ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
"Тематические проверки юридических лиц"
Астана 2009
Содержание
Введение
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)
2.1. Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции
2.2 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита
2.3 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы
Анализ деятельности Налогового управления по району Сарыарка при осуществление тематических проверок юридических лиц
Пути совершенствования проведения тематических проверок
Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан
3.2 Пути совершенствования тематических проверок с применением информационных систем
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, даю государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.
Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Причем это касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов государства, банков и т.д.), а также собственных органов (в первую очередь налоговых).
Налоговый контроль – это не только контроль за полной и своевременной уплатой налогов. В своем широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением законодательства. Контроль за соблюдением законодательства – это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство действует в качестве субъекта, равноудаленного от обеих сторон правоотношения, выступая в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними.
Налоговый контроль является одним из наиболее хорошо организованных видов государственного контроля. Материальный интерес государства, пронизывающий всю сферу налогового контроля, объясняет то обстоятельство, что неуплата налогов выступает проблемой, превалирующей над всеми остальными проблемами как экономического, так и социального порядка. Налоговый контроль всегда осуществляется в налоговых отношениях, построенных по модели «власть и подчинение», где контролирующий субъект является государственным органом, наделенным соответствующими властными полномочиями. Поэтому ни отдельный гражданин, ни трудовой коллектив, ни даже профсоюз субъектами налогового контроля выступать не могут. В основном же контроль реализуется через деятельность органов исполнительной власти, а конкретней – через деятельность органов налоговой службы государства.
Рассматриваемая тема на сегодняшний день является одной из актуальных, так как, налоговый контроль регулирует своевременное поступление налогов и других обязательных платежей, что способствует регулированию внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан, за счет налогов финансируется также расходы на социальное поступление, которые изменяют распределение доходов. Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налоги.
Целью дипломной работы является, раскрыть сущность налогового контроля, его принципы и пути совершенствования, на примере деятельности Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
– дать понятие налоговой проверки;
– дать более подробное понятие видам налоговых проверок, а именно: документальная проверка, порядок осуществления тематической проверки;
– на конкретном примере проанализировать исполнение тематических проверок Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана
– изучить документы по проведению налоговых проверок;
– рассмотреть информационные системы, применяемые при налоговых проверках;
– изучить зарубежный опыт налогового контроля;
– рассмотреть опыт внедрения информационных систем при проведении тематических проверок
– рассмотреть пути совершенствования проведения налоговых проверок и пути повышения их результативности.
Предметом исследования является деятельность налоговых органов РК.
Объектом исследования процесс осуществления тематического контроля.
В процессе работы по избранной теме помимо законов были изучены научная, учебная литература, нормативно-правовые акты, периодические издания. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Опосредованный налоговый контроль характеризуется тем, что субъект контроля и объект контроля не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер и проверяющие лица имеют дело с отчетной документацией.
· По времени своего осуществления налоговый контроль подразделяется на:
1) предварительный;
2) текущий;
3) последующий.
Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным. Задача предварительного налогового контроля состоит в том, чтобы не допустить нарушений налоговой дисциплины.
Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, является ли производимая операция законной. Задача текущего контроля состоит в том, чтобы пресечь нарушение налоговой дисциплины.
Последующий налоговый контроль осуществляется после истечения срока, предоставленного для исполнения той или иной налоговой обязанности. В ходе его выясняется вопрос, была ли эта обязанность выполнена.
· Налоговый контроль может носить внутренний или внешний характер.
Внутренний контроль – это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы. (Вышестоящая организация проверяет свои структурные подразделения. [9]
Внешний контроль – осуществляется в отношении организационно неподчиненных субъектов. (Налоговое управление проверяет налогоплательщиков).
Налоговое администрирование – это система управления государством налоговых отношений. Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.
Согласно нового Налогового кодекса, вступившего в силу 1 января 2009 года – налоговый контроль – это контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы. [2]
Налоговый контроль состоит не только в проверке исполнения налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, но и в проверке правильности исчисления и полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также устранения нарушений законодательства Республики Казахстан.
Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение поступлений в доходную часть государства, устранение нарушений законодательства Республики Казахстан.
Определены такие формы налогового контроля, как:
1) регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;
2) прием налоговых форм:
3) камеральный контроль;
4) учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательный взносов, исчислению и уплате социальных отчислений;
5) налоговое обследование;
6) мониторинг крупных налогоплательщиков;
7) налоговые проверки;
8) контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин;
9) контроль за подакцизными товарами;
10) контроль при трансфертном ценообразовании;
11) контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства;
12) контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан.
Вышеперечисленные формы налогового контроля осуществляются исключительно органами налоговой службы. Это означает, что никакие другие государственные органы не вправе вторгаться в сферу налогового контроля.
К органам налоговой службы относятся уполномоченный государственный орган и налоговые органы.
Уполномоченный государственный орган – это центральный исполнительный орган Республики Казахстан, обеспечивающий налоговый контроль над исполнением налоговых обязательств перед государством, т.е. Налоговый Комитет Министерства финансов РК. [2]
Налоговые органы – это налоговые управления по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые управления, налоговые департаменты по районам, городам и районам в городах. Налоговые органы подчиняются непосредственно соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.
Таблица №8. Темп роста налагаемых штрафов за период с 2006 по 2007 годы
Налоги | 2006 год | 2007 год | 4 месяца 2008 года | Темп роста 2007/2006 |
ИПН | 35 | 48 | 28 | 137% |
КПН | 20 | 22 | 17 | 110% |
Социальный Налог | 20 | 47 | 28 | 235% |
НДС | 18 | 19 | 13 | 105% |
Земельный налог | 4 | 4 | 2 | 100% |
Имущественный налог | 11 | 9 | 3 | 81% |
Транспортный Налог | 3 | 3 | 2 | 100% |
Итого | 111 | 130 | 93 |
Как видно из таблицы темп роста налагаемых штрафов увеличивается с каждым годом. Одной из причин является, то, что происходит рост количества налогоплательщиков. А также немаловажная проблема является, когда налогоплательщики намеренно уклоняются от уплаты налогов или несвоевременной регистрации, что и приводит к наложению административного штрафа.
Сюда входит штрафы не только по неуплате налогов, также авансовые платежи после сдачи декларации по корпоративного подоходного налога (плательщик обязан предоставить сумму авансовых платежей после сдачи декларации корпоративного подоходного налога в течение двадцати рабочих дней со дня ее сдачи, и не позднее двадцатого апреля отчетного налогового периода); также за несвоевременную постановку на регистрационный учет в налоговых органах (налогоплательщик обязан обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации налогоплательщика в течение десяти рабочих дней со дня их государственной регистрации в органах юстиции); несвоевременное предоставление налоговым органам документов, необходимых для проведения мониторинга налогоплательщиков по субъектам рынка нефтепродуктов, что составило 183800 тысяч тенге.
Большое количество штрафов наложено в 2007 году. По истечению четырех месяцев в 2008 года сумма штрафа превысила 1,5 миллиона тенге. Отсюда следует, что налогоплательщики жалостно уклоняются от уплаты налогов или ведут двойную бухгалтерию.
Налоговый управление и его работники стремятся к снижению недоимки, количеству штрафов путем продления сроков сдачи деклараций по корпоративному подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, также годовых отчетов по заявлению налогоплательщика.
Продление срока уплаты налогов не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременный взносов в бюджет, за исключением некоторых случаев. Налогоплательщикам не представляется отсрочка уплаты подоходного налога с доходов юридических лиц, удержанного у источника выплаты.
