Знач-ным ист/ событием послевоенного времени стали народно-демократич. рев-ции в ряде стран Европы –в АЛБАНИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ, РУМЫНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЮГОСЛАВИИ и в странах Азии – ВЬЕТНАМЕ, КИТАЕ, КОРЕЕ, МОНГОЛИИ. В этих странах были установлены новые политич. режимы и провозглашён курс на социализм.В знач-ной мере политич. ориентация в этих странах определялась пребыванием на их территории советских войск, это же способствовало кардинальным преобразованиям в политич., соц-но-эк-ской и других сферах, кот. хар-лись высочайшей степенью централизации нар-го хоз-ва и преобладанием партийно-гос-ной бюрократии. Странам предлагалось использовать опыт строит-ва социализма в СССР.Выход социалистической модели за рамки одной страны, её распространение на Юго-Восточную Европу и Азию заложило основы для возникновения сообщ-ва стран, кот. получило название «мировая система социализма» (МСС). В 1959г. КУБА, а в 1975 г. – ЛАОС вошли в состав этой новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входило 15 гос-в, насчитывающих 32,3 % мирового населения, что явл-ся существенным фактором, говорящим о существовании мировой системы социализма в послевоенной междунар. жизни.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МСС. План строит-ва социализма предусматривал не только проведение пролетарской рев-ции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах, но также сосредоточение в руках власти ключевых позиций в эк-ке (это национализацию пром-сти, транспорта, связи, природных ресурсов, финансово-кредитной системы, внеш. и внутр. торговли), индустриализацию и преобразование мелкой крестьянской собств-сти в кооперативную (т.е. создание крупного обобществлённого произв-ва), культурную рев-цию, установление тотального контроля гос-ва, высших органов правящей партии над общ-ной жизнью и т.д. 1 этап МСС (1945-1949гг.) включал изменения в политич. режимах, приведшие к смене соц-но-эк-ской ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хоз-ва началась перестройка эк-ской структуры при активном политич. и материальном содействии СССР.Важным шагом в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание в 1949г. Совета эк-ской взаимопомощи (СЭВ) в целях организации планомерного эк-ского, научно-технич. и культурного сотрудничества, призванный облегчить переориентацию внеш. торговли стран Восточной Европы (ранее до 1939г. главным партнёром кот. была Германия). Кроме того, СЭВ служил каналом эк-ской помощи менее развитым социалистическим странам со стороны СССР (в противовес плану Маршалла) и его создание мотивировалось политич. соображениями – содействие взаимозависимости стран Восточной Европы с СССР. Можно считать 1949г. своеобразной паузой, подводившей черту под предысторией МСС. 2 этап МСС (1950-1960гг.) 50-е гг. можно выделить в относительно самост-ный этап форсированного создания «нового» общ-ва (по образцу СССР). Однако социалистические страны Европы были сравнительно динамичной часть МСС, а страны Азии МСС– использовали сталинскую модель строит-ва, искореняя рыночные элементы в эк-ки. Военно-политич. сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955г. Варшавского Договора.На этом этапе в странах Восточной Европы после национализации начинается индустриализация, для чего принимаются первые планы народнохоз-ного развития. Проходят аграрные преобразования, но национализация земли не проводилась. Земли отбиралась у крупных землевладельцев, причём отбиралась не вся земля, а только её излишки сверх установленной нормы и продавалась на льготных условиях крестьянам. А в некоторых случаях землевладельцы даже получали частичную компенсацию. Осуществлялось кооперирование крестьянства, кот. было завершено в больш-ве стран Восточной Европы к началу 60-х гг.(исключение составляла Польша и Югославия, где гос-ный уклад в аграрном секторе не приобрёл решающего значения). В новых странах преобразования в эк-ке имели компромиссный хар-р и проводились осторожнее, чем в СССР (был учтён опыт нашей страны, показывающий разрушительность крайних мер рев-ционных преобразований, поэтому «военного коммунизма» в этих странах не было). Пром-сть в 50-е гг. переживала бурное развитие, темпы её роста составляли около 10 % в год и страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные (кроме Чехословакии и ГДР). Методы форсированной индустриализации способствовали формированию административной системы управления и монополизированной структуры нац-ного хоз-ва, индифферентной (т. е. безразличный) к особенностям конкретных стран. В целом, несмотря в основном на экстенсивный тип развития, итоги десятилетия были благоприятными в больш-ве стран.