Игра как любой вид д-ти обладает особыми хар-ми:
1) Мотивы и цель
2) 2)ср-ва реализации цели
3) 3) план-ние действий
4) 4) результат
Любая игра детей возникает на основе мотивации, т.е. выбирая игру дети руков-ся опред-ми мотивами:
– интерес к к-либо виду д-ти, предметам;
- Стремлении пообщаться с кем-то;
- Взаимные симпатии.
Кроме мотивов есть цели значимые для ребенка (н-р: полететь в космос). Для реал-ции этой цели ребенок выбирает опред. сред-ва. Это могут быть: атрибуты; элементы костюмов.
Цели детских игр не являются постоянными. На каждом возр-ом этапе они могут меняться. Для реал-ции содер-ия дет. Игры большое знач-ие имеет умение детейплан-ть собств-ую д-ть, умение распределять обяз-ти. Результат игры это кульминация, т.к. рез-т это достижение цели.
Игра как вид д-ти не толькоудовл-ет запросы детей, но и хар-ся признаками д-ти.
В силу многообразия детских игр вопрос клас-ции часто рассм-ся педагогами с разных точек зр-ия.
Первым в педагогике попрробовал клас-ть игры детей Ф. Фребель. Он условно разделил игры на три группы:
1) Игры на развития движений;
2) Игры на развитие ума;
3) Игры на развитие внешних органов чувств, восприятия, ощущения (сенсорные).
Вторым педагогом был академик Аркин. Он разделил по содержанию:
1) Военные
2) бытовые
3) производственные
Третий педагог был Лесгафт. Делил игры по возрастному признаку: 1) семейные и 2) школьные
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций.
В настоящее время исследователями Центра дош-го детства под руководством профессора Новоселовой предложили кл-цию дет. игр в завис-ти от инициативы самих детей. Это игры:
- по желанию
- игры, которые предлагаются взрослыми
- игры, которые передаются из поколения в поколение.
Наиболее распространенной кл-цией игр в дош. педагогике принято считать кл-цию, которую предложили педагоги Менджерицкая, Жуковская, Маркова.
Они предложили разделить игры на 3 большие группы:
1) игры творческие (сюж-рол., режисерские, теотральные, со строит. Материалом)
2) игры с правилами (в отличии от тв.игр, специально разработанны для решения определенных задач обучения и развития. В завис-ти от хар-ра обучающей задачи игры с правилами делятся на: дид-кие, подвижные, компьютерные).
3) Игры-забавы (развлечения): словесные, игры с игрушками, пальчиковые.
Главная цель использования таких игр не только создать хорошее настроение, завлечь, но и обеспечить психологическую разгрузку.
21. Характеристика, содержание, предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Классификация игр распространенная в дошкольной педагогике Менджерицкой, Жуковской, Марковой – 1)творческие (СРи, режиссерские, строительные, театрализ-е), 2)игры с правилами (спец. разработаны для детей, для решения задач, развития – дидакт-е, подвижные, компьют-е), 3)игры-забавы (словесные, с игрушками, пальчиковые, их цель создать хор. настроение детей, обеспечить психолог. разгрузку).
СРи – игра, возникающая по инициативе детей, на основе соц.опыта и преобразованная детьми через призму их жизненного опыта. Возникает на основе стремления реб-ка к взрослой жизни (два столкновения –неподготовленность реб-ка ко взрослой жизни и желание быть самостоятельным).
СРи – основная творческая игра, в ней реб-к копирует, домысливает поступки, ситуации; происходит условное преобразование жизн.впечатлений реб-ка.
Структура: 1)сюжет, 2)содержание, 3)роли.
СЮЖЕТ – сфера деятельности чел-ка (бытовой, нтему труда, общественнозначимый (праздник))
СОДЕРЖАНИЕ – то, что воспроизводится детьми в качестве гл.момента деятельности и отношения между людьми.
РОЛИ – это средство реализации сюжета. Дети чаще берут на себя роль взрослого, пытаются более точно воспроизвести то, что они видели (мимика, пантомима, жесты).
4 этапа развития СРи (Д.Б.Эльконин):
1.Ознакомительная игра – не сложн. Часто повторяющиеся действия с предметами. Вначале действия эти манипулятивны, постепенно могут наполнятся действием.
2.Предметно-отобразительная игра – реб-к пытается использ.предметы по назначению, часто использ. Одни и те же игрушки, как любимые. Могут объединятся по 2-3 чел-ка, повторяя действия друг за другом. Сюжет отсутствует.
3.Сюжетно-отобразительная игра (2мл., ср.) дети используют предметы осмысленно по назначению, способны развивать сюжет, объединяясб в небольшие группы, но объединение носит плавающий характер. Игра часто протекает как совместная.
4.СРи (6-7лет) – объединение детей становится постоянней, сюжеты развенуты, дети закрепляют опред.роли друг за другом и действуют соответственно этим ролям.
СРи ст.возраста характеризуется:
1)динамичностью, развернутостью.
2)присутствует согласие, договоренность партнеров в игре, сами дети распределяют роли, договариваются,чтоони будут отображать.
3)высокий уровень игрового творчества в игре.
4)использование различных средств выразительности.
5)наличие в речи развернутых диалогов детей.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 285.