При обнаружении органами налоговой службы ранее не установленных занижений сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, сумма занижений взимается без начисления пени и применения штрафных санкций. Кредиторам принудительно ликвидируемых банков не начисляются штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов и обязательных платежей в бюджет, образовавшихся в связи с ликвидацией банка, с момента вступления в силу официального документа, подтверждающего начало принудительной ликвидации банка. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что количество налогоплательщиков с каждым годом растет это связано с переводом столицы в город Астана ростом количества юридических лиц.
В связи с наступившим мировым кризисом и внедрением нового налогового кодекса Республики Казахстан налоговой органы объявили мораторий на проведение налоговых проверок. [18]
Заключение
Налоговый контроль – это не только контроль за полной и своевременной уплатой налогов. В своем широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением законодательства. Контроль за соблюдением законодательства – это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство действует в качестве субъекта, равноудаленного от обеих сторон правоотношения, выступая в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними.
Объектами налогового контроля являются лица, на которые налоговым законодательством возложены юридические обязанности.
Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством.
Целью налогового контроля является:
1) выявление фактов нарушения налогового законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;
2) выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности;
3) устранение нарушений налогового законодательства;
4) защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки;
5) предупреждение нарушений налогового законодательства.
Согласно нового Налогового кодекса, вступившего в силу 1 января 2009 года – налоговый контроль – это контроль осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы.
Налоговый контроль состоит не только в проверке исполнения налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, но и в проверке правильности исчисления и полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также устранения нарушений законодательства Республики Казахстан.
Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение поступлений в доходную часть государства, устранение нарушений законодательства Республики Казахстан.
Определены такие формы налогового контроля, как:
1) регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;
2) прием налоговых форм:
3) камеральный контроль;
4) учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательный взносов, исчислению и уплате социальных отчислений;
5) налоговое обследование;
6) мониторинг крупных налогоплательщиков;
7) налоговые проверки;
8) контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин;
9) контроль за подакцизными товарами;
10) контроль при трансфертном ценообразовании;
11) контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства;
12) контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан.
Тематическая проверка является одним из видов документальных проверок, Тематическая проверка – проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен.
Налоговые проверки органами налоговой службы производятся на основании графика (плана) проверок. При составлении данного графика отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится по разработанным на основании налогового законодательства критериям отбора.
Тематические проводятся не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен;
Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 2009 года определен порядок проведения тематических проверок на основании требования налогоплательщика в декларации по налогу на добавленную стоимость по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату. Тематическая проверка по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, проводится в отношении налогоплательщика, представившего декларацию по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате превышения налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 1999 года №1286 введен единый статистический учет всех проверок деятельности хозяйствующих субъектов государственными органами, с обеспечением такого учета для субъектов малого предпринимательства с 1 октября 1999 года.
Государственные органы, обладающие в соответствии с законодательством Республики Казахстан правом контроля и надзора, обязаны регистрировать акты (предписания, постановления и т.п.) о назначении всех проверок хозяйствующих субъектов в территориальных органах Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.
Регистрация актов контролирующих органов на территориях городов и районов, не имеющих подразделений ЦПСиИ, возлагается на прокуроров этих городов и районов.
Анализ процедуры проведения налоговых проверок в странах ЕврАзЭС позволяет сделать некоторые выводы:
– необходимы гармонизация и унификация форм и методов налогового контроля, которые должны быть четко прописаны в законодательстве стран (по примеру Казахстана и Таджикистана);
· основные виды налоговых проверок должны быть четко определены в законодательстве (как, например, в России), что необходимо для разработки единых процедур проведения проверок;
· следует унифицировать сроки проведения налоговых проверок, так как в каждой стране используется свое исчисление: в России – месяцы, в остальных странах – дни (рабочие или календарные). Вероятно, наиболее удобно использовать измерение именно в рабочих днях, что позволит рациональнее распределить нагрузку на налоговые органы (так как при календарном измерении не учитываются выходные и праздничные дни);
· необходимо рассмотреть вопрос о создании единых форм документов, в том числе решений по результатам налоговых проверок.