В этот период разворачивалась деятельность СЭВ, кот. до этого в основном опиралась на идеологический фактор и была мало развита на межгос-ном Ур-не и на Ур-не предприятий и фирм. Однако обстановка холодной войны благоприятствовала переориентации торгово-эк-ских отнош-й в сжатые сроки и с помощью СЭВ его участники смогли не только выжить, но и восстановить хоз-во после войны и добиться впечатляющего прогресса. Если на начальном этапе деят-сть СЭВ была сосредоточена на развитии товарообмена, координации и развитии внеш. торговли, на предоставлении научно-технич. документации и инф-ции, то с1956-57гг. страны СЭВ перешли к специализации и кооперированию произв-ва, к согласованию и координации народнохоз-ных планов, к созданию совместных научных центров и хоз-ных организаций.3 этап МСС (1960-1970 гг.) связан с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, падением темпов роста пром-сти и национального дохода, что вызвало необходимость проведения хоз-ных реформ. В этот период стали проявляться недостатки социалистической системы хоз-вания, поскольку укрепившаяся в странах СЭВ модель сковывала инициативу хоз-ных субъектов и не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом эк-ском процессе (особенно наглядно это стало проявляться в связи с НТР в 50-е гг., когда страны всё больше стали отставать от передовых капит-ских стран). Поэтому во многих странах СЭВ были сделаны попытки частичного реформирования этой модели.В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ стало использованием механизма рынка с целью включения в систему междунар. разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения эк-ской системы носили радикальный хар-р. В Польше, ГДР перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хоз-вом.В Монголии, Румынии, Кубе, Вьетнаме к реформированию нац-ных моделей развития в этот период не приступали.Однако хоз-ные реформы в 60-е гг. не дали положительных рез-тов и были свёрнуты, поскольку либерализация ценообразования хоть и дала положительные рез-ты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения пром-ных предприятий вела не к формированию конкуренции, а к реализации монопольных преимуществ, в т.ч. и росту цен. Кроме того, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода, началось просто «проедание» доходов предприятий.Важной причиной неудач было сильнейшее сопротивление реформам партийно-гос-ной номенклатуры, кот. в основном и определило их крайнюю непоследовательность, а потому и безуспешность начатых преобразований. В 1968г. реформы по либерализации и демократизации были прерваны вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. В целом, сворачивание реформ объяснялось не только политич. давлением, но и обострением соц-ных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хоз-вания. В деят-сти СЭВ продолжилась координация народнохоз-ных планов стран и в 1964г. был создан Междунар. банк эк-ского сотрудничества – орган по регулированию междунар. расчётов. 4 этап МСС (1970-середина 80-х гг.) хар-ся попытками решить хоз-ные проблемы социалистических стран путём модернизации административной системы хоз-вания, но не прибегая к радикальным переменам. Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-74 гг., кот. выразился в росте цен на нефть. В то время, как капит-ские страны из-за кризиса стремились уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива, поэтому быстро перестраивали структуру эк-ки путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, внедряли произв-во микропроцессоров и биотехнологий. Однако страны СЭВ в связи с получением ресурсов из СССР по льготным ценам (ниже мировых) и неповоротливости системы ценообразования во взаимной торговле лишались всех стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзным отставанием по всем ключевым направлениям научно-технич. прогресса. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны СЭВ прибегнуть к использованию зарубежных кредитов. Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие радикальные реформы (Венгрия, Югославия и Чехословакия), стали активнее включаться в мировой рынок и их наиболее кач-ная продукция уже шла на западные рынки, а доля их экспорта в страны СЭВ сокращалась. В результате доля СЭВ стала снижаться.Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деят-сти и в 1971г. была принята Комплексная программа социалистической эк-ской интеграции. Она ставила цель–развитие производственной кооперации и специализации, научно-технич. сотрудничества, координации планов эк-ского развития, совместной инвестиционной деят-сти (т.е. развитие высших форм эк-ской интеграции). В рез-те роль СЭВ в хоз-ве социалистических стран в 70-е гг. возросла и в течение 1971-1978гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперации и специализации получили отрасли автомобильной пром-сти. Кроме того, роль СЭВ возросла из-за зависимости от импорта нефти из СССР в период мирового энергетического кризиса. Однако масштабы и формы произв-ной кооперации внутри СЭВ сущ-но отставали от западных стандартов из-за невосприимчивости хоз-ва к НТР. Поэтому в конце 70-х гг. была предпринята ещё одна попытка модернизации СЭВ – начали разрабатываться долгосрочные целевые программы эк-ского сотрудничества. В течение 80-х гг. внутри СЭВ происходило нарастание проблем, приведшее к его кризису. Период распада МСС (2-я половина 80-х гг. –начало 90-х гг.) хар-ся нарастанием проблем внутри СЭВ и распадом в 1991г. мировой системы социализма. В этот период стало очевидным, что сложившаяся соц-но-эк-ская система и её хоз-ный механизм не могут создать эффективную соц-но-ориентированную эк-ку, активно использующую достижения научно-технич. прогресса и взаимодействующую с мировым хоз-вом.Для стран Восточно-европейских стран СЭВ было хар-но падение темпов роста эк-ки, отставание наукоёмких произв-в, перекосы в финансовой сфере, рост внеш. задолженности, сравнительно низкий жизненный Ур-нь населения.Все предпринятые меры по интенсификации произв-ва в 80-е гг. не увенчались успехом и продолжавшийся глубокий эк-ский кризис, нестабильность возникших политич. систем, обострение нац-ных противоречий, развал многонациональных гос-в (Югославия), безработица, обеднение населения – все эти процессы были хар-ны для конца 80-х гг. Процессы глубокого кризиса были хар-ны и для СССР. Это вело к распаду системы СЭВ, поскольку Советский Союз был инициатором создания мировой системы социализма. Эк-ские реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы стали частью обновления соц-но-эк-ского и политич. строя, становления кач-но новой модели хоз-вания в постсоциалистических странах, где главным стал курс в направлении западной демократии и рыночных отнош-й через приватизацию гос-ного сектора и поощрение частного предприним-ва.В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов эк-ского управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе. ВЫВОД: Кризис СЭВ и прекращение его деят-сти предопределили следующие факторы:1) не был преодолён барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующегося на интересе партнёров к советскому сырью;2) тепличными условиями в развитии взаимных связей (т.е. отсутствием конкурентной борьбы);3) общим нарастанием кризисных явлений в странах социализма;4) ухудшением позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;5) разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена;6) стремление к переходу на западные рыночные пути развития экономик. Прекращение в 1991г. деят-сти СЭВ по-разному отразилось на эк-ке входивших в него стран. Для СССР прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась зав-стью их хоз-в от поставок сырья из СССР и альтернативных источников импорта, и перспектив перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.
29. Этапы, направления и результаты хоз-ного реформирования в ссср в годы «перестройки» (1985-1991гг)
