Мировые интеграционные процессы связаны:1)с потребностями совр. междунар-го разделения труда;2)с развитием научно-технич. прогресса;3) с углублением междунар. специализации и кооперации хоз-ных структур отдельных стран.Эк-ская взаимозависимость гос-в, интернационализация произв-ных сил способствуют развитию интеграционных процессов в эк-ке.ЭК-СКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это кач-но новый и более сложный этап интернационализации хоз-ных связей, основными целям кот. явл-ся: - более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных нац-ных хоз-в;- обеспечение условий концентрации произв-ва и переплетения капиталов; - проведение согласованной межгос-ной эк-ской политики.Хар-ной особ-стью интеграционных объединений явл-ся их развитие на региональном Ур-не. Идеи европейской эк-ской интеграции стали осуществляться в 1944г. и первой попыткой этого стало решение правительств Бельгии, Голландии и Люксембурга о создании с 1 января 1948г. таможенного союза, впоследствии известного под названием БЕНИЛЮКС.Региональная интеграция проходит ряд этапов, каждый из кот. имеет свои особ-сти, специфич. черты. На каждом этапе устраняются определённые барьеры и создаются предпосылки для более эффективного произв-ва и внешнеэк-ских связей между странами. В рез-те идёт процесс создания целостных региональных хоз-ных комплексов с общими нац-ными и межгос-ными органами управления.Наиболее отчётливо интеграционные процессы проявились в Западной Европе во 2-й пол-не 20 в., когда межгос-ные связи начинают перерастать в междунар. эк-скую интеграцию, когда был оформлен Европейский Союз, прошедший в своём развитии ряд этапов.Начало европейской интеграции положило подписание в 1951г. Договора об европейском объединение угля и стали (ЕОУС), кот. вступил в силу в декабре 1952г. Договор предусматривал создание общего рынка угля, железной руды, металлургии, согласно кот. были отменены все пошлины и колич-ные ограничения на импорт и экспорт между странами ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами.1 этап развития интеграционных процессов был связан с поиском повышения эффективности нац-ного произв-ва, в связи с этим шесть стран Западной Европы – ФРГ, Франция, Италия, Голландия, Бельгия и Люксембург подписанием в январе 1957г. Римский договор о создании благоприятных условий для эк-ского сотрудничества хозяйствующих субъектов, включающих постепенное снижение таможенных пошлин на ввоз товаров. Договор был подписан также с целью развития предпосылок для свободного перелива капитала, услуг и рабочей силы.Согласно Римскому договору было образовано – Европейское эк-ское сообщ-во (ЕЭС) о создании «Общего рынка» для чего было намечено:1) снятие торговых ограничений между странами-членами ЕЭС; 2) установление единого общего тарифа в торговле с третьими странами;3) свободное передвижение капиталов, услуг и рабочей силы;4) проведение единой политики в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве;5) унификация налогов; 6) создание валютного союза. В 1958г. страны Римского договора подписали Договор об Евратоме (Европейское сообщ-во по атомной энергии), целями кот. были: - контроль за использованием расщепляющихся материалов;- проведение исследовательских работ;- обмен технич. инф-цией;-совместное строит-во предприятий атомной энергетики и др.В 1967г. произошло сияние ранее самост-ных региональных организаций – ЕОУС, ЕЭС «Общий рынок» и ЕВРАТОМ в Европейское сообщ-во, кот. официально так называлось до 1 ноября 1993 г.Основой для создания «общего рынка» стала Единая с/х политика (ЕСП), принятая в 1967г., кот. финансировалась Европейским фондом с/х гарантий и ориентации, созданным в 1962г. за счёт взносов стран-участниц, к кот. впоследствии добавились и собственные ресурсы фонда. Однако, монетарные условия и инфляция, неодинаковые в различных странах, расстраивали систему аграрного рынка.Много проблем между членами сообщ-ва было в транспортной сфере, где понадобились большие усилия, чтобы отрегулировать рынок транспортных услуг.Римский договор стал хронологической схемой, разделённой на 3 стадии. Первая ступень предусматривала в течение 12 лет устранение таможенных пошлин и установление общего внеш. тарифа. Но этот процесс развивался настолько успешно, что таможенный союз был оформлен раньше намеченного срока – уже 1 июля 1968г.Т.