По учебнику Коровиной (про Чехова писал Тихомиров):
· Традиции: В широком смысле эстетика Чехова-драматурга соотносима с эстетикой творцов европейской «новой драмы» — Г. Ибсена, М. Метерлинка, А. Стриндберга, Г. Гауптмана с характерным для них переносом «взрывной» энергии театрального действия в подчеркнуто бытовую сферу частной, семейной жизни средних слоев и тенденцией (главным образом у Метерлинка) к нарочитой символизации действительности. Не менее значима для Чехова и опора на русскую «реалистическую» драму середины XIX в. — в первую очередь И.С. Тургенева и раннего А.Н. Островского с их установкой на замедление живого драматического действия, ослабление сюжетной интриги и приглушение конфликта за счет тщательной обрисовки посторонних для основного сюжета сцен, положений и характеров, приобретающих вполне самостоятельное значение и из условного бытового фона превращающихся в необходимые моменты общего «потока жизни».
· Быт: Бытовое течение жизни в ее мелких и случайных обыденных проявлениях, не знающее ни глобальных конфликтов, ни радикальных поворотов событий, становится отличительной чертой и главным объектом изображения в чеховской драматургии. «Бессобытийность» чеховских пьес напрямую связана с их «многогеройностью» или, по-другому, отсутствием центрального, главного персонажа, носителя определенной идеи или важной ценностной установки, состоятельность и жизнеспособность которого проверялась бы через столкновение с действительностью или идеями и установками других героев.
Целенаправленное обытовление традиционного драматургического повествования проявляется и в «смысловой разряженности» диалогов героев, в речах которых постоянно смешивается важное с неважным, глубоко серьезное со смешным и нелепым, подчас анекдотическим. Для создания впечатления большего бытового правдоподобия Чехов также использует звуковые и шумовые эффекты: звуки набата, звон колокольчика, игру на скрипке или фортепьяно, стук топора по деревьям и др. Сопровождая или перемежая ими разговоры и реплики персонажей, он добивается слияния словесного, «значимого», и несловесного, «незначимого», звукового ряда в одно общее звуковое целое, в котором традиционная жесткая граница между «значимым» и «незначимым» начинает сдвигаться и размываться.
· Новаторство: По словам самого Чехова, люди в его пьесах «обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» . Отсюда резкое усиление в драме Чехова, по сравнению с драмой традиционной, роли психологического «подтекста», сферы скрытых душевных переживаний героя, не получающих отражения в его сознательной речи, но находящих выражение в его случайных «странных» репликах, обмолвках, реже — в молчании и ситуационно немотивированных жестах.
Специфической особенностью пьес Чехова является и их жанровая неопределенность: обладая всеми признаками бытовой и психологической драмы, они в то же время любопытным образом объединяют в себе черты традиционных жанров комедии и трагедии. Чисто комические, иногда водевильные, даже фарсовые эпизоды и персонажи встречаются во всех пьесах Чехова, а жанр «Чайки» и «Вишневого сада» сам автор определил как? комедию. Но юмор Чехова не строго комической природы, для этого в нем слишком мало веселья и оптимизма.
· В «Чайке» тема сложности и запутанности человеческих отношений рассматривается через призму искусства, к которому причастны четыре главных героя пьесы, представляющие два разных поколения. Тема жестокости Жизни, смеющейся над человеческими планами и надеждами, находит свое воплощение также в цепочке «однонаправленно» — один в другого — влюбленных персонажей, которые все словно поражены одним и тем же недугом безответной любви. Так, учитель Медведенко влюблен в дочь управляющего имением Аркадиной — Машу Шамраеву, Маша влюблена в Треплева, не замечающего ее любви из-за своей слепой и пылкой влюбленности в Нину Заречную, Нина влюблена в Тригорина, который после разрыва с Ниной вновь возвращается под крыло Аркадиной.
