотворение было создано в 1906 году. Этот период жизни для Блока был трудным, - начиная с семейных неприятностей, заканчивая разрывом с поэтами-символистами. Время было неспокойным также в плане социальных потрясений. Поэта не покидало ощущение неблагополучия, противоречивой трагичности жизни, что порождало «глухой мрак».

Родилось оно в результате бесцельных скитаний по петербургским окрестностям и поездок в Озерки на дачу. Возвышенно-торжественные четверостишия, где героиня прекрасна в своей загадочности, перемежаются четверостишиями-высказываниями разочарованного жизнью героя, у которого на душе неосознанная тревога. Он считает, что мир гибнет, катится во мрак, в бездну, его нужно спасать. В нем царит беззаконие и неверие. Лирический герой стихотворения в поисках выхода уходит в разгул и пьянство. Теперь он сам себе и друг, и собутыльник. Вино «смиряет» и «оглушает» его. Реальный мир, где канавы, пыль, остряки и их визжащие дамы, бессмысленно кривящийся диск луны, отходит на второй план, когда в «назначенный» час в помещение входит Она.

Герой сомневается в реальности происходящего. В наличии символы неясности: сон и туман («снится», окно – туманное). Ее образ герой не в состоянии охватить весь, целиком, в сознании возникают детали (охваченный шелками стан девушки, шляпа с вуалью и перьями, рука в кольцах, синие глаза). Вторая часть тоже состоит из шести четверостиший. Последнее – итог, вывод.

Всё стихотворение построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”.

 

Анализ цикла лирических стихов как методическая проблема. Разработайте урок, посвящённый анализу цикла «Стихи о Прекрасной Даме», включив в него вопросы и задания по основным темам, символам и образам ранней поэзии А. А. Блока.

А.Блок. "Незнакомка"

Цели урока: показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка».

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прек­расной Даме».

II. Слово учителя

«Лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере кото­рых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности. В последнем разделе первой книги, в «Распутьях» (1902-1904), появляются новые темы, новые образы, непривычные для ро­мантического ореола поэта. Прочитаем стихотворение 1903 года «Фабри­ка». «Грубый чекан этих ударяющих, как молот кузнеца, строк был так непривычен под пером поэта «Прекрасной Дамы», — вспоминал впоследс­твии редактор журнала, где публиковались стихи из первой книги Блока.

В поэзию Блока входит тема города, тема социальной несправедливос­ти. Образ нищих рабочих с их «измученными спинами» обобщен, как и образ противопоставленного ему зла: «Недвижный кто-то, черный кто-то /Людей считает в тишине». Образ лирического героя еще над происходя­щим: «Я слышу все с моей вершины». Возникает чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении. Уродства «страшного мира» показывают­ся символически, здесь особую роль играет цвет. В символике цвета у Бло­ка желтый обозначает увядание, тление; черный — тревожное, гибельное, катастрофическое. Постепенно вызревает мысль, сформулированная Блоком позже: «Одно только делает человека человеком: знание о соци­альном неравенстве». Подлинная жизнь с ее остротой социальных проти­воречий постепенно входит в творчество Блока. Отсюда настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Эта тема определила образное содержание второй книги стихов.

Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Соловьева, от идеала мировой гармонии, но не потому, что поэт разочаровался в этом идеале. Он навсегда остался той «тезой», с которой начался его творческий путь. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как сти­хия, вступающая в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антите­за», противостоящая «тезе». Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он восприни­мал, подобно другим символистам, как проявление народной разруши­тельной стихии, как борьбу с царством социального бесправия, насилия и пошлости.

III. Чтение стихотворений «Вися над городом всемирным...», «Митинг», «Сытые»

Лирический герой не считает себя достойным оказаться среди тех, кто выступает на защиту угнетенных («Барка жизни встала...», 1904): «Вот они далеко, / Весело плывут. /Только нас с тобою, / Верно, не возьмут!». Здесь намечается одна из главных проблем в творчестве Блока — народ и интел­лигенция.

Происходит некое «раздвоение», противоречие в душе самого поэта: теперь он замкнут в себе, теряет связь с миром, в котором все заранее ис­числено, измерено, все повторяется. Память не хочет подчиняться зако­нам бездушного существования, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ «Незна­комки». Сам поэт считал, что этот образ — антитеза Прекрасной Дамы: «никакого перехода от одного образа в другой нет».

Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.