Эк-ка РФ в постсоветский период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Усиление кризисных явлений в эк-ке СССР, политич. кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве, подогреваемые руков-вом союзных республик, краёв и областей и направленные на децентрализацию управления привели к подписанию 8 декабря 1991г. Соглашения о распаде СССР, где констатировалось, что Союз ССР как субъект междунар. права и геополитич. реальность прекращает своё существование. С этого периода начинается 2 этап реформ - более радикальных рыночных преобразований. Т.о., на основе бывших союзных республик были образованы самост-ные независимые гос-ва (СНГ) – страны Содружества, что способствовало проведению политики на предоставление больших прав, эк-ских и соц-ных возможностей для регионов. Однако, при распаде СССР не было учтено, что в условиях многовекового сосуществования в рамках единого гос-ва народов было создано единое эк-ское пространство, произошло смешение народов и произошли многие др. соц-но-эк-ские процессы. Последствием такой политики стал не только распад самого большого в 20 в. гос-ва в мире, но с геополитич. позиций произошла ликвидации баланса 2-х сверхдержав в мире, что привело к гегемонии США (её агрессии). Кроме того, последствиями распада СССР стали - значительные эк-ские потери в каждой из бывших республик СССР из-за разрушения хоз-ных связей, потеря эк-ских преимуществ от межрегиональной интеграции, упадок эк-ки, неустойчивое внутриполитич. положение, снижение жизненного Ур-ня населения, идеологический разброд, психологич. дискомфорт в общ-ве, а также необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц (с 1992 по 1995гг. официально в Россию переехало 3,8 млн. человек, а из России выехало – 1,8 млн. человек).

Начавшиеся после распада СССР реформы привели к углублению эк-ского кризиса. Поскольку такие кардинальные реформы не были основаны на создании соц-ного рыночного хоз-ва, то все соц-но-эк-ские процессы оказали негативное влияние на эк-ку и общ-во. Все реформы основывались на монетаризме (где главным стало снижение денежной массы в стране) и т.к. «шоковой терапии». Поэтому проведение реформ выразилось в либерализации цен, в ускоренной приватизации гос-ной собственности, в отказе от гос-ного регулирования эк-ки и распределении продукции предприятий, регулирования цен и валютного курса, отказе от бюджетных дотаций отраслям народного хоз-ва и населению, отказе от административной привязки производителя продукции к потребителю и др. Это означает, что реформы проводились поспешно, без тщательной методологической и организационной подготовки, что нашло отражение в снижении важнейших эк-ских, демографич. и соц-ных показателей. В итоге проведения реформ с 1992 по 1995гг. объём пром-ного произв-ва в России сократился на 81%, с/х продукции–на 53%, национального дохода – на 63 %, доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила около 25 % к общей численности, естественный прирост населения составил - 5,7 промиль (по сравнению с 1992г. -1,5 промиль). Либерализация цен в 1992г. привела к гиперинфляции, когда цены выросли за год в 26 раз. Это привело к резкому снижению покупательского спроса населения. Сочетание роста цен с одновременным открытием границ и ввозом продовольствия и др. товаров из-за рубежа отразилось на сокращение сбыта. Проведённая в 1993-1994гг. ускоренная приватизация гос-ной собст-сти вместо пополнения бюджета привела к недополучению в бюджет огромных ср-в за счёт передачи за бесценок огромных ресурсов и крупнейших предприятий в частные руки. Т.о., бюджетный дефицит не только не был частично покрыт, но ещё больше увеличился. Кроме того, такая приватизация способствовала расслоению общ-ва (т.к. работники непроизв-ной сферы и бюджета практически от приватизации ничего не получили), т.к. переданные ими в инвестиционные фонды ваучеры пропали вместе с развалившимися фондами. К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общ-ного питания, бытового обслуживания и треть пром-ных предприятий, при этом бюджетная система не получила примерно четверть бюджетных доходов, что вело к быстрому имущественному расслоению общ-ва. В 1994-1996гг. прав-ву не удалось преодолеть спада в эк-ке страны. Предприятия переставали производить продукцию и услуги, работники не увольнялись и не объявлялись банкротами (хотя Закон о банкротстве был издан). Бюджет лишался доходов в виде на прибыль, НДС, подоходного налога с физич. лиц. В рез-те увеличился бюджетный дефицит (т.