· У Чехова бытовой реализм. С одной стороны, чайка- реальный образ (птица, которую убил Треплев). С другой стороны, в конце пьесы Нина Заречная называет себя «чайкой». Здесь стоит понимать значение чайки как сломленной судьбы, жизни. В буквальном смысле относится к Нине. Но Треплев тоже сломлен, он не смог стать писателем, его пьеса провалилась, потерял возлюбленную (Нину). С третьей стороны чайка - одиночество. Маша Шамраева ходит в черном, нюхает табак, пьет водку - это демонстрация, но она влюблена в Треплева, а он не обращает на нее внимания. Выходит замуж за учителя (Медведенко), рожает ребенка. Но она все так же одинока. Все герои ищут смысл жизни и не могут его найти. Все герои с рухнувшими надеждами - подстреленные чайки.
· В каких еще пьесах Чехова и других русских писателей 19-20 веков присутствуют образы, имеющие символическую нагрузку?
1) Чехов «Вишневый сад»: сад - символ уходящей дворянской культуры.
2) Чехов «Три сестры» (1900 г.): городской пожар - «очистительная гроза», приближающаяся революция
3) Блок «Двенадцать»: пёс - старый мир.
Методика литературы : Монографическое изучение произведения в старших классах. Разработайте тематическое планирование по изучению монографической темы «Творчество А.П. Чехова». Какое место в изучении данной темы вы отведете пьесе «Чайка» и, в частности, рассмотрению данного фрагмента? Обоснуйте свою позицию.
· В центре монографической темы - писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка. В старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. При изучении монографических тем осуществляется работа над литературно-критическими статьями: при анализе художественного текста, при осмысливании художественного текста или творчества писателя. – Книги серии «Классическая гимназия», содержащие выдержки из докладов, воспоминаний, критических работ, посвященных писателю. – Сборники литературно-критических статей, посвященных одному писателю, либо одному произведению, изучаемому в школе. – Учебники-практикумы. Семинарские занятия делятся на 3 вида: - развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и их обсуждение, - обсуждение рефератов и докладов учащихся, - диспут. Уроки сообщения новых знании.
· Место «Чайки» в творчестве Чехова: можно рассказать о проблеме творчества в связи с Чеховым (его пьесы долго не ставились, пока они не попали Станиславскому). Можно сказать о символике в его пьесах и как пример привести чайку, о новаторстве Чехова - драматурга (См. вопрос выше).
Место М. Горького в русской литературе и культуре 20 века. «Религия Человека» Горького и ее отражение в его творчестве. Социальное и философское в пьесе «На дне». Опираясь на текст данного фрагмента, прокомментируйте позиции разных героев по отношению к старцу Луке и определите степень их соответствия авторской точке зрения. Лука в ряду «праведников» Лескова и Достоевского. Назовите другие пьесы Горького (не менее 3) и пьесы других русских драматургов 20 века (не менее 6) и определите их жанровую принадлежность (трагедия, комедия, драма и др.).
(Из лекции Солдаткиной, учебник для ВУЗов. Егорова, Чекалов).
Место Горького в РЛ и в РК 20 века: Соединил традиции прошлого с современностью. Реализм: Горький был продолжателем реалистических традиций Чехова. Темы, которые волновали Горького: тема житейской пошлости, которая разрушает лучшие стремления человека, его порывы, надежды.
Неоромантизм – в основе неоромантических традиций лежит теория Ф.Ницше о «сверхчеловеке». Личность человека стремилась к свободе, достичь ее можно только, освободившись от человеческой покорности обстоятельствам. Происходит утверждение внутренней силы человека, он приравнивает себя к богоравному существу.
«Религия человека» Горького.Всю жизнь Горький искал образ Идеального Героя, Идеального человека. Он ставил перед собой вопрос о назначении человека в этой жизни и его свободе.
Социальное и философское в пьесе «На дне». С одной стороны, Горький описывает жизнь людей в ночлежке. Это асоциальные герои, бродяги, разорившиеся дворяне, все опустились на дно, т.е. в «ад».(см.краткое содержание) С другой стороны, пьеса философская. Тут два отношения к человеку.
