НРАВСТВ. ВОСПИТ. дошк-ков - целенаправленная деят-ть В-ля по форм у д. нравств. чувств, этич. Представл., привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. НРАВСТВ. РАЗВ. дош-ков - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.
В дошкольные годы под руководством взрослых реб. приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в к-ом живет. Д/в хар-тся большими возможностями для нравств. воспит. д: в различных развивающихся видах их деят-ти успешно форм. нек-ые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дош-ками устанавливаются положит. взаимоотнош., форм. доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспит. предупреждает накопление реб. отриц. опыта, препятствует разв. нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на форм. его нравст. качеств.
В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений:
• роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С. А. Козлова, А. В. Запорожец, и др.) ;
• роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т. А. Владимирова, А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др.) ;• возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р. С. Буре, Л. В. Крайнева, В. Н. Давидович и др.) ;• положения ребенка в группе сверстников (Т. А Репина, О. М. Гостюхина, С. Г. Якобсон и др.) ;•значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т. П. Гаврилова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Киянченко и др.) ;• воспитания культуры поведения (С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, В. Г. Нечаева и др.) .
Задачи нравственного воспитания:1. Формирование чувств, привычек и норм в поведении. 2.Формирование собственных качеств. 3. Гуманное отношение к сверстникам, животным, природе.4 Осознание и любви к труду, стране (патриотизм), старательно и качественно выполнять всю поставленную работу.
Большое влияние производит место обитание, общение, поведение родителей и близких, возраст ребенка.
Факторы, влияющие на нравственные понятия в будущем: *Общение с природой. Развивает любовь и гуманное отношение к живым существам.*Художественные. Изучает настроение и эмоции от передаваемой картины.*Труд ребенка. Освоение ответственности и выполнение задачи до конца.*Общение в коллективе. Развитие мышления, отношение между людьми, чувства.*Окружение. Познание характеров и доверия.
7. Особенности детского труда, его организация в дошкольном образовательном учреждении.
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.
Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
В дошк.пед-ке по содержнию опр-т 4 вида труда детей: 1) самообслуживание, 2) хоз.-бытовой труд, 3) труд в природе, 4) художественный (ручной) труд. Содержание труда детей определяют и формы организации труда, и возраст с которого этот вид труда вводится в программу. Так, самообслуживание планируется во всех возрастных группах, хоз.-быт. и труд в природе тоже во всех группах, ручной труд – в работе со старшими дошкольниками.
Самообслуживание – труд реб-ка, направленный на обслуживание реб-ком самого себя и выражающийся в заботе о чистоте своего тела, порядке в одежде, готовности реб-ка делать это без упоминаний и указаний.
Своеобразие: этот вид труда появляется в жизни реб-ка самым первым, рез-т С. всегда очевиден, перед реб-ком в С. стоит конкр.цель, которая понятна и жизненно необходима. С. – это вид труда, кот обеспечивает норм.жизнедеятельность реб-ка.
ХБТ – это труд, напр-й на поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, а т.ж. на оказание помощи взрослым при проведении режимных процессов. Этот вид труда появл. в мл.дошк.возрасте, но расцвета достигает в старшем. Специфика: необходим не только в УДО, но и дома, некоторые труд.операции имеют цикличность (дежурство), рез-т ХБТ иногда не заметен, но ощутим, ему не всегда придается особое значение (убрали игрушки). ХБТ – деятельность, кот.вызывает у детей интерес и чаще всего выражается в игр.деятельности.
Труд в природе – труд по уходу за растениями и животными в уголке природы, на участке, цветнике, огороде. Специфика: рез-том явл. часто материальный продукт (овощи, цветы), часто имеет остроченный хар-р, требует особой осторожности (с обитателями жив.уголка).
Художественный (ручной) – труд, направл-й на удовлетворение эстетич.потребностей детей. Рез-ом этого труда явл.изготовленные под руководством в-ля различные поздравит.открытки, сувениры, ддр.поделки. Специфика: планируется только в работе со старшими дошк-ми под непосредственным руководством взрослого, тесно переплетается с конструированием. По своему содержанию очень разнообразен и не требует от детей опр.уровня сформированности каких-то труд.навыков.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 261.