Вопрос
Принципы единоначалия и коллегиальности в государственном и муниципальном управлении. Примеры проявления этих принципов в практике российского ГиМуправления
Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей деятельности относится ко всем звеньям и уровням системы ГМУ Каждый вид деятельности в процессе ГМУ должен преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочиями.(в процессе управления сотрудники должны получать указания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне. (министерства,службы, агентства, и т.д.);
Коллегиальные органы- органы ИВ, в которых основные вопросы решаются по принципу большинства. Примеры: (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, государственные комитеты и т.д.).Коллегиальность как организационная форма процесса управления необходима для обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития. В то же время необходимы и единоличная ответственность, и единоличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и принятия управленческих решений, важных для социально-экономического развития .
Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д.
Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность исполнительных органов в системе гму, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов органа, выработке решений по наиболее важным вопросам.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.
Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении решений - коллегиальностью отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность.
Статус Президента РФ и его отношение к различным ветвям власти.
Президент РФ - глава государства- это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам.
Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина. он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти,определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.,представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президентом РФ может быть избран гражданин рф не моложе 35 лет, постоянно проживающий в рф не менее 10 лет. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.Президент РФ:
а) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
е) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ,
з) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
Возглавляет Совет Безопасности. Назначает выборы ГД, распускает ГД, назначает референдумы, вносит законопроекты в гос думу, подписывает и обнародует ФЗ, подписывает ратификационные грамоты. Является главнокомандующим вооруженными силами РФ.
Порядок формирования и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
СФ- верхняя палата федераьного собрания. общее число членов Совета Федерации должно быть 170, но это число законодательно не закреплено.так же президент может назначить представитель РФ но не болоо 10%от общего числа .
В СФ входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов гос.власти субъекта РФ. Представителем от зак.органа гос.власти субъекта РФ может быть избранный соответствующим органом гос власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если зак. орган гос.власти субъекта РФ двухпалатный, то на половину срока полномочий.
Решение зак.органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением. Оно вступает в силу немедленно.
Представителем от исполнительного органа гос.власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего ОИВ субъекта РФ) на срок его полномочий.
Решение оформляется указом высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в зак. органгос.власти субъекта РФ.
Указ вступает в силу после одобрения зак органом гос.власти соответствующего субъекта РФ, если одобрили не менее 2/3 депутатов. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы гос.власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание ,постоянно проживающие на территории менее РФ 5 Лет,
Постановление зак.органа об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в СФ не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.
Структура совета федерации:Председатель совета, заместитель 2. комитет по отдельным вопросам . комиссии
Полномочия: назначение выборов Президента, одобрение ФЗ, Назначение на должнлсть судей КС, Председатель Счетной Патала, утверждение указов президнета о чс и вп, внесение законопроектов, отрешение президента от должности.
Заседания СФ всегда открыты, проходят не менее 2 раз в месяц . Проходят отдельно от нижней палата.
Решения принимаются путем прямого тайного или открытого голосования.
Иные виды ГС
- служба в органах полиции
- … прокуратуры
- … ФСИН
- … судебных приставов
- … орг. следственного комитета
Данные виды служебной деятельности финансируются исключительно из фед. бюджета, служащие данного вида явл федеральными гос служащими + наделяются правом применения мер административного принуждения, а также правом на применение огнестрельного оружия и спец средств
Содержание кадровой политики в системе государственной гражданской службы, ее цели и задачи в современных условиях.
Под кадровой политикой на государственной гражданской службе понимается общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным гражданским служащим, по их подбору, подготовке и рациональному использованию с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата.
Суть государственной гражданской кадровой политики состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании на государственной гражданской службе высококвалифицированных специалистов, в создании условий по реализации ими своего профессионального потенциала для успешного исполнения должностных обязанностей и обеспечении на этой основе эффективного функционирования органов гос.власти.
Главной целью государственной кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие государственного аппарата.
Под кадровым потенциалом на государственной службе имеется в виду совокупная способность кадров государственных служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей, достигаемая посредством профессионального образования, практических навыков, опыта и других служебных ресурсов.
исходя из сущности кадровой политики на государственной службе, ее главные приоритеты состоят в обеспечении:
- государственных органов кадрами государственных служащих; высокого профессионализма, культуры и нравственности государственных служащих;
- эффективного использования кадрового потенциала;
- оптимального сочетания преемственности кадров с их сменяемостью;
- служебного продвижения государственных служащих.
Конечной целью кадровой политики на государственной службе является формирование профессионального, стабильного и сбалансированного по необходимым параметрам корпуса государственных служащих, способного эффективно, гибко, последовательно и экономично обеспечивать осуществление задач и функций государства.
Сущность и составляющие понятия «имидж гос.власти». Основные механизмы формирования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих.
Имидж - это эмоционально окрашенный, обобщенный, обладающий характером стереотипа, образ какой-либо личности объекта или явления, искусственно сформированный в массовом и индивидуальном сознании.
Базисными элементами имиджа гос.власти являются:
1. Персональные, профессиональные, моральные, социальные характеристики деятелей государства
2. Программы, идеология отдельных политических деятелей и правящей партии.
3. Деятельность и результаты деятельности политиков, правящей политической партии.
Составляющие имиджа гос.власти: имидж политического лидера, имидж политических партий, имидж государства.
Политический лидер - это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяем ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях. Имидж политического лидера - это публичная сторона его личности, обращенная непосредственно к избирателям.
Имидж политической партии – это образ, который следует сконструировать для обеспечения победы партии на выборах и дальнейшего увеличения ее популярности в обществе.
Имидж государства – это особенности государства с точки зрения оценки его состоятельности, как собственными гражданами, так и гражданами другой страны.