о., 1 этап включает 1958-1968 гг., когда был сформирован таможенный союз и в рез-те этого были устранены пошлины и количественные ограничения во взаимной и торговле стран-участниц, то есть были введены:- единый таможенный тариф; - единая торговая политика в отнош-и третьих стран; - была закончена выработка единой аграрной политики; - была начата либерализация движения капиталов и раб. силы.2 этап развития интеграции ЕС включает 1969-1992 гг. В декабре 1969г. было принято (в Гааге) решение о расширении и углублении интеграции Европейского сообщ-ва. И с 1973 г. в него вступили Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981г. – Греция, в 1986г. – Испания, Португалия, в 1995 г. – Австрия, Швеция, Финляндия.После создания таможенного союза Римский договор предусматривал на второй стадии полную эк-скую интеграцию, кот. означала существование таможенного союза и обеспечения «четырёх свобод движения» - товаров, услуг, капиталов и раб. силы, т.е. образование единого рынка без границ при скоординированной макроэкономической политике. В этом направлении стал важным принятый ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ АКТ (ЕЕА), вступивший в силу в 1987г. и предусматривающий формирование единого внутреннего рынка ЕС, основанного на достижении «четырёх свобод» стран-участниц.Речь шла о создании в рамках сообщ-ва единой правовой и эк-ской среды для хоз-ной деят-сти юридических и физических лиц. Кроме того, была создана правовая база для распространения интеграции на новые сферы деят-сти, такие как: наука; техника; валютные отношения; охрана окружающей среды. В едином европейском акте (ЕЕА) важным стал договор о сотрудничестве стран ЕС в сфере внеш. политики.Важным для развития интеграции стало создание общего бюджета Сообщ-ва, кот. в 1977г. составлял 0,7 % от ВНП стран ЕЭС, в кот. шли поступления от импортных пошлин и взносов в ЕСП (единую с/х политику) и поступления от непосредственных выплат стран-членов, а с 1 января 1979г. в бюджет ЕЭС переводится 1 % от налога на добавленную стоимость. В целом для реализации идеи «Общего рынка» Комиссия ЕС разработала 300 программ по устранению преград в торгово-эк-ском обмене стран ЕС и в 90-е гг. эти преграды были в основном устранены. К 90-м годам в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка и системы межгос-ного управления. Страны вплотную подошли к окончательному оформлению эк-ского, валютного и политич. союзов. И в итоге 2 этапа - к концу 1992 года - мероприятия по созданию единого внутр. рынка были закончены и с 1993 г. в рамках ЕС стали свободно перемещаться товары, услуги, капиталы и граждане, а с подписанием Шенгенского соглашения появилась возможность безвизового перехода границы между странами-членами ЕС. 3 этап интеграции ознаменовался новым расширением ЕЭС в 90-е годы, и прежде всего за счёт стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В 1991г. ЕС и ЕАСТ достигли соглашения о создании Европейского эк-ского пространства (ЕЭП), объединяющего 19 стран от Арктики до Средиземного моря и теперь ЕАСТ – основной торговый партнёр всех стран ЕС, на долю кот. приходится 27 % экспорта и 35 % импорта ЕС. В свою очередь формирование общего рынка неизбежно ведёт страны к введению единой валюты, поэтому с ноября 1993г. вступает в силу Маастрихтское соглашение об образовании европейского политич., эк-ского и валютного союза - Европейского Союза (ЕС). Фундаментом Маастрихтского договора стала программа единого внутреннего рынка, кот. была в основном завершена к 1993 году.Маастрихтский договор предусматривал: -введение с 1 января 1999 г. единой валюты евро; -выработку общей (единой) внеш. политики;-повышение роли Европарламента;-сотрудничество в области безопасности, иммиграции, предоставления политич. убежища;-введение единого европейского гражданства. Эк-ский и валютный союз проходят развитие тоже в несколько этапов:1)на первом этапе – обеспечивается функционирование единого рынка;2)на втором – обеспечивается координация политики, кот. постепенно приводит к сближению основных эк-ских показателей;3)на третьем этапе уже вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.Т.о., с 1 января 1994 г. действуют одобренные Советом ЕС «Основные направления эк-ской политики», кот. должны руководствоваться все страны – члены Сообщества. С 1 января 1999г. 11 стран ЕС перешли к единой евро – валюте. ЕС объединяет 6 % населения Земли - это 340 млн. жителей.
