Греко-римский и византийский периоды

История Египта

История Египта

Греко-римский и византийский периоды.

В 332 до н.э., одержав ряд побед в Передней Азии, Александр Македонский приступил к завоеванию Египта. Согласно укоренившимся среди египтян того времени традиционным представлениям о священном государстве, его царь не имел права управлять страной из-за рубежа и придерживаться чуждой религии. Политику Александра по отношению к населению завоеванного Египта можно определить как примирительную. Прежде всего он направился в Мемфис на поклонение египетским богам. Заложив в западной части дельты Нила новый город Александрию, полководец предпринял экспедицию в оазис Сива, чтобы встретиться с египетским оракулом бога Амона, которого греки отождествляли с Зевсом. Результатом этого визита стало провозглашение Александра сыном бога Амона. После этого он продолжил свои завоевания в других странах и никогда не возвращался в Египет. В отсутствие Александра страной управляли главным образом греческие правители, но многие важные государственные посты занимали и египтяне.

Династия Птолемеев (Лагидов)

Эллинизация Египта. После смерти Александра Македонского в 323 до н.э. его империя была разделена между его полководцами. Египет отошел к одному из них, Птолемею Лагу. Основанная Птолемеем царская династия управляла Египтом на протяжении трех столетий. Создав систему привилегий для македонских и греческих воинов и чиновников, составивших аппарат управления страной, а также для переселенцев из эллинизированного мира, хлынувших в Египет, Птолемей I тем не менее не отказался от политики дружественного отношения к местному населению, заложенной еще Александром Великим. Из сохранившейся египетской надписи следует, что Птолемей принял одного из последних царей Египта, досаждавшего персидской администрации в предшествовавший период. Греческие папирусы, один из основных источников информации о Египте, рисуют картину жизни эллинистического государства, в котором на традиции более древней египетской культуры наложились многие элементы греческой цивилизации. Птолемей I приказал перенести столицу из древнего египетского города Мемфис в Александрию.

Новый город воспринял греческую систему управления. Более того, вынашивались планы превращения Александрии в центр всего эллинистического мира. Александрия имела огромный порт, великолепные постройки. Многие образованные люди и ученые, привлеченные великолепными музеем и библиотекой, переехали в Александрию. Литературные вкусы и интересы интеллектуальной элиты Александрии соответствовали греческим культурным традициям. В это время в Египте жил и творил известный жрец и ученый Манефон.

Пользовавшемуся влиянием при царском дворе Манефону удалось убедить Птолемея I провозгласить египетского бога Сераписа покровителем Александрии и ввести его в пантеон богов, общих для греков и египтян. Что касается греков, то они с легкостью отождествляли египетские божества со своими собственными. См. также ПТОЛЕМЕИ.

Система управления

При Птолемеях, как и в Древнем Египте, территория страны была разделена на провинции (номы). Как правило, каждый ном во главе с назначенным чиновником, стратегом, состоял из города и примыкавшей к нему территории. Существовали различные формы землевладения. Все земли принадлежали царю, часть их он уступал военным поселенцам, клерухам и храмам, но тем не менее сохранял над ними контроль. Воины-клерухи, составляющие резерв армии, могли рассчитывать лишь на пожизненное владение своим земельным участком, хотя на деле подобная форма землевладения постепенно превращалась в наследственную. Условное владение распространялось и на земли, переданные в порядке дарения. Система государственного контроля над земельными угодьями допускала их изъятие для проведения ирригационных работ. Регулярный сбор налогов осуществлялся как в денежном выражении (при Птолемеях началась чеканка египетских монет), так и в натуральной форме. Кроме того, государство увеличивало объем поступлений в казну, установив монополию на ряд товаров.

В стране действовали две системы судопроизводства – для греческого и местного населения. Первоначально все высшие гражданские и военные должности занимали греки, однако позднее вакансии стали заполняться представителями местного населения; при этом некоторым египтянам удалось сделать блестящую карьеру и достичь весьма высоких постов.

Упадок Птолемеев

Первоначально царям из династии Птолемеев принадлежали значительные территории за пределами Египта – Киренаика, Кипр, часть Сирии, Палестина, часть южного побережья Малой Азии, часть Северной Нубии. Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Великого победителя в войнах с Сирией Птолемея III Евергета (247–221 до н.э.) сменил его сын Птолемей IV Филопатор, который, хотя и одержал победу при Рафии в 217 до н.э., описан в египетских хрониках как слабый правитель. В результате династических распрей государство еще более утратило свою мощь во 2 в. до н.э. Начиная с жены Птолемея II царицы Арсинои II женщины этой династии отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, вероятно, самой великой в их череде была царица Клеопатра VII (ок. 51–30 до н. э.), дочь Птолемея XII Неоса Диониса (Авлета) и любовница Юлия Цезаря, а затем Марка Антония. Ее отчаянная попытка сохранить царство надолго осталась в памяти потомков. Тем не менее в 31 до н.э. римский император Октавиан Август разгромил войска царицы Клеопатры и Марка Антония в битве у мыса Акций у западных берегов Греции. После гибели Марка Антония и Птолемея XVI (предположительно сына Клеопатры от Юлия Цезаря), а также самоубийства самой царицы Египет вошел в состав Римской империи на правах провинции.

