Распределение доходов в рыночной экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание ответа: Факторное распределение доходов в рыночной экономике. Причины неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Другие показатели неравенства в распределении доходов (децильный коэффициент). Уровень и качество жизни населения. Инвестиции в человеческий капитал. Последствия неравенства в факторном распределении доходов и необходимость государственного вмешательства в процесс распределение. 

 

ОТВЕТ:

Изучение проблемы  распределения доходов в экономической теории развилось на двух уровнях: статистическом (количественный анализ распределения) и теоретическом (определение законов, обусловливающих процессы создания и распределения доходов).

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте предприятия и общества, доли, приходящейся на того или иного члена общества или фактора производства. Распределение осуществляется в процессе производства и на рынке, в процессе обмена.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по степени участия факторов производства (земля, труд, капитал и предпринимательство). Факторная теория доходов не фиксирует размеры доходов отдельных лиц, которые формируются из различных нефакторных источников.

Доход – это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. Это итог работы предприятия (фирмы), физического лица либо всего общества в денежном выражении. Классификация доходов производится по разным критериям. Если различать доходы в зависимости от субъекта присвоения (того, кто получает), то в этом случае доходы делятся на доходы:

• населения;

• предприятия (фирмы);

• государства;

• общества (национальный доход).

Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос общества. Далее, в зависимости от величины полученного и реально располагаемого дохода в доходах населения выделяют:

– номинальный доход – это общая сумма полученных денег;

– располагаемый, или чистый, доход – это остаток после выплаты налогов;

– реальный доход – чистый доход с поправкой на изменение цен.

Таким образом, созданный в обществе продукт распределяется: часть его используется на развитие общества и общественные нужды, другая часть поступает в личное потребление членов общества.

Следует различать распределение:

1. распределение средств производства (по формам собственности);

2. обусловленное этим распределение трудовых ресурсов по различным родам, видам, отраслям производства;

3. распределение предметов потребления.

От этих форм распределения следует отличать распределение совокупного общественного продукта или национального дохода между факторами производства (трудом, капиталом, землей) или между индивидами. В первом случае речь идет о функциональном распределении (или о распределении согласно типу получаемого дохода), во втором – об индивидуальном распределении (или о распределении между отдельными лицами, семьями, домашними хозяйствами и т. д. в соответствии с размерами дохода).

В производстве происходит распределение средств производства и доходов: прибыли, выплаты заработной платы и т. д. В обмене, на рынке, распределение потребительских товаров осуществляется в зависимости от индивидуальных доходов населения и рыночных цен, а средств производства – от доходов предпринимателей (фирм) и организаций и цен на факторы производства.

Различают экономическую и социальную функции распределения. Экономическая функция проявляется в воздействии распределения на национальную экономику через систему потребностей, интересов, стимулов. Социальная функция распределения направлена на удовлетворение и развитие социальных потребностей.

Основными видами доходов населения являются: оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), социальные трансферты, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности и др.

Доходы формируются под влиянием факторов трех уровней:

первый уровень – это факторы, зависящие от самого работника, личности (жизненная позиция, социальный потенциал – образование, квалификация, опыт, интенсивность труда, совмещение профессий (функций) и видов занятости и т. п.);

второй уровень (микроуровень) – это факторы, связанные с предприятием (фирмой), где занят работник (отрасль, форма собственности, тип предприятия, положение на рынке товаров и труда, техническая оснащенность, месторасположение, развитость коллективно-договорных отношений и т. д.);

третий уровень (макроуровень) – это факторы, связанные с экономикой в целом (или регионов): экономический потенциал, состояние НТП, социально-бытовой сферы, социального партнерства и т. п.

Среди причин неравенства доходов выделяют следующие:

-различия в индивидуальных способностях;

-первоначальное благосостояние домохозяйств и их инвестиционные возможности;

-дифференциация в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда;

-демографические особенности и мобильность домохозяйств;

-развитость системы социальной защиты;

-спрос на квалифицированный труд;

-неравенство между городским и сельским населением.

Перечисленные факторы определяют неравенство доходов, что порождает дифференциацию населения по доходам.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Кривая Лоренца  демонстрирует фактическое распределение дохода. Область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов.

 

 

Рис. 12 График кривой Лоренца

Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Если площадь заштрихованной фигуры обозначить буквой Т, а треугольник абсолютного равенства – OEG, то получим:

 

G = T/OEG                                           (11)

Где G – показатель, изменяющий степень неравенства в доходах или коэффициент Джини.

Чем больше отклонение кривой Лоренца от линии OE, тем больше площадь фигуры Т и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1, т.е. тем больше неравенство в распределении доходов.

Кроме этого для исследования дифференциации доходов используются другие коэффициенты дифференциации доходов, которые устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами:

1) децильный коэффициент (отношение массы доходов самой обеспеченной 10%-й группы населения к массе доходов наименее обеспеченной 10%-й группы);

2) квинтильный коэффициент (отношение доходов 20%-ных групп);

3) квартальный коэффициент (отношение доходов 25%-ных групп);

4) коэффициент фондов – соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов.

