Национальные программы возрождения эк-ки в странах европы и японии после 2 мировой войны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭК-СКАЯ ПРОГРАММА Л. ЭРХАРДА В ФРГ. Послевоенное состояние эк-ки западной Германии выглядело наиболее удручающим: разрушенные города, демонтированные заводы и фабрики (или уничтоженные бомбардировками), на десятки лет отброшенное аграрное произв-во, пустые полки магазинов, карточная система, спекуляция. После войны на душу населения приходилась одна тарелка в 5 лет, пара ботинок – в 12 лет, костюм – в 50 лет и т.д., страна производила едва половину продукции 1936 г. Народ получил урок всеобщего финансового, эк-ского и нравственно-духовного истощения. Гос-ный долг гитлеровского прав-ва возрос почти в 14 раз, инфляция приближалась к 600 % своего довоенного ур-ня, существовал знач-ный «чёрный рынок».Все усилия, направленные на снижение гос-ного долга, сокращение величины денег в обращении, карточной системы с помощью увеличения налогов и замораживания наличных счетов в банках, давали обратный эффект, и в рез-те снижался интерес к деньгам, косвенно поддерживалось «натуральное» хоз-во и стали преобладать товарообменные сделки не только в расчётах между отдельными производителями, но и в оплате труда, транспорте, сфере обслуживания. Западные оккупационные власти были вынуждены ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на 1 млрд. долларов..В организации хоз-ной жизни также царил полный хаос, одновременно в стране функционировало несколько порою противоречащих друг другу эк-ских систем. Центральное управление и планирование было представлено 2 системами:1)системой оккупационных властей; 2) и системой немецких органов самоуправления.Западные оккупационные власти, опасаясь возникновения эпидемий и волнений в народе, в 1946 г. были склонны к переводу предприятий на самоокупаемость, сохранение лимитирования немецкого произв-ва и внеш. торговли с ориентацией на сырьё и полуфабрикаты. В этой ситуации весомой оказалась для Германии предоставленная помощь США. Оздоровление эк-ки Германии требовало решительных мер, но противников реформ оказалось больше, чем их сторонников.В рез-те поисков возрождения Германии было принято решение к отторжению чистого эк-ского либерализма, кот. при всех своих достоинствах в отношении поднятия произв-ва оказывался неспособным разрешить проблему соц-ной справедливости, т.е. справедливого распределения результата общественного труда. Также отторгалась позиция усиление роли гос-ва из-за его недавнего нацистского прошлого. И наиболее приемлемым и разумным признавалось смешение или сочетание систем, кот. обеспечит хоз-ное планирование, предотвратит возможность эк-ских кризисов и усиление монополий, и в то же время, обеспечит демократичность общ-ва. Поэтому возобладала идея соц-ного рыночного хоз-ва, где ведущая роль отводилась рынку – как регулятору всей хоз-ной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хоз-ной произв-сти, и в итоге провести достойную соц-ную политику.

