Городская поликлиника для детей: основные задачи, организационная структура, штаты. Основные разделы работы участкового педиатра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участковый педиатр работает под руководством заведующего отделением по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детского населения. Главными задачами в работе участкового врача-педиатра являются дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.

В этих целях участковый врач-педиатр:

— проводит динамическое медицинское наблюдение за ФР и нервно-психическим развитием детей;

— проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в поликлинике; осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

— проводит первичный патронаж новорожденных, а также детей в декретированные возрастные сроки;

— разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;

— обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях — на госпитализацию;

— обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;

— проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении;

— передает информацию о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;

— организует работу стационара на дому;

— обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции;

— осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

— своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные центры гигиены и эпидемиологии о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнений;

— обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;

— проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;

— готовит медицинскую документацию для перевода детей по достижении соответствующего возраста в поликлинику для взрослых;

—руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи.

 

Важнейшей задачей участкового врача-педиатра является разработка программ профилактики расстройств соматического, репродуктивного, психического здоровья, а также медицинского наблюде­ ния, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации на основании оценки состояния здоровья детей и подростков.

 

10. Организация профилактической работы с родителями и детьми, учреждения осуществляющую эту работу. Профилактическая работа детской поликлиники. Виды профилактики. Формирование здорового образа жизни. Факторы риска.

Организация профилактической работы. Главной целью профилактической работы являются проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, широкое внедрение гигиенических навыков в повседневную жизнь семьи.

Профилактика:

- Индивидуальная (включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, активному занятию физической культурой и др.)

- Групповая (включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями)

* Первичная — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.).

* Вторичная — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

* Третичная - комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Основным методом профилактической работы является диспансерный метод — активное динамическое наблюдение не только за больными, но и за здоровыми детьми.

Наблюдение за здоровьем беременной осуществляется совместно женской консультацией и детской поликлиникой. С момента взятия беременной на учет поликлиника осуществляет патронаж беремен­ ной.

Участковым педиатром и медицинской сестрой должно быть проведено не менее двух дородовых патронажей.

Согласно существующему положению врач-педиатр и медицинская сестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронаж рекомендуется провести в первый же день после выписки.

В дальнейшем медицинское наблюдение за развитием ребенка осуществляется регулярно по графику.

Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуют кабинет здорового ребенка.

Для него предусмотрена 1 должность м/с если до 10 тыс. детей — 2 должности м/с если обслуживается свыше 10 тыс.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

— пропаганда здорового образа жизни в семье;

— обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка;

— санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей,

Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами и наглядными пособиями по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний.

 

Мед осмотры:

В поликлиниках выделяют три группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:

— дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения;

— дети, посещающие детские дошкольные учреждения;

— школьники.

Для первой группы детей наиболее целесообразным является выделение в поликлиниках профилактических дней, когда все специалисты принимают только здоровых детей. Для упорядочения работы матерям вручают памятку о том, какими специалистами дол­ жен быть осмотрен ребенок в разные возрастные периоды его жизни.

Профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводят в виде обязательных углубленных обследований в соответствии с декретированными возрастными группами и включают три обязательных этапа: доврачебный, педиатрический, специализированный.

 

Организация лечебной работы. Это большой комплекс современных лечебных и организационных мероприятий, который включает:

—лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний;

— прием в детской поликлинике реконвалесцентов с острыми заболеваниями, не представляющими опасности для окружа­ ющих;

— госпитализацию по показаниям;

— активное выявление больных с хроническими заболеваниями на ранних стадиях, постановку их на учет, своевременное лечение и оздоровление;

— комплексное этиопатогенетическое лечение заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапия, лечебная физкультура, водолечение и др.);

— осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими образовательными учреждениями, стационарами, санаториями;

— экспертизу временной нетрудоспособности работающих под­ ростков и родителей больных детей.

 

 

Особенностью работы детской поликлиники является то, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому.

Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности члена семьи в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями.

 

Противоэпидемическая работа. К элементам противоэпидемического режима относятся: оказание помощи на дому остро заболевшим, выделение дней для профилактического приема, разделение по этажам кабинетов участковых врачей и врачей узких специальностей и т.д.

 

Матери, являющиеся с ребенком на прием, предварительно в фильтре должны осматриваться медицинской сестрой . Однако в настоящее время прием детей в городских поликлиниках через фильтр, к сожалению, практически не осуществляется.

 

Важную роль в снижении инфекционной заболеваемости играет активная иммунизация детского населения.

 

формирование здорового образа жизни.

— распространение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей;

— привитие родителям гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здоровому образу жизни;

— формирование готовности населения к участию в профилактических осмотрах детей,

 

Прогрессивной формой в системе гигиенического воспитания родителей являются групповые профилактические приемы детей 1-го года жизни.

Поддержка грудного вскармливания. Борьба за естественное вскар­ мливание, его пропаганда должны быть одним из приоритетных направлений в работе детской поликлиники.

 

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях обеспечивает организацию лечебно­ профилактической работы среди детей и подростков. Кроме того, оно осуществляет взаимодействие с военкоматами, обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультированию и профориентации.

 

Для обеспечения работы в образовательных учреждениях предусмотрено выделение должностей врачей-педиатров из расчета I должность на:

— 180—200 детей в детских яслях (ясельных группах в детских яслях-садах);

— 600 детей в детских садах (соответствующих группах в детских яслях-садах);

— 1200 учащихся в учреждениях школьного, начального и среднего профессионального образования.

Кроме того, в отделении предусмотрены должности медицинских сестер или фельдшеров из расчета 1 должность на 100 детей в детских садах и 600 учащихся в образовательных учреждениях.

 

Отделение медико-социальной помощи. Его основными задачами являются:

— медико-социальный патронаж семьи, выявление в них лиц с факторами риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;

— гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни;

— санитарно-просветительная работа, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.