Период римского правления

Первоначально на территории Египта было размещено не меньше трех римских легионов; вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках префекта, который назначался императором Рима и подчинялся лично ему. В подчинении префекта находились чиновники со специальными судейскими и финансовыми полномочиями и верховный жрец Александрии и всего Египта (римский гражданский чиновник, ведающий делами храмов и жрецов), который осуществлял строгий надзор за традиционными привилегиями местных священнослужителей. Другие должности египетской бюрократической системы были заимствованы из административного устройства государства Птолемеев.

К моменту захвата Египта римскими войсками население страны было готово к созданию единого в этническом и культурном отношении общества. Римские правители делали все возможное, чтобы остановить этот процесс. Во-первых, Рим подозрительно относился к восточным обществам с присущими им культурой и религией, а во-вторых, опыт римских завоеваний подсказывал, что управлять раздробленной страной гораздо легче. Исторические документы, относящиеся к периоду римского господства, свидетельствуют о том, что сельское население Египта было разделено римлянами на социальные и этнические категории, общественный статус которых зависел от размера и частоты выплат подушного налога, установленного еще при Птолемеях и заимствованного новыми правителями Египта. От уплаты этого налога были освобождены проживавшие в Египте граждане Рима, граждане Александрии и других греческих городов, а также некоторые египетские жрецы. Полугреки (эллинизированное население столиц номов) имели налоговые льготы, а египетские крестьяне были обязаны выплачивать налоги в полном объеме.

Казалось бы, такая политика подразумевала социальное возвышение греческого и эллинизированного населения Египта, но вскоре «привилегированная» часть жителей страны обнаружила, что государственные и другие почетные посты в системе управления стоят очень дорого. Случалось даже, что власти силой навязывали эти почетные посты отдельным гражданам. Налоговый пресс становился все тяжелее; и крестьяне-единоличники, и сельские общины порой вынуждены были обрабатывать землю себе в убыток и не могли рассчитывать на послабления – размер налога не сокращался даже в неурожайные годы. Когда же, как нередко случалось, отчаявшиеся крестьяне бросали свой участок, их долг распределялся между теми, кто оставался и продолжал работать. Порой население целых деревень покидало свои земли.

Волнения в Александрии

Рим осуществлял эффективный военный контроль над Египтом, и до 172 н.э. в стране не происходило серьезных восстаний местного населения, кроме единичных восстаний в Александрии. Вскоре после прихода римлян греки Александрии обратились к римскому императору за разрешением создать в городе совет по самоуправлению (буле). Недовольство александрийских греков отказом Рима обострилось из-за ряда уступок, предоставленных римлянами еврейской общине. Евреи появились в эллинизированном Египте еще при первых Птолемеях, которые приглашали еврейских военачальников на военную службу. В последние годы правления династии евреи нередко командовали египетскими армиями. Численность еврейского населения в Египте была значительной, особенно в Александрии, где на момент захвата страны римлянами два городских квартала из пяти были заселены евреями. Когда евреи обратились с просьбой о предоставлении им александрийского гражданства (что являлось предпосылкой получения римского гражданства), местные греки с негодованием восприняли эту инициативу. Кроме того, греческая сторона была недовольна влиянием, которым евреи пользовались в римском императорском суде. Противоборство между греками и евреями выплеснулось в насильственные действия, и обе стороны направили в Рим свои депутации. Взгляд евреев на это противоборство отражен в работах Филона, а мнение греческой стороны – в памфлете Acta Alexandrinorum и в письме римского императора Клавдия, датируемого 41 н.э. В 115 недовольство евреев вылилось в восстание, охватившее Египет и Киренаику. Спустя два года, когда восстание было подавлено, численность еврейского населения в Египте существенно сократилась.

Введение христианства

Информация о раннем этапе христианства в Египте практически отсутствует, поскольку его сторонникам приходилось скрывать приверженность религии, отрицающей обожествление императора и государства. Таким образом, сведения о распространении христианства до его окончательного утверждения в 4 в. крайне скудны. Однако в письменных документах об языческих жертвоприношениях, относящихся ко времени правления императора Деция (249–251), упоминаются лица, добровольно выразившие свою лояльность римскому императору и его богам, и христиане, которых убедили отказаться от своей веры.

Судя по всему, процесс распространения христианства в Египте происходил быстро, охватывая население разных районов вне зависимости от их этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшаяся в Александрии, затем распространила свое влияние и в центры номов. Ко 2 в. у египетских христиан уже появились свои ученые-богословы. Наиболее известные из них – основатель александрийской школы Климент (ок. 150–215) и Ориген (ок. 185–253 или 254).

