Содержание ответа: Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса и ее свойства. Неценовые детерминанты спроса (изменение предпочтений потребителей, изменение денежного дохода, изменение цен субститутов и комплементов, ожидания потребителей изменений в будущем цен и доходов) и влияние их изменений на уровень спроса. Замещающие и дополняющие товары.
Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения и ее свойства. Неценовые факторы предложения (изменение цен производственных ресурсов, изменение цен других товаров, изменение производительности ресурсов, ожидания производителей изменений в будущем).
Равновесие на однотоварных рынках. Цена спроса и цена предложения. Параметры рыночного равновесия (равновесная цена и равновесный объем купли-продажи).
ОТВЕТ:
Спрос - это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.
Конкретным показателем спроса служит величина, или объем, или количество спроса.
Величина спроса (Qd, quantityofdemand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (Рd).
При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса.
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо (если спрос растет) или влево (если падает)
Убывающий характер кривой спроса и обратная зависимость между ценой и величиной спроса носят универсальный характер и отражают действие одного из основополагающих экономических законов - закона спроса.
Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.
На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми считаются:
1. Вкусы и предпочтения потребителей.
2. Доходы потребителей.
3. Число потребителей.
4. Цены на другие товары (субституты или комплементы).
5. Экономические ожидания потребителей.
Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке, и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Величина предложения (Qs), или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющими место на рынке.
При анализе рыночной конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение.
Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители.
Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения величины предложения и изменения предложения.
Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторах рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения
Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на анализируемый товар, и изображается путем смещения всей кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении)
К наиболее значимым неценовым детерминантам предложения относятся:
1. Издержки производства, в свою очередь, определяемые
ценой на ресурсы (чем выше цена на ресурсы, тем выше издержки, и тем меньше предложение данного товара),
величиной налогов (чем выше уровень налогообложения производителей, тем выше их издержки, и тем меньше предложение) и т.д.;
технологией производства (любое технологическое усовершенствование ведет в конечном счете к сокращению издержек производства и к росту предложения);
2. Экономические ожидания производителей (как правило, благоприятные экономические ожидания могут стимулировать инвестиции в производство и, как следствие, привести к росту предложения. Вместе с тем, ожидания роста цен (так наз. инфляционные ожидания) неоднозначно воздействуют на предложение).
3. Количество производителей.
4. Цены на сопряженных рынках:
• цены на товары-конкуренты в производстве;
• цены на товары, производимые "совместно" с рассматриваемым товаром.
Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка рыночного равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Рис. 3 Рыночное равновесие
Этой точке соответствует равновесная цена (Ре=Рd=Рs) и равновесный объем (Qe=Qd=Qs). Наличие как прямой, так и обратной функций спроса (предложения) предполагает возможность различных подходов к анализу рыночного равновесия.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.