Хоз-ное развитие ссср в годы довоенных пятилеток. Становление гос-ного социализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После восстановления хоз-ва встала задача строит-ва социализма. Социалистическая реконструкция эк-ки состояла из 2-х основных процессов:1)Индустриализации;2)коллективизации. Начальный этап индустриализации начался с 1925г., который стал переломным в истории страны, когда происходит пересмотр взглядов на НЭП-с трактовки как способа строит-ва социализма на установку как политики временного отступления. В 1926г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других материалов и сырья. Одновременно назревал товарный голод. Для регулирования снабжения был создан Комитет гос-ных заказов. В связи с этим начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала, что привело к быстрому сокращению частного сектора, прежде всего в торговле. В это время основная задача состояла в превращении страны из ввозящей машины и оборудование, в страну производящую их. Реализация курса индустриализации была связана со свертыванием рыночных отнош-й, наступлением на частный капитал и усилением административных тенденций в управлении. Источниками индустриализация были: доходы от национализации пром-сти, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы; доходы от экспорта с/х продукции; внутрипром-ное перераспределение ср-в в пользу отраслей группы «А».Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг. привёл к применению чрезвычайных мер, к использованию административного и судебного нажима на крестьянство для обеспечения города хлебом, включая конфискацию хлебных излишков. Для поддержания высоких темпов индустриализации Сталин И.В. выступил на июльском Пленуме ЦК с теорией «дани», т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога. Переход в 1929г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле. К 1930г. было ликвидировано больш-во концессий, к февралю 1930г. были упразднены товарные биржи и ярмарки, прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных общ-в, общ-в взаимного кредита и др. К осени 1931 г. была ликвидирована и частная промыш-сть. Восстановление и расширение гос-ного (социалистического) сектора эк-ки создали условия и необходимость перехода от годового планирования к перспективному. В форме контрольных цифр. Разработка первого пятилетнего плана велась в течение нескольких лет, начиная с 1925г. и только в мае 1929г. он был утвержден.На первом этапе индустриализации (1926-1928гг.) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетич. базы–добыче нефти, угля, строит-ву электростанций. Вступили в строй электростанции в Донбассе, Закавказье, Волхове, начато строит-во электростанций в Брянской, Челябинской, Ивано-Вознесенской обл-ях. В 1927г. идет прокладка новой ж/д–Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в строит-ве отдавалось окраинным районам страны.

ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН 1928-1932 гг. предусматривал: - увеличение объёма пром-ной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяж. пром-сти;- преодоление отставания с/х и социалистическое переустройство; - вытеснение и ликвидацию капит-ских классов, создание эк-ской базы для построения социалистического общ-ва. В течение первого пятилетнего плана показатели изменялись в сторону увеличения, что делало план невыполнимым, несмотря на высокие темпы развития произв-ва. Одновременно происходило формирование новой системы управления. В 1932г. ВСНХ был реорганизован в Наркомат, ведавший тяжелой пром-стью. В управлении народным хоз-вом усилились центростремительные тенденции, вся хоз-ная жизнь регламентировалась, произошёл переход к отраслевому принципу управления. Одновременно внедрялись попытки хозрасчетных отнош-й. Произошла кредитная реформа, отменявшая с 30 января 1930 г. отпуск товаров и оказание услуг в кредит. Теперь всё краткосрочное кредитование было сосредоточено в Госбанке и осуществлялось под план, составленных трестами, что подрывало основы хозрасчета. Проведённая налоговая реформа, согласно кот. вместо множества различных видов налогов устанавливался налог с оборота и отчисления от прибыли, также не способствовала развитию инициативы предприятий. С темпами индустриализации были неразрывно связаны темпы коллективизации, поскольку для привлечения огромных средств в пром-сть осуществлялась их перекачка из с/х (путем снижения цен на с/х продукцию и завышения цен на пром-ную продукцию). В таких условиях только коллективное хоз-во могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений. Курс на коллективизацию выработал 15 съезд ВКП (б), где признавалось развитие всех форм кооперации и в перспективе – переход к коллективной обработке земли на основе новой техники. Съезд не устанавливал сроков и единственных форм и способов кооперирования. Но на практике коллективизация осуществлялась форсированными методами, что привело к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, к человеческим жертвам. В рез-те в годы первых пятилеток существовала карточная система, просуществовавшая до 1936 г. Положительным в коллективизации было лишь то, что она создала соц-ную базу для модернизации аграрного сектора, позволила высвободить трудовые ресурсы для других сфер эк-ки и повысить производ-сть труда. Первая пятилетка отличалась высокими темпами прироста пром-ной продукции, кот. были ниже плановых, но значительно превосходили темпы прироста в капит-ских странах. Было построено 1500 заводов и фабрик (Сталининградский тракторный, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш). Появились новые отрасли: произв-во пластмасс - во Владимире и иск-ного каучука – в Ярославле. Были созданы новые пром-ные районы на Востоке: в Казахстане, Сибири, Средней Азии. Продукция машиностроения и металлообработки возросла в 4 раза. Программа по общему объему пром-ного произв-ва была выполнена на 93,7 % , по тяж. пром-сти – на 108 %. Первая пятилетка стала временем коренной ломки структуры пром-ного произв-ва: удельный вес отраслей группы «А» увеличился с 39,5 % в 1928г. - до 53,4 %. Изменились пропорции и между основными отраслями народного хоз-ва. ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН 1933-1937 гг. предусматривал:- окончательную ликвидацию капит-ских элементов;- уничтожение причин, порождающих деление общ-ва на классы;-завершение технической реконструкции народного хоз-ва (т.е. создание новейшей технич. базы для всех отраслей народного хоз-ва, освоение новой техники и новых произв-в).Второй пятилетний план был утвержден в феврале 1934г., в нём основное внимание уделялось созданию мощной энергетич. базы и машиностроению; предполагался среднегодовой прирост пром-ной продукции на 1933-1937 гг. в размере 16,5 %. Отличительной чертой плана была установка на опережающее развитие темпов отраслей группы «Б» (т.е. товаров народного потребления) по сравнению с группой «А».В с/х планировалось:- завершение коллективизации и хоз-ное укрепление колхозов;- увеличение произв-ва с/х продукции в 2 раза; - повышение уровня потребления в 2-3 раза на базе роста доходов и снижения розничных цен на 35%;- ставились сложные задачи перед транспортом (из-за развития восточных районов и его отставания). Для выполнения намеченных задач был увеличен объем капвложений в народное хоз-во более, чем в 2 раза, кот. определялся суммой 133, 4 млрд. руб. (в 1 пятилетке– 64,6 млрд. руб.) Условиями выполнения 2 пятилетнего плана выдвигались:1) развитие соцсоревнования, особенно стахановского движения; 2) рост производ-сти труда (на 63 % за пятилетку);3) обеспечение квалифицированными кадрами.

ИТОГИ 2-й пятилетки: Основные задачи 2-й пятилетки были выполнены: активно проводилась технич. реконструкция хоз-ва, было построено 4500 новых пром-ных предприятий, валовый уровень пром-ной продукции увеличился в 2,2 раза, продукции с/х – в 1,5 раза. Полностью была завершена коллективизация с/х (в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хоз-в). Среднегодовой темп прироста пром-ной продукции составил 17,1%, что выше планового. Увеличение производ-сти труда в различных отраслях позволило снизить себестоимость на 10, 3%. Однако не удалось добиться опережающего роста отраслей группы «Б» - товаров народного потребления. Успехи 2 пятилетки были результатом социалистического соревнования, осуществления программы подготовки кадров. Крупнейшим достижением было строит-во московского метрополитена, вдвое рост доходов населения за счет увеличения зарплаты, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления. В рез-те выполнения 2 пятилетки СССР стал передовой индустриальной страной, в 1936г. по объему пром-ной продукции страна вышла на 1место в Европе и 2 место в мире. Важнейшим итогом двух пятилеток стало достижение эк-ской независимости Советского Союза.

ТРЕТЬЯ ПЯТИЛЕТКА 1938-1942 гг.Основной задачей пятилетки было догнать и перегнать главные капит-ские страны по произв-ву на душу населения, для чего предполагалось поддержание высоких темпов развития всех отраслей эк-ки. Исходя из нарастания военной угрозы, план предусматривал более высокие темпы прироста машиностроения, энергетики, металлургии, химич. пром-сти. В целях повышения обороноспособности новое строит-во намечалось вести преимущественно в восточных р-нах в виде предприятий - дублеров.

