Б. ОБРЕЧЕННОСТЬ СОТВОРЕННОГО МИРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диссонансом в гармонию мироздания Божьего, к-рое после сотворения было "хорошо" (Быт 1), ворвался грех. Человек, одар. дыханием Божьим, ставший образом и подобием Бога и предназнач. быть Его представителем в сотвор. мире, вступил в общение с богопротивной силой. Грехопадение Адама, навлекшее проклятие вины и смерти на все представляемое им человечество, увлекло к погибели и все творение (Быт 3:17 и след.; Рим 5:12 и след.), и ныне "вся тварь совокупно" стенает об искуплении (Рим 8:19 и след.). Весь мир подчинился влиянию и власти сатаны, "бога", "князя" этого мира (Мф 4:8 и след.; Ин 12:31; 16:11; 2Кор 4:4; Еф 2:2). Сотвор. мир, вступающий в радикальное противоречие с Божьим миром (Евр 9:11), покорился суете (Рим 8:20); человечество оказалось заключ. в непослушание и в неверие (Рим 11:32). Хотя Бог и в этом гибельном мире "не перестал свидетельствовать о Себе" (Деян 14:17) - и это лишает человека всякого извинения, - но сердце человеч., омрач. непослушанием, извращает Божье творение (Рим 1:19 и след.).

 

В. ТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА

В Ис 11:6 и след.; 65:25 обещано исчезновение взаимной враждебности, свойств. падшему творению. Осуществление этого обетования связывается с явлением "отрасли от корня Иессеева" (Ис 11:1). У Бога есть замысел обновления падшего мира (см. Еф 1:10; Кол 1:28 и след.), основ. на Его любви: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11:32). То, что Он планировал с начала мира, но хранил в тайне, то "ныне", когда пришло время, Он осуществил в Христе и позволил возвестить всему миру (Рим 14:25 и след.; Гал 4:4; Еф 1:9 и след.; Кол 1:26; 2Тим 1:10). Одноврем. с искупит. подвигом Христа, Который является "началом [нового] создания Божия" (Кол 1:18; Откр 3:14), сатана утра-чивает свое право обвинять учеников Иисуса пред Богом (Лк 10:18; Ин 12:31), а также и свое абсолютное господство над этим миром: тот, кто через возрождение стал человеком "во Христе", является уже "новой тварью" (2Кор 5:17; Гал 6:15; ср. также Ин 1:13; Еф 4:24; Кол 3:10), "творением, созд. во Христе Иисусе на добрые дела" (Еф 2:10), в то время как до этого он был заключен в "плоть", т.е. в сотвор. мир, находящийся под властью сатаны и обреч. Господом на уничтожение. Через преображение в образ Иисуса "от славы в славу" (2Кор 3:18) верующий восстанавливает стертое подобие образу Бога (Рим 8:29; 1Кор 15:49; Кол 3:10; Еф 4:24). Возрожденному ясно открывается, что этот мир является падшим, неискупленным миром, но не "в себе самом", а из-за своих тесных отношений с богопротивными силами (Рим 14:14; ср. Мк 7:14 и след.; 1Кор 10:26 и след.; а также Кол 2:20 и след.; Тит 1:15). "Всякое творение Божие хорошо и ... непредосудительно", если принимается верующим с благодарностью, потому что оно освящается словом Божьим и молитвой (1Тим 4:3-5). Новое творение, проявляющееся в -> возрождении отдельных верующих внутри этого обреч. на погибель мира, указывает в конечном итоге на то, что и весь сотвор. мир познает "возрождение" (Мф 19:28). Небо и земля, о к-рых говорится в Быт 1:1, перестанут существовать (Мк 13:31) и сменятся "новым небом" и "новой землей" (2Пет 3:13; Откр 21:1), "на которых обитает правда". Это новое творение будет окончат. откровением Христа, приносящим освобождение всему стенающему творению (Рим 8:21).

 

Сотник

Сотник -> Начальник, вождь (II,1).

 

Софар

Софар [евр. Цофар, возм., значение имени связано с евр. "пищать", "щебетать", один из трех друзей Иова. С. был родом из Наамы (Иов 2:11; 11:1; 20:1; 42:9).

 

Софонии книга

Софонии книга -> Книга пророка Софонии.

 

Софония

Софония -> Цефания (2-4).

 

Сохо

Сохо (в Синод. пер. также Сокхоф): 1) город в иуд. Шефеле (в Синод. пер. - "на низменных местах", Нав 15:35), располож. между Одолламом и Азекой в -> Долине дуба (1Цар 17:1,19; см. карту на стр. 216). С. был укреплен Ровоамом (2Пар 11:7), а во времена Ахаза завоеван филистимлянами (2Пар 28:18). Ср. карту на стр. 840; 2) город на горе Иудиной (Нав 15:48), совр. Хирбет-Шувеке, между Анавом и Эстемо, в 16 км юго-зап. Хеврона. Подразумевается ли в 1Пар 4:18 именно этот город или речь идет о вышеназв. городе, неизвестно; 3) город на вост. границе равнины Сарон (3Цар 4:10, в Синод. пер. - Соко), упоминаемый еще в надписях Тутмоса III, а позднее - Сисака. Ныне Телль-эр-Рас, близ Эш-Шувеке, в 3 км сев. Тул-Карма. Эта местность была заселена начиная с бронзового века и вплоть до визант. периода. Ср. карту на стр. 926; 1004.

