Игра представляет собой особый вид деятельности, который уже с ранних лет появляется в жизни ребенка и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Неоценимый вклад в изучение происхождения игры внес российский писатель, историк Георгий Плеханов. В своей работе «Письма без адреса» (1912) раскрыл проблему происхождения игры, труда и их связи с искусством в жизни человека.
Идеи Плеханова в своих трудах развил советский психолог Даниил Борисович Эльконин. На основе анализа этнографического материала, он сделал вывод о возникновении и развитии ролевой игры.
На всех этапах развития человеческой цивилизации игра была и остается обязательным компонентом детства.
В отечественной и мировой педагогике игра рассматривается как одно из эффективных средств воспитания, организации жизни детей, как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Ведущее значение детской игры определяется не количеством времени, которое ребенок посвящает игре, а тем, что:
1) Игра удовлетворяет основные потребности ребенка (потребности к самостоятельности, в познании окружающего мира, в общении)
2) Игры способствуют зарождению и развитию других видов деятельности
3) Детская игра содействует развитию всех психических процессов.
Впервые о большом значении игры заговорил К.Д. Ушинский. Он указывал на то, что в детских играх дети часто переживают неподдельные эмоции, чувства; дети искренне верят в то, что они делают в игре.
В трудах Л.С. Выготского было определено значение для развития детской игры, наличие мнимой, воображаемой ситуации.
Говоря об игре, как средстве развития основных психических процессов многие отечественные и зарубежные психологи отмечали, что игра содействует развитию воображения детей уже на первых этапах ее появления в жизни ребенка.
В педагогике игра рассматривается и как средство воспитания. Именно в процессе игр дети усваивают нормы и правила взаимоотношений, знакомятся с некоторыми понятиями, которые не встречаются в повседневной жизни.
Переоценить значение игры трудно, т.к. оказывает комплексное воздействие на детей дошкольного возраста.
Все детские игры убеждают нас в том, что они связаны с жизнью взрослых. К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания»(1867) определил игру как посильное ребенку средство вхождения в мир взрослых. Ребенок познает мир, воспринимает его и отражает его в своих играх, так как он его видит.
Окружающая ребенка жизнь очень разносторонняя, разнообразная, и в зависимости от возраста детей в их игровой деятельности отражаются разные аспекты жизни. Так у детей младшего дошкольного возраста вызывает интерес внешняя атрибутика игр. В среднем дошкольном возрасте у детей появляется интерес непосредственно к профессиональным обязанностям взрослых. Для детей старшего дошкольного возраста отражение в играх не только каких-то действий, поступков, но и взаимоотношения между субъектами.
Биосоциальная сущность игры заключается в том, что она возникла на определенном этапе человеческого общества в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Биосоциальная сущность игры заключается в том, что любая игра не только удовлетворяет потребности ребенка, но и является отражением его социального опыта.
13. Основные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста.
Семья – малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью Семейное воспитание – это система воспитания и образ., складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родств-ков. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку Задачи семьи:*максимальные условия для роста и развития ребенка;*стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;*передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;*научить детей полезным прикладным навыкам и умениям,направлен. на самообслуживание и помощь близким; *воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.Семейное воспитание принципы. *уважение к личности ребёнка,*единство требований взрослых,*учёт индивид. Особенностей, * учёт интересов ребёнка., Авторитет взрослых важен!!!(лжеавторитеты: страха, унижения, подкупа)*запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.Цель семейного воспитания: формирование таких качеств, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.Методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувстви. Виды семей: нуклеарные(полные), многопоколенная(род.+дети+бабушки),неполные(разведены род. или умер 1), материнские(одиночки без записи отцовства), семьи повторного брака.
Функции семьи:*репродуктивная,
*защитная, *досуговая, коммуникативная, *хозяйственно-быытовая, *воспитательная,
Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.