Римские реформы

Когда при императоре Септимии Севере в 202 в столицах номов были созданы местные сенаты, показная система самоуправления стала дополнительным бременем для эллинизированной верхушки страны, поскольку именно на нее теперь было возложено управление Египтом. Любой зажиточный человек, отклонивший предложение занять место в сенате или иной почетный государственный пост, мог быть лишен имущества. Пожалование в 212 императором Каракаллой прав римского гражданства всем подданным империи означало, что теперь помимо подушного египтянам предстоит выплачивать и ряд других налогов. Египетские документы, относящиеся к 3 в., свидетельствуют о царившей в стране экономической разрухе.

Основа налоговой системы претерпела изменение в 3 в., когда подушный налог стал постепенно заменяться натуральным налогом. Введение натурального налога заложило основу для радикальной реорганизации фискальной системы при императоре Диоклетиане (284–305); теперь объемы взимания натуральных налогов в некоторых провинциях Римской империи должны были определяться в ходе периодического учета (ценза) облагаемых налогами людей и земель. В соответствии с административными реформами Диоклетиана была изменена система управления в римских провинциях. Так, Египет был разделен на три административные единицы, при этом военная власть находилась в руках одного чиновника. При преемниках Диоклетиана был осуществлен ряд других реформ, в соответствии с которыми номы были заменены системой самоуправляемых округов.

Годы правления императоров Диоклетиана и Галерия стали эпохой жестоких притеснений христиан. Твердый национальный характер египтян проявился по окончании религиозных преследований в организации монашеского движения, прославившегося своей суровой дисциплиной. Монастырская организация, созданная в Египте такими иерархами церкви, как Антоний и Пахомий на протяжении веков служила примером для европейского монашества.

Раскол в египетской церкви

Христианство в Египте формировалось в условиях давления со стороны сохранявшейся древней языческой культуры, гонений Рима и возникновения ряда новых соперничавших религиозных и философских течений, которые, по убеждению христиан, представляли собой ереси. Одно из них, гностицизм, возникло одновременно с христианством. Гностики пользовались христианскими священными рукописями и создавали собственные работы духовного содержания, многие из которых были обнаружены впоследствии в Египте. На протяжении 3–4 вв. особой популярностью в Египте пользовалось манихейство, дуалистическое философское направление, утверждавшее деление мира на добро и зло. Сохранилось несколько манихейских рукописей на коптском языке, написанных с использованием греческого алфавита с добавлением ряда букв, заимствованных из египетского демотического письма. С распространением коптской письменности из употребления практически вышли три древнеегипетских шрифта: иероглифический (на котором с незапамятных времен оставляли надписи на храмах и памятниках), иератический (на котором в греко-римский период создавалась религиозная литература) и демотический (использовавшийся в делопроизводстве и светской литературе). Эти шрифты были преданы забвению и были расшифрованы только в начале 19 в. французским египтологом Шампольоном.

Использование коптского языка знаменательно также с точки зрения возникновения местного религиозного направления в египетской христианской церкви. Это был язык монахов, многочисленность и религиозное рвение которых превращало их в серьезную силу в ходе теологических диспутов, которые будоражили церковь в 4–5 вв. Правда, самые известные из них – епископ Александрийский Афанасий (328–373), противник арианской ереси, и епископ Александрийский Кирилл (412–444), способствовавший падению несторианства, – писали свои труды на греческом языке. Дух упорства и твердой веры в свои убеждения, характерный для египетских христиан, особенно проявился на Халкидонском соборе, на котором преемник Кирилла патриарх Александрийский Диоскор выступил в поддержку монофизитского учения. По решению этого собора монофизитство было объявлено ересью, а сам патриарх был низложен. Египетская церковь отказалась подчиниться решению собора, решив пойти на раскол. В 5 в. почти по всему Египту распространилось христианство монофизитского толка.

Упадок Египта

В 619 при персидском царе Хосрове II Египет был подчинен Персии и находился под ее властью ок. 10 лет. В 628 войска византийского императора Ираклия отвоевали прежние владения в Египте. В период греко-римского господства происходили упадок древнеегипетской культуры и искусства и забвение позднеегипетского языка. Литература, в основном религиозного содержания, издавалась по-коптски.

Начало арабского правления

В декабре 639 Амр ибн аль-Ас, военачальник халифа арабского государства Омара во главе четырехтысячного отряда двинулся из Палестины в Египет. В ходе боевых действий выяснилось, что имевшихся у Амра сил было недостаточно для штурма укрепленных позиций и обнесенных крепостными стенами городов. Весной 640 из Аравии подоспела подмога численностью 10 тыс. человек. Теперь уже ничто не мешало начать осаду Вавилона, располагавшегося неподалеку от современного Каира. Император Византии Ираклий отверг совет своего представителя в правительстве Египта патриарха Кира сдать город без боя, и Вавилон был захвачен штурмом 6 апреля 641.