ХОЗ-НЫЕ РЕФОРМЫ. Главным архитектором хоз-ных реформ стал профессор ЛЮДВИГ ЭРХАРД – директор Управления хоз-ва объединенных западных оккупации в 1948г., министр народного хоз-ва ФРГ, кот. сочетал в себе теоретич. знания и опыт крупного хозяйственного руководителя. Основную цель экономических реформ он видел в создании «соц-ного рыночного хоз-ва», в повышении покупательной способности всех слоёв населения и сосредоточении всех усилий хоз-ва на увеличении нац-ного хоз-ного дохода. А рычагами эк-ского возрождения он считал – свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью гос-ва в эк-ке. Планы Л. Эрхарда по возрождению эк-ки опирались на:1)денежную реформу; 2) свободные цены;3) свободное предприним-во. 1. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА.Она была самой непопулярной и даже жёсткой, поскольку фактически в один день, использовав военную диктатуру авторитетной оккупационной власти, страна смогла освободиться от огромной массы необеспеченных и обесценённых денег, когда утром 21 июня 1948г. рейхсмарки были объявлены недействительными, и вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавлялись ещё 20. Другого способа покончить с инфляцией Л. Эрхард не видел. Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счёт сбыта своей продукции.Денежные обяз-ва предприятий пересчитывались в соотношении 1: 10. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина временно замораживалась и позже обменивалась в соотношении 1: 20. Обяз-ва банка и учреждений бывшего Рейха в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк–Банк немецких земель- регулировал свои отнош-я с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов. 2. СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ.Через 3 дня после денежной реформы последовала реформа цен, они были отпущены на свободу. Вместе с тем был принят Закон «о принципах хоз-ной структуры и политике цен», кот. дал право Л. Эрхарду отменить множ-во различных предписаний, регулировавших эк-скую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и з/п проводилось постепенно, но быстрыми темпами и часто вопреки советам оккупационных властей (кот. боялись быстрого перехода к рыночным отнош-ям) и просоциалистическим настроениям в общ-ве.Однако, правильность политики Эрхарда вскоре была подтверждена на практике, когда исчез «чёрный рынок», магазины заполнились товарами и вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их произв-ве. Инфляция почти не ощущалась и цены выросли не в 2-4 раза, а лишь на несколько процентов и примерно в той же пропорции, что и з/п, кот. росла за год на 1/ 3 за счёт повышения произв-сти труда.Но главное, что способствовало сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции было принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.3. СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМ-ВО. Основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предприним-во в произв-ной сфере. Поэтому Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, стремящихся к господству на рынке и душивших свободную конкуренцию. Оппонентов соц-ного рыночного хоз-ва было немало – это профсоюзы, левые партии и картели.На свободу предприним-ва (без урезания прав потребителя) была направлена кредитная и налоговая политика, при кот. покупатель снова стал «королём», определившим лицо рынка.

ИТОГИ ПРОГРАММЫ ЭРХАРДА. Анализируя итоги и ход эк-ской программы возрождения, можно выделить определённые фазы её реализации:1) Первая фаза 1948-1949гг. прошёл под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной з/п с учётом роста произв-сти труда и знач-ного роста произв-ва;2) фаза – 1950–1951гг.-период наибольшей напряжённости послевоенного рыночного хоз-ва, когда перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился ещё отчётливей в 1951г. Поднялся среднегодовой уровень занятости - завершилась вторая фаза. 3) фазу – фазу испытания соц-ного рыночного хоз-ва как системы на прочность и пригодность ознаменовало прекращение роста цен в 1952 г.4) на этой фазе–1953-1954гг. удалось осуществить тройное сочетание: растущую произв-сть труда; рост объёма продукции и повышающуюся в связи с этим з/п. При таком сочетании цены не только не росли, но стабилизировались, и даже упали, что вело к благосостоянию для всех. Для этой фазы хар-но повышение произв-ва товаров широкого потребления, что позволило назвать 1953г.–«годом потребителя». Строительный сектор тоже справился с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок, в 1954 г. был превышен уровень произв-ва 1936 г. в 2 раза. 5) в 1954 г. наметился переход к следующему – 5-му этапу рыночного хоз-ва – фазе высокой конъюнктуры, из-за чего возникал вопрос противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. И с середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хоз-ной деградации. После заторможения эк-ского подъёма переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным. Т.