Виды и периодичность налоговых проверок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Налоговая проверка – проверка, осуществляемая органами налоговой службы:

1) исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы;

2) лиц, располагающих документами, информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, для получения сведений о проверяемом налогоплательщике по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью проверяемого налогоплательщика;

3) для получения дополнительных сведений л налогоплательщика, подавшего жалобу на уведомление о результатах налоговой проверки и решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.

Налоговая проверка является основным способом контроля государства за деятельностью налогоплательщиков. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, и налогоплательщик. При этом термин «налогоплательщик» означает также «налоговых агентов» и «плательщиков других обязательных платежей в бюджет».

Налоговой проверке подлежат все налогоплательщики, без каких-либо исключений, так как данный вид контроля осуществляется со стороны государства в целях определения правильности исчисленной самим налогоплательщиком сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговым кодексом четко установлено, что органы налоговой службы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение 5 лет после окончания налогового периода. Таким образом, налоговой проверкой могут быть охвачены не более пяти календарных (с 1 января по 31 декабря) года деятельности налогоплательщика.

При проведении налоговых проверок органом налоговой службы необходимо соблюдать следующие условия:

– периодичность проверок;

– сроки проведения;

– оформление в установленном порядке предписания;

– не нарушение сроков проверки, указанных в предписании;

– вручение акта налоговой проверки;

– вручение уведомления о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов (в случае выявления нарушений);

вручение уведомление об устранении нарушений налогового законодательства (в случае выявления нарушений) и т.д.

В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц органа налоговой службы в случаях, если:

– предписание не вручено либо не оформлено в установленном порядке (Приложение Б);

– сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

– данные лица не указаны в предписании;

– запрашивается документация, не относящаяся к проверяемому налоговому периоду.

Налоговым кодексом строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:

1) документальные проверки;

2) рейдовые проверки;

3) хронометражное обследование.

Документальные проверки проводятся на основе результатов камерального контроля, данных уполномоченных органов по учету объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, и данных других форм налогового контроля.

Документальная проверка является одним из важнейших и сложных видов налоговой проверки.

Документальные проверки подразделяются на следующие виды:

· комплексная проверка – проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

· тематическая проверка – проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен.

· встречная проверка – проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком связанным с указанными лицами;

· дополнительная проверка – проверка на основании решения органа налоговой службы, рассматривающего жалобу налогоплательщика, обращение нерезидента о повторном рассмотрении заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета. [2]

Налоговые проверки органами налоговой службы производятся на основании графика (плана) проверок. При составлении данного графика отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится по разработанным на основании налогового законодательства критериям отбора. Отбор производится путем:

– анализа и камеральной проверки представленных налогоплательщиком налоговых отчетностей;

– проведения сличения данных по определенным строкам налоговых отчетностей по различным видам налогов, которые, согласно налоговому законодательству, должны сопоставляться.

В настоящее время отбор налогоплательщиков подлежащих проверке производится в электронном режиме, т.е. формируется база данных.

В базе данных по каждому юридическому лицу необходимо представить следующие характеристики:

1) общие сведения о налогоплательщике

а) наименование предприятия и его РНН;

б) код того налогового комитета, в котором налогоплательщик состоит на контроле;

в) дата налоговой регистрации, т.е. дата постановки на учет в налоговых органах, позволяет определить целесообразность назначения проверки с точки зрения срока функционирования предприятия;

г) дата последней налоговой проверки

д) вид предыдущей проверки;

е) вид деятельности предприятия.

2) Сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия и исполнения им своих налоговых обязательств за каждый календарный год:

а) размер совокупного годового дохода предприятия;

б) сумма уплаченных налогов;

в) начисленные суммы налогов.

Для определения юридических лиц подлежащих налоговой проверке необходимо предварительно распределить их на три группы: крупные, средние и мелкие.

Распределение производится исходя из объема реализации выполненных работ и услуг, объема экспортно-импортных операций, учитывается объем уплаченных налогов и сборов и обязательных платежей в динамике за последние два года деятельности, а также учитывается объем начисленных налогов, сборов и обязательных платежей. Крупные юридические лица приоритетно подлежат проверке налоговыми органами. [6]

Для определения юридических лиц из числа средних и мелких, приоритетно подлежащих проверке налоговыми органами, необходимо осуществить оценку показателя риска нарушения норм налогового законодательства РК в соответствующей группе и выделить субъектов, имеющих данный показатель выше среднего уровня. Подразумевается, что проверки по ним принесут наиболее продуктивный результат.