Еще шесть тысяч добровольцев-мусульман прибыли из Аравии, но арабам не удалось преодолеть крепостных стен Александрии. Кир пошел на мирное соглашение с завоевателями, и в сентябре 642 город перешел к арабам. Заключенный между византийским патриархом и мусульманским военачальником договор предусматривал, что поземельный налог будет поступать к арабам и каждый не исповедующий ислам взрослый житель Александрии должен будет выплачивать завоевателям подушный налог. Согласно договору, любая попытка византийской армии снова захватить город или его гавань должна была быть отражена. Сохранялись имущественные права христиан и евреев на их храмы, они могли совершать богослужения и жить так же, как и до прихода арабов. Копты, которые на протяжении долгого времени подвергались притеснениям со стороны византийских императоров, не оказывали сопротивления завоевателям.

Не теряя времени, арабы приступили к эксплуатации древнего, построенного еще при фараонах канала, соединявшего Нил с Красным морем, и уже в 644 двадцать кораблей стали на разгрузку в аравийских портах. На начальном этапе арабского правления Египет представлял собой важную провинцию Арабского халифата. При халифских династиях Омейядов (661–750) и Аббасидов (Багдадский халифат, 750–868) Египтом управляли талантливые губернаторы (начиная с Амра ибн аль-Аса). Александрия служила стратегической морской базой. Таким образом прекратилась гегемония Византии на Средиземном море. Хотя исторически Александрия была главным городом Египта, арабские войска избрали постоянной резиденцией местечко Фустат (в переводе «Шатер»), расположенное на Ниле (совр. пригород Каира – Мыср эль-Кадима). Основанная арабами новая египетская столица стала колыбелью современного Каира.

Правление династии Айюбидов

Саладин, став в 1171 правителем Египта, формально подчинялся эмиру Сирии Нур-ад-дину. После смерти последнего в 1174 присоединил его сирийские владения. Заветной мечтой Саладина было уничтожение государств крестоносцев на территории Леванта. В 1187 в битве под Хиттином у Тивериадского озера в Палестине войска Саладина разбили крестоносцев и захватили Иерусалим. Во время третьего крестового похода христиане возвратили себе Акку, но потерпели неудачу при штурме Иерусалима. В 1192 между крестоносцами и Саладином было достигнуто мирное соглашение, в соответствии с которым над побережьем устанавливался контроль крестоносцев, а над внутренними районами – Саладина. Его преемники правили Египтом до 1250. Последний представитель династии Айюбидов Муаззам Туран-шах был свергнут командирами гвардии мамлюков – белых рабов, находившихся на привилегированном положении, которые установили в стране режим, известный под названием мамлюкского султаната. В целом и при Фатимидах, и при Айюбидах в Египте развивались промышленность и торговля, ученые пользовались поддержкой со стороны государства, открывались школы, строились новые мечети и дворцы. Большое внимание уделялось совершенствованию ирригационной системы, включая строительство дамб и каналов.

Правление мамлюков

С 1250 по 1517 Египет управлялся потомками гвардейцев последних султанов династии Аюбидов – мамлюками. За этот период сменилось 47 султанов. Некоторые из них были неграмотны, с трудом изъяснялись по-арабски и смутно представляли, что такое ислам, однако большинство обладало недюжинными военными и организаторскими способностями. Один из наиболее ярких представителей мамлюкских правителей султан Захир Рукн-ад-дин-Бейбарс (1260–1277). В 1260 в битве при Айн-Джалуте (район Наблуса в Палестине) войска под его руководством разгромили монгольскую армию, предотвратив ее вторжение в Египет. В то время как большая часть мусульманской империи Ближнего Востока, начиная со времен Чингисхана (начало 13 в.) и до Тамерлана (конец 14 в.), подвергалась периодическим опустошительным набегам кочевников из Азии, в Египте процветали наука, архитектура и торговля. В частности, во второй половине 15 в. по приказу султана Ашрафа Сейф-ад-дин Каит-бея (1468–1496) был сооружен мемориальный комплекс, сохранившийся минарет которого до сих пор является украшением Каира.

После того как португальские корабли в конце 15 в. с юга обогнули Африку и открыли путь в Индию, они блокировали вход и выход из Красного моря и монополизировали торговлю пряностями. Масштабы международных торговых операций через территорию Египта стали сокращаться. К 1510 мамлюкские султаны потеряли контроль над своей державой, и в 1517 Египет попал под власть турецкого султана Селима I Явуза, который включил в состав Османской империи Сирию, Аравийский п-ов и бóльшую часть Северной Африки.

Правление Мухаммеда Али

Одним из командиров подразделения османских войск, введенных в Египет для борьбы с французской оккупацией, был Мухаммед Али (1769–1849), уроженец фракийского города Кавалла, в прошлом торговец табаком. При поддержке боснийских и албанских частей Мухаммед Али объединился с мамлюками в борьбе с османским губернатором Египта и вынудил его бежать из Каира. Затем ему удалось разобщить вооруженные силы мамлюков и вытеснить их в пустыню. В 1805 правительство Османской империи назначило Мухаммеда Али пашой Египта, который в 1811 стал абсолютным правителем страны. Правда, он по-прежнему признавал себя вассалом Османов и ежегодно отправлял в Стамбул собранные налоги.