Итоги 3-й пятилетки:В целом итоги выполнения 3-й пятилетки были успешными и к середине 1941г. план по выпуску пром-ной продукции был выполнен на 86 %, грузооборот ж/д составил 90 %, товарооборот достиг 92 %. Однако вторая половина 30-х гг. отмечена нарастанием проблем в хоз-ной сфере, поэтому на 18-ой конференции ВКП (б), проходящей в феврале 1941 г. были приняты решения по внедрению хозрасчётных отношений для улучшения положения. Однако третья пятилетка была не завершена из-за начала Второй мировой войны. В рез-те выполнения предвоенных пятилеток СССР превратился в индустриальную державу.

 

Соц-но-эк-ские причины и посл-вия второй мировой войны. План Дж. Маршалла

ПРИЧИНАМИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЯВЛ-СЬ: 1) Версальская система не смогла решить острейших империалистических противореч. между странами-лидерами, междунар. разногласия и конфликты, а также неудовлетворённость новым переделом мира – всё это вело к опасности развязывания новых войн;2) Версальский мирный договор не затронул господствующее положение важнейших германских монополий в эк-ке, кот. снова быстро набирают мощь;3) содействие западных стран и Америки возрождению германского милитаризма; 4) нарушение Германией условий Версальского мирного договора после Первой мировой войны с молчаливого согласия стран Лиги Наций и неспособность буржуазно-демократических антифашистских гос-в объединиться для противостояния реваншистскому военно-политич. союзу Германии с Японией и Италией привело к страшным для всего мира посл-виям;5) милитаризация эк-ки и подготовка к войне, кот. использовала фашистская Германия в кач-ве варианта выхода из кризиса 1929-1933 гг., не только не решало проблему восстановления эк-ки страны в связи с разразившимся кризисом, но напротив, загоняло страну в тупик, т.к. не решало проблему восстановления нарушенных хоз-ных пропорций, расширения внутр. и внеш. рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации соц-ных отнош-й и пр. Только развязывание внеш. агрессии могло отодвинуть неотвратимую эко-скую катастрофу, поэтому с 1935г. Германия и другие страны с фашистским режимом всё более втягиваются в военные конфликты и в конечном счёте начинают Вторую мировую войну.Вторая мировая война началась 1 сентября 1939г. с вторжения германских войск на территорию Польши. Уже 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии, однако не оказав Польше реальной помощи. С 3 по 10 сентября в войну против Германии вступили: Австралия, Новая Зеландия, Индия, Канада; США объявили о нейтралитете, а Япония - о невмешательстве в Европейскую войну. Т.о., Вторая мировая война началась как война между буржуазно-демократическим и фашистско-милитаристским блоками.В ходе Второй мировой войны можно выделить 5 этапов. Первый этап войны датируется 1 сентября 1939 г. и по 21 июня 1941г., в начале кот. немецкая армия смогла оккупировать: Польшу, Данию, Норвегию, капитулировали прав-ва Люксембурга, Бельгии, Голландии, фактически капитулировала Франция. В мае 1940г. с назначением Черчилля главой Военного кабинета заканчивается период «странной войны». А с августа 1940 г. по май 1941 г. немецкое командование тщетно пытается заставить Англию выйти из войны, организовывая с этой целью систематические авиационные налёты. Германия усиливает натиск и на страны Юго-Восточной Европы. Присоединение к Берлинскому пакту в сентябре 1940г. болгарского профашистского прав-ва обеспечило успех агрессии против Греции и Югославии в апреле 1941г. Политика СССР на первом этапе войны не является однозначной, поскольку трактуется как пособническая в отнош-и Германии и одновременно как политика укрепления СССР для подготовки к отражению неминуемой агрессии. Второй этап войны с 22 июня 1941 г. по ноябрь 1942 г. характ-ся вступлением в войну СССР, а также отступлением советских войск и первой победой под Москвой, а также началом формирования антигитлеровской коалиции. Именно 22 июня 1941г. Англия заявила о полной поддержке СССР и почти одновременно США (23 июня) выразили готовность в оказании эк-ской помощи. В итоге 12 июля 1941г. в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии. В том же месяце в результате совещания Рузвельта и Черчилля была подписана Атлантическая хартия, к кот. в сентябре присоединился СССР.Третий этап войны – середина ноября 1942г. по конец 1943 г. ознаменовал коренной перелом в ходе войны, а именно потерю стратегической инициативы странами фашистской коалиции на фронтах и, напротив, превосходством антигитлеровской коалиции в эк-ском, политич. и моральном аспекте. Так, СССР одержал победу под Сталинградом и Курском; англо-американские войска успешно наступали в Африке, освободив от германо-итальянских соединений Египет, Тунис и др. страны; в Европе союзники заставили капитулировать Италию, в рез-те успешных действий на Сицилии. И 1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции было принято решение об открытии в Европе в мае 1944 г. Второго фронта и принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве, и аналогично был решён японский вопрос. Четвёртый этап войны – с конца 1943г. по 9 мая 1945г. характ-ся активным процессом освобождения Советским Союзом западных областей СССР, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии и др. стран; В Западной Европе открытием с запозданием (6 июня 1944 г.) Второго фронта, освобождением стран Западной Европы. Рез-том совместных усилий явилась полная и безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945г. Пятый этап войны – с 9 мая по 2 сентября 1945г. – заключительный проходил на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. К лету 1945 г. союзнические войска и силы национального сопротивления освободили все захваченные Японией земли, а американские войска впервые в мировой практике применили атомные бомбардировки городов Хиросимы (6 августа 1945г.) и Нагасаки (9 августа 1945г.). После молниеносного разгрома СССР Квантунской армии в августе 1945г. Япония подписала акт о капитуляции 2 сентября 1945 г.

ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Вторая мировая война, подготовленная силами междунар. реакции, развязанная главными агрессорами – фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией, стала крупнейшей эк-ской катастрофой. Война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В войну были втянуты 64 гос-ва с населением 1,7 млрд. человек – это 4 /5 жителей планеты. Охваченные войной территории в 5,5 раз превосходили территории в Первую мировую войну. Военные действия велись на территории 40 гос-в Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек, война унесла около 55 млн. жизней. В лагерях смерти было уничтожено 11 млн. человек, эк-ка больш-ва стран была подорвана. Были уничтожены нац-ные богатства стоимостью 316 млрд. долларов. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли показатели первой мировой войны. В тяж. эк-ском положении оказались почти все страны-участницы, в т.ч. и страны Западной Европы. После войны западно-европейская эк-ка обладала деформированной милитаризованной структурой произв-ва. Произошёл разрыв сложившихся за долгие годы связей в пром-сти, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и больших капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора эк-ки в обмене своей продукции на деньги, что вело к сужению аграрного сектора, несмотря на повышенный спрос. Фактически страны Западной Европы за счёт собственного произв-ва могли обеспечить свои потребности – в зерне, хлопке, меди, алюминии лишь на 40 %, свинце, цинке – на 30 %, в масле, сале – на 15 %, жидком топливе, мясе – на 10 %.Только США, находясь в географич. удалении от военных действий, смогли умело использовать сложившуюся эк-скую конъюнктуру, и за годы войны пром-ное произв-во здесь удвоилось, а чистая прибыль корпораций - утроилась. В ряде отраслей наблюдался высокий рост, и в рез-те США стали обладателями двух третей пром-ного произв-ва и золотого запаса мира. Специально созданная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным гос-вам подтвердила катастрофическое состояние западноевропейской эк-ки и США после войны выступили в кач-ве своеобразного спонсора по программе восстановления и развития Европы, автором кот. стал Джордж Маршалл. Программа удовлетворяла следующим требованиям:- обеспечение большей самоокупаемости эк-ского возрождения Европы;- повышение отдачи от американской помощи;-соответствие начавшемуся обновлению технологич. базы американской эк-ки в к.40-х гг.