– Лука, праведник, как святой Лука. Тут двоякое отношение к самому герою.
1.Герой является лукавым человеком, который врет и вселяет несбыточные надежды во имя того, чтобы здесь и сейчас человеку жилось легче. С одной стороны, он дарит Актеру надежду на излечение, Васька Пепел мечтает уехать в Сибирь, Анна думает о загробной жизни. С другой стороны, это идея приспособления к жизни. Люди такие, какие они есть, так считает Лука. Это идея Вл.Соловьева.
2.Имя Лука может означать свет. Но первая песня Луки «путь-дороги не видать». Он освещает этот путь. Сам герой живет незаконной жизнью, он без паспорта. Получается ложный образ праведника. Говорит о духовном перерождении, а сам обитает в ночлежке.
(праведники в 19 веке – Очарованный странник. Сравнение образов странников. Герои Достоевского. Например, герой из «Подростка» Макар Долгоруков).
– Сатин – монолог «Человек – это звучит гордо». Это идея Ницше. «Правда бог свободного человека». Такой т.з. противостоит Лука, который не приемлет эту правду. Сатин – Сатана. И этот монолог произносится в ночлежке. Сатин считает, что надо уважать человека. Но уважать можно только человека, который работает. Все обитатели ночлежки не работают, поэтому они тянутся к Луке.
«Представителя истины в пьесе нет» слова самого Горького.
Пьесы Горького: «Дети солнца» (драма), «Дачники» (драма), Враги (драма), «Мещане» (драма), «Васса Железнова» (трагедия).
Жанр пьесы «На дне» – не трагедия, не комедия». Мощное влияние реалистической литературы. Не прояснен до конца жанр. Но в школе по литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия.
Драмы 20 века – Чехов «Вишневый сад (лирическая комедия), Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» (комедия), Эрдман «Мандат», Булгаков «Зойкина квартира», Вишневский «Оптимистическая трагедия».
Современные экранизации пьесы «На дне». Постановка пьесы театра «Современник» в постановке Волчек, Акиро Куросава перенес в современность, японская постановка.
Чехов «Вишневый сад» -комедия
Леонид Андреев «Жизнь человека»-драма
Булгаков «Зойкина квартира»–драма
Эрдман «Самоубийца» –драма
Шварц «Дракон» - сказка
Александр Вампилов «Старший сын»-комедия
Утиная охота- драма, иногда трактуется как трагикомедия
Завершающие уроки работы над драматическим произведением. Спланируйте урок ознакомления учащихся с киноисторией и сценической жизнью пьесы А.М. Горького «На дне». Почему пьеса не теряет актуальности в современном театре?
Киноистория и сценическая жизнь романа Горького «На дне».
Социально-философская драма "На дне" задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы.
В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году. Впервые была поставлена на сцене Малого Художественного театра в Москве 18 декабря 1902 года и имела феноменальный успех.
Не меньший успех имела японская постановка Акиро Куросавы, действие которой перенесено в современность. 1957 год. Премьера состоялась в США.
Существует постановка Малого худ.театра под руководством Г.Волчек 1972 года. Актерский состав Евгений Евстигнеев , Игорь Кваша, Андрей Мягков, Валентин Никулин, Лилия Толмачёва, Валерий Хлевинский, Алла Покровская, Нина Дорошина, Григорий Острин, Пётр Щербаков, Виктор Сергачёв, Олег Табаков, Владимир Земляникин, Рогволд Суховерко, Елена Миллиоти, Людмила Иванова, Авангард Леонтьев.
Фильм 2014 года. Режиссер Владимир Котт. Действие знаменитой пьесы об обитателях ночлежки перенесено в наши дни. Герои живут на свалке, ищут в горах мусора то, что можно продать, воруют и пьют. Однажды на свалке появляется Лука, который старается утешить этих опустившихся «на дно» жизни людей.
