Дидактические игры в педагогических системах Ф.Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой. Сущность и виды дидактических игр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Осн. особенность д/и опред-ся названием, т.е. это игры обучающие. Они разрабатываются

взрослыми для воспитания и обучения детей. Иными словами, «д/и» это специально созданная или приспособленная для цели обучения игра. Это игры, которые способствуют развитию познавательной деятельности.

В структуру д/и входят 4 важных компанента:

1 Обучающая или дид. задача. Это основной элемент д/и, которому подчинены все другие элементы.Для детей обучающая задача формируется как игровая: н-р, в д/и «Узнай по звуку» обуч-ей задачей является развитие у детей слухового восприятия, научить детей соотносить звук с определенным предметом, а для детей педагог предлагает игровую задачу «Будь внимательным, прислушайся, какой предмет звучит?». Либо обуч. задачей в д/и «Найди домик», будет закрепление у детей представлений о геом. фигурах. Игровой

задачей для детей: соотнести форму предметов с геом-ми образцами - «Найди похожий».

2 Игровые действия. Это те способы проявления активности ребенка в игре, с помощью которых оно достигнет поставленной цели.

3 Игровая задача, которая ставится перед ребенком от игрового действия.

4 Игровые правила. Они определяют, что делать и как делать в игре.

И дид. задача, и игровая задача, действия и правила связаны между собой. Для детей дош. возраста д/и, как правило, подбирается с учетом возраста и может использоваться в различные временные отрезки режима.

В дош. педагогике сложилось традиционное деление д/и на три основных группы:

1) Игры с предметами; 2) настольно-печатные; 3) словесные.

1 – игры с предметами: разнообразны по содержанию, материалу, организации. В качестве материала в таких играх можно использовать: игрушки, реально существующие предметы, объекты природы.

2 – наст.-печ.: это игры типа лото, домино, игры с пазлами, мозаика. Такие игры развивают логическое мышление, способность к обобщению.

3 – словесные – которые используются в работе среднего и старшего дош. возраста, с целью закрепления представлений, полученных на занятиях.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игры в педагогических системах игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. В помощь детским садовницам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф. Фребеля, с иллюстративным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения .Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи, сначала в Германии, а затем и в других странах, высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, – все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева).

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала и интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций: сравнение, классификация, обобщение; совершенствование речи: обогащение словаря, описание предметов, составление загадок; развитие умения ориентироваться: в расстоянии, во времени, в пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

 

25. Виды, характеристика, педагогические требования к игрушке. Игрушка – это специально изготовленный предмет, предназначенный для игровой деятельности детей и взрослых. Основными характеристиками любой игрушки являются: 1 условность (изображение предмета) благодаря условности дети могут действовать с некоторыми предметами так, как это невозможно в реальной жизни (машина с веревочкой). 2 динамичность  Эта характеристика обеспечивается за счет подвижных элементов, звучания игрушки (кукла и матрёшка) 3 правдоподобность изображения предмета. Говоря о возникновении игрушки нельзя не вспомнить о возникновении труда. Игрушка по выражению А.С. Макаренко «не только основа игры, но и постоянный спутник ребенка в игре». Вопросам классификации детск. игрушек занимались разные педагоги: Макаренко, Аркин, Флерина. В современной литературе используется классификация, разработанная центром «дошк. детства под руководством Новоселовой: 1 Игрушк и сюжетно-образные: куклы, куклы-животные, предметы дом. обихода. 2 технические ( отраж. все виды транспорта, промышл. оборудован). 3 строительно-конструктивные игрушки. Могут быть изловлены из дерева, пластика. 4 дидактические игрушки (пирамидки, настольно-печатные игры). 5 моторные игрушки (обеспеч. двигательную деятельность: скакалки, мячи). 6 музыкальные и театральные. 7 Игрушки-самоделки. 8 Маскарадно-елочные. 9 спец. игровое оборудование в игровой комнате или на участке д.сада. 10 народные игрушки.  

Воспитательное значение игрушки. 1. Игрушка обеспечивает потребность реб-ка в активной деятельности. Благодаря игрушке ребенок выполняет действия, имитирующие действия взрослых. 2 Игрушка помогает ребенку отобразить впечатления, полученные из окр. жизни. 3 И-ка помогает реб-ку придумать, развивать сюжет игры. 4 И-ка помогает воспит. у ребенка любознательность выдержку. Т.образом, игрушка в жизни дошкольника не только атрбут жизнедеятельности, но средство познания и отражения окр. мира.                                                                                                т ребованя к грушке.  Впервые основн. пед. требованя к грушке определла Крупская в своей работе «Об игрушках для дошкольников». Эти требования легли в основу соврем. пед. требований к игрушке. 1 Игрушка должна давать детям правильное представление о предмете, его назначении. 2 Игрушка должна расширять кругозор р-ка, расширять интерес к окр.миру.         3 Игрушка должна обеспечивать многоплановое ее использование. 4 И. должна соответствовать возрастным требованиям детей. 5 И. должна быть безопасна и гигиенична. 6 И. должны стимулировать общение детей, развивать их познават. интересы. 7 И. должна побуждать детей к коллективн. деятельности, развивать организатор. способности. 8 И. должна стимулировать интерес детей, побуждать к изобретательности. 9 И. должна побуждать к гуманным чувствам, не вызывать агрессии.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 1607.