«Сон» явился своеобразным композиционным и идейным центром произведения. Значимость этой главы подчеркивается самим автором: только ей присвоено название. Эпизод «Сна» помещен Гончаровым в конце первой части романа (9 глава). В определенном смысле Штольца также можно считать двойником Обломова – своего рода “деятельным мечтателем”. Да и в Обломове, на поверку, обнаруживается деятельное начало. Это становится ясно из знаменитого “Сна Обломова”, непосредственно предшествующего встрече двух друзей. Получается, что сон необходим автору для раскрытия образов и мотивировки поступков главных героев - ПЕРЕД тем, как мы встретимся со Штольцем.
Идейное значение сна:
В “Сне” изображена “физиология русской усадьбы”, дано почти этнографическое описание ее социально-бытового уклада. Прочитав под углом зрения “физиологического очерка” эту главу, читатель получает представление об истоках социальной психологии Обломова-барина: “труд как наказание” и привычка жить за счет труда других.
Но вот сквозь жанровые рамки очерково-публицистического стиля отчетливее проступают стилевые приметы иных жанров – идиллии и народной волшебной сказки. И в фокусе этих жанров “барство” Обломова предстает– как особый, образно-поэтический угол зрения на мир.
ФОЛЬКЛОРНАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - СКАЗКА: Например, увлечение сказками подается в “Сне” - как родовая черта крепостнического уклада и рабской психологии “обломовцев”, привыкших во всем полагаться на чудо. И в то же время сказка является тем образным языком, на котором Обломов, скорее всего бессознательно, формулирует свою “философию мечты”. Мечта для Обломова реальнее жизни. Она и есть подлинная реальность. Сказка и давала возможность Обломову не подчиняться действительности, а возвышать, преображать ее в мечте. “Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!” – говорит Обломов в разговоре со Штольцем. Вот почему Обломов так ревниво охраняет мир мечты от вторжения в него реальной жизни. И, как в сказке, очерчивает волшебное пространство своей души магическим кругом, никуда не выезжая из квартиры на Гороховой и встречая каждого визитера почти заклинательным жестом: “Не подходите, не подходите: вы с холода!”
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - ИДИЛЛИЯ: Однако мечта Обломова противостоит действительности не только как желанное – существующему, но и как легендарное поэтическое прошлое – унылому настоящему. И в контексте этой антитезы хронотоп Обломовки в “Сне” отчетливо сориентирован на жанровые каноны идиллии (идеализированная безмятежная жизнь на лоне природы). Жизнь обломовцев протекает в ограниченном уголке, не имеющем никаких связей с остальным миром. Замкнутость пространства неминуемо стирает и все временные границы: времена года сменяют друг друга в точно положенный срок, делая природное бытие обломовцев стабильным и предсказуемым. По этим вехам, собственно, и отсчитывалось обломовцами время, календарей у них, естественно, не было. Конфликт между “отцами” и “детьми” в Обломовке был исключен. “Норма жизни была готова” и преподана детям родителями, “а те приняли ее, тоже готовую от дедушки, а дедушки от прадедушки.
И Обломов, как герой патриархальной идиллии, привык ко всему этому - вот и остается “не у дел” в современном веке. А век этот не терпит ничего “вечного” и неизменного. Без всяких поправок перенося в современную Россию, охваченную духом предпринимательства и деловой инициативы, крепостнический уклад Обломовки, заглавный герой романа, не мыслящий жизни без “трехсот Захаров”, смотрится порою комически, а порою – трагически на пороге нового, “промышленного века” - ЭТО ВАРИАЦИЯ ТИПА ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА. Мотив преждевременного угасания, “старческого детства”, частый в монологах героя, его склонность к мучительной рефлексии, парализующей волю, – все это вместе взятое заставляет невольно вспомнить его литературных предшественников – Онегина и Печорина.
ПОМЕЩИКИ из МЕРТВЫХ ДУШ: ИИ похож на мечтательного Манилова и на прожорливого СОБАКЕВИЧА, но характер ИИ определённо отличается от гоголевских персонажей.
