Система государственных органов управления финансами и их функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура федеральных финансовых органов управления определяется указом Президента РФ. К органам государственного управления финансами относят:

1. Государственные органы власти, осуществляющие общее управление финансами:

  • Президента РФ (администрацию Президента);
  • Парламент РФ (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы);
  • Правительство РФ как единый центр управления финансами.

2. Органы государственного управления финансами министерского уровня:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба(ФНС России);
  • Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор);
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  • Федеральное казначейство;
  • Министерство экономического развития и торговли РФ;
  • Банк России;
  • Счетная палата РФ.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает принятые Парламентом РФ законы, в т.ч. "О федеральном бюджете на текущий год", имеет право "вето" на все принятые законы.

Парламент РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность в стране.

Правительство РФ обеспечивает единство всех направлений финансовой политики, рассматривает федеральный бюджет, координирует всю текущую деятельность финансовых исполнительных органов власти РФ.

Министерство финансов РФ является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление финансами. Оно осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей народного хозяйства, организует разработку проекта "Закона о федеральном бюджете на текущий год", принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны, организует исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий по рациональному расходованию бюджетных средств в строгом соответствии с их целевым назначением.

Федеральная налоговая служба разрабатывает и проводит единую государственную налоговую политику, осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции страхового надзора Минфина РФ;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере;

Федеральное казначейство осуществляет и организует кассовое исполнение федерального бюджета, контроль за поступлением и расходованием средств бюджета, регулирует отношения между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана.

Министерству экономического развития и торговли РФ переданы функции по принятию нормативных правовых актов в сфере деятельности бывших Министерства по антимонопольной политике, Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, Государственного таможенного комитета, Госкомстата, Росимущества и разработки баланса финансовых ресурсов страны. После реорганизации Минэкономразвитию подведом-ственны:

Федеральная таможенная служба,

Федеральное агентство по государственным резервам,

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости,

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Центральный банк РФ (Банк России) совместно с Федеральным казначейством РФ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, контролирует деятельность кредитных организаций, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях управление финансами осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация управления финансами имеет важное значение для их использования.

29                  сущность и соц- экон. значение гос. бюджета                                                               По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

По материально-вещественному воплощению — это фонд денежных средств, по плановой форме — финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в двух функциях:

распределительной;

контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая функция - контрольная - позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Она сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики и благодаря ей можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.                                                    Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

30 функции бюджета

  • распределительная функция;
  • перераспределение национального дохода;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление соц.политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определённый промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.

Бюджетные средства предназначены для:

  • функционирования органов государственного управления;
  • осуществления международной деятельности государства, в т.ч. реализации международных договоров, возврата и предоставления кредитов, выполнения международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;
  • национальной обороны;
  • правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
  • функционирования федеральной судебной системы;
  • фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
  • развития промышленности, энергетики, строительства;
  • развития сельского хозяйства транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • развития образования, культуры, искусства и СМИ, здравоохранения;
  • осуществления социальной политики;

· Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

· С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

· Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

· Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

· Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

· Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

· Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

· Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

· Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

· Функция планирования бюджетов предполагает:

· — определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

· — разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

· — определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

· — разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

· — разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

· — разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

· Функция организации бюджетов предполагает:

· — определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

· — определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

· — выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

· — разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

· — определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

· — определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

· Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

· Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

· — контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

· — контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.