 

Союз, завет

 

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА

Евр. слово берит - "соглашение", "союз" - встречается в тексте ВЗ 285 раз. Его этимология окончат. не выяснена. Судя по Быт 15:9 и след. и Иер 34:18 и след., оно происходит от араб. слова "рассечение", судя же по Иез 20:37 - от аккад. бириту - "кандалы", "узы". Существуют и другие объяснения происхождения слова берит: от аккад. бирит - "между", от евр. бара - "есть" (Исх 24:9-11) или, согл. 1Цар 17:8, от евр. бара - "видеть", "избирать". Слово "завет" встречается в Библии в целом ряде характерных словосочетаний: "вступить в завет", "преступить (нарушить) завет", "поставить завет", "положить завет", "хранить (соблюдать) завет". Чаще всего (86 раз) встречается словосочетание "рассекать завет" (в Синод. пер. оно обычно передается как "поставить завет" или "заключить завет"). (О происхождении этого выражения см. в конце п. II.) К этой же смысловой группе относятся след. понятия: -> ковчег завета, -> Книга Завета, -> обрезание, -> завещание, -> завет соли и кровь завета. Слова "завет" и "союз" не являются букв. переводом соответств. евр. слова, они, скорее, передают его общий смысл. Берит можно перевести также как "договор", "условие" и т.д.

 

II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗА, ЗАВЕТА

В Библии заключение С. имеет целый ряд особен-ностей и представляет собой довольно сложный процесс. Так, заключение С. между Иако-вом и Лаваном (Быт 31:44 и след.) было порождено чувством правовой незащищенности и включало след. этапы (ст. 43 и след.): 1) устанавливался памятный знак, призванный свидет-вовать о заключении С. (ст. 45: камень-памятник и холм из камней; ср. ковчег завета, Книга Завета, скрижали завета); 2) оговаривались и принимались взаимные обязат-ва (ст. 50,52); 3) в свидетели призывался Бог или некое божество (ст. 50,53); 4) приносилась клятва (ст. 53); 5) совершалось жертвоприношение (ст. 54); 6) заключение С. завершалось совместной трапезой (ст. 54). Однако процедура могла быть и иной. Напр., С. мог заключаться через пожатие рук (Иез 17:18). В других случаях особая роль от-водилась окроплению "кровью завета" (Исх 24:8; Зах 9:11), олицетворявшей жизненную силу, или жизненную субстанцию. Вместо заключит. трапезы (Чис 18:19; ср. Быт 26:28, 30; 31:46,54; Нав 9:14) мог совершаться "завет соли", когда для закрепления С. обе стороны совместно съедали немного соли. В Быт 15:9 и след. подробно описан древний обычай, к-рый затем упоминается в Иер 34:16 и след.: туши жертв. животных рассекали пополам и части их складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство, через к-рое проходили стороны, заключающие С. Тем самым участники процесса как бы говорили, что, если они нарушат С., с ними произойдет то же, что и с этими животными. Среди различных свидет-в заключения договора следует особо выделить обряд обрезания (см. Быт 17).

 

III. СОЮЗ КАК ПРАВОВОЙ АКТ

1) С. (завет) мог заключаться как между отдельными людьми, так и между родами, коленами и народами (Быт 31:44,49 и след.; Нав 9:3-27; 1Цар 18:1-4; 20:8,17,23,42; 2Цар 5:1-3; 3Цар 5; 20:34; Иез 17:13 и след.). Стороны, заключавшие С., вступали в определ. правовые отношения друг с другом, причем права и обязанности сторон оговаривались до мельчайших деталей (Быт 31:44,50,52; Лев 25:17 и след.; 2Цар 3:13 и след.; 3Цар 5:12). Различия в социальном статусе партнеров, их правах и обязанностях не были препятствием для заключения С. (ср. Авраам и Авимелех, Быт 21; Иисус Навин и гаваонитяне, Нав 9; Давид и Ионафан, 1Цар 18; 20); 2) С. считался свя-щенным, т.к. обычно он заключался "пред лицом Господа" (1Цар 23:18) или к.-л. божества и каждая из сторон призывала свое божество в свидетели (Быт 31:50,53). Нарушение С. становилось грехом против Бога (Быт 31:53; Ам 1:9) и вызывало Его гнев. С. скреплялся клятвой (Быт 31:53; 2Цар 21:7), в к-рой партнеры часто призывали проклятия на свою голову в случае, если они нарушат соглашение. Следствием заключения С. были мир и единство, обусловленные выполнением каждой из сторон своих обязат-в по отношению к партнеру. Выполнение договора часто требовало от сторон "верности и мило-сердия". В случае заключения С. между Давидом и Ионафаном речь шла не просто об установлении дружеских отношений, к-рые могли возникнуть и без заключения С. (1Цар 18). Вступив в С., Давид и Ионафан приняли на себя определ. обязат-ва (1Цар 20:8: хранить верность договору, проявлять милосердие), к-рые остались в силе даже после смерти одного из партнеров (Ионафана, 2Цар 21:7). Личная симпатия обоих мужей (1Цар 18:1,3) привела к заключению С., что поставило их взаимоотношения на правовую основу, а это подразумевало гораздо большие, чем просто дружеские, обязат-ва; 3) заключение С. имело важное значение для соци-ального и полит. развития Израиля. Наряду с кровным родством С. долгое время оставались единств. способом упорядочения межчеловеч. отношений. Вплоть до эпохи царей колена Израиля были объединены именно таким образом (см. 2Цар 5:1-3). Но после того как соглашения между коленами утратили свое значение, С. принял форму целевого договора (ср. 3Цар 5:12; 15:19; Ос 12:1). Существовали договоры между гос-вами и торг. договоры, в к-рых идея братства, заложенная в понятии С., утрачивалась.