Эпоха правления Мухаммеда Али, продолжавшаяся до 1849, – один из важнейших периодов в истории Египта. Мухаммед Али, яркая политическая фигура 19 в., почитается египтянами как основатель современного Египта. С помощью европейских военных экспертов и технических специалистов Али реорганизовал египетскую армию по европейскому образцу, национализировал бóльшую часть земель, принадлежавших мамлюкам, ввел государственную монополию на производимые в стране основные продукты и товары и начал кампанию по выращиванию хлопка в дельте Нила. По его приказу были расчищены старые и построены новые оросительные каналы. Была введена система летнего орошения, что позволило египетским крестьянам (феллахам) выращивать 2–3 урожая в год.

Благодаря успешной борьбе с эпидемическими болезнями и улучшению условий труда в сельском хозяйстве население страны к середине 19 в. увеличилось до 4,5 млн. человек. С введением в строй крупного канала Эль-Махмудия транспортные потоки по Нилу пошли через Александрию, стимулировав быстрый рост города, число жителей которого удесятерилось по сравнению с 1805 и достигло 150 тыс. человек в 1847.

Со временем правления Мухаммеда Али связано становление национальной промышленности: были построены текстильные и маслобойные фабрики, металлургические, стекольные, сахарные заводы, судоверфи, предприятия по производству холодного и огнестрельного оружия. Был расширен торговый и военный флот. Правда, позднее производство было приостановлено из-за нехватки сырья и топлива в Египте. Кроме того, правительство Великобритании не допустило введения тарифов, которые могли бы помочь египетским товаропроизводителям выстоять в конкурентной борьбе с английским импортом. Мухаммед Али внедрял в Египте достижения европейского научно-технического прогресса и открыл ряд технических школ европейского образца. В то же время он стремился не попасть в полную зависимость от Европы и остерегался делать крупные займы.

Завоевательная политика Мухаммеда Али наложила отпечаток на развитие всего мусульманского мира. В период с 1811 по 1819 его армия предприняла ряд успешных походов против движения ваххабитов в Аравии. В 1821 им была завоевана территория Восточного Судана, в 1824 египетские вооруженные части принимали участие в подавлении антиосманского восстания в Греции, а в 1832 прославленный сын правителя Египта Ибрахим-паша (1789–1848) разбил в Сирии войска Османской империи, вторгся в Малую Азию и вынудил османского султана отдать Сирию. К 1833 под властью Мухаммеда Али находилась огромная территория, простиравшаяся от современного Судана до Тавра (в Турции). Вместе с тем процесс создания в Египте мощного и действительно независимого государства вызывал озабоченность не только Османской империи, но и некоторых европейских держав, опасавшихся нарушения баланса сил на Ближнем Востоке. Планы создания в этом регионе зоны своего влияния вынашивала Франция, не скрывала своей заинтересованности и Великобритания, озабоченная сохранением безопасности жизненно важных коммуникаций на пути в Индию. Предпринятая в 1841 совместная вооруженная акция европейских держав и Османской империи вынудила Мухаммеда Али вывести египетские войска из Сирии и принять такие условия капитуляции, которые фактически означали его отказ от претензий на создание сильного египетского государства с мощной армией и развитой промышленностью. Со своей стороны османский султан подтвердил наследственное право династии Мухаммеда Али на управление Египтом.

Английская оккупация Египта

На протяжении последующих 50 лет хедив был вынужден следовать рекомендациям английского генерального консула, в руках которого была сосредоточена вся власть. Под командованием англичан находилась египетская армия. На территории Египта были расквартированы на постоянной основе крупные гарнизоны британских войск. Для осуществления контроля за действиями египетского правительства и обеспечения выплат по внешней задолженности англичане начали распоряжаться финансами страны. Правда, сумма долга не уменьшалась и по-прежнему служила постоянным препятствием на пути экономического развития Египта. Первым генеральным консулом Великобритании в Египте был Эвелин Беринг (будущий лорд Кромер) (1841–1917), занимавший этот пост с 1883 по 1907. В результате его деятельности была подготовлена база для создания современного египетского государства.

Установление английского контроля привело к стабилизации финансов, улучшению работы администрации. Заметные успехи были достигнуты в области здравоохранения, сельского хозяйства и торговли.

В 1898 англо-египетские вооруженные силы под командованием Герберта Китченера подавили восстание в Судане, продолжавшееся с 1881. Поскольку Судан был завоеван армией паши Мухаммеда Али в 1820-е годы, Египет заявил о своем праве на суданскую территорию. Однако англичане вынудили правительство Египта подписать в 1899 англо-египетское соглашение о кондоминиуме над Суданом, что в теории означало установление совместного управления Англии и Египта. На практике Судан был отделен от Египта, а контроль над страной перешел к англичанам. Вторая острая проблема во взаимоотношениях Египта и Великобритании касалась статуса английских войск на территории Египта. Позиция Великобритании сводилась к тому, что, поскольку Суэцкий канал играет жизненно важную роль в обеспечении безопасности торговых интересов Великобритании в этой части земного шара, английские войска должны оставаться на территории Египта для поддержания порядка.