Говоря о показателях дифференциации доходов, необходимо отметить, что изменение любого из них характеризует колебания дифференциации неоднозначно, причем коэффициент Джини более точно показывает такое изменение, поскольку при его расчете принимаются во внимание размеры доходов всех групп населения, а при расчете, например, децильного коэффициента рассматриваются только изменения в соотношении доходов полярных 10% -ных групп.

Сама по себе дифференциация является неотъемлемым условием зарабатывания доходов. Но действия ее неоднозначны, поэтому характер мер, выбираемых государством для регулирования дифференциации, зависит от ее темпов и масштабов.

Согласно теории человеческого капитала, различия в заработной плате являются следствием различия в инвестициях в человеческий капитал, а доходы низкооплачиваемых работников повышаются в результате увеличения объема таких инвестиций.

Инвестиции в человеческий капитал – любая мера, предпринимаемая для повышения производительности труда работников: повышение квалификации, развитие способностей и др., а также расходы на повышение образования, здоровья работников или на повышение мобильности рабочей силы.

Как правило, инвестиции в образование, в конечном счете, дают возможность иметь более высокую заработную плату в течение всей трудовой деятельности, чем имеют люди с более низким уровнем образования.

Поддержание хорошего здоровья также способствует повышению работоспособности, производительности труда, как следствие, позволяет получать более высокую заработную плату.

Во многих случаях издержки, связанные с переездом в другую местность в связи с переходом на другую работу, полностью покрываются прибылью (дополнительным доходом), полученным от этого в будущем.

В настоящее время государственное регулирование доходов является постоянно действующим механизмом национальной экономики. При этом формы и методы государственного воздействия зависят от конкретной социально-экономической обстановки, характера и масштабов задач, решаемых государством в данной период. Ориентиры, которыми руководствуется государство, состоят из показателей уровня и качества жизни. Уровень жизни понимают в широком и узком смысле.

Уровень жизни в широком смысле представляет собой степень удовлетворения потребностей населения, измеряемую такими параметрами, как состояние здоровья, питание, обеспеченность жильем, домашним имуществом, услугами, условиями труда и отдыха, уровнем образования, социальной обеспеченностью.

В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень доходов и объем фактического потребления благ и услуг, которые выражаются как в натуральной структуре потребления, так и в обобщенном виде – в стоимостной (денежной) форме.

Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся в различных формах их жизнедеятельности. Качество жизни включает также условия, результаты и характер труда, уровень благосостояния семьи, демографические, этнографические и экономические аспекты существования людей.

Среди множества методов государственного регулирования можно выделить: правовые, административные и экономические, которые делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы регулирования сводятся к административному воздействию на регулируемые объекты. Среди методов прямого действия преобладают различные формы безвозмездного целевого финансирования в виде субвенций, субсидий, пособий, дотаций из бюджета и внебюджетных фондов, льготное кредитование. Целью таких методов является достижение либо приоритетов в хозяйствовании, либо защита доходов определенных групп населения.

Косвенные методы регулирования опираются в основном на денежно-кредитные рычаги и воздействуют на экономические интересы владельцев доходов. Косвенное вмешательство государства реализуется с помощью следующих инструментов: регулирование цен на социально значимые товары, денежное обращение и налогообложение, проведение операций на валютном рынке, варьирование учетной ставки банковского процента, льготное кредитование. С помощью косвенных методов государство влияет на деятельность и производителей, и наемных работников.

Прямое и косвенное государственное регулирование на практике реализуется посредством правовых, административных и экономических методов.

Правовые методы, которые являются прямыми, используются в рамках законодательных актов через систему установленных норм и правил. Система законодательных норм и правил регламентирует формы, условия и обязательства в области доходов населения. В частности, с помощью специальных государственных законов регулируются минимальные размеры пенсии, заработной платы, медицинского страхования, пособий и прожиточного минимума.

Административные методы опираются на государственную власть и строятся на запретительных, разрешительных и принудительных мерах. Использование административных методов ограничивается защитой малоимущих слоев населения, борьбой с бедностью, установлением минимальных государственных гарантий.

Экономические методы государственного регулирования подразделяются на денежно-кредитные (косвенные) и бюджетно-фискальные (прямые). Данные методы адекватны природе рынка и положительно воздействуют на его конъюнктуру, а через нее на производителей и потребителей, поддерживая тем самым стабильность системы. Воздействие косвенных денежно-кредитных методов на доходы населения происходит с помощью следующих инструментов: регулирования денежной эмиссии, цен, проведения операции на валютном рынке. Бюджетно-фискальное регулирование реализуется с помощью таких инструментов, как: установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий, регулирования налогообложения, введения налоговых льгот и деклараций доходов. Системное использование государственных методов воздействия на доходы населения можно проследить через регулирование заработной платы, налогообложение, индексацию доходов, трансфертные платежи.

Государству отводится также ведущая роль в создании и поддержании экономических стимулов и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, в подавлении негативных проявлений рыночного механизма, поддержании образования, культуры, нормальных экономических условий жизни и деятельности людей.

Таким образом, под государственным регулированием доходов населения понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая самим государством через воздействие на механизм формирования и распределения доходов и его приспособление к изменяющимся условиям.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 247.