Базовые экономические понятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание ответа: Потребности людей и их ранжирование. Блага и их виды. Свободные и экономические блага. Товар. Свойства товара: стоимость и потребительная стоимость.

Стоимость, ценность, полезность. Развитие форм стоимости и появление денег. Цена как денежная форма стоимости. Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм денег. Собственности и отношения собственности.

 

ОТВЕТ:

Условием жизни человека как физиологического существа является удовлетворение им своих материальных, духовных, социальных и других потребностей. Совокупность потребностей человека – это совокупность условий его существования.

Потребность –  это ощущение недостатка в чем-либо; – это нужда в чем-либо, что необходимо для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Существует множество классификаций потребностей человека, но наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в иерархическом порядке.

Рис. 1 Структура потребностей

 

Основной смысл теории А. Маслоу состоит в том, что потребности более высокого уровня не возникнут, если не удовлетворены потребности более низких уровней.

Непрерывное возрастание потребностей в течение определенного периода называется законом возрастания потребностей.

Потребности удовлетворяются соответствующими благами.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий ту или иную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация (рис.3).

 

 

Рис. 2 Классификация благ

 

Каждое благо приносит полезность. Но по мере потребления новых единиц блага темп нарастания полезность падает. Для обозначения полезности употребляется термин  предельная (маржинальная) полезность, а само учение – теория предельной полезности.

Эта теория гласит: полезность, приносимая каждой новой единицей блага, снижается, полезность блага определяет наименьшая полезность, приносимая каждой очередной единицей блага (первый закон Госсена).

В экономической науке рассматривается так называемый парадокс стоимости – это парадокс, сформулированный А.Смитом в книге "Богатство народов" и заключающийся в том, что вода, имеющая для человека значительно большую непосредственную пользу, стоит гораздо меньше, чем алмазы, имеющие для человека пользу безусловно меньшую. Данное противоречие находит свое разрешение в теории предельной полезности; стоимость порождается не просто полезностью продукта, а предельной или дополнительной полезностью последней дополнительной единицы данного продукта, получаемой обществом (то есть низкая стоимость воды определяется большим совокупным предложением воды и гораздо меньшим совокупным предложением алмазов).

Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Благо не является товаром, если:

1) оно не является продуктом труда (дикорастущее яблоко, воздух и т.д.);

2) оно не удовлетворяет какую-либо человеческую потребность и никому не нужно;

3) оно потребля6тся внутри хозяйства, т.е. создано для внутреннего потребления.

Þ Товар обладает двумя основными свойствами:

· способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительной стоимостью);

· пригодностью к обмену (меновой стоимостью).

 

Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность.

Потребительская стоимость товара обладает следующими свойствами:

1. Находится в прямой зависимости от естественных свойств вещей (нефть имеет потребительскую стоимость как топливо).

2. Не зависит от количества труда затраченного на производство данной вещи (тонна зерна, собранная с помощью техники, воплощает в себе меньшее количество ручного труда, чем тонна зерна, собранная с помощью серпа, однако потребительская стоимость, в первом случае, такая же, как во втором).

 

Меновая стоимость – это способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях.

Если потребительная стоимость характеризует товар со стороны качества, то меновая стоимость – со стороны количества. Именно это свойство товаров делает их соизмеримыми.

 

Существуют научные концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция (господствовала вплоть до конца 18 века) объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Деньги – это продукт соглашения между людьми.

Эволюционная концепция объясняет их возникновение как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства; т.е. исторически из общей массы товаров выделился один товар, который начал выполнять роль денег. Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента, т.е. обладающий способностью обмениваться на любой другой товар.

 

Согласно эволюционной концепции, изучить происхождение денег возможно, исследовав все этапы развития обмена и торговли.

1. Простая, или случайная форма стоимости, соответствующая ранней ступени развития обмена. Обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему товаре.

2. Полная, или развернутая форма стоимости связана с развитием обмена, вызванного первым крупным разделением труда, в связи с чем в процесс обмена включается множество предметов общественного труда. Это приводит к тому, что в связи с множеством товаров эквивалентов стоимость каждого товара не получает законченного выражения.

Бартер – это прямой, непосредственный обмен одного товара на другой (Т – Т).

3. Всеобщая форма стоимости связана с тем фактом, что дальнейшее развитие обмена привело к выделению из множества товаров отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена. Т.е. выделился товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту или наибольшей ликвидностью (Т – Э – Т).

Ликвидностьэто степень легкости, с которой какое-либо имущество может быть превращено владельцами в деньги.

Ликвидный товар – это легко реализуемый товар.

4. Денежная форма стоимости связана с выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, т.е. ликвидность, стал называться деньгами (Т – Д – Т). Деньги абсолютно ликвидное средство, помогающее производить обмен.

Первоначально в качестве денег использовались – золото и серебро из-за определенной совокупности качеств:

- сохраняемость (не меняет с течением времени своих качеств);

- портативность (высокая стоимость в небольшом объеме);

- экономическая делимость (если слиток золота разделить на две части, то стоимость каждой половины уменьшится в двое);

- относительная редкость металла в природе.

В своей эволюции деньги прошли этапы:

1) металлических;.

2) бумажных;

3) кредитных;

4) электронных денег.

Использование денег в виде слитков золота и серебра затрудняло товарное обращение тем, что необходимо было взвешивать металл, дробить на части, устанавливать пробы и т.д. Постепенно слитки стали заменять монетами.

Применение монет значительно облегчило товарооборот, но по мере развития рынка золотые и серебряные монеты постепенно вытесняются бумажными деньгами, из-за того, что стирались, теряли в весе, становились неполноценными, их количества уже было не достаточно для обеспечения широкого товарооборота. Поэтому со временем возникают другие виды денег: бумажные деньги, чеки, кредитные карточки и т.д.

Эволюция форм денег:

1) Товарные доденежные эквиваленты.

2) Золотые и серебряные деньги.

3) Билонные монеты – неполноценная разменная монета, номинальная стоимость которой больше стоимости, содержащегося в ней металла.

4) Бумажные деньги.

5) Кредитные деньги.

 

Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из их функций. Функции денег:

1. Мера стоимости Деньги соизмеряют стоимость всех товаров.  Денежный выражением стоимости товара является цена.

Для определения меры стоимости необходима единица измерения денег, которой является мас

2. Средство обращения. Здесь деньги выступают в качестве посредника в процессе обмена товаров.

3. Средство накопления (образования сокровищ). Если за продажей товара не последует покупка, то у продавца остаются на руках деньги, которые и будут выполнять функцию средства накопления. При этом деньги изымаются из обращения, поэтому считается, что данная функция присуща ранним ступеням развития товарного хозяйства.

4. Средство платежа. Приобретение товара может быть отделено по времени от его оплаты, т.к. товары могут быть проданы в кредит. Деньги выступают средством платежа также при выплате зарплаты, налогов и др.

5. Мировые деньги. Роль мировых денег выполняет валюта – денежная единица используемая для измерения величины стоимости товара. До I мировой войны эту функцию выполняло золото, затем – национальные валюты, а затем – международные.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.