Образование независимого Египта

В 1923 была обнародована конституция, отменено военное положение и проведены выборы депутатов в египетский парламент. Англичане признали право Ахмеда Фуада на королевский престол, но отвергли его притязания на власть над Суданом. По конституции 1923, король наделялся значительными властными полномочиями. Он мог объявлять перерыв в работе парламента и даже распускать его, а также накладывать вето на его решения. Хотя министры были подотчетны парламенту, их назначение и отставка являлись прерогативой короля. Кроме того, две пятых от общего числа парламентариев назначались лично королем. Английские консультанты работали во всех государственных учреждениях, главнокомандующим египетских вооруженных сил был назначен англичанин. Возвратившийся из ссылки Заглюль-паша в январе 1924 принял участие в парламентских выборах. Его партия «Вафд» одержала убедительную победу, завоевав 188 мест из 215, а сам Заглюль был назначен премьер-министром.

В ноябре 1924 главнокомандующим египетской армией и генерал-губернатором Судана был назначен Ли Стэк. Египет был полностью отстранен от участия в делах Судана. Заглюль-паша под давлением англичан и из-за напряженных отношений с королем был вынужден уйти в отставку. Было назначено правительство, покорное воле короля и англичан. К конституционному правлению страна вернулась лишь в 1935. Все это время партия «Вафд», которую после смерти в 1927 Заглюля возглавил Мустафа Наххас-паша, продолжала борьбу за независимость Египта.

История Египта

История Египта

Греко-римский и византийский периоды.

В 332 до н.э., одержав ряд побед в Передней Азии, Александр Македонский приступил к завоеванию Египта. Согласно укоренившимся среди египтян того времени традиционным представлениям о священном государстве, его царь не имел права управлять страной из-за рубежа и придерживаться чуждой религии. Политику Александра по отношению к населению завоеванного Египта можно определить как примирительную. Прежде всего он направился в Мемфис на поклонение египетским богам. Заложив в западной части дельты Нила новый город Александрию, полководец предпринял экспедицию в оазис Сива, чтобы встретиться с египетским оракулом бога Амона, которого греки отождествляли с Зевсом. Результатом этого визита стало провозглашение Александра сыном бога Амона. После этого он продолжил свои завоевания в других странах и никогда не возвращался в Египет. В отсутствие Александра страной управляли главным образом греческие правители, но многие важные государственные посты занимали и египтяне.

Династия Птолемеев (Лагидов)

Эллинизация Египта. После смерти Александра Македонского в 323 до н.э. его империя была разделена между его полководцами. Египет отошел к одному из них, Птолемею Лагу. Основанная Птолемеем царская династия управляла Египтом на протяжении трех столетий. Создав систему привилегий для македонских и греческих воинов и чиновников, составивших аппарат управления страной, а также для переселенцев из эллинизированного мира, хлынувших в Египет, Птолемей I тем не менее не отказался от политики дружественного отношения к местному населению, заложенной еще Александром Великим. Из сохранившейся египетской надписи следует, что Птолемей принял одного из последних царей Египта, досаждавшего персидской администрации в предшествовавший период. Греческие папирусы, один из основных источников информации о Египте, рисуют картину жизни эллинистического государства, в котором на традиции более древней египетской культуры наложились многие элементы греческой цивилизации. Птолемей I приказал перенести столицу из древнего египетского города Мемфис в Александрию.

Новый город воспринял греческую систему управления. Более того, вынашивались планы превращения Александрии в центр всего эллинистического мира. Александрия имела огромный порт, великолепные постройки. Многие образованные люди и ученые, привлеченные великолепными музеем и библиотекой, переехали в Александрию. Литературные вкусы и интересы интеллектуальной элиты Александрии соответствовали греческим культурным традициям. В это время в Египте жил и творил известный жрец и ученый Манефон.

Пользовавшемуся влиянием при царском дворе Манефону удалось убедить Птолемея I провозгласить египетского бога Сераписа покровителем Александрии и ввести его в пантеон богов, общих для греков и египтян. Что касается греков, то они с легкостью отождествляли египетские божества со своими собственными. См. также ПТОЛЕМЕИ.

Система управления

При Птолемеях, как и в Древнем Египте, территория страны была разделена на провинции (номы). Как правило, каждый ном во главе с назначенным чиновником, стратегом, состоял из города и примыкавшей к нему территории. Существовали различные формы землевладения. Все земли принадлежали царю, часть их он уступал военным поселенцам, клерухам и храмам, но тем не менее сохранял над ними контроль. Воины-клерухи, составляющие резерв армии, могли рассчитывать лишь на пожизненное владение своим земельным участком, хотя на деле подобная форма землевладения постепенно превращалась в наследственную. Условное владение распространялось и на земли, переданные в порядке дарения. Система государственного контроля над земельными угодьями допускала их изъятие для проведения ирригационных работ. Регулярный сбор налогов осуществлялся как в денежном выражении (при Птолемеях началась чеканка египетских монет), так и в натуральной форме. Кроме того, государство увеличивало объем поступлений в казну, установив монополию на ряд товаров.

