Конкуренция и рыночная власть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание ответа: Конкуренция: понятие и виды (функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая, совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная). Признаки и экономические последствия совершенной конкуренции. Конкурентные структуры рынка: критерии классификации и виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия). Основные черты сходства и отличия различных типов рыночных структур.

Монополистическая конкуренция: дифференциации продукции и необходимость рекламы. Монополия и олигополия. Рыночная власть.

 

ОТВЕТ:

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание

Конкуренция – экономическое соперничество товаропроизводителей за долю рынка и прибыли в процессе реализации индивидуальных интересов.

Конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.

Виды конкуренции:

1. В зависимости от вида конкурентного поведения:

· креативная – конкуренты направляют всю свою творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологии, новая организация производства и т.д.);

· приспособленческая – заключается в строгом слежении участников рынка за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении, она проявляется в копировании достижений рыночных соперников, но в более короткие сроки;

· обеспечивающая – выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу достигнутые высокие позиции на рынке, например, за счет повышения качества продукции, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания.

2. В зависимости от способа конкурентной борьбы:

· ценовая – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли, путем уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества;

· неценовая – техническое совершенствование товара; создание товаров-заменителей; реклама; послепродажное техническое обслуживание.

3. В зависимости от субъектов конкурентной борьбы:

· между производителями (продавцами) – каждый производитель борется за то, чтобы потребитель купил именного его товар. Как правило, выигрывает тот продавец, который при прочих равных условиях продает по самой низкой цене;

· между покупателями – все покупатели хотят извлечь максимальную полезность при минимальных затратах, т.е. хотят купить продукты по самой низкой цене. Как правило, выигрывает тот, кто дает более высокую цену;

· между производителями и потребителями.

4. По форме конкурентной борьбы:

· совершенная – фирма не оказывает влияния на рынок своей продукции, существует свободный вход и выход на рынок;

· несовершеннаяфирмы могут воздействовать на условия реализации товара и соответственно ведут конкурентную борьбу, вход на рынок продукции ограничен.

 

Признаки рынка совершенной конкуренции:

1.  Наличие большого числа независимо действующих продавцов, из-за чего продавцы не способны влиять на цены.

2.  Все продавцы предлагают для продажи одинаковые товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, покупателю все равно у кого покупать главное для него цена.

3.  Все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации о ценах и товарах.

4.  Покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок или покидать его в связи с отсутствием финансовых или технологических ресурсов.

5.  Участники рынка могут свободно привлечь свободные ресурсы.

 

Разновидности рынка несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия – рыночная структура, которая предполагает наличие одной фирмы-продавца, что позволяет ей влиять на цену товара и услуги, контролировать всю или большую часть производства.

2. Олигополия – предполагает существование на рынке несколько крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь), вступление новой фирмы в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью является взаимозависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

3. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предполагают однотипные, но несколько различающиеся товары. Различия: в качестве, внешнем виде и других характеристиках товара, производимых разными фирмами, делают этот товар чем-то уникальным.

4. Монопсония – рынок, на котором существует только один покупатель товара, здесь покупатель имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 350.