ПЛАН ДЖ. МАРШАЛЛА. План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947г. В середине июля 1947г. состоялась Парижская конференция стран–участниц плана Маршалла (16-ти европейских стран: Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов Норвегии, Португалии, Турции, Франции, Швеции и позже ФРГ), на кот. был учрежден Комитет европейского эк-ского сотрудничества, задача кот. сводилась к составлению на основе отчётов о состоянии эк-ки, военных разрушений, валютных резервов, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, общая сумма которой составила 29 млрд. долларов.На совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в 1947г. Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в кач-ве механизма вмешательства во внутр. дела европейских стран, раскола Германии и раздела Европы на 2 противостоящие группы гос-в. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан и другими социалистическими странами–Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией и Албанией.Только в апреле 1948г. американский Конгресс принял «Закон о помощи иностранным гос-вам». Эк-ская помощь осуществлялась на основе двусторонних соглашений при соблюдении жёстких условий, среди кот.:1)отказ от национализации пром-сти;2)предоставление полной свободы частного предпринимательства;3)торможение отраслей западноевропейской индустрии конкурирующих с отраслями США;4)одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров;5)ограничение торговли с социалистическими странами и др.Контроль за реализацией плана Маршалла осуществляла, созданная в США, Администрация эк-ского сотрудничества.За 4 года выполнения плана (с 1948 г. – по 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объёме 17 млрд. долларов и более 2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германии из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, кот. США оказывали предпочтение, за первый год реализации плана ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе.Основную помощь (70 %) составляли поставки продовольствия, топлива и удобрений. Но главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик и создании условий для собственного возрождения, а именно:-для быстрого развития внутриевропейской торговли;-для активизации наиболее эффективных произв-ных мощностей с целью достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию;-для укрепления своих валют и восстановления к ним доверия.Формой обеспечения европейской кооперации стала Организация Европейского Эк-ского Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества её стран-участниц по либерализации торговли и платежей потребовалась координация инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.Главным в реализации плана Маршалла стало решение вопроса об источниках финансирования отдельных элементов плана. Все поставки были разделены на 3 осн-ных вида: 1) первый объединял предметы жизненной необходимости – продукты питания, топливо, одежду. Ежегодный рост собственных ресурсов европейских стран сопровождался соответствующим сокращением американских ассигнований, а т.к. больш-во стран Западной Европы были не в состоянии оплатить поставки, то основная их часть шла ввиде дотаций, а не займов. Одновременно валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась прав-вом европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а значит и темпов инфляции.2) второй вид поставок составляло пром-ное оборудование. В его финансировании преобладали междунар. займы. 3) третий вид поставок составляло сырьё, с/х машины, пром-ные товары и запасные части, кот. финансировались под гарантии американского прав-ва через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США. Т.о., план Маршалла был ориентирован на снабжение западноевропейского произв-ва, на импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов.Совместно с планом Маршалла применялись собственные эк-ские программы в странах Запада по возрождению послевоенных экономик, что давало высокую результативность развитию этих стран и проявлялось в росте выпуска продукции в базовых отраслях более, чем на половину за 1947-1950 гг., а по отдельным видам продукции более того. Свидетельством успешного выполнения программы эк-ского возрождения западноевропейских стран является рост экспорта, кот. за 1948-1952 гг. увеличился на 49 пунктов. Прогрессивные изменения затронули и структуру экспорта. Западноевропейский вывоз продукции вырос на 40 %, а поставка оборудования для традиционных отраслей из США не только укрепляла базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов эк-ки, поворота к перспективным технологиям и даже экспорту кач-ных материалов для новейших отраслей из Европы и США.Вместе с тем на фоне обострения послевоенной междунар. обстановки план Маршалла с 1951г. стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствуя послевоенному расколу Западных гос-в и усилению «холодной войны» против социалистических стран, а также зависимости западноевропейских гос-в от США.На это был нацелен принятый в 1951г. закон о взаимном обеспечении безопасности, кот. действуя на основе двусторонних соглашений содействовал внеш. политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Страны-получатели вынуждены были предоставлять свою территорию для американских венных баз и прекратить торговлю стратегическими товарами с социалистическими странами, то есть эк-ская помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение эк-ки.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.