В стране действовали две системы судопроизводства – для греческого и местного населения. Первоначально все высшие гражданские и военные должности занимали греки, однако позднее вакансии стали заполняться представителями местного населения; при этом некоторым египтянам удалось сделать блестящую карьеру и достичь весьма высоких постов.

Упадок Птолемеев

Первоначально царям из династии Птолемеев принадлежали значительные территории за пределами Египта – Киренаика, Кипр, часть Сирии, Палестина, часть южного побережья Малой Азии, часть Северной Нубии. Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Великого победителя в войнах с Сирией Птолемея III Евергета (247–221 до н.э.) сменил его сын Птолемей IV Филопатор, который, хотя и одержал победу при Рафии в 217 до н.э., описан в египетских хрониках как слабый правитель. В результате династических распрей государство еще более утратило свою мощь во 2 в. до н.э. Начиная с жены Птолемея II царицы Арсинои II женщины этой династии отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, вероятно, самой великой в их череде была царица Клеопатра VII (ок. 51–30 до н. э.), дочь Птолемея XII Неоса Диониса (Авлета) и любовница Юлия Цезаря, а затем Марка Антония. Ее отчаянная попытка сохранить царство надолго осталась в памяти потомков. Тем не менее в 31 до н.э. римский император Октавиан Август разгромил войска царицы Клеопатры и Марка Антония в битве у мыса Акций у западных берегов Греции. После гибели Марка Антония и Птолемея XVI (предположительно сына Клеопатры от Юлия Цезаря), а также самоубийства самой царицы Египет вошел в состав Римской империи на правах провинции.

Период римского правления

Первоначально на территории Египта было размещено не меньше трех римских легионов; вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках префекта, который назначался императором Рима и подчинялся лично ему. В подчинении префекта находились чиновники со специальными судейскими и финансовыми полномочиями и верховный жрец Александрии и всего Египта (римский гражданский чиновник, ведающий делами храмов и жрецов), который осуществлял строгий надзор за традиционными привилегиями местных священнослужителей. Другие должности египетской бюрократической системы были заимствованы из административного устройства государства Птолемеев.

К моменту захвата Египта римскими войсками население страны было готово к созданию единого в этническом и культурном отношении общества. Римские правители делали все возможное, чтобы остановить этот процесс. Во-первых, Рим подозрительно относился к восточным обществам с присущими им культурой и религией, а во-вторых, опыт римских завоеваний подсказывал, что управлять раздробленной страной гораздо легче. Исторические документы, относящиеся к периоду римского господства, свидетельствуют о том, что сельское население Египта было разделено римлянами на социальные и этнические категории, общественный статус которых зависел от размера и частоты выплат подушного налога, установленного еще при Птолемеях и заимствованного новыми правителями Египта. От уплаты этого налога были освобождены проживавшие в Египте граждане Рима, граждане Александрии и других греческих городов, а также некоторые египетские жрецы. Полугреки (эллинизированное население столиц номов) имели налоговые льготы, а египетские крестьяне были обязаны выплачивать налоги в полном объеме.

Казалось бы, такая политика подразумевала социальное возвышение греческого и эллинизированного населения Египта, но вскоре «привилегированная» часть жителей страны обнаружила, что государственные и другие почетные посты в системе управления стоят очень дорого. Случалось даже, что власти силой навязывали эти почетные посты отдельным гражданам. Налоговый пресс становился все тяжелее; и крестьяне-единоличники, и сельские общины порой вынуждены были обрабатывать землю себе в убыток и не могли рассчитывать на послабления – размер налога не сокращался даже в неурожайные годы. Когда же, как нередко случалось, отчаявшиеся крестьяне бросали свой участок, их долг распределялся между теми, кто оставался и продолжал работать. Порой население целых деревень покидало свои земли.

Волнения в Александрии

Рим осуществлял эффективный военный контроль над Египтом, и до 172 н.э. в стране не происходило серьезных восстаний местного населения, кроме единичных восстаний в Александрии. Вскоре после прихода римлян греки Александрии обратились к римскому императору за разрешением создать в городе совет по самоуправлению (буле). Недовольство александрийских греков отказом Рима обострилось из-за ряда уступок, предоставленных римлянами еврейской общине. Евреи появились в эллинизированном Египте еще при первых Птолемеях, которые приглашали еврейских военачальников на военную службу. В последние годы правления династии евреи нередко командовали египетскими армиями. Численность еврейского населения в Египте была значительной, особенно в Александрии, где на момент захвата страны римлянами два городских квартала из пяти были заселены евреями. Когда евреи обратились с просьбой о предоставлении им александрийского гражданства (что являлось предпосылкой получения римского гражданства), местные греки с негодованием восприняли эту инициативу. Кроме того, греческая сторона была недовольна влиянием, которым евреи пользовались в римском императорском суде. Противоборство между греками и евреями выплеснулось в насильственные действия, и обе стороны направили в Рим свои депутации. Взгляд евреев на это противоборство отражен в работах Филона, а мнение греческой стороны – в памфлете Acta Alexandrinorum и в письме римского императора Клавдия, датируемого 41 н.э. В 115 недовольство евреев вылилось в восстание, охватившее Египет и Киренаику. Спустя два года, когда восстание было подавлено, численность еврейского населения в Египте существенно сократилась.