Мифопоэтических образы
- Образ «чудесного края», «благословенного края» (Рай), с одной стороны и «сонного царства» (Сказочное царство-государство), с другой; Образ вечности = круг (связан с мотивами повторяемости, временной цикличности; Образ оврага (таинственное, мистическое место, «край царства обломовки»: «в овраге предполагались и разбойники, и волки, и разные другие существа, которых или в том краю, или совсем на свете не было»); Образ сна = Морфея
14. Проблема психологизма на уроках литературы. Как приведенный текст можно использовать на уроке, посвященном вопросам постижения художественных приемов и средств изображения внутреннего мира героя? Предложите вопросы и задания к данной теме с использованием предложенного фрагмента.
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЗМА: считается, что в последние годы при изучении больших произведений в старших классах появилась пагубная мода на освоение текста в режиме "все произведения в кратком изложении". Действительно, роман "Обломов" предполагает (по УМК) лишь обзорное изучение произведения. Этому мы можем противопоставить кропотливую работу с художественным словом, которая позволит ученикам прочувствовать очарование произведения искусства.
ПСИХОЛОГИЗМ - это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы. В "Обломове" - это стилевая доминанта, основной способ создания и познания характера героя.
ПРИЁМЫ на уроке:
- КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ - с обращением внимания на некоторые детали, сцены и их комментирование, анализ того, как это отразилось во взрослой жизни героя. Внимание на: процессы пробуждения и засыпания Ильи Ильича - для ИИ дремотное наслаждение мечтой - одна из ясных минут реальной жизни. Когда он мечтает - он высовывает голову из одеяла, а когда самоанализ завершается - прячет голову под одеяло. ОДЕЯЛО - аналог ХАЛАТА, в детстве Илюшу укутывают в тулуп, отцовскую шубу и ДВА ОДЕЯЛА. РИТМ жизни ИИ подчинён смене дня и ночи, пробуждения и засыпания - это "Малый круг жизни". С детства ИИ объял СТРАХ (сцена у обрыва, не хочет идти гулять, прижимается к маме или няньке) - ИИ боится жизни и единственная надежда - ЗАЩИТА сказочного богатыря или няни (или Агафьи). + МОТИВ ДОРОГИ - сцены, где ИИ в движении, предстает пытливым, подвижным, любознательным мальчиком. То есть у Ильи Ильича были как задатки, так и возможности реализовать себя как личность. ВОПРОС: вопрос, что же помешало Обломову, учащиеся отвечают, что лень, апатия, отсутствие как движения, так и интереса к жизни корнями уходит в Обломовку, воспитавшую и взрастившую данный национальный тип.
15. Как в данном стихотворении Н.А. Некрасова "ВОР" реализуются принципы натуральной школы: в плане тематики, образности, стилистики? При помощи каких средств создается Некрасовым эффект «прозаизации» лирики? Назовите другие произведения Некрасова (два-три) и других русских писателей 19-20 веков (три-четыре), где также присутствует тема социально обусловленных страданий «маленького человека».
Поэзия 19 века представляет собой противопоставление двух направлений:
1) Социально-ориентированная лирика Некрасова. Его герои - извозчик, пьяница, блудница. Тема: социальная несправедливость, социальная трагедия, страдания народа. Политическая и гражданская тематика.
2) Поэзия чистого искусства. Фет, Майков, Полонский, А.К. Толстой. Прямой контраст Некрасову. Нет социальной проблематики и гражданских идей. Задача поэта - изображать красоту, а всякой гадости и в реальной жизни хватает. Темы: природа, любовь, собственно искусство. Романтизированы и поэтизированы темы.
Некрасов «Вор». Из цикла «На улице». Сти хи Некрасова относятся к прозаизированной лирике, т.к. в них есть СЮЖЕТ. Кроме того, на прозаизацию работают слова-канцеляризмы. Натуральная школа: Идея социальной несправедливости: торгаш и городовой презирают бедняка. Некрасов ему сочувствует. Подробное описание физиологии (особенности) социальных типов: торгаша, вора, городового, богатого (автор), бедного (вор) - (их портреты очень хорошо характеризуют и личностей, и этот социальный слой). Смешение и высокой, и разговорной лексики: званый пир и торгаш; Точные, реалистичные детали: закушенный калач, лицо являло след недавнего недуга, стыда, отчаяния, моленья и испуга. Герой из низких слоев общества: вор, торгаш; Отрицательное отношение к действительности: "сценой безобразной" ; Описание грязного быта: "по улице прегрязной".
Страдания "маленького человека": У Некрасова тема маленького человека в «Размышление у парадного подъезда», «На Волге» - бурлаки.
