Управление финансами предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование и использование финансовых ресурсов невозможны без системы управления финансами предприятий.

Управление финансами (финансовый менеджмент) — это деятельность, направленная на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия.

Управление финансами предприятия включает в себя:

§ организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими предприятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней, а также финансовыми отношениями внутри предприятия;

§ формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;

§ размещение капитала и управление процессом его функционирования;

§ анализ и управление денежными потоками на предприятии.

26. Понятие и принципы финансовой политики

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социальноэкономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.

финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебноисполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а так же накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.).

В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.

Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств.

Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.

Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

методы распределения национального дохода;

способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных);

методы образования государственных целевых фондов;

виды платежей в бюджет и целевые фонды;

финансовое планирование и прогнозирование;

финансовый контроль.

5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные (бюджетные) расходы.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве — это динамичная, развивающаяся система.

Для ее функционирования важное значение имеют:

финансовое регулирование и стимулирование производства;

финансирование научнотехнического прогресса;

страховая защита общественного производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

27 Сущность, цели и методы государственного регулирования и управления финансами

В качестве объектов при управлении финансами выступают различные виды денежных отношений, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими в свою очередь на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных и муниципальных финансах выступают органы власти и их финансовые подразделения (финансовые управления, бюджетные комитеты, департаменты по бюджетному контролю и пр.), а в финансах хозяйствующих субъектов – специально создаваемые для этого службы и отделы или финансовые менеджеры, заместители директора по финансам. Субъектами управления в финансах домохозяйств являются сами домохозяйства. Взаимоотношения государства в области финансов с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения и т.п.

Известные методы государственного регулирования финансов можно подразделить на косвенные и методы прямого (административного)воздействия.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

  • формирование и поддержание конкурентной среды в экономике, ограничение монополизации рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополий;
  • защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечение стабильных расчетно-платежных отношений;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
  • содействие развитию рынка капитала.

Наряду с перечисленными методами государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность субъектов, в частности:

  • лицензирование предпринимательской деятельности;
  • установление квот на производство некоторых товаров;
  • установление предельных цен на некоторые товары и услуги;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
  • установление государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты малообеспеченных слоев населения;
  • установление льгот по налогам и различным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины и т.д.

Применяя те или иные методы, государство преследует следующие цели в управлении финансами:

  1. обеспечение относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;
  2. обеспечение бездефицитного государственного бюджета;
  3. обеспечение устойчивости национальной валюты и др.

В качестве методов управления и регулирования финансами выступают: анализ, планирование, бюджетирование, контроль, организация, использование информационного обеспечения.

Так, планирование включает в себя различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений.

Контроль исполнения планов предполагает установление расхождений между планом и фактом, а также и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для корректировки процесса планирования.

Задача организации состоит в обеспечении достижения цели посредством использования специальных организационных Моделей. Организация занимается структурированием информационных связей.

Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.