Сущность и основные характеристики государственного бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджет государства является сложным и многогранным явлением в обществе. Его рассматривают с трех сторон:

  • по экономическому содержанию;
  • по форме проявления;
  • по материальному содержанию.

По экономическому содержанию бюджет представляет собой совокупность денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физических лицами, с другой стороны, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения государством его функций.

Специфические признаке бюджетных отношений связаны с их перераспределительным, всеохватывающим и законодательно-регламентированным характером.

Перераспределительный характер состоит в перераспределении через бюджетдоходов юридических и физических лиц. Всеохватывающийхарактер бюджетных отношений имеет проявление в том, что они охватывают абсолютно всех — каждого гражданина, каждое предприятие, каждую государственную структуру. Поскольку бюджетные отношения имеют перераспределительный и всеохватывающий характер и отражаются на формировании доходов юридических и физических лиц и государства, они регламентируются в законодательной форме. Регламентирования осуществляется на трех уровнях:

во-первых, соответствующими законами о построении бюджета и бюджетной системы, в которых определяется состав доходов и расходов бюджета, состав бюджетной системы и принципы ее построения, размежевание доходов и расходов между бюджетами, общие основы бюджетного процесса, т.е. порядка составления и выполнение бюджета;

во-вторых, законами, которые регламентируют формирование доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство об отдельных направлениях деятельности государства);

в-третьих, на основе принятия ежегодных законов (соответствующих решений местной власти) о бюджете на текущий год, в котором утверждается объем доходов и расходов бюджета текущего года, источники их формирования и направления финансирования, состояние бюджета.

По форме проявления бюджет является основным финансовым планом, в котором отображается деятельность государства и местных органов власти и управления. Как финансовый план бюджет представляет собой баланс доходов и расходов. Вместе с тем это не просто роспись доходов и расходов государства - это отражение ее экономической и социальной, международной и оборонительной, а главное финансовой (во всех ее направлениях) политики. Это форма проявления рассмотренной выше совокупности перераспределительных отношений в обществе.

По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем бюджета - это годовая сумма средств, которые проходят через этот фонд. Он находится в постоянном движении: практически ежедневно в него поступают средства и осуществляется финансирование расходов. В связи с этим необходима четко налаженная система управления бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов и рационального и эффективного использования его средств.

Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером ее финансовой деятельности.

С позиций использования централизованных в бюджете средств его расходы можно условно разделить на две группы - государственное потребление и бюджетное финансирование юридических и физических лиц.

Государственное потребление представляет собой расходы на содержание государственного аппарата — управленческого, правоохранительного, судебного и т.п. и армии. Формирование доходов бюджета в этой части является платой со стороны общества государству за услуги, которые предоставляются им в сфере управления страной и обеспечения ее обороноспособности и правопорядка.Бюджетное финансирование отображает процесс распределения доходов в обществе. Если расходы бюджета в части государственного потребления возмещаются обществу в виде соответствующих услуг со стороны государства, то бюджетное финансирование является, в сущности, возвращением обществу части централизованного в бюджете ВВП.

Бюджетное финансирование расходов, отражая перераспределение полученных государством доходов, отображается в формировании вторичных, а в отдельных случаях, и первичных доходов юридических и физических лиц. Оно может иметь прямой и косвенный (опосредствованный) характер. Прямой характер имеет формирование доходов конкретных получателей бюджетных ассигнований - распорядителей бюджетных средств, опосредствованный характер - потребителей общественных благ, которые обеспечиваются за счет бюджета.

Бюджетное финансирование может осуществляться в таких формах:

  • бюджетные инвестиции;
  • государственные трансферты;
  • бюджетные кредиты;
  • сметное финансирование.

Бюджетные инвестиции могут осуществляться в разных формах. Основной формой является финансирование капитальных вложений. Выделение средств может осуществляться отдельным предприятиям, министерствам и ведомствам под определенные объекты, а может иметь форму проектного финансирования конкретного инвестиционного проекта. Бюджетные инвестиции могут направляться также на приобретение определенной доли акций акционерных обществ.

Финансовая политика государства должны основываться только на реальном бюджете. Оптимизация состава и структуры доходов и расходов бюджета отображает сбалансированность финансовой политики.

Поскольку бюджет является системой всеохватывающих перераспределительных отношений, то его формирование и состояние имеют особое значение для государства, каждого юридического, физического лица и общества в целом. Формирование бюджета предусматривает решение триединой задачи. Во-первых, определениереальных объемов доходов. Во-вторых, оптимизация структуры расходов на основе критерия обеспечения максимальногоуровня роста ВВП при удовлетворении минимума социальныхнужд. В-третьих, сбалансированиебюджета. Проблемы сбалансирования состоят в том, что, как правило, потребности любого субъекта, в том числе и государства, превышают возможности.

