Проблемы воспитания нравственных качеств и чувств у детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НРАВСТВ. ВОСПИТ. дошк-ков - целенаправленная деят-ть В-ля по форм у д. нравств. чувств, этич. Представл., привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. НРАВСТВ. РАЗВ. дош-ков - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

В дошкольные годы под руководством взрослых реб. приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в к-ом живет. Д/в хар-тся большими возможностями для нравств. воспит. д: в различных развивающихся видах их деят-ти успешно форм. нек-ые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дош-ками устанавливаются положит. взаимоотнош., форм. доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспит. предупреждает накопление реб. отриц. опыта, препятствует разв. нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на форм. его нравст. качеств.

В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений:

 • роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С. А. Козлова, А. В. Запорожец, и др.) ;

 • роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т. А. Владимирова, А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др.) ;• возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р. С. Буре, Л. В. Крайнева, В. Н. Давидович и др.) ;• положения ребенка в группе сверстников (Т. А Репина, О. М. Гостюхина, С. Г. Якобсон и др.) ;•значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т. П. Гаврилова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Киянченко и др.) ;• воспитания культуры поведения (С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, В. Г. Нечаева и др.) .

Задачи нравственного воспитания:1. Формирование чувств, привычек и норм в поведении. 2.Формирование собственных качеств. 3. Гуманное отношение к сверстникам, животным, природе.4 Осознание и любви к труду, стране (патриотизм), старательно и качественно выполнять всю поставленную работу.

Большое влияние производит место обитание, общение, поведение родителей и близких, возраст ребенка.

Факторы, влияющие на нравственные понятия в будущем: *Общение с природой. Развивает любовь и гуманное отношение к живым существам.*Художественные. Изучает настроение и эмоции от передаваемой картины.*Труд ребенка. Освоение ответственности и выполнение задачи до конца.*Общение в коллективе. Развитие мышления, отношение между людьми, чувства.*Окружение. Познание характеров и доверия.

 

7. Особенности детского труда, его организация в дошкольном образовательном учреждении.

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

В дошк.пед-ке по содержнию опр-т 4 вида труда детей: 1) самообслуживание, 2) хоз.-бытовой труд, 3) труд в природе, 4) художественный (ручной) труд. Содержание труда детей определяют и формы организации труда, и возраст с которого этот вид труда вводится в программу. Так, самообслуживание планируется во всех возрастных группах, хоз.-быт. и труд в природе тоже во всех группах, ручной труд – в работе со старшими дошкольниками.

Самообслуживание – труд реб-ка, направленный на обслуживание реб-ком самого себя и выражающийся в заботе о чистоте своего тела, порядке в одежде, готовности реб-ка делать это без упоминаний и указаний.

Своеобразие: этот вид труда появляется в жизни реб-ка самым первым, рез-т С. всегда очевиден, перед реб-ком в С. стоит конкр.цель, которая понятна и жизненно необходима. С. – это вид труда, кот обеспечивает норм.жизнедеятельность реб-ка.

ХБТ – это труд, напр-й на поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, а т.ж. на оказание помощи взрослым при проведении режимных процессов. Этот вид труда появл. в мл.дошк.возрасте, но расцвета достигает в старшем. Специфика: необходим не только в УДО, но и дома, некоторые труд.операции имеют цикличность (дежурство), рез-т ХБТ иногда не заметен, но ощутим, ему не всегда придается особое значение (убрали игрушки). ХБТ – деятельность, кот.вызывает у детей интерес и чаще всего выражается в игр.деятельности.

Труд в природе – труд по уходу за растениями и животными в уголке природы, на участке, цветнике, огороде. Специфика: рез-том явл. часто материальный продукт (овощи, цветы), часто имеет остроченный хар-р, требует особой осторожности (с обитателями жив.уголка).

Художественный (ручной) – труд, направл-й на удовлетворение эстетич.потребностей детей. Рез-ом этого труда явл.изготовленные под руководством в-ля различные поздравит.открытки, сувениры, ддр.поделки. Специфика: планируется только в работе со старшими дошк-ми под непосредственным руководством взрослого, тесно переплетается с конструированием. По своему содержанию очень разнообразен и не требует от детей опр.уровня сформированности каких-то труд.навыков.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.