Последствия гипертрофированного развития военно-пром-ного комплекса (ВПК), отсталость гражданских отраслей и с/х, падение темпов развития (до уровня простого воспроизв-ва – 2% годовых), ухудшение гос-ных финансов, рост бюджетного дефицита и внешнего долга, «проедание» сырьевых ресурсов – всё это вынудило руков-во страны изменить эк-скую политику. Новая эк-ская политика началась с 1985г. и получила название курса «ускорения». Программа была сформулирована в общих чертах и документах КПСС и Советского прав-ва. Основной целью курса ускорения объявлялась интенсификация общественного произв-ва за счёт приоритетного развития ряда сфер:- за счёт научно-технич. прогресса; - за счёт структурной перестройки эк-ки;- за счёт эффективной системы управления; - за счёт организации и стимулировании труда.Однако, модель была теоретически не проработана, поскольку структурная перестройка эк-ки была невозможна без реорганизации всего хоз-ного механизма. Поэтому понятие «ускорение» через год выходит из употребления и заменяется термином «перестройка».Т.о., с избранием в 1985г. генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва в СССР наступает период перестройки и смены соц-но-эк-ской системы 1985-1990-е гг. На 1 этапе с марта 1985г. по август 1991г. в стране шёл процесс пересмотра политич. строя и планово-распределительной системы. Была начата «перестройка», означающая переход к демократизации строя и внедрению рыночных отнош-й в эк-ку сверху.Осуществление перестройки сверху выразилось: в снижении роли КПСС в жизни общ-ва; в создании гласности и парламентаризма; ослаблении централизованного руков-ва эк-кой; повышении прав региональных органов власти. Всё это по сути означало реформирование эк-ки при регулирующей роли гос-ва, внедрение рыночных отнош-й и разгосударствление части общ-ной собст-сти. Только к середине 1987г. была разработана и принята программа коренной перестройки управления эк-кой, кот. предусматривала: - соц-ную переориентацию эк-ки;- структурные преобразования в эк-ке;- реформу ценообразования; - перестройку финансово-кредитной системы. Особое место отводилось реформе цен, но против этой реформы была развёрнута мощная кампания в условиях острой борьбы за власть. Под давлением популизма были сняты или ослаблены ограничители роста денежных доходов в хозрасчётной сфере, без учёта реальных возможностей в условиях эк-ской стагнации началось осуществление дорогостоящих соц-ных программ. В рез-те эк-ка становилась заложницей политики и поэтому все предлагаемые программы по стабилизации оказались обречёнными (Абалкина-Рыжкова, «500дней», компромиссной программы, разработанной под руков-вом М. Горбачёва). Т.о., интересы народа были принесены в жертву борьбе за власть, прав-во не смогло улучшить эк-ское положение.Кризис углублялся и стал распространяться на др. сферы, параллельно эк-скому в стране созревали идеологический, управленческий и политич. кризисы. Неспособность центрального прав-ва улучшить эк-ское положение, руков-во союзных республик, краёв и обл. видели путь в улучшении децентрализации управления. Это заставляло прав-во СССР перейти к выработке методических подходов по решению вопроса о региональном хозрасчёте. Другой особ-стью периода 1985-1989гг. стала борьба с коммунистической идеологией, особым нападкам подверглись понятия–интернационализм, пролетарская солидарность, дружба народов. Началась атака на административно-командную систему под различными политич. лозунгами. В рез-те этой борьбы возникла ситуация хоз-ного безвластия, т.к. эта пропаганда носила деструктивный хар-р и способствовала формированию в общ-ве сознания необходимости и неизбежности развала гос-ва. Главными разжигателями межнациональных конфликтов были партийная элита и представители уголовно-теневой эк-ки, именно они стремились к власти и достижению своих узкокорыстных интересов, поэтому были против сильной централизованной гос-ной власти, мешавшей им в достижении целей. Именно они способствовали развалу гос-ва, т.к. из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами гос-в Поэтому в конце 80-х -начале 90-х гг. прокатились по стране межнациональные конфликты в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Молдавии и др. странах, созданных на развалинах СССР. В такой обстановке руков-во союзных республик, краёв и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении ещё больших прав и эк-ских возможностей регионов в решении на местах эк-ских и соц-ных проблем. Поэтому их требования выражались в борьбе за право оставлять в распоряжении регионов большей доли созданного нац-ного дохода (НД), что вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды гос-ва. Однако вопрос о региональном хозрасчёте так и не был решён, т.к. шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат и расходов на содержание ВПК и поэтому у гос-ва не имелось возможности оставлять в распоряжении регионов большей доли НД. Кроме того, в стране действовала искажённая налоговая система и система цен, не отражающие истинного вклада республик в эк-ку гос-ва. Это давало повод для к взаимным обвинениям в регионах и центре и к формированию общ-ного мнения о целесообразности распада СССР. Неумелая финансовая политика руков-ва вела к ухудшению гос-ных финансов, росту бюджетного дефицита, кот. покрывался всё в больших размерах за счёт денежной эмиссии и роста внутреннего долга страны. Одновременно росла потребность в увеличении бюджетных ассигнований многим отраслям нар-го хоз-ва. Однако неумело проведённая антиалкогольная пропаганда, развернувшаяся в период перестройки, не дала положительных рез-тов, а лишь усугубила положение финансовой системы, способствовала увеличению дефицита бюджета. Кроме того, вырубка богатейших виноградников нанесла непоправимый ущерб с/х. Эти и др. проблемы приближали финансовый кризис, разразившийся в начале 90-х гг., кот. не смогли предотвратить постоянно меняющиеся министры финансов (только с 1985-1997гг. этот пост занимали 10 человек). Во многом в создание эк-ских трудностей для СССР внеси страны, входящие в НАТО. Аналитики этих стран выявляли слабые стороны эк-ки СССР и проводили мероприятия по ослаблению советской эк-ки. Ими были организованы широкомасштабные кампании по снижению на мировом рынке цен на нефть, ограничению экспорта советского природного газа, что приводило к уменьшению поступлений в СССР конвертируемой иностранной валюты. США вводили запрет на приобретение СССР новой пром-ной продукции и новых технологий, обостряли ресурсный и технологич. кризис СССР путём увеличения военных расходов и военных исследований. Всё это вело к дальнейшему эк-скому истощению страны. При этом западными странами создавались условия, затрудняющие получение СССР иностранных кредитов. Подрыв союза провоцировала борьба союзного и республиканского парламентов. Пришедшие в парламенты в период демократического движения эк-ски неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса и создания законодательной базы для улучшения обстановки и усиления депутатского контроля за бюджетными ср-вами (их формированием и использованием) на самом деле занимались деструктивной политич. деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов. Кроме того, партийное руков-во, являющееся частью административно-командной системы, на самом деле саботировало проведение реформ и реформы оставались только на бумаге в виде лозунгов и решений. В СССР часть партийного руков-ва и демократич. общественность стали призывать к более быстрым радикальным реформам в эк-ке и политике. Поэтому усиливались кризисы в эк-ке, разразились политич. кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения, где были использованы вооруженные силы с целью подавления волнений. Кроме того, в начале 90-х гг. по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты. В этих условиях руков-во СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в кот. должно было найти отражение расширения прав союзных республик. Однако, в августе 1991г., накануне подписания договора, группа лиц из высшего состава руков-ва гос-ва ввели в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводившаяся Горбачёвым (Президентом СССР), подорвала к нему доверие и 8 декабря 1991г. в Беловежской Пуще в Белоруссии было подписано соглашение (президентами России, Украины, и Белоруссии) о прекращении существования СССР. На основе бывших союзных республик были образованы самост-ные независимые гос-ва - страны СНГ. Т.о., негибкость и во многом некомпетентность руководителей высшего и среднего звена управления привели к эк-скому отставанию СССР, несостоятельности в обеспечении внутр. рынка (с постоянным дефицитом товаров и повышенным спросом) и неконкурентоспособности сначала на внешнем рынке, а затем и на внутреннем. Рез-том этого стала потеря СССР рынков в 80-х гг. в странах СЭВ, а в 90-х гг. и рынков СНГ, и наконец – был потерян рынок сбыта в самой России. Реформы, осуществлявшиеся со 2-ой половины 80-х гг. и проводившиеся в рамках прежних базисных отнош-й (в рамках СССР), теоретически были не проработаны, осуществлялись не комплексно и в целом оказались неудачными, это поставило прав-во станы перед проблемой смены соц-но-эк-ской ориентации.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.