е. если на первых этапах реформ дефицитным был только федеральный бюджет, то позже дефицитными стали региональные и местные бюджеты) и начались постоянные невыплаты з/п в бюджетных отраслях и пенсий пенсионерам. Реформы в аграрном секторе предполагали 3 варианта реорганизации колхозов и совхозов: -организацию фермерских хоз-в и с/х кооперативов;-организацию акционерного общ-ва;-сохранение колхозов или совхозов. Реформы привели к массовой реорганизации колхозов и совхозов в основном в акционерные общ-ва и произв-ные кооперативы. Однако положение в отрасли ещё более ухудшилось из-за резкого сокращения гос-ных дотаций с/х предприятиям, огромного размера импорта продовольствия, снижения платёжеспособного спроса населения, отсутствия материально-технической базы, трудностями получения банковского кредита в связи с отсутствием залога (т.к. землю нельзя было продавать и закладывать). Это привело к ежегодному снижению уровня с/х произв-ва. Сопротивления проведению реформ со стороны населения не было, т.к. никто не терял собст-сти (она была гос-ной) и населению внушалась мысль о том, что в условиях гос-ной собств-сти и социализма эффективно организовать произв-во и обеспечить приемлемый Ур-нь жизни людей невозможно. Др. негативным фактором стала криминализация многих сторон жизни общ-ва – произв-ной, сферы обращения, строит-ва, транспорта, территорий страны. С конца 70-х –начала 80-х гг. преступные группировки, объединенные общими эк-скими интересами, стали проникать во все сферы эк-ки. Произошло слияния преступного мира с чиновничьим и кредитной системой, образуя коррупцию, что вело также к упадку эк-ки, т.к. практически свыше 50 % денежных средств, вращаясь в теневой эк-ке, проходило мимо гос-ного бюджета. Кроме того, начавшаяся в 1994г. война в Чечне усугубила эк-ский кризис в стране, т.к. с помощью войны разваровывались и отмывались огромные бюджетные ср-ва. Т.о., в целом реформы привели к углублению эк-ского кризиса и себя не оправдали. В целях восполнения выбывших налогов прав-во стало выпускать ГКО- гос-ные краткосрочные обяз-ва, по кот. устанавливались высокие ставки доходности и кот. стали постоянным источником федерального бюджета (в 1998г. госдолг составлял 500 млрд. долларов, из которого 130 млрд. - внешний и 370 млрд. – внутренний). Ситуация в стране усугубилась политикой Центрального Банка, кот. принимает ряд необоснованных решений и 17 августа 1998г. Центральный Банк объявляет о расширении коридора обменного курса валюты, т.е. практически объявляет о девальвации рубля и о моратории на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по гос-ным краткосрочным обяз-вам. Последствиями таких действий стали:1) уход иностранных инвесторов и российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов; 2) тяж. финансовое положение банков, вложивших в гос-ные ценные бумаги знач-ные ср-ва своих вкладчиков, что привело к банковскому кризису. При этом банковский кризис парализовал расчёты между предприятиями, между ними и бюджетом, что ещё больше усугубило проблему собираемости налогов в бюджет; 3) скупка банками долларов для восполнения своих активов вызвала повышенный спрос на них и повышение цен на валюту. В связи с этим Центральный банк прекратил поддержку курса рубля на валютном рынке, перестав продавать доллары. В результате за 2 недели курс доллара вырос в 3 раза, а с ростом курса доллара цены на потребительские рынке выросли в 3-4 раза. Всё это стало причиной разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса, углубления общего эк-ского и политич. кризиса в стране, выразившегося в смене прав-ва и руков-ва Центрального Банка. И страна вновь оказалась в ситуации первого этапа реформ.Т.о., в третье тысячелетие Россия вошла эк-ски слабой страной, с нерешёнными соц-ными проблемами и низким Ур-нем жизни больш-ва людей.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.