Средний показатель риска нарушения норм налогового законодательства определяется как отношение суммы показателей риска по каждому юридическому лицу к общему числу хозяйствующих субъектов в соответствующей группе. [6]

Определение показателей риска осуществляется на основании имеющихся в налоговых органах документов и деклараций юридических лиц посредством заполнения Журнала оценки показателя риска. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью территориального налогового органа (см. приложение А).

При этом необходимо произвести оценку каждого юридического лица по следующим критериям:

При составлении графика проверок соблюдается периодичность проведения налоговых проверок согласно ст. 628 нового Налогового кодекса.

Периодичность проведения налоговых проверок следующая:

1) комплексные – не чаще одного раза в год;

2) тематические – не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен;

3) встречные – при необходимости получения дополнительной информации о правильном отражении налогоплательщиком в налоговом учете проведенных операций;

4) рейдовые – по мере получения результатов анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика;

5) хронометражное обследование – по мере получения результатов анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

При этом данные ограничения не распространяются на следующие случаи:

1) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, а также в случае снятия с учета по налогу на добавленную стоимость на основании заявления налогоплательщика. При этом проверка должна быть начата не позднее тридцати календарных дней после получения заявления налогоплательщика;

2) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с истечением срока действия контракта на недропользование;

3) при проведении встречных проверок;

4) при проведении тематических проверок, проводимых на основании заявления налогоплательщика, на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату;

5) при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки;

6) при внеочередных документальных проверках, проводимых согласно приказу руководителя уполномоченного государственного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 2009 года определен порядок проведения тематических проверок на основании требования налогоплательщика в декларации по налогу на добавленную стоимость по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату. Тематическая проверка по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, проводится в отношении налогоплательщика, представившего декларацию по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате превышения налога на добавленную стоимость. В проверяемый налоговый период включаются налоговый период, за который представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате превышения налога на добавленную стоимость, а также предыдущие налоговые периоды, за которые не проводились проверки по данному виду налога, но не превышающие 5 лет. В случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящим Кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, представленные по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела. Ответственность за сведения, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, несет таможенный орган. В случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета плательщика налога на добавленную стоимость, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику налога на добавленную стоимость покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям. [17]

Представление заключения в органы налоговой службы о поступлении валютной выручки осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и банками второго уровня в порядке и по форме, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. Для получения данного заключения органы налоговой службы направляют соответствующий запрос о поступлении валютной выручки по состоянию на дату начала налоговой проверки. В ходе проведения тематической проверки налоговый орган может назначить встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика. Если непосредственный поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, может направить в соответствующий налоговый орган запрос о проведении встречной проверки такого поставщика. Подтверждение достоверности предъявленных к возврату сумм налога на добавленную стоимость по операциям между налогоплательщиком, потребовавшим возврата суммы налога на добавленную стоимость, и его непосредственным поставщиком – крупным налогоплательщиком, подлежащим мониторингу, производится налоговым органом, назначившим тематическую проверку, на основании сведений о подтверждении достоверности сумм налога на добавленную стоимость, полученных от уполномоченного органа в ответ на запрос, направленный таким налоговым органом. Запрос в уполномоченный орган направляется в отношении непосредственного поставщика – крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу.

В запросе должны содержаться данные о проверяемом налогоплательщике, непосредственном поставщике – крупном налогоплательщике, подлежащем мониторингу, номер, дата выписанного им счета-фактуры, сумма оборота по реализации товаров, работ, услуг, сумма налога на добавленную стоимость, а также указывается проверяемый период. Уполномоченный орган представляет сведения о подтверждении достоверности сумм налога на добавленную стоимость, в том числе о не указанных в запросе операциях за проверяемый период, совершенных между непосредственным поставщиком – крупным налогоплательщиком, подлежащим мониторингу, и проверяемым налогоплательщиком. Сведения о подтверждении достоверности сумм налога на добавленную стоимость представляются на основании данных отчетности по мониторингу, имеющейся в уполномоченном органе.