У других авторов: Самсон Вырин (Станционный смотритель Пушкина), Евгений (Медный всадник Пушкина), Акакий Акакиевич Башмачкин (Шинель Гоголя), Яков Петрович Голядкин (Двойник Гоголя), Макар Девушкин (Бедные люди Достоевского), Червяков (Смерть чиновника Чехова)
15. Виды комментария на уроках литературы по изучению лирических произведений. Сформулируйте тему и задачи урока, в который можно включить анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вор». Продемонстрируйте, как на этом уроке можно использовать лингво-стилистический комментарий.
Комментарий - это жанр филологического исследования, разъяснительные примечания к тексту.
Виды комментария, которые назвал Зинин в этом вопросе:
1. Историко-литературный
2. Историко-бытовой
3. Культурологический
4. Исторический ( надев широкий боливар- что это? - цилиндр).
5. Лексический (значение слов)
6. Биографический
7. Философский - Теория, взгляд на человека
8. Лингвистико-стилистический
Лингво-стилистический комментарий в "Воре" - выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения
1. Оценочная лексика: безобразная (эпитет), торгаш (а не торговец), поражён (отношение автора), антитеза "званого пира" и "улицы прегрязной" (принадлежность автора к другому слою общества, расслоение общества), вой (портрет торгаша, т.е. он обращал на кражу внимание - работает на выражение отношения автора к ситуации, к героям, подчеркивает тему "Человек - ЖЕРТВА социальной несправедливости"
2. Лексика в портретах героев: характеристика торгаша (Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял, кричал) , характеристика вора (закушенный калач - то есть он так хотел есть, что на бегу закусил его; дрожал - испуг, страх, осознание бедственного положения; являло след недавнего недуга - он переболел , Стыда, отчаянья, моленья и испуга - реакция вора, автору жалко героя).
3. Канцеляризмы, обороты из официально-делового стиля: "у коего украден был"-инверсия, "по пунктам", "допрос отменно строгой", "повелиторжественно" - работают на ПРОЗАИЗАЦИЮ лирического произведения
4. Устаревшие слова: сертук (сюртук, длинный двубортный пиджак), городовой (нижний чин в городской полиции), подчасок (помощник часового в карауле), молебствие (молебень) - являются характеристикой времени = хотя этот пункт больше к историческому комментарию
17. А.А. Фет как представитель чистого искусства. Дайте общую характеристику этого направления в русской поэзии: тематика, образный мир, средства художественной выразительности. Романтические образы и мотивы в стихотворении «Фантазия». Охарактеризуйте композиционную структуру стихотворения и особенности используемых в нем тропов.
«Чистое искусство» (или «искусство для искусства», или «эстетическая критика»), направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется углубленным вниманием к духовно-эстетическим особенностям литературы как вида искусства, имеющим Божественный источник Добра, Любви и Красоты.Традиционно это направление связывают с именами А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина. Из поэтов позиции «чистого искусства» разделяли А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина. Главой школы был А. В. Дружинин. Чистое — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий. Дружинин основывал свои суждения об искусстве на трех, важнейших с точки зрения его эстетической системы положениях: 1) Искусство — высшая степень проявления человеческого духа, имеющего Божественный источник, в которой очень сложно и специфично сочетается «идеальное» и «реальное»; 2) Искусство имеет дело с общезначимым, раскрывая его, однако, через «внутренний» мир отдельного человека и даже «частности» посредством красоты, прекрасных (при наличии идеала) образов; 3) Стимулируя устремления человека к идеалу, искусство и литература не могут, однако, подчинить себя общественному прагматизму до такой степени, чтобы утратить свое главное преимущество — оставаться источником нравственного преображения, средством приобщения человека к высшим и вечным ценностям духовного бытия.
Особенности поэзии «чистого искусства» | |
Поэзия намеков, догадок, умолчаний. | |
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. | |
Искусство не должно быть связано с жизнью. | |
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. | |
Это поэзия для избранных. |
2. Основные темы поэзии «чистого искусства»
Любовь | Природа | Искусство |
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. | Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. | Певучесть и музыкальность. |
Русская литература 50-х—60-х годов насчитывает несколько известных и ныне поэтов, составляющих плеяду жрецов чистого искусства. К ним относятся Тютчев, Алексей Толстой, Полонский, Майков и Фет. Все эти поэты в прошлом русской литературы восходят к Пушкину, который в большинстве своих юношеских стихотворений являлся теоретиком чистого искусства и указал впервые в русской литературе на значение поэта.