Варианты и особ-сти хоз-ного развития стран, освободившихся от колониальной зав-сти
Понятие «развивающиеся страны» объединяет знач-но отличающиеся друг от друга страны, но имеющие определённые общие черты, кот. позволяют их отнести к данной группе стран. Иначе эти страны называют Третьим миром. После Второй мировой войны, особенно после завершения распада колониальных империй и деколонизации общей для всех развивающихся стран встала проблема выбора путей развития. Такая возможность возникла в связи с обретением народами политич. незав-сти и вставшей в связи с этим перед ними впервые задачи «догоняющего развития»–как проблемы глобального масштаба. В целом развив-ся страны занимают важное место в мировом сообщ-ве – на их долю приходится около 70 % территории Земли и около 80% её населения. Эти страны явл-ся периферией мирового капит-ского хоз-ва. Они отличаются общими чертами:-низким ур-нем развития произв-ных сил;-характ-ся многоукладностью эк-ки и двойственностью эк-ской структуры, кот. заключается в развитии с/х и ремесла - с одной стороны и современной пром-стью – с др.;-эк-ское положение нах-ся в зав-сти от развитых индустриальных стран и развитие этих связей продолжается по старой модели «готовые изделия - сырьё»;-во всех странах наблюдается зав-сть соц-но-эк-ского и политич. развития от мирового капит-ского хоз-ва, от реализации своей сырьевой продукции на мировых рынках и ключевые позиции в эк-ке стран занимает иностранный капитал. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ. В разработке выбора путей дальнейшего развития развив-ся стран участвуют как сами страны, выдвигая различные нац-ные программы и проекты дальнейшего развития, так и междунар. организации при ООН (прежде всего специализированные органы ООН). Так, в 60-е гг. междунар. стратегией ООН стала концепция «догоняющего развития», практические мероприятия кот. предусматривали развитие освободившихся стран на уровне темпа прироста -5 % в год. Но при этом, концепция не учитывала специфики этих стран и поэтому была обречена на неудачу. (Разработчиками концепции стали - У. Ростой, Р. Нурксе, П. Розенштейн-Родан и др.)На 70-е гг. теоретич. обоснованием стратегии развития стала концепция «основных потребностей», кот. предполагала увеличение инвестиций в эк-ку, повышение занятости в традиционных секторах эк-ки и увеличение гос-ной помощи беднейшим слоям населения. Развивающиеся страны смогли воплотить эти установки в своих планах эк-ского развития, однако внешнеэк-ская деятельность оказалась спорной для этих стран и поэтому не совсем их устраивающей. Развивающиеся страны уже не хотели видеть себя в роли отсталой и зависимой периферии в междунар. капит-ском разделении труда и не хотели мириться с этим. (Авторами концепции стали – И. Адельман, Р. Робинсон, Х. Ченери). В 80-е гг. теоретич. обоснованием стратегии развития стали сразу 3 концепции – это:1)концепция основных потребностей;2)концепция коллективной опоры на собственные силы;3)концепция нового междунар. эк-ского порядка. Все концепции ориентируют «периферию» на ускоренную интеграцию с пром-но развитыми странами, в кот. развив-ся странам отводится роль поставщика ресурсов и амортизатора в кризисные периоды для индустриально развитых стран. Из предложенных концепций ни в одной не говорилось о способах преодоления слаборазвитости.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 243.