Важным моментом в реализации Основных принципов гармонизации налогового администрирования в государствах – членах ЕврАзЭС является обжалование решений налоговых органов, что предусмотрено во всех странах.
Автоматизация проверок позволит сократить трудоемкость аналитической работы; повысить результативность выездных налоговых проверок путем обоснованного отбора налогоплательщиков; снизить количество налоговых нарушений за счет повышения качества контрольной работы; создать информационные ресурсы для накопления данных о налоговых нарушениях и их использования в последующих выездных проверках. Кроме того, станет возможным осуществление одного из основных принципов взаимодействия налоговых служб государств – участников ЕврАзЭС, а именно создание и функционирование информационных систем, обеспечивающих взаимодействие и обмен информацией между налоговыми органами.
Анализ опыта налоговых органов ФРГ и Франции убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.
Одной из приоритетных задач Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан, предусмотренных в Программе Правительства Республики Казахстан на 2006–2010 годы, является процесс автоматизации налогового и таможенного администрирования, а именно внедрение всех информационных систем, разработанных на базе налогового комитета МФ РК.
Целью налоговой политики Республики Казахстан является увеличение доходной части государственного бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения качества налогового администрирования с использованием новых технологий, а также совершенствование налогового законодательства для стимулирования развития производства и роста инвестиций.
Достижение данных целей позволит решить масштабные задачи и достигнуть приоритетного развития Республики Казахстан в 2002–2004 годах – это рост уровня жизни населения на основе общественно-политической стабильности общества, устойчивого социально-экономического развития страны, повышения уровня сбалансированности экономики, активизации движения капитала, укрепления экономической безопасности, снижения системных рисков, развития международного сотрудничества и готовности противостоять вызовам стабильности на глобальном и региональном уровне.
Кардинальным шагом в достижении данной цели является совершенствование налогового администрирования посредством внедрения информационной системы «Электронный контроль налогового аудита».
В настоящее время с 1 января 2009 года введен в действия новый налоговый Кодекс. Его основные нововведения вытекают из приоритетов, обозначенных в Послании Главы государства от 6 февраля 2008 года и базируется на трех основных целевых критериях:
– снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики;
– снижение административных барьеров;
– повышение эффективности налогового администрирования.
Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки разработки нового налогового кодекса, необходимо отметить, что он существенно приближает налоговую систему Казахстана к мировой практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, позволяет построить траспарентную систему налогового администрирования.
Так, с целью снижения общей налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение трех лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%, с 2010 года – до 17,5%, с 2010 года – до 15%.
Новый налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса.
Таким образом, созданная в Республике Казахстан прогрессивная налоговая система, ориентированная на стимулирование реального роста производства и экономики в целом, на обеспечение снижения дефицита государственного бюджета, подвергнется реформированию с целью усиления стимулирующей и легализующей роли.
Анализ тематических проверок по Налоговому управлению Сарыаркинского района показал, что темп роста всех налоговых проверок с каждым годом растет это связано с тем, что количество зарегистрированных предприятий и индивидуальных предпринимателей увеличивается.
За период с 2006 года по 2007 год по Налоговому департаменту района Сарыарка общее количество уведомлений составило 29860
Исходя из данных 2007 года в течение всего года выставлено 528 распоряжений о приостановлении расходных операций по банковским счетам 374 налогоплательщикам на сумму – 284087,3 тысяч тенге, и отозвано 449 инкассовых распоряжений по 102 предприятиям на сумму – 114625,0 тысяч тенге, в том числе в декабре 35 инкассовых распоряжений по 10 предприятиям на сумму – 10831,7 тысяч тенге.
Наибольший темп роста доначисленных сумм налога среди видов налоговых проверок приходится на документальные и комплексные проверки, которые в 2007 году по сравнение с 2006 году до начисленных сумм налогов увеличивается в 3,7 раза.
Количество налоговых проверок юридических лиц проведенных в 2006 году составило 2947, индивидуальных предпринимателей 615, а в 2007 году юридических лиц 3126, индивидуальных предпринимателей 791.