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя о том, что данный урок является заключительным по произведению «На дне». Далее следует сказать о первых постановках (см.информацию выше).
Подробное сообщение ученика о первой постановке. Актерский состав и т.д.
Слово учителя о постановке в Малом худ.театре, режиссер Волчек.
Смотрим фрагмент фильма.
Обсуждаем с классом, что понравилось, а что нет. Как актеры воплотили героев на сцене.
Слово учителя о японской постановке «На дне» Акиро Куросавы в США.
Смотрим фрагмент фильма.
Обсуждаем с классом, что понравилась, а что нет. Как актеры воплотили героев на сцене.
Сравниваем две постановки. Чем отличаются.
Заключительное слово учителя об актуальности пьесы сегодня. ДЗ – посмотреть современный фильм по мотивам пьесы «На дне» 2014 года. Написать отзыв о том, какая экранизация или театральная постановка наиболее точно подняла проблемы, которые заложены в пьесе «На дне». Выразить свое отношение, обосновать свою точку зрения.
Актуальность пьесы сегодня:
Образы героев Горький извлёк из жизни, а жизнь не устаревает никогда. Даже спустя 100 лет, в наши дни существует "дно" общества, низшие слои населения, где человек искусства, "отравленный алкоголем", пропивает свой талант, честь, человеческое обличье, опускаясь всё ниже и ниже; где человек, погрязший в общем омуте с такими же опустившимися людьми, считает себя выше их, всё ещё не отпустив своё прошлое, в котором он богатый человек благородного происхождения. Кто-то озлоблен на людей, жесток со своей женой, но верит в то, что тяжелый, изнурительный труд может вернуть его в "настоящую" жизнь, а кто-то напротив считает бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе "еда-работа". Есть люди считающие Ложь спасением, они пытаются вылечить искалеченную душу человека ложью во благо, вселяя надежду в их сердца. Другие же отвергают сладкую ложь, предпочитая ей обнажённую правду, ничем не приукрашенную.
Все обездоленные люди разные, но близкие в несчастье своём, обижены жизнью, судьбой, другими людьми и самими собой. Вопросы, затронутые Горьким в пьесе "На дне" и образы героев вневременные, они существуют рядом с нами и людьми различных времён и эпох, поэтому пьеса всегда будет трогать душу читателя.
24. Место рассказа «Господин из Сан-Франциско» в творчестве И.А. Бунина. Сформулируйте основную идею рассказа и покажите, опираясь на текст данного отрывка, как она воплощается в композиционной структуре произведения. Философско-символические подтексты образа корабля «Атлантида». Приведите примеры «живописности» языка Бунина. Предшественники Бунина в изображении смерти «обыкновенного» человека в русской литературе 19 века.
Образ греха, в котором протекает жизнь человека. Эта мысль расширяется и углубляется в рассказах предреволюционной поры — «Братья» (1914), «Господин из Сан-Франциско» (1915), «Сны Чанга» (1916) и др. В них заметно мощное воздействие Льва Толстого — философа и художника. Подобно Толстому, Бунин направляет на обыденность огни «вечных» маяков, судит людей, их тягу к наслаждениям, несправедливость общественного устройства с точки зрения вечных законов, управляющих человечеством. Мысль о неотвратимой гибели этого мира, пожалуй, с наибольшей силой проявилась в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в котором, по словам критика А. Дермана, «с какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла — образ греха, в котором протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем».
(пример живописности –см.отрывки текста) – много деталей, эпитетов, лексический повтор, нагнетание одних и тех же действий, подробное описание действий персонажей.
Подтексты: корабль Атлантида, танцующая на корабле влюблённая пара (приглашена играть любовь за деньги) – символ фальши, продажности; тело господина в ящике из-под содовой воды в трюме.