Введение христианства

Информация о раннем этапе христианства в Египте практически отсутствует, поскольку его сторонникам приходилось скрывать приверженность религии, отрицающей обожествление императора и государства. Таким образом, сведения о распространении христианства до его окончательного утверждения в 4 в. крайне скудны. Однако в письменных документах об языческих жертвоприношениях, относящихся ко времени правления императора Деция (249–251), упоминаются лица, добровольно выразившие свою лояльность римскому императору и его богам, и христиане, которых убедили отказаться от своей веры.

Судя по всему, процесс распространения христианства в Египте происходил быстро, охватывая население разных районов вне зависимости от их этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшаяся в Александрии, затем распространила свое влияние и в центры номов. Ко 2 в. у египетских христиан уже появились свои ученые-богословы. Наиболее известные из них – основатель александрийской школы Климент (ок. 150–215) и Ориген (ок. 185–253 или 254).

Римские реформы

Когда при императоре Септимии Севере в 202 в столицах номов были созданы местные сенаты, показная система самоуправления стала дополнительным бременем для эллинизированной верхушки страны, поскольку именно на нее теперь было возложено управление Египтом. Любой зажиточный человек, отклонивший предложение занять место в сенате или иной почетный государственный пост, мог быть лишен имущества. Пожалование в 212 императором Каракаллой прав римского гражданства всем подданным империи означало, что теперь помимо подушного египтянам предстоит выплачивать и ряд других налогов. Египетские документы, относящиеся к 3 в., свидетельствуют о царившей в стране экономической разрухе.

Основа налоговой системы претерпела изменение в 3 в., когда подушный налог стал постепенно заменяться натуральным налогом. Введение натурального налога заложило основу для радикальной реорганизации фискальной системы при императоре Диоклетиане (284–305); теперь объемы взимания натуральных налогов в некоторых провинциях Римской империи должны были определяться в ходе периодического учета (ценза) облагаемых налогами людей и земель. В соответствии с административными реформами Диоклетиана была изменена система управления в римских провинциях. Так, Египет был разделен на три административные единицы, при этом военная власть находилась в руках одного чиновника. При преемниках Диоклетиана был осуществлен ряд других реформ, в соответствии с которыми номы были заменены системой самоуправляемых округов.

Годы правления императоров Диоклетиана и Галерия стали эпохой жестоких притеснений христиан. Твердый национальный характер египтян проявился по окончании религиозных преследований в организации монашеского движения, прославившегося своей суровой дисциплиной. Монастырская организация, созданная в Египте такими иерархами церкви, как Антоний и Пахомий на протяжении веков служила примером для европейского монашества.

Раскол в египетской церкви

Христианство в Египте формировалось в условиях давления со стороны сохранявшейся древней языческой культуры, гонений Рима и возникновения ряда новых соперничавших религиозных и философских течений, которые, по убеждению христиан, представляли собой ереси. Одно из них, гностицизм, возникло одновременно с христианством. Гностики пользовались христианскими священными рукописями и создавали собственные работы духовного содержания, многие из которых были обнаружены впоследствии в Египте. На протяжении 3–4 вв. особой популярностью в Египте пользовалось манихейство, дуалистическое философское направление, утверждавшее деление мира на добро и зло. Сохранилось несколько манихейских рукописей на коптском языке, написанных с использованием греческого алфавита с добавлением ряда букв, заимствованных из египетского демотического письма. С распространением коптской письменности из употребления практически вышли три древнеегипетских шрифта: иероглифический (на котором с незапамятных времен оставляли надписи на храмах и памятниках), иератический (на котором в греко-римский период создавалась религиозная литература) и демотический (использовавшийся в делопроизводстве и светской литературе). Эти шрифты были преданы забвению и были расшифрованы только в начале 19 в. французским египтологом Шампольоном.

Использование коптского языка знаменательно также с точки зрения возникновения местного религиозного направления в египетской христианской церкви. Это был язык монахов, многочисленность и религиозное рвение которых превращало их в серьезную силу в ходе теологических диспутов, которые будоражили церковь в 4–5 вв. Правда, самые известные из них – епископ Александрийский Афанасий (328–373), противник арианской ереси, и епископ Александрийский Кирилл (412–444), способствовавший падению несторианства, – писали свои труды на греческом языке. Дух упорства и твердой веры в свои убеждения, характерный для египетских христиан, особенно проявился на Халкидонском соборе, на котором преемник Кирилла патриарх Александрийский Диоскор выступил в поддержку монофизитского учения. По решению этого собора монофизитство было объявлено ересью, а сам патриарх был низложен. Египетская церковь отказалась подчиниться решению собора, решив пойти на раскол. В 5 в. почти по всему Египту распространилось христианство монофизитского толка.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 99.