Поэзия — самоцель для поэта, необходимо спокойное созерцание, замкнувшись от суетного мира, и углубиться в исключительный мир индивидуальных переживаний. Поэт свободен, независим от внешних условий. Назначение его идти туда, куда влечет свободный ум. Чистая поэзия высока, священна, для нее чужды земные интересы как со всеми одобрениями, хвалебными гимнами, так и порицаниями, поручениями и требованиями полезного для них.
Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям.
Стихотворение «Фантазия». Нужно доказать, что это произвдеени ЧИ.
Черты фетовского искусства: Любовь, природа, общеромантическая тема – тема прекрасной мечты. Много романтической атмосферы. – животные, птички эстетезир-емые.
«Мы одни…». Вырисосывается сцена любовного свидания. Лунный свет – это природа. Этого герою мало, и герой уходит в фантазию – фантаны, птица волшебная (из романтизма). Много сранений из мира драгоценностей и украшений. Светятся насекомые.
Это Барский поэт. Драгоценности дают оттенки красоты мира.
Потом сказка закончилась. Кольцевая композиция. Блаженство – сверхблаженство – блаженство. Никакой драмы.
Тропы – метафора, метония, анафора, сравнение.
17. Формы и виды работ при изучении лирического произведения. Разработайте фрагмент урока, раскрывающий импрессионистическое начало лирики А.А. Фета и её музыкальность.
В школьной практике встречаются три основных пути изучения лирической поэзии.
Первый путь, получивший довольно широкое распространение, можно охарактеризовать как тематический, так как он представляет собой прослеживание определенных тем (мотивов) в ряде лирических произведений. При таком подходе к лирической поэзии представляется возможным достаточно широко познакомить с нею учащихся. Однако, как правило, при этом не рассматриваются произведения в целом, а из них извлекаются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки.
Второй путь -- это усвоение лирических произведений попутно с биографией поэта. В этом случае предусмотренные для изучения лирические произведения читаются и разбираются в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы. При такой системе изучения лирической поэзии учащиеся воспринимают произведение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создавалось.
Третий путь предполагает восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы содержания отдельные произведения, наиболее значительные, обычно предусмотренные программой.
Используется: чтение, чтение вслух, беседа, лекция--рассказ
Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические особенности стиха).
Урок: блаблабла вводное слово + обращение к стихотворению «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
- К каким вечным темам обращался поэт в своем творчестве? (любовь, природа, философское осмысление жизни) Какова тематика этого стихотворения? (любовь)
- Вот мы и подошли к любовной лирике Фета
- Любовь для поэта – это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Любовная лирика рождается из настоящей, реальной жизненной трагедии, острого чувства потери, сознание вины и раскаяния
- Ученицы нашего класса подготовили презентацию о жизни А.Фета и адресатах любовной лирики поэта.
(Презентация «Любовная лирика А.Фета»)
- Радость, счастье, любовь – это то, о чем пришел рассказать А.Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостная, оптимистичная (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи «Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни»
- И одно из самых оптимистичных стихотворений поэта, своего рода поэтическая декларация его творчества это стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…»
Максим напомнит нам его содержание
(Чтение наизусть стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»)
- На какую тему написано это стихотворение? (любовь, природа)
- Скажите, как в стихотворении соотносится мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины)
- Прочитайте последние строки из стихотворения. В чем любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)
…не знаю сам, что буду
Петь, но только песня зреет
- Таким образом, песня – высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А.Фета – музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а не раздельны. Вот что написал по этому поводу:
«Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения – песни».
- Фет использовал специальные, звуковые приемы художественной изобразительности
- А какие звуковые средства художественной изобразительности мы знаем?(аллитерация, ассонанс)
- Стихи А.Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 году стихотворение «На заре ты ее не буди…» стало первым стихотворением А.Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас есть возможность прослушать его в исполнении вашего одноклассника.
(Исполнение романса «На заре ты ее не буди…»)
- П.И. Чайковский называл Фета «поэтом - музыкантом»
Объяснение нового материала
- Но стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов.
Импрессионизм (фр. impression — впечатление) – направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений.
