Актуальность и проблемность выбранной темы дипломного исследования связано с введением действие с 1 января 2009 года нового налогового Кодекса. Его основные нововведения вытекают из приоритетов, обозначенных в Послании Главы государства от 6 февраля 2008 года и базируется на трех основных целевых критериях:
– снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики;
– снижение административных барьеров;
– повышение эффективности налогового администрирования. [3]
Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки разработки нового налогового кодекса, необходимо отметить, что он существенно приближает налоговую систему Казахстана к мировой практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, позволяет построить траспарентную систему налогового администрирования.
Так, с целью снижения общей налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение трех лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%, с 2010 года – до 17,5%, с 2010 года – до 15%.
Новый налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса.
Таким образом, созданная в Республике Казахстан прогрессивная налоговая система, ориентированная на стимулирование реального роста производства и экономики в целом, на обеспечение снижения дефицита государственного бюджета, подвергнется реформированию с целью усиления стимулирующей и легализующей роли. [4]
Известно, что одним из действенных рычагов государственного воздействия на экономику является налоговое регулирование, являющееся, с одной стороны, инструментом пополнения государственного бюджета средствами, используемыми в дальнейшем для прямого регулирования экономики, с другой стороны, налоговая политика – это мощный инструмент косвенного влияния на производственные процессы, происходящие в любом государстве.
Влияние налогов на экономику рыночного типа изучается сравнительно недавно, и до сих пор представляет собой сложную задачу для экономистов. Общепризнанным на сегодняшний день является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики.
Воздействуя на экономику посредством налогов, государство в первую очередь способствует сбалансированности экономики, решению социальных проблем. В частности, политика налогообложения изменяет поведение производителей и потребителей в том или ином направлении.
Развитие эффективной налоговой системы является одной из основных проблем современного государства, разработка которой требует решения очень сложных задач.
Налоговая система Республики Казахстан создана практически заново в связи с переходом экономики страны на рыночные отношения. Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» налогоплательщик вправе обжаловать в установленном Налоговым кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомления по актам налоговых проверок органов налоговой службы.
Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 667 Налогового кодекса налогоплательщик вправе обжаловать уведомление по акту налоговой проверки в части начисленной суммы налогов, пени и штрафов в суде.
Согласно с пунктом 1 статьи 666 Налогового кодекса рассмотрение жалобы налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки производится вышестоящим органом налоговой службы, то есть, например, если обжалуемое уведомление внесено по акту проверки районного налогового органа, соответственно рассмотрение данной жалобы входит в компетенцию областного налогового органа.
Порядок подачи жалобы налогоплательщиком определен Налоговым законодательством в статье 667 Налогового кодекса Республики Казахстан. Так, согласно пункту 1 данной нормы Налогового кодекса определен тридцатидневный срок (рабочих дней) подачи жалобы в вышестоящий орган налоговой службы со дня вручения налогоплательщику уведомления. При этом согласно пункту 1 данной статьи налогоплательщик направляет в налоговый орган, проводивший проверку, копию жалобы.
Кроме того, согласно пункту 2 указанной статьи Налогового кодекса в случае пропуска по уважительной причине срока по ходатайству налогоплательщика, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим органом налоговой службы, рассматривающим жалобу.
Жалоба налогоплательщика, поданная с соблюдением ее формы и содержания, определенных статьей 668 Налогового кодекса, подлежит обязательной регистрации в налоговом органе в день ее поступления.
Данная жалоба налогоплательщиком подается в сроки и в порядке, определенные в статье 667 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 указанной статьи 671 и статьи 670 Налогового кодекса по жалобе налогоплательщика выносится мотивированное решение в срок не позднее 30 рабочих дней с моменты регистрации жалобы в налоговом органе, по крупным налогоплательщикам в течение 45 рабочих дней. [2]
По итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки вышестоящим органом налоговой службы выносится одно из следующих решений:
· оставить обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;
· отменить обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки полностью или в части.
Содержание решения вышестоящего органа налоговой службы по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика должно соответствовать требованиям статьи 673 Налогового кодекса.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 672 Налогового кодекса подача налогоплательщиком жалобы на уведомление по акту налоговой проверки в вышестоящий орган налоговой службы приостанавливает исполнение обжалуемого уведомления. Данное приостановление действует до вынесения письменного решения вышестоящим органом налоговой службы.
В случае отмены уведомления по акту налоговой проверки отменяется и акт налоговой проверки.
Стоит отметить, что указанное решение вышестоящего органа налоговой службы по жалобе налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки может быть обжаловано налогоплательщиком в уполномоченном государственном органе, то есть в Налоговом комитете Министерстве Финансов Республики Казахстан, в порядке и сроки, установленные в налоговом законодательстве Республики Казахстан.
Принимая во внимание тот факт, что во взаимоотношениях между органами налоговой службы и налогоплательщиком возникают разногласия, вышеуказанный порядок обжалования уведомлений по акту налоговой проверки предоставляет налогоплательщику право самостоятельно выбирать способы разрешения спора, возникшего с налоговым органом, а именно путем внесудебного обжалования.
Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомства) государственный контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.
Основная проблема налоговых органов на сегодняшний день это качественное обеспечение исполнения нового налогового Кодекса.
Новый Налоговом кодексе 688 статей, тогда как в старом (2001 г.) 568 статей, что на 120 больше.
Кроме того, в налоговых органах применяются 12 информационных систем. Не секрет с целью облегчения деятельности налоговых органов, подчастую налогоплательщиков заставляют получать электронные ключи для сдачи налоговой отчетности в электронном виде, что противоречит пункту 3 статьи 68 Налогового кодекса РК. [2]
Сегодня не каждый налогоплательщик, особенности индивидуальные предприниматели, имеют возможность грамотно справиться с информационной системой. Зафиксированы случаи сбоя программного обеспечения именно в период сдачи налоговой отчетности. В терминалах налогоплательщика в дни сдачи налоговой отчетности огромные очереди, душно, программа «виснет».
Поэтому сегодня как никогда назрел вопрос о повышении налоговой культуры, для этого необходимо качественно организовать семинары по разъяснению положений нового Налогового Кодекса РК.
13 марта 2009 года во дворце Жастар АО «Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов финансовой системы» провел семинар по разъяснению нового Налогового кодекса. Но его качество организации и подготовленность лекторов желает быть лучшего.
Для снижения налогового бремени в период мирового кризиса Налоговыми органами объявлен мораторий на осуществления налоговых проверок. Опыт проведения предыдущих подобных мораториев, показал следующее:
· снижение налоговых поступлений – что невозможно в период кризиса;
· увеличение количества жалоб потребителей;
· некачественное исполнение своих обязательств налогоплательщиками.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 235.