Не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком, и (или) если поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам, и на основании полученных ответов уполномоченного органа о подтверждении достоверности сумм налога на добавленную стоимость по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, по ранее направленным запросам. При этом в акте налоговой проверки указывается основание такого невозврата налога на добавленную стоимость. В случае поступления ответов на запросы после завершения тематической проверки налоговый орган не ранее двадцатого числа и не позднее двадцать пятого числа последнего месяца квартала составляет заключение к акту налоговой проверки.

При этом данное заключение составляется по результатам ответов на запросы на проведение встречных проверок, поступивших по состоянию на двадцатое число последнего месяца квартала. Общая сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная к возврату по акту тематической проверки и заключению к акту налоговой проверки, не должна превышать сумму, указанную в требовании о возврате превышения налога на добавленную стоимость в декларации по налогу на добавленную стоимость за проверенный период.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 1999 года №1286 введен единый статистический учет всех проверок деятельности хозяйствующих субъектов государственными органами, с обеспечением такого учета для субъектов малого предпринимательства с 1 октября 1999 года. [3]

Государственные органы, обладающие в соответствии с законодательством Республики Казахстан правом контроля и надзора, обязаны регистрировать акты (предписания, постановления и т.п.) о назначении всех проверок хозяйствующих субъектов в территориальных органах Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.

Регистрация актов контролирующих органов на территориях городов и районов, не имеющих подразделений ЦПСиИ, возлагается на прокуроров этих городов и районов.

Регистрации не подлежат акты о назначении проверок деятельности хозяйствующих субъектов, связанные с расследованием уголовных дел и проверок, проводимых по инициативе хозяйствующих субъектов. Остальные проверки подлежат обязательной регистрации вне зависимости от предмета проверки.

Регистрация актов о назначении проверок осуществляется в Регистрирующем органе до начала проверки. В исключительных случаях, когда проверка вызвана необходимостью принятия незамедлительных мер по предотвращению нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также в случаях обнаружения нарушений непосредственно в момент их совершения и необходимости проведения неотложных действий для закрепления доказательств, акты о назначении проверок представляются в Регистрирующий орган в течение следующего рабочего дня.

По окончании проверки государственный орган, вынесший акт о ее назначении, представляет в Регистрирующий орган талон-приложение к карточке учета о проверке каждого субъекта. (Приложение В)

Регистрация производится путем представления в Регистрирующий орган акта о назначении проверки и заполненной карточки учета установленного образца (форма 1-П). Регистрирующий орган после получения этих документов обязан незамедлительно внести соответствующую запись в Журнал регистрации актов о назначении проверок (далее – Журнал) с присвоением порядкового номера одновременно являющегося регистрационным номером учетной карточки формы 1-П, который проставляется на акте, возвращаемом контролирующему органу. Регистрирующему органу запрещается отказывать контролирующим органам в регистрации их актов о назначении проверок деятельности хозяйствующих субъектов, за исключением случаев предоставления карточек и талонов – приложения к ним без надлежащего их оформления (без указания наименования хозяйствующего субъекта, его адреса, предмета проверки и регистрационного номера налогоплательщика).

Регистрирующий орган обязан обеспечить неразглашение информации по назначенным проверкам. При выявлении фактов нарушения прав хозяйствующих субъектов Регистрирующий орган обязан незамедлительно сообщить о них в органы прокуратуры для устранения выявленных нарушений законности.

Задачами регистрирующего органа является пресечения незаконного вмешательства должностных лиц государственных органов в деятельность граждан (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, в том числе в виде издания незаконных актов и дачи незаконных поручений, препятствующих их предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 151 КоАП Республики Казахстан влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.

Согласно статьи 189 Уголовного кодекса РК: Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, а равно совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившие крупный ущерб, – наказываются штрафом в размере от трехсот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.

Ущерб, в том числе упущенная выгода, причиненный субъекту малого предпринимательства в результате выполнения указаний государственных органов либо их должностных лиц, противоречащих законодательству Республики Казахстан, нарушивших права предпринимателей, подлежит возмещению этими органами.

Не основанные на законе запреты государственных органов или должностных лиц, ограничивающие предпринимательскую деятельность, являются недействительными и не должны исполняться.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.