В связи с наступившим мировым кризисом и внедрением нового налогового кодекса Республики Казахстан налоговой органы объявили мораторий на проведение налоговых проверок.
В результате проведения моратория налоговые органы ожидают:
– стабилизации экономки;
– уменьшения количества недействующих налогоплательщиков;
– улучшения налоговой культуры;
– увеличения доходной части бюджета.
Основная проблема налоговых органов на сегодняшний день это качественное обеспечение исполнения нового налогового Кодекса.
Новом Налоговом кодексе 688 статей, тогда как в старом (2001 г.) 568 статей, что на 120 больше.
Кроме того, в налоговых органах применяются 12 информационных систем. Не секрет с целью облегчения деятельности налоговых органов, подчастую налогоплательщиков заставляют получать электронные ключи для сдачи налоговой отчетности в электронном виде, что противоречит пункту 3 статьи 68 Налогового кодекса РК.
Сегодня не каждый налогоплательщик, особенности индивидуальные предприниматели, имеют возможность грамотно справиться с информационной системой. Зафиксированы случаи сбоя программного обеспечения именно в период сдачи налоговой отчетности. В терминалах налогоплательщика в дни сдачи налоговой отчетности огромные очереди, душно, программа «виснет».
Поэтому сегодня как никогда назрел вопрос о повышении налоговой культуры, для этого необходимо качественно организовать семинары по разъяснению положений нового Налогового Кодекса РК.
13 марта 2009 года во дворце Жастар АО «Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов финансовой системы» провел семинар по разъяснению нового Налогового кодекса. Но его качество организации и подготовленность лекторов желает быть лучшего.
Для снижения налогового бремени в период мирового кризиса Налоговыми органами объявлен мораторий на осуществления налоговых проверок. Опыт проведения предыдущих подобных мораториев, показал следующее:
· снижение налоговых поступлений – что невозможно в период кризиса;
· увеличение количества жалоб потребителей;
· некачественное исполнение своих обязательств налогоплательщиками.
Налоговыми органами Республики Казахстан планированию налоговых проверок уделяется пристальное внимание, т. к. от качества составления плана проведения налоговых проверок, правильности отбора налогоплательщиков на проверку зависит эффективность использования рабочего времени, результат контрольно-экономической работы налоговых органов в целом.
Кардинальным шагом в совершенствование налогового администрирования стало внедрение информационной системы «Электронный контроль налогового аудита», которая позволяет автоматизировать процесс планирования и проведения налоговых проверок.
Совершенствование системы планирования, организации и проведения налоговых проверок, синхронизированных по все звеньям налоговой системы в ИС ЭКНА, позволит:
· своевременно выявлять налоговые нарушения и оперативно реагировать на них;
· отслеживать вертикально интегрированные и взаимосвязанные структуры налогоплательщиков;
· разрабатывать методы, алгоритмы и программы автоматизированного выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налогов;
· анализировать и разрабатывать предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;
Дальнейшее совершенствования порядка осуществления тематических проверок необходимо направить по следующим направлениям:
– совершенствование отбора налогоплательщиков для включения в План проверок, по результатам многомерного анализа аналитических данных хранилища OLAP;
– разработка методических рекомендацию по осуществлению тематических проверок согласно нового Налогового кодекса Республики Казахстан;
– внедрение информационных систем на государственном языке;
– повышение профессионализма налоговых работников;
– повышение налоговой культуры и качества оказания государственных услуг.
Приложение А
Журнал оценки показателя риска
по району __________________________
области ____________________________
на _________ год
Наименование ЮЛ | Коэф налоговой нагрузки | Доход от реализации | Превышение зачета по НДС | Прошлые нарушения | Своевременность уплаты налогов | Использование наличных расчетов | Внешнеэкономическая деятельность | Своевременность представления деклараций | Суммарный показатель риска |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Справочно:
1. В графе 2 «Коэффициент налоговой нагрузки»
1) если полученный коэффициент (К) > 20%, то в графе проставляется цифра 1;
2) если К <10%, то в графе проставляется цифра 20.