Сбалансирование бюджета возможно за счет:

а)увеличения доходов — введение новых налогов, повышение ставок или расширение объектов налогообложения по действующим налогам, расширение использования неналоговых доходов;

б)сокращения расходов — пропорционального или селективного;

в)принятия бюджетного дефицита с установлением источников его покрытия (государственные займы или денежная эмиссия).

При наличии значительных финансовых проблем все эти способы сбалансирования бюджета могут использоваться в комплексе.

Состояние бюджета как финансового плана отображает не только финансовое состояние государства, а и характеризует во многом финансовую ситуацию страны в целом и потому интересует всех граждан и каждую предпринимательскую структуру. Он характеризуется тремя показателями:

  • равновесие доходов и расходов;
  • превышение доходов над расходами;
  • превышение расходов над доходами.

Уравновешенность доходов и расходов является наиболее естественным и целесообразным состоянием, которое вытекает из схемы финансовой деятельности государства: доходы > расходы. При этом финансовый результат деятельности государства не определяется, ведь, с одной стороны, государство должно собирать столько доходов, сколько ему нужно для обеспечения расходов бюджета, а с другой - оно может профинансировать столько расходов, сколько собирает доходов. Потому любое отклонение от этой уравновешенности является нарушением основ финансовой деятельности государства и является нецелесообразным.

Превышение доходов над расходами вообще отображает стабильную финансовую ситуацию, хотя и не является целью деятельности государства. Оно может проявляться в разных формах. Во-первых, это могут быть своего рода бюджетные резервы: запланированное превышение используется на финансирование непредвиденных расходов в текущем году, а фактически полученное по итогам бюджетного года - переходит в доходы следующего года, за счет чего могут быть или увеличенные расходы, или сокращены доходы. Однако на практике бюджетные резервы, как правило, имеют правовые основы формирования, например, в Украине в составе Государственного бюджета выделяется Резервный фонд Кабинета Министров. Во-вторых, превышение доходов над расходами может возникать вследствие чрезмерной (сравнительно с нормированными органами власти и управления высшего уровня расходами) доходной базы отдельных бюджетов.В Украине такое превышение имеет форму «бюджетного излишка» и подлежит изъятию в бюджет высшего уровня. В-третьих, такое превышение может иметь форму бюджетного профицита, при условиях сбалансирования бюджета в пределах не одного, а нескольких лет. В отдельные года установленного периода формируются бюджетные профициты, а в отдельные - дефициты.Объемы бюджетных дефицитов и профицитов при этом сбалансированы.

Превышение расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, есть наиболее сложным явлением. Прежде всего, дефицит совсем не означает несбалансированности бюджета, ведь это превышение расходов только над постоянными доходами бюджета. Кроме того, дефицит бюджета нужно оценивать с позиций как отдельно государства, так и финансовой системы в целом. Для государства это всегда нежелательное и довольно часто отрицательное явление. Другими же субъектами финансовых отношений и сфер и звеньев финансовой системы оно может оцениваться по-разному.

32 Структура бюджетной системы РФ .

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основана на экономических отношениях и регулируется нормами права.

Структура бюджетной системы, правовой статус участников бюджетных отношений регламентируются Бюджетным кодексом РФ, а также соответствующими специальными законами субъектов Федерации, НПА представительных органов местного самоуправления, Указами Президента и Постановлениями Правительства.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

-1-й уровень – Федеральный (государственный) бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

-2-й уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

-3-й уровень – местные бюджеты (городские, районные, сельские, поселковые).

Так, федеральный бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ.

Бюджет субъекта РФ предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ.

Местный бюджет, бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

33 Принципы бюджетной системы РФ .

Бюджетная система РФ основана на принципах:

-принцип единства бюджетной системы РФ– обеспечивает единство форм бюджетной документации, единство бюджетного процесса, единство бюджетного бух.учета, единство мер и форм ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

-принцип разграничениядоходов и расходов бюджета– закрепляет отдельные доходные и расходные статьи бюджета за соответствующими уровнями бюджетной системы;

-принцип самостоятельности бюджетовпредполагает:

а) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетное планирование;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

в) законодательное закрепление полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

г) право органов власти самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

д) право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете.

-принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

-принцип полноты отражения доходов и расходов, означающий, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные законодательством РФ, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

-принцип сбалансированности бюджета, при котором объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджетов уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

-принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

-принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, за исключением доходов целевых бюджетных фондов и в случаях финансирования средств из бюджетов других уровней;

-принцип прозрачности (открытости);

-принцип достоверности бюджета;

-принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, при котором бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением конкретных целей финансирования.

-принцип подведомственности расходов бюджетов;

-принцип единства кассы.