 

IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ

Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, к-рый по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязат-ва. В правовом отношении, однако, человек не может быть достойным партнером Бога. И если Бог все же вступает с ним в С., то это лишь свидет-во того, что Божий завет выходит за рамки понятия правового С. (-> Святость.) В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов: 1) ЗАВЕТ С НОЕМ (Быт 6:18; 8:21 и след.; 9:8-17): Бог обязался "не истреблять более всякую плоть" и обещал Ною многочисл. потомство. Ной, со своей стороны, обязан был отказаться от употребления в пищу крови животных и от совершения убийства. Свидет-вом завета стала радуга. Божьи благословения относились не к одному только Ною, они распространились затем на всю землю и на все человечество (Быт 9:13,17); 2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ (Быт 15:7-21; 17:3-14): Бог обещал Аврааму бесчисл. потомство и владение Ханааном. Авраам, в свою очередь, обязался совершать обрезание, служившее свидет-вом завета. Упоминания об этом завете постоянно встречаются в тексте НЗ. Заключ. позднее на горе Синай завет не заменил завета с Авраамом, а значительно дополнил его (Исх 32; 33:1; Рим 4:13 и след.; Гал 3:17 и след.); 3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ (Исх 19-24): Бог обязался сделать Израиль "собственным Его народом", а народ должен был сделаться "святым народом" (см. Исх 19:5 и след.; Втор 26:17 и след.; Иер 7:23; Иез 11:20; Ос 2:23 и т.д.). Свидет-вом завета стали Десять Заповедей (хранившиеся в ковчеге завета) и -> Книга Завета (Исх 24:4,7; вероятно, имеется в виду собрание законов в Исх 20:22-23:33), в к-рых подробно изложены обязат-ва Израиля. Заключение завета сопровождалось жертво-приношением, окроплением народа "кровью завета" (Исх 24:8) и трапезой в присутствии Бога (Исх 24:11). Создав себе идола, израильтяне нарушили завет, однако этот С. был торжественно восстановлен (Исх 34:27), ибо Бог милостив и верен завету, даже если другая сторона не выполняет свои обязат-ва (Исх 34:6-9). Еще раз завет был подтвержден в земле Моавитской (Втор 29). При этом были заново записаны заповеди и воздвигнуты памятные камни, а на горах Гевал и Гаризим были произнесены соответственно проклятия и благословения (Втор 27). Этот завет обновлялся трижды: а) при ИИСУСЕ НАВИНЕ, на народном собрании в Сихеме (Нав 24): инициатором обновления завета был Иисус Навин, к-рый в изменившихся обстоят-вах призывает народ остаться верным Богу. Подробно изложив историю отношений Бога с Израилем, он предоставил народу возможность выбора между Богом и языч. божествами. Затем был установлен памятный камень (в качестве свидетеля слов Господних) и записан возобновленный договор; б) при ИОСИИ, в ходе проводившихся реформ (4Цар 22,23): после прочтения найденного в доме Господнем Закона Моисеева царь, народ и священники возобновили свои обязат-ва перед Богом, к-рые заключались в восстановлении культа, очищении его от элементов идолопоклонства, возрождении праздника Пасхи. Свидет-вом этого С. стала "Книга Завета" (возм., книга Второзаконие или ее часть, напр. гл. 12-27); в) при ЕЗДРЕ (Неем 8-10; Езд 10:3): народ исповедал свои грехи и обязался вновь исполнять заповеди Закона Моисеева, прежде всего в отношении празднования субботы, уплаты десятины и отказа от смешанных браков. Завет был подписан князьями и священниками (Неем 9:38); 5) кр. того, особые заветы были заключены с Давидом (2Цар 7; ср. Ис 55:3; Иер 33:21,26), Финеесом (Чис 25:11 и след.) и левитами (Мал 2:4,8). В основе завета с ДАВИДОМ лежит пророчество Нафана (2Цар 7). Из Пс 2 и 109 становится очевидным, что этот завет - одно из важнейших мессианских обетований как ВЗ, так и НЗ.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.