2. В графе 3 «Доход от реализации»
1) если в сравнении с предыдущим годом доход от реализации увеличился, то в графе проставляется цифра 1;
2) если доход от реализации уменьшился менее чем на 20%, то проставляется цифра 4;
3) если доход от реализации уменьшился более чем на 20%, то в графе проставляется цифра 5.
3. В графе 4 «Превышение зачета по НДС»
1) если суммы НДС, относимые в зачет, по товарам, работам, услугам, приобретенным на внутреннем рынке > начисленного налога, то в графе проставляется цифра 5;
2) если суммы НДС относимые в зачет по товарам (работам, услугам), приобретенным на внутреннем рынке, не превышают суммы начисленного налога, то в графе проставляется цифра 1.
4. В графе 5 «Прошлые нарушения».
1) если хозяйствующий субъект не проверялся в предыдущим году, то в графе проставляется цифра 5;
2) если проверялся и было доначислено более 20% от продекларированной суммы налога, то в графе проставляется цифра 5;
3) если сумма доначисления между 10% и 20% от продекларированной суммы налога, то в графе проставляется цифра 4;
4) если сумма доначислений меньше 10% от продекларированной суммы налога, то в графе проставляется цифра 3;
5. В графе 6 «Своевременность уплаты налогов»:
1) если налоги и другие обязательные платежи в бюджет в течение года уплачивались своевременно, то в графе проставляется цифра 1;
2) если в течение года уплачивались с нарушением сроков, но по завершению года задолженности перед бюджетом нет, то в графе проставляется цифра 3;
3) если в течение года уплачивались с нарушением сроков и по завершению обязательства перед бюджетом полностью не погашены, то в графе проставляется цифра 5.
6. В графе 7 «Использование наличных расчетов»
1) если предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта не относится к сфере, где оплата за реализованную продукцию, товары, услуги производятся наличными, то в графе проставляется цифра 1;
2) если предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта относится к сфере, где оплата за реализованную продукцию, товары, услуги производится наличными, то в графе проставляется цифра 5.
7. В графе 8 «Внешнеэкономическая деятельность»:
1) если хозяйствующий субъект осуществляет экспортно-импортные операции, то в графе проставляется цифра 5;
2) если нет, то в графе проставляется цифра 1.
8. В графе 9 «Своевременность представления деклараций».
1) если декларации представлялись хозяйствующим субъектам своевременно, то в графе проставляется цифра 1;
2) если имелись случаи нарушения сроков представления деклараций хозяйствующим субъектом, то в графе проставляется цифра 5;
9. Графа 10 «Суммарный показатель риска» определяется как сумма граф со 2 по 9.
Приложение Б
____________________________________ (РНН налогового комитета) | «__» __________ 200__г (дата регистрации) |
Предписание № ____
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
1. Поручается _____________________________________________
(Ф.И.О., должность, наименование налогового комитета)
2. Полное наименование налогоплательщика ___________________
3. РНН ___________________________________________________
4. Вид проверки ___________________________________________
5. Проверяемый налоговый период ___________________________
6. Проверяемый вид налога и другого обязательного платежа в
бюджет _________________________________________________
7. Проверяемый участок территории и вопросы, подлежащие
выяснению в ходе проверки________________________________
8. Срок проверки с «__» __________ 200__г. по «__»____200_Г.
9. Включить в состав лиц, производящих проверку, следующих работников и специалистов:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
МП Председатель ______________ (Ф.И.О.)
(подпись)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
"Тематические проверки юридических лиц"
Астана 2009
Содержание
Введение
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)
2.1. Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции
2.2 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита
2.3 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы
Анализ деятельности Налогового управления по району Сарыарка при осуществление тематических проверок юридических лиц
Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.