Профессиональная этика ГиМслужащего - наука о профессиональной морали; кодекс поведения, включающий этические принципы нормы, моральные требования общества к нравственной сущности ГиМслужащего, социальному назначению их служебной деятельности, характеру взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их взаимодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности.
Принципы служебного поведения:
общественного служения.законности.гуманизма.беспристрастности и независимости.ответственности.справедливости. политической нейтральности.лояльности.честности и неподкупности.
Профессиональный этикет– совокупность специфических правил, регламентирующих служебное поведение, внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности, во всем многообразии форм служебного общения.
Этический кодекс представляет собой систему требований к поведению государственных гражданских служащих, установленных законодательством РФ, а также моральных норм, основанных на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства. Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета гос.власти, доверия граждан к институтам государства
Кодекс основан на нормах поведения государственных служащих, изложенных в Федеральных законах "О государственной гражданской службе РФ", "О противодействии коррупции", Указе Президента РФ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".
Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов проф этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
Гражданин РФ, поступающий на государственную службу РФ либо муниципальную службу обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
а каждый гражданин РФ вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.
Содержание и механизмы обеспечения экономической безопасности территории.
Экономическая безопасность территории – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Структура территориальной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны. Высший долг государства и его основная функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. Решающее значение имеет предупреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.
Меры и механизмы:
1.Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности РФ
2.Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности РФ. Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. (характеризующие :динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное; состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны ;способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное); качество жизни населения ; уровень безработицы, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и др.
3.Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ. Эта деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
- Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности; разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность РФ, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами
- Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности РФ В ходе этой работы:Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства; Правительство РФ координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.
- Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности РФ.
Вопрос
Порядок принятия федеральных конституционных и федеральных законов. Отличия в порядке их принятия.
ФКЗа предназначены обеспечить стабильность КРФ, ФКЗ не должны противоречить обычные ФЗ..КРФ четко определяет круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ, Это законы: об условиях и порядке введения ЧП на территории РФ; о государственных флаге, гербе и гимне РФ, о референдуме (ст. 84); о режиме военного положения (ст. 87); об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);
Порядок принятия ФКЗ установлен КРФ и регламентами па-лат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 крф , ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 (127,5)четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 (300) голосов от общего числа депутатов ГД.
Рассматриваются законы в 3 чтениях:
Первое чтение обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Решения ГД: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).
Второе чтение в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Решения ГД 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет; 2) принять законопроект во втором чтении; 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения; 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения; 5) принять закон
В третьем чтении не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.
Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.
Порядок принятия фз определяется крф и регламентами палат Федерального собрания. Фз принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов[3]. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если СФ отклоняет закон, ГД может повторно принять его 2/3 голосов.
После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Если Президент в течение двух недель подписывает закон, он считается окончательно принятым. Принятый закон подлежит официальному опубликованию в течение недели после опубликования в Собрании законодательства РФ, «Российской газете», «Парламентской газете» или Официальном интернет-портале правовой информации. Закон вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования, либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено 2/3 голосов каждой из палат. ФС
Современное состояние федеративных отношений в России. Особенности российского федерализма.
Современная Россия — одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. В составе РФ 85 субъектов. 46 областей(Кировская область,Вологодская область, Московская область,Нижегородская область,Архангельская область,) ,22республики(Республика Башкортостан,Республика Марий Эл,Республика Тыва, Удмуртская Республика,Республика Коми,),9краев(Алтайский край,Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край), 3ГФЗ ,1 Автономная область ,4 Автономный округ(Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ).В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства.
РФ имеет КРФ, при этом субъекты, входящие в состав РФ могут иметь свои конституции и уставы и законодательство в городах ,краях, ГФЗ и в автономных образованиях.
На всю РФ распространяется гос. Суверенитет, общее российское гражданство ,единая налоговая и система и гос бюджет. КРФ должна исполняться на всей территории РФ и Уставы, конституции, н-п акты субъектов РФ не должны ей противоречить.
Каждый субьект федеральных органов имеет свою исполнительную (губернатора), законадательнцю (региональные парламенты) судебную (конституционный и уставной суд) власть. Субьекты имеют свою конституцию или устав. Имеют по два представителя в верхнейпалатате ФС (СФ). Равноправны между собой. Не имеют право выхода из РФ
Принципы единоначалия и коллегиальности в государственном и муниципальном управлении. Примеры проявления этих принципов в практике российского ГиМуправления
Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей деятельности относится ко всем звеньям и уровням системы ГМУ Каждый вид деятельности в процессе ГМУ должен преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочиями.(в процессе управления сотрудники должны получать указания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне. (министерства,службы, агентства, и т.д.);
Коллегиальные органы- органы ИВ, в которых основные вопросы решаются по принципу большинства. Примеры: (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, государственные комитеты и т.д.).Коллегиальность как организационная форма процесса управления необходима для обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития. В то же время необходимы и единоличная ответственность, и единоличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и принятия управленческих решений, важных для социально-экономического развития .
Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д.
Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность исполнительных органов в системе гму, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов органа, выработке решений по наиболее важным вопросам.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.
Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении решений - коллегиальностью отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность.
Статус Президента РФ и его отношение к различным ветвям власти.
Президент РФ - глава государства- это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам.
Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина. он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти,определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.,представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президентом РФ может быть избран гражданин рф не моложе 35 лет, постоянно проживающий в рф не менее 10 лет. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.Президент РФ:
а) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
е) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ,
з) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
Возглавляет Совет Безопасности. Назначает выборы ГД, распускает ГД, назначает референдумы, вносит законопроекты в гос думу, подписывает и обнародует ФЗ, подписывает ратификационные грамоты. Является главнокомандующим вооруженными силами РФ.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 428.