- Запишем определение в тетрадях
Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался изначально в живописи.
(Просмотр слайдов с репродукциями картин художников-импрессионистов)
- Идеи импрессионизма также нашли свое воплощение в музыкальных и литературных произведениях, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной форме, как отражение своих впечатлений.
- Закат и восход солнца, пение птиц, снег – это лишь констатация фактов, а кровавый закат, весенний рассвет, звенящие трели соловья, искристый снег – это воздействие на чувства читателей.
- Первый снег… Кто-то представит как снежинки опускаются в лужу у подъезда и исчезают в ней, кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху.
В этом состоит разница восприятия. Поэтому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него.
- Ярким примером стихотворения Фета, написанного в стиле импрессионизма является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850), которое стало в свое время настоящим литературным скандалом. Это стихотворение написано в 1850 году и напечатано в журнале «Москвитянин»
(Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» учащимся)
- Откройте книги с текстами, проанализируем стихотворение «Шепот, робкое дыхание…»
- Как вы думаете, о чём это стихотворение?
- В чём параллелизм стихотворения? (мир природы и мир человека)
- Какие морфологические особенности стихотворения вы заметили? (нет глаголов)
- Какие синтаксические особенности? (только назывные предложения)
- Какие неожиданные ассоциации использует А.Фет в своем стихотворении? (свет ночной)
- Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья»)
- Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви)
- После издания стихотворения появилось много пародий на него. Правда, пародии отражали лишь формальные стороны поэтики Фета, не касаясь сути. Вот одна из них:
Звуки музыки и трели,-
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо.
Небо и она.
Николай Вормс
В этой пародии подчеркивается якобы бессодержательность стихотворения Фета.
А в этой пародии автор Минаев сыграл на контрасте между биографией Фета (13 лет офицерской службы) и его творчеством:
Топот, радостное ржание,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Вьющихся знамен…
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,-
И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура!
- А народнической критики Н. К. Михайловский, например, иронически замечал: «Фет, ведь это «шепот, робкое дыханье, трели соловья», безглагольное стихотворение, безначальный конец, бесконечное начало, словом, нечто архипоэтическое».
- А.Фет – поэт «чистого искусства». Цель поэзии для него – сама поэзия. А.Фет считал, что главная функция искусства – эстетическая, он никогда не писал стихов на политические темы. Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству. Например, Н.А. Некрасов считал, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском, откликаться на злободневные, актуальные общественные проблемы.
Преступление и наказание» как «идеологический роман». Какую систему взглядов автор романа противопоставляет теории Раскольникова? Кто еще, кроме, главного героя романа, может быть в нем назван героем-идеологом? Назовите героев из других произведений Достоевского, мировоззренчески близких и мировоззренчески не близких Раскольникову. В каких еще произведениях Достоевского действие, как и в «Преступлении и наказании», разворачивается в Петербурге?
Герой – идеолог, философ –личность станет центральной фигурой романов Достоевского, причем важнейшей сюжетной коллизией его последующих произведений будетэксперимент героя по проверке своей идеи, столкновение этой идеи с живой жизнью.
Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые - сильные мира сего - могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории.
Раскольникову противопоставлена Соня и ее мировоззрение, основанное на любви и всепрощении
Герои-идеологи в «Преступлении и наказании»:Лужин(деньги и эгоизм),Свидригайлов(относительность всех этически норм. ),Соня(религия,любовь и забота о ближнем),Порфирий Петрофич(главное-загадка,психология преступника)
Из других произведений:
Бесы: Кириллов (идея самоубийств,вызов Богу) Шатов ( истина в Христе – Богочеловеке, носителем которого- русский народ)
«Братья Карамазовы»: Иван (теоретик и атеист, постижение бытияс помощью разума ). Дмитрий – (опору в «источниках сердца своего», в натуре человека,страсть-любовь)Алексей (религия,тип «органически нравственный», с идеалом и верой в людей и добро)
«Идиот»:Мышкин(«Князь Христос», верит в возможность рая на земле, в то,что люди способны прозреть и преобразиться,гуманизм)
Петербург : «Двойник», «Преступление и наказание», «Белые ночи». «Униженные и оскорбленные», "Неточка Незванова" Идиот", "Подросток"
21. Что такое сказ в литературоведческом понимании? Какие черты данного фрагмента из повести Н.С. Лескова «Левша» свидетельствуют о ее сказовой природе? Левша в ряду лесковских праведников, плюсы и минусы русского национального характера в оценке писателя. Назовите другие произведенияЛескова (одно-два) и других русских писателей 19-20 веков (два-три), написанные в форме сказа.