Символично и название парохода – «Атлантида» – как бы грозящее гибелью в пучине океана:
«...Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, – точно плугом, разваливая их на стороны зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, – в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена». Этот параллельный мир – антитеза высшему обществу, внешне благополучному, веселящемуся и наслаждающемуся. Праздная, богатая жизнь на борту корабля и в отеле схвачена в потоке выразительных подробностей – в описаниях туалетов, сервировки стола и меню, развлечений, включая хрестоматийно известную сцену одевания господина к обеду, где не забыто ни одного движения. Этот поток подробностей заменяет, как это всегда свойственно Бунину, систему событий, и оценочным определением здесь является эпитет языческий: гонг к обеду звучит зычно, точно в языческом храме, капитан «Атлантиды» дважды назван языческим богом, идолом чудовищной величины и грозности. Сцена прибытия в Европу заканчивается на мажорной ноте, подчеркивающей гордыню и апофеоз желаний господина из Сан-Франциско: блеск духовых инструментов, торжествующие звуки марша, гигант-капитан в парадной форме, похожий на милостивого языческого бога, приветственно помахавший рукой пассажирам.
Символическое звучание обретает описание «нижнего яруса» корабля, уподобленного картине ада:
«... Мрачным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, – та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Картину завершают антиномичные художественные детали: на бакепоминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену – ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в двухсветной зале.
Гигантская «Атлантида» (имя корабля в рассказе «Господин из Сан-Франциско» символично — его носил затонувший мифический континент), на которой путешествует к острову наслаждений — Капри — американский миллионер, это своего рода модель человеческого общества, с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхними, где жуируют привилегированные классы. Обнажая паразитизм «пар чистых», населяющих этот цивилизованный ковчег, пассажиры «Атлантиды» утром «пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам... а в одиннадцать — подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый...».
Тема конца, катастрофы. В произведении Бунина грозно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, его неотвратимой гибели. Она заложена уже в эпиграфе, взятом из Апокалипсиса (который был снят Буниным лишь в послед ней редакции 1951 г.): «Горе тебе, Вавилон, город креп кий!» — и ее библейский смысл напоминает нам о Валтасаровом пире накануне падения Халдейского царства: «Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая ее, а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги за ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальном зале все сияло и изливало свет, тепло, радость...» Как чуткий художник, Бунин ощущал приближение великих катастроф.
Предшественники в изображении смерти обыкновенного человека:
Гоголь «Шинель», Чехов «Смерть чиновника», Пушкин «Станционный смотритель».
Источники:
Русская литература 20 века под ред. Журавлева.
История русской литературы XX века. Первая половина. В 2 кн. Под ред. Егоровой Л.П.
Специфика урока-лекции по литературе. Сформулируйте основные позиции урока-лекции по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», ориентированного на смысл названия произведения и его основную проблематику.
Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала, распространены вводные, установочные текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д. Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:
- изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
- рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;
- подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц;
- выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.п.
- применении изученного материала при решении практических задач.
Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока6 организации, постановки цели и актуализации знаний, сообщение знаний учителем и усвоение их учащимися; определение д/з. Приведем возможный вариант структуры урока-лекции:
- создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
- ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;
- выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;
- воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.
- применение полученных знаний;
- обобщение и систематизация изученного;
- формирование д/з постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня задания из учебника.
А.А. Блок как символист. Вариации образа Прекрасной Дамы в лирике Блока. Оппозиция житейской пошлости и Идеала в стихотворении «Незнакомка». Охарактеризуйте систему персонажей стихотворения и его «предметный мир». Предшественники блоковской Незнакомки в русской литературе 19 века.
СПРАВКА О СИМВОЛИЗМЕ В РОССИИ
Русский символизм - явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли - «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.
Ещё одной важной чертой «соловьевского» мировоззрения была идея платоновского «двоемирия», то есть существование иных миров. Также важной чертой символизма был «мифологизм» - восприятие мира как мифа.
В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков - «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.
