Эстетическое воспитание– пед. процесс, направленный на формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Эстетика как основная форма познания и образного отражения действительности. Понятие эстетической культуры. Исследования в области эстетического воспитания ребенка (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.А.Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.). Задачи эстетического воспитания: развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; формирование элементарного эстетического сознания; освоение эстетической деятельности; развитие эстетических и художественно-творческих способностей. Средства формирования эстетической культуры: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность детей, обучение, поведение педагога. Методы эстетического воспитания: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; метод убеждения, метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт, поведение и т.д., метод творческих заданий, побуждение детей к творческим проявлениям. Формы организации эстетического воспитания: самостоятельная художественная деятельность, экскурсии, театрализованные игры и игры-драматизации, праздники и развлечения. Принципы эстетического воспитания: 1)комплексный подход к воспитанию; 2)связь художественно – эстетической деятельности с жизнью; 3)единство художественного и общего психического развития детей; 4) эстетизация всей детской жизни; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6) полифонизм деятельностных средств; 7) высокохудожественная направленность; 8) связь с национальной культурой, традициями. Современные подходы к эстетическому воспитанию: 1. Эстетическое воспитание уступает место термину эстетическое развитие. Эстетическое развитие – создание условий для проявления универсальной эстетической способности – эстетического мировидения (Т. Алиева). Отсюда, эстетическое развитие заключается не в знаниях, умениях, навыках, скомпонованных в программе, а в уровне эстетического мировидения ребенка. Для этого педагогу важно проектировать условия для развития этой универсальной способности, что связано со знакомством с художественными произведениями, овладением средствами создания эстетических образов, творческим их использованием (Т. Алиева). 2. Своеобразие эстетического оформления дошкольных - образовательных учреждений с учетом целей, задач воспитания, ведущего направления педагогической работы, создание естественных условий для погружения детей в художественную среду. 3. Развитие у детей эстетического вкуса, ценностных представлений об искусстве, эмоционально - ценностного отношения к нему посредством использования музейной педагогики. 4. Эстетическое развитие посредством введения детей в мир культуры, культуроосвоения как творческий процесс (В. Т. Кудрявцев).
9. Актуальность сенсорного воспитания детей дошк. возр. Педагогические основы сенсорного воспитания дош-ов. Сенсорное воспитания (св)– целенаправленное педагог воспитание, с целью формирования у детей способов чувственного восприятия окруж. действительности, совершенствование процессов ощущения и восприятия. СВ лежит в основе умственного воспитания реб. Самые первые впечатления о предметах окружающей мира реб. Получает через ощущения восприятия. Он еще не знает как он называется, но уже его видит. Затем реб знакомиться с названиями предмета, запоминает его, и реб думает вспоминает и говорит. СВ в дошк. возр. включает в себя:1. Ознакомление детей с определенными свойствами, качествами,признаками предмета.2.формир перцептивного действия(повторения). Для того, чтобы научить различать предметы, давать им харак-ку, дети в дошк. возр. знакомятся с системой эталонов: -система цветов:цветовой спектр- серый, белый, черный, различные оттенки(лимоный) –Эталон формы- плоскостные и объемные формы. Эт величины. Эт временныз отрезков. Эт пространственных направления. Когда реб. знаком с эталонами и может их называть – ему легче ориентироваться в окр. мире, легче выполнять задания, давать название предметов. Задачи СВ: 1. ф. у детей системы перцептивных и исследовательских действий. Это умение, кот предполагает сформированность таких навыков как прощупывание, прокатывание, опред-е свойств и кач-в предмета. 2. Ф. системы сенсорных эталонов.3.ф. умений самостоятельно применять перцептивные действия и система сенсорных эталонов. Это реб. должен уметь называть все внешние признаки предмета, уметь выявлять скрытые свойства и кач-ва предмета. Этапы СВ: 1. На эт. Ставится цель привлечь внимание к сенсорному призн., с которым будут знакомить Пример: Подбираем предметы одной формы и обращаем внимание на это сходство. 2. На 2-м эт. сформ. перцептивные действия. Здесь большое значение имеет помощь, образец воспитателя. Педагог показывает каждое новое перцептивное действие, учит устанавливать связь между особенностями предметов, свойствами. Пример: шар круглый-он крутится, у кубика есть углы и стороны-он стоит. 3. Здесь осуществляется ознакомление с системой сенсорных эталонов. Ф. представл. О каждой геометрической фигуре, о цветах, величине. Пример: собери все треуг. в коробку. А также могут группировать по цвету, величине. 4. Главная цель раб-ты-создание условий для самостоятельного применения сенсорных знаний и действий. Пример: отобрать все предметы круглой формы и дети сами ищут. Т.О. СВ оказывает решающее влияние на познавател. процессы дошк-ов.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 256.