Характеристика и этапы педагогического процесса. Проблемы построения педагогического процесса в истории дошкольной педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной педагогической науке существует несколько разнообразных точек зрения на понимание сущности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, Б. П. Битинас, З. И. Васильева, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.).

Педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Такое общее определение дает возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса детского сада. Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

— целенаправленность; — целостность;— наличие связей между участниками; — системность и процессуальность (деятельностный характер).

Педагогический процесс УДО представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую важную характеристику педагогического процесса, как процессуальность, или протяженность во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).

1. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы заключается в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Комплексное построение педагогического процесса, характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание. Принципы построения образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования.

Профессионально организованный образовательный процесс должен строиться на следующих принципах:

- целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц;

- гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, демократического стиля;

- принцип индивидуализации, т.е. развития, формирования личности ребенка с учетом его особенностей;

- принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, общественным организациям, родителям; привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе УДО; преобладание помогающей функции;

- принцип противоречивости содержания образовательной работы как основы развития и саморазвития («зона ясных и неясных знаний», по Н.Н. Поддьякову);

- принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития.

 

4. Планирование воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Виды планов и совместные рекомендации по планированию работы.

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.

При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем:

1Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

2При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

3Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми

4Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:- перспективное; - перспективно-календарно - календарное.

Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц.

В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование.

Такое планирование имеет ряд преимуществ:

- в таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

- вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание Вступительная часть.

- годовые задачи;

- предполагаемые результаты работы.

Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

2. Содержание работы.

- организационно-педагогическая работа;- работа с кадрами- руководство и контроль;- работа с родителями;- административно-хозяйственная работа.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 265.