Характерные черты четырех основных моделей рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристики

Модель рынка

Чистая (совершенная) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Множество Много Несколько Одна Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольной узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный, диктует цены Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительной легкие Наличие существенных препятствий Блокировано Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями Примеры Сельское хозяйство Рыночная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования

 

Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия.

К наиболее значимым характеристикам данной структуры рынка относятся следующие:

1. Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.

2. Не существует близких товаров-заменителей. Товар, производимый монополией, является уникальным в том смысле, что не только не существует фирм, производящих аналогичный продукт, но и нет фирм, создающих близких (с точки зрения потребителей) аналогов. В условиях чистой монополии фирма обладает особой рыночной властью, позволяющей ей регулировать рыночные цены на свою продукцию, изменяя объемы продаж. Вместе с тем фирма не может назначать любые цены, поскольку ограничена платежеспособностью потребителей и действием закона спроса.

3. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия может существовать лишь в условиях, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными. Среди наиболее важных барьеров входа в отрасль выделяют:

     Естественный монополизм - основан на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

     Наличие у фирмы патента на продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении.

     Владение и контроль поставок редкого или стратегически важного сырья.

     Предоставление фирме правительственной лицензии быть исключительным производителем (продавцом) в данной географической области.

     Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

     Предложение такой продукции, которую потребители предпочитают продукции всех остальных фирм.

4.    Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в условиях определенности. Это означает, что единственный продавец (производитель) и все покупатели знают все необходимые параметры рынка: цены, физические характеристики товара, функции доходов и издержек. При этом предполагается (так же как и при совершенной конкуренции), что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

 

Анализ рыночных условий при чистой монополии и совершенной конкуренции позволяет выявить следующие различия между данными рыночными структурами:

1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции.

2. На монопольном рынке эффективность использования ресурсов обычно ниже, чем при совершенной конкуренции. Поскольку фирма-монополист заинтересована в сокращении совокупного объема выпуска, то часть ресурсов оказываются невостребованными.

3. Монополист обладает особой рыночной властью, которая позволяет ему диктовать цены и объемы выпуска.

 

Основными чертами, отличающими рынок монополистической конкуренции от других рыночных структур, являются:

дифференциация продукции;

большое количество продавцов;

относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли;

жесткая неценовая конкуренция.

Дифференциация продукции - ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Дифференциация товаров может быть основана на:

- физических характеристиках товара;

- месторасположении;

- "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

 

Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения - oligos (несколько) и poleo (продаю).

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.

- НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ФИРМ В ОТРАСЛИ

Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий - характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов - следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

- ОДНОРОДНОСТЬ ИЛИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАН-НОСТЬ ПРОДУКТА

Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и дифференцированным.

Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.

Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

-  СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ

Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии.

Количественное значение данного Лернера для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0<L<1.

- БАРЬЕРЫ

Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен. При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.

Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта.

Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 292.