Теория спроса и потребительский выбор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание ответа: Потребительское поведение, факторы рационального потребительского поведения. Полезность, предельная полезность. Кардиналистский и ординалистский подходы к определению полезности. Основные положения кардиналистской теории потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена), условие максимизации полезности потребителя (второй закон Госсена), общая полезность. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Предельная норма замещения. Эффект дохода и эффект замещения.

 

ОТВЕТ:

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на различные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках.

Рациональное потребительское поведение - потребитель, опираясь на свой доход, стремиться приобрести различные товары, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение.

Исходя из этого потребительское поведение зависит от:

1. дохода покупателей, т.к. бюджет каждого индивида ограничен;

2. цены на товары и услуги;

3. наличия или отсутствия товаров заменителей; отказ от одного из товаров компенсируется потребителем путем замещения другим товаром в большом количестве.

4. собственных представлений о полезности благ и предпочтения потребителей при выборе (вкус, мода).

Приобретая какой-либо товар, потребитель удовлетворяет свою потребность тем самым, принося пользу. Полезность также определяет поведение потребителей, так чем больше пользы от товара, тем больше спрос на него.

 

Полезность - степень удовлетворения, получаемая человеком.

Полезность не имеет математического выражения, она абстрактна, не ощутима. Каждая дополнительная единица блага увеличивает полезность. Величина, этой новой полезности (увеличенной на единицу блага) называется предельной полезностью.

Предельная полезность ( MU) - дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага,
- это приращение общей полезности (∆ TU) при увеличении объема потребляемого блага на одну единицу.

В каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ??? Возможно ли вообще найти такой показатель? Ответы на данные вопросы пытались дать многие ученые-экономисты. Сложилось два подхода к измерению полезности

Подходы к измерению полезности:

Кардиналистский (К.Менгер, Л. Вальрас) - предлагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности Единица измерения «ютиль»   Ординалистский (В.Парето, И.Фишер, Дж.Хикс) - предполагает определенное ранжирование, т.е. построение ряда товаров и услуг по принципу предпочтения, последовательности выбора  

Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

1. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) - полезность, приносимая каждой последующей единицей данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

Например, человек приобретает телевизор, если оценивать предельную полезность в баллах (ютилях), то полезность первого телевизора можно оценить в 10 баллов (ютилей). Если купить второй телевизор, то его можно будет поставить на кухне (предельная полезность 8 баллов (ютилей)). Третий телевизор можно поставить в спальне (предельная полезность – 5). Четвертый телевизор в принципе не нужен (предельная полезность – 0). Пятый имеет «отрицательную полезность», т.к. его уже некуда ставить (предельная полезность ‑3).

Таким образом, максимальный уровень удовлетворенности в этом случае достигается при наличии трех телевизоров: 10 + 8 + 5 = 23 балла (ютиля).

После приобретения четвертого и пятого телевизоров, удовлетворенность от обладания дополнительными телевизорами падает: 23 + 0 - 3 = 20 баллов (ютилей).

 

2. Потребительское равновесие (максимизация полезности, оптимум потребителя) (второй закон Госсена) – это точка где достигается максимизация полезности всех товаров из набора, приобретаемого за счет личного бюджета, т.е. когда общая полезность не может быть увеличена и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении. Это происходит тогда, когда предельная полезность на 1 рубль одного блага равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль другого блага.

Это можно выразить через уравнение:  и т.д.

3. Общая полезность ( TU) - это сумма предельных полезностей потребляемых благ.

Полезность не стоит путать с пользой. Например, курение опасно для здоровья, следовательно, нельзя говорить о пользе сигарет. Но с точки зрения потребителя, сигареты обладают «полезностью» - способностью удовлетворить потребность курильщика в никотине.

 

Впервые В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютного измерения предельной полезности необходимо перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров (ординалистский подход).

Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора (выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства,, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т.д.).

Возьмем потребителя с фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Он покупает два товара: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель в равной мере безразличен, т.е. любые комбинации товаров одинаково хороши для потребителя, т.к. приносят одинаковую полезность.

 

Кривая безразличия (кривая равных полезностей) – показывает все комбинации потребления пар товаров, выбор среди которых для потребителя безразличен и которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары товаров образуют карту безразличия.

Рис. 2 Карта кривых безразличия

 

Карта безразличия – это набор кривых безразличия при разном уровне дохода

Переход с U1 в, U2 в, U3 в, U4 возможен при условии возрастании дохода потребителя или снижения цен на товар.

Обратите внимание!
Кривые безразличия имеются выпуклую к началу координат форму.
Это говорит о том, что потребитель имеет дело с товарами,
которые не являются полностью взаимозаменяемыми.
Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться,
чтобы получить дополнительную единицу другого товара,
называется предельной нормой замещения ( MRS).

На рис. 3 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу (АД) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться (ЛБ), сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицитным стано­вится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы пожерт­вовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара А приводит к уменьшению его предельной по­лезности, а сокращение количества товара В – к возрастанию его пре­дельной полезности.

 

 

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный де­нежный доход. Пусть он тратит 6 долл. в день, причем товар А стоит 1,5 долл., а товар В – 1 долл. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно ку­пить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 долл. На рис. 5б прямая линия KL – это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное ограничение).

Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 5в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он по­лучит наибольшую полезность, т.е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Следовательно, более рациональный выбор будет в точке М, так как достигается равновесие потребителя.

 

Для оценки возможностей потребителя используется бюджетная линия.

 

Бюджетная линия показывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, которые он может приобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке.

Равновесие потребителя это ситуация, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель создает оптимальную комбинацию из двух товаров.

 

Рассматривая кривые безразличия и бюджетную линию, мы выходим на понятия:

Эффект дохода – состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя остается часть средств, для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара.








Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.