34 К налоговым доходам бюджетов субъектов федерации относятся:

- собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта федерации и местными бюджетами – законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”;

- отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

• части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ. остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов федерации в порядке и по нормативам, устанавливаемым федеральными законами и законами субъектов РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

- государственная пошлина

Неналоговые доходы местных органов власти формируются за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Неналоговые доходы и безвозмездные перечисления

Под неналоговыми доходами понимаются поступающие в распоряжение государственных и муниципальных образований доходы от использования государственного и муниципального имущества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также средства, привлеченные на добровольной основе. Пример добровольности неналоговых доходов - выпуск государственных и муниципальных займов и т.д.

Обязательным неналоговым доходам свойственна определенная возмездность. Напр., получение лицензии или регистрационные сборы, дающие право на что-либо. До недавнего времени (до принятия Бюджетного кодекса) к неналоговым доходам относились платежи штрафного характера, сейчас Налоговый кодекс однозначно назвал штраф и пени налоговыми доходами государства.

Группы неналоговых доходов:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

  1. Доходы от использования имущества.
  2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государственным органам и муниципальным образованиям.
  3. Доходы от сдачи в аренду имущества.
  4. Проценты, полученные от размещения в коммерческих банках временно свободных средств бюджетных и внебюджетных фондов.
  5. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства и муниципальных образований.
  6. Перечисление прибыли ЦБ РФ.
  7. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

  1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
  2. Поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.
  3. Доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, вклады.

Административные платежи и сборы:

  1. Таможенные сборы (не путать с таможенной пошлиной, т.к. это налоговый доход), прочие неналоговые таможенные платежи.
  2. Сборы взимаемые ГИБДД.
  3. Прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

  1. Поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы также как и налоги по территориальному признаку подразделяются на федеральные, субъектов РФ и местные.

Среди неналоговых доходов имеются платежи, которые близки к налоговым, прежде всего за счет обязательности уплаты, во-вторых, по контролю за их уплатой. У них признак обязательности возникает тогда, когда лица обращаются в государственные и муниципальные организации за какой-либо услугой, напр., на предоставление права осуществления определённой деятельности, для регистрации по месту жительства и т.д. Именно этот момент похожести налоговых и неналоговых платежей позволил законодателю объединить налоговые и неналоговые платежи в одну систему.

Добровольная основа уплаты неналоговых доходов. Ведущее место среди неналоговых доходов в рамках этой категории принадлежит государственному и муниципальному кредиту. Это когда государственные и муниципальные органы занимают деньги в виде издания облигаций, которые у них покупает население или организации. Первая форма добровольных неналоговых доходов - кредит. Вторая форма - лотерея, однако это форма сейчас не имеет широкого распространения.

Безвозмездные перечисления - это платежи, перечисляемые в бюджетные и внебюджетные фонды физическими, юридическими лицами, международными организациями и правительствами иностранных государств на добровольной основе. Безвозмездные перечисления - вид неналогового дохода, единственное отличие в том, что безвозмездные отчисления могут быть связаны с иностранной помощью.

Также существуют безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Взаимный расчет - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, а также связанные с передачей полномочий по финансированию расходов или передаче доходов, произошедших после утверждения закона о бюджете и естественно неучтенных в принятом законе о бюджете. Иначе говоря, средства по взаимным расчетам это вертикальные средства, которые движутся между РФ, субъектами РФ, муниципальной властью, в связи с изменениями законодательства.

35 Налоговое регулирование экономики

Налоги: их сущность

Первая форма проявления сущности на­логов — это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публич­ной власти. Так что минимальный размер налогового бремени оп­ределяется суммой расходов государства на выполнение его ос­новных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно долж­но собирать налогов.

Сейчас налоги — важнейший источник средств государст­венного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор нало­гов, зависит эффективное функционирование национальной эко­номики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая по­литика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и ин­вестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Функции налогов

С оциально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции:

  1. фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;
  2. регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовыхпотоков;
  3. социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Элементы налога Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  • источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • единица обложения — единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • ставка налога — величина налога с единицы объекта налога (%);
  • налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);
  • налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Виды налогов Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов — налоги на товары и услуги: налог с обо­рота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добав­ленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену то­вара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исклю­чением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяй­ственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на по­требителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосроч­ном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высо­кой эластичности предложения — к сокращению чистой прибы­ли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив ка­питала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессив­ные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на еди­ницу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те нало­ги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его на­логовое бремя.

Налоги — это один из экономических рычагов, с помощью ко­торых государство воздействует на рыночную экономику. В усло­виях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздей­ствия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономи­кой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения пред­приятий всех форм собственности с государственными и местны­ми бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение ино­странных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Че­рез налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государствен­ной власти в области налогообложения, направленную на дости­жение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюде­ния ряда условий.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 290.