СКАЗ 1) фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором.2) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа - рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко).
В «Левше» (1881) в форме легенды-анекдота Лесков запечатлел исключительную одаренность русских мастеровых. Талант и самобытность русского человека не просто дар, а следствие благородной привычки к усердному и разнообразному труду, воспитывающему смелость и упорство творческого духа. По поводу Левши сам лесков признавался, что там, где стоит Левша, надо читать русский народ и что у него не было намерения ни польстить народу, ни принизить его.
Праведники:«Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован» , «Соборяне» и т.д.
Плюсы:патриотизм,вера в собственные силы и в русский народ,религиозность,искренность,жизнерадостность
Минусы:не идеальны,нарушают заповеди(Левша-пьянство,Странник-импульсивность,сначала делает,потом думает)
Своеобразие Лескова в том состоит, что оптимистическое изображение им положительного и героического, талантливого и необыкновенного в русском народе неизбежно сопровождается и горькой иронией, когда автор со скорбью рассказывает о печальной и часто трагической судьбе представителей народа.
Главная сквозная тема произведений Лескова – возможности и загадки русского национального характера. Отличительные свойства русского человека он искал во всехсословиях и классах. Ранние рассказы Лескова (Житие одной бабы, Воительница, Леди Макбет Мценского уезда) основаны на сюжетах и образах, почерпнутых из народных любовно-бытовых песен и баллад.
Лесков и сказ:«Сказ о тульском Левше и о стальной блохе», «Тупейный художник», «Очарованный странник»
Другие писатели и сказ: У Исаака Бабеля "Как это делалось в Одессе" сказителем является "гордый еврей, живущий при покойниках" -- Арье-Лейб. Особенность бабелевского сказа - это неподражаемый диалектный так называемый "одесский язык", Горький в "Старухе Изергиль" и "Макаре Чудре", где наблюдается "высокий" сказ для создания фигур босяков и других экзотических персонажей. П. П. Бажов(Малахитовая шкатулка) Н. В. Гоголь (" Вечера на хуторе близ Диканьки")
Назовите виды комментариев, используемых на уроках литературы. Какие виды комментариев к предложенному тексту, на ваш взгляд, способствуют пониманию учащимися смысла теории Раскольникова? Обоснуйте цели и задачи по использованию этих комментариев на данном уроке.
Выбор того или иного вида комментирования определяется, с одной стороны, каждой конкретной учебной ситуацией, а с другой — целями и задачами анализа, которые ставит перед собой и учащимися учитель.
Историко-бытовой комментарий:во вступительном слове учителя семантизируются все слова и выражения художественного текста, нуждающиеся в толковании.
Культурологический, с элементами сведений по истории, философии, мировоззренчески глубокий и основательный. Подобный комментарий всегда обогащает восприятие учениками текста, создает положительную мотивацию обучения.
Лексический(слово в литературе —контекстуальное, оно всегда метафоризируется в тексте, обогащаясь значениями и смыслами, не воспроизводимыми в толковом словаре.)
Комментированное чтение способствует более глубокому проникновению в идейно-художественную ткань произведения, поэтому уроки комментированного чтения, несомненно, можно назвать уроками обучения искусно читать. Обращая внимание учащихся на художественные детали, на пейзаж, на портреты героев, на особенности языка, на мысли писателя, на подтекст произведения, учитель учит вдумчивому чтению, и это положительно влияет на качественность чтения школьников. В сочинениях и ответах они приучаются высказывать собственные суждения, приобретают способность критически оценить любое литературное произведение. Уроки комментированного чтения учат самостоятельно мыслить и понимать произведения искусства, развивают художественный вкус и чутье к языку.
Традиционное и новаторское в драматургии А.П. Чехова. Повседневно-бытовое начало и роль символических образов в его пьесах. Прокомментируйте данный фрагмент и объясните значение образа убитой чайки для понимания смысла произведения. В каких еще пьесах Чехова и других русских писателей 19-20 веков присутствуют образы, имеющие символическую нагрузку?
Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.