«Старших» и «младших» символистов разделял не только возраст, но и разница мировоззрений и направленности творчества. В становлении русского символизма можно выделить три этапа (периода). Первый этап - 1890-е годы. С этим этапом А.А.Блок не связан. С конца 1890-х начала 1900-х годов Блок начинает интересоваться «новым искусством». Второй этап в развитии символизма - 1900-е - 1907-е годы. Третий этап 1908-е -1910-е годы, - «кризис символизма». «Кризис» проявляется в том, что у многих символистов происходит отторжение от «нового искусства». С середины 1910-х годов о символизме можно было говорить в прошедшем времени.
КАК БЛОК ШЁЛ К СИМВОЛИЗМУ
Первые стихотворения Александра Блока (1897-1900 года), впоследствии объединенные в цикл «Ante Lucem», не предвещали конфликта с «бекетовской» культурой. Эти стихотворения свидетельствуют о том, что поэт во многом учится у русских романтиков (у Пушкина, Лермонтова) и лириков середины века (у Фета, Тютчева). Хотя и тогда у него создаётся стиль, во многом тяготеющий к символизму. В 1898-1900 года Блок ещё не был представителем «нового искусства». В цикл «Ante Lucem» входят стихотворения: «Пусть светит месяц - ночь темна…», «Есть в дикой роще, у оврага…», «Каждый вечер, лишь только погаснет заря…» и другие.
Следующий этап в творчестве Александра Александровича - это время создания сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 год). Воздействие «бекетовских» традиций сменилось глубоким чувством к Л.Д.Менделеевой, предреволюционными настроениями народа и впечатлениями от мистической лирики Владимира Соловьева. Все это резко изменило мир Александра Блока.
Начало 1900-х годов сразу определило место Блока как младшего символиста. В 1900-1901 годах Александр Александрович не связан ни с «декадентами», ни с «соловьевцами». Только в 1902 году Александр Александрович знакомится с Мережковским, а через семью Соловьёвых сближается с А.Белым. Уже с начала века поэт внутренне противостоит влиянию «бекетовской» культуры.
«Стихи о Прекрасной Даме» - одно из самых глубоких явлений символистического искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. В своём сборнике поэт сумел создать реальное поэтическое единство различных символов. В стихотворениях видно сочетание двух, противопоставляемых друг другу миров: «мистического» и «реального». С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» являются художественным описанием вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта, но с другой стороны, в них раскрывается символистское ощущение мира, его понимание и пути развития вселенной.
Работая над своим сборником стихотворений, поэт обращается к поэзии и философии Владимира Соловьёва. Именно из его произведений Александр Александрович позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на особый мистический язык.
Главной героиней стихотворений является Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева. С Менделеевой поэт познакомился в имении Шахматово, она ему сразу понравилась. Блок пытался ухаживать за ней, но долгое время она была для него неприступной и не уделяла ему большого внимания. Александр Блок писал «Стихи о Прекрасной Даме» до тех пор, пока он не объяснился Менделеевой в любви и не сделал ей предложение. Последнее стихотворение цикла было написано 5 ноября 1902 года. Как и другие представители символизма придумывали в стихотворениях свой идеал любимой женщины, так и А.Блок придумал свой идеал женщины, и этим идеалом была Любовь Дмитриевна Менделеева.
У Александра Александровича смысл одних стихотворений проникает в тексты других. В результате любовные, психологические, пейзажные, мистические планы повествования неразрывно связаны. Многие стихотворения относятся и к мистическим, и к реальным переживаниям. Иногда в стихотворениях изображения земных чувств оттесняет мистику на задний план. Одной из существенных особенностей цикла является то, что «Стихи о Прекрасной Даме» ведут нас не в мир мистических утопий символистов, а в мир уединенный, райский сад первой любви, где живут только двое: лирический герой и объект его высокой любви. Читатель ощущает все чувства и переживания героев. Во всех стихотворениях Прекрасная Дама предстаёт перед нами как воплощение чего-то божественного, неизведанного, волшебного. Поэт ни в одном из стихотворений не дает нам чёткого портрета Прекрасной Дамы, её образ неясный, туманный.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 273.