о., ФРГ становится передовой страной Западной Европы, она обогнала в хоз-ном развитии своих былых победителей. Уже к середине 50-х гг. ФРГ вышла на 2 место в мире (после США) по объёму золотых запасов, что стало подлинным доказ-вом не только внутр. силы немецкой эк-ки и динамики её роста, но и неустанной работоспособности всех слоёв немецкого народа. Страна выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской эк-ской интеграции и к началу 60-х гг. на её долю приходилось более 60 % добычи угля, около половины произв-ва стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта ЕЭС («Общего рынка»). Но «немецкое чудо»–это не только эк-ка, Л. Эрхард указывал, что главное чудо заключалось в изменении немецкого народа, кот. пройдя за десять лет чистилище эк-ских реформ, смог выйти из него новой нацией–свободной, доброжелательной и жизнерадостной.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОЛЛИЗМА ВО ФРАНЦИИ. Война и четырёхлетняя оккупация нанесли значительный ущерб эк-ке страны. Эк-ские потери Франции во Второй мировой войне дополнялись не только разрушениями от военных действий, бомбардировок, но и ущербом от оккупации германскими войсками. Произв-во в среднем сократилось в 3 раза, при этом пром-ное произв-во снизилось на 70%, с/х - более, чем в 2 раза; автомобильный парк и грузовые перевозки сократились в 3 раза. Во Франции в 1944г. было сформировано временное прав-во во главе с Шарлем де Голлем, просуществовавшее до 1946г. В вопросах финансово-эк-ской обл-ти в прав-ве не было единства. Сначала была предложена денежная реформа, предполагавшая с целью предотвращения инфляции заморозить з/п и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот, кот. была отклонена де Голлем. Ш. де Голль высказался за другой проект – в основе кот. был выпуск крупного внутреннего займа. Коммунисты и некот. представители «левых» в прав-ве важнейшими задачами считали проведение национализации и решение соц-но-эк-ских проблем. В течение 1945-1947 гг. была национализирована 1/5 французской пром-сти, но как и в других развитых капит-ских странах национализация не коснулась всех основных отраслей пром-сти, и с одной стороны, способствовала ограничению господства монополий, а с др. – способствовала притоку капиталовложений в нац-ную пром-сть. Для Франции была хар-на высокая степень гос-ного участия в эк-ке. Здесь преимущ-но применялось индикативное (т. е. необязательное) планирование - как метод воздействия гос-ва на эк-ку, осуществляющегося с 1946г., когда был создан специальный орган – Генеральный комиссариат по планированию. И к концу 40-х гг. эк-ка страны была восстановлена.Основной задачей первого плана страны (1947-1953гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хоз-ва. Осень 1947г. новый министр финансов (Майер) выдвинул план, кот. порывал с системой фиксированных цен и вводил разнообразные валютные курсы. Эта политика была успешной для эк-ки Франции. В 1948г. было подписано соглашение об эк-ском сотрудничестве с США– план Маршалла. Большая часть инвестиций была направлена на развитие пром-ного потенциала страны. Довоенный уровень пром-ного произв-ва был восстановлен в 1948г.Т.о., во Франции после войны первоначально был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей. Но этот курс был эк-ски нецелесообразен, т.к. предполагал дальнейшее развитие тех традиционных отраслей, продукция кот. не пользовалась спросом на мировом рынке и кот. составляли до 40 % французской пром-сти. Кроме того, этот курс противоречил принципу интеграции, поскольку предполагал самообеспечение Франции всеми видами продукции вместо участия в междунар. разделении труда. Во Франции довольно быстро прошёл период послевоенного восстановления эк-ки, в основе кот. лежала военно-инфляционная конъюнктура – как рез-тат колониальных войн в Африке, Индокитае и расходов по линии НАТО.Укреплению конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.)С 1954 г. в эк-ке страны начался период подъёма, причём по темпам пром-ного развития в 1954-1958гг. Франция обогнала больш-во капит-ских стран. 1) Одной из причин быстрых темпов эк-ского роста стало обновление основного капитала, продиктованное возросшей конкуренцией со стороны ведущих стран. 2) Другой важной причиной стало осознание прав-ными и хоз-ными кругами бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения и на ростовщичество. Теперь инвестиции поступали в нац-ные произв-ные отрасли эк-ки и этот процесс ускорялся быстрыми темпами технич. прогресса, кот. опирался на открытия в обл. ядерной энергетики, электротехники, автоматики и химии. Большая доля капвложений приходилась на тяжёлую промыш-сть и новые отрасли. Т.о., и к середине 50-х гг. общий объём ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, а выпуск пром-ной продукции к 1958г. возрос более, чем в 2 раза.К концу 50-х гг. в пром-сти складываются 3 сектора:1) традиционные отрасли (текстиль, металлургия, машиностроение, произв-во предметов роскоши);2) новые отрасли (автомобилестроение, авиапромышленность, нефтепереработка);3) и новейшие отрасли (атомная энергетика, электроника, произв-во пластических масс).Во Франции существенное влияние на эк-ское развитие оказали – активное участие страны в западноевропейской интеграции и НТР.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.