В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знаменательна встречающаяся в нек-рых местах ВЗ самооценка праведников (Иов 27:6; Пс 17:21,24). "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Нек-рые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Ис 64:5; Дан 9:18); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Ис 45:24 и след.).

 

Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ

Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Ис 43:26; 48:1; 53:11; 57:12; 58:2; 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Ис 45:8,23 и след.). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис 40:1 и след.; 51:17 и след.; 54:7 и след.; 60:17 и след.; 61:1 и след.). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.

 

II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

 

А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ

В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово "праведность" встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла - 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность - это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1Ин 3:7; Откр 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Мф 5:10; 1Пет 3:14); страдание "доставляет мирный плод праведности" тем, кто "научен через него" (Евр 12:11). "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1Пет 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Мф 5:6); преследуемым праведникам обещано утешение - "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (2Пет 3:13); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деян 17:31).

 

Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА

1) праведность, основанная на вере. Праведность - это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, к-рое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, к-рая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, "в прежней жизни" неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Флп 3:4 и след.) и воспринимавший праведность как заслуженную "безупречным" поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деян 9:1 и след.), Павел осознал, что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (Еф 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (Гал 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (Рим 3:20). "Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою", а не под Божьей правдой (Гал 3:10). "Христос сделался для нас ... праведностью" (1Кор 1:30), потому что "не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (2Кор 5:21 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Праведность - это Божий дар в Иисусе Христе (Рим 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, - в мире греха. Эта праведность становится реальной через -> веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом "праведностью от веры", "праведностью веры" (Рим 4:9,11,13; 9:30; 10:4,6; Гал 5:5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа; 2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых" (Рим 3:8; ср. 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (Рим 6:2)! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом - все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу (2Кор 5:9 и след.). Павел убедительно призывает нас к праведности (Рим 6:13,16,18-20; 9:30; 2Кор 9:10; Еф 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.

 

Срам, посрамить, позорно

Срам, посрамить, позорно - эти слова в Синод. пер. передают значение различных евр. и греч. слов, к-рые связаны с понятиями: -> стыд, -> бесчестие, -> насмешка.

 

I. Люди нередко бесчестят и позорят себя и др. людей. К этому ведут, напр., половая распущенность и насилие (Быт 34:5; 2Цар 13:11 и след.; Рим 1:24,27), а также глупость. Глупый человек является позором для своей ма-тери (в Синод. пер. - "пренебрегает") (Притч 15:20). Люди стремились унизить Иисуса, но он "пренебрег посрамлением" (Евр 12:2). Среди обвинений, к-рые Павел вынужден был предъявлять собств. народу, есть и такое: хвалишься Законом, а преступлением его бесчестишь Бога (Рим 2:23). Верша суд, Бог стремится не дать впредь бесславить Свое святое имя (Иез 39:7).

 

II. Бог вершит отмщение гордецам и безбожникам; народ, покрывший себя бесчестием и стыдом, предается вечному С. (Пс 70:13; 77:66; 131:18; Ис 20:5; 37:27 и проч.).

 

III. Совершенно иной опыт и иная судьба у верующего. Еще псалмопевец говорил: "Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя" (Пс 24:3; ср. Ис 54:4). Тем более Христос, камень преткновения и камень соблазна для неверующих как в наше время, так и при Своем Втором пришествии, не посрамит тех, кто ве-рой ищет прибежища у Него (Рим 9:33), пребывает в Нем (1Ин 2:28) и надеется на Него (Рим 5:5). На этом основана и убежденность Павла в том, что он ни в чем не будет посрамлен (Флп 1:20).

 

IV. Чтобы преуспеть в -> освящении, без к-рого духовное служение утрачивает силу, человеку необходимо отвергнуть "скрытные постыдные дела" (2Кор 4:2). Ученик Христов не должен участвовать в "бесплодных делах тьмы" (Еф 5:11 и след.); в своем служении он призван удерживаться от постыдной корысти (Тит 1:11; 1Пет 5:2). При этом условии он может сохранить внутр. мир и спокойствие, даже если его путь проходит через "честь и бесчестие", через добрую или худую молву (2Кор 6:8).

 

Сребреник

Сребреник -> Деньги.

 

Сребролюбие

Сребролюбие -> Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие.

 

Средиземное море

Средиземное море, С.М. именуется в Библии "великим морем" (Чис 34:6,7; Иез 47:19, 20), "великим морем к западу (или на запад) солнца" (Нав 1:4; 23:4), "морем Филистимским" (Исх 23:31), а также "морем западным" (Втор 11:24; 34:2; Зах 14:8). Побережье С.М. являлось зап. границей историч. тер. Израиля (Чис 34:6), поэтому слово "море" [евр. йам] употребляется в значении "запад" (Ос 11:10; в Синод. пер. - "запад"). В древнейшие времена израильтяне не были знакомы с судоходством, т.к. большая часть побережья С.М. тогда еще не входила в состав их тер. и судоходство всецело находилось в руках финикийцев. О землях, располож. на "дальних" по-бережьях С.М. - вне самого Ханаана и прилегающих к нему стран, в Библии поэтому говорится как об (удаленных) "островах" (см. Быт 10:5; Пс 71:10; Ис 41:5; 42:10,12; Иер 31:10; Иез 27:15 и др.). Однако пр. Исаия предсказал наступление времени, когда Израиль возрадуется и затрепещет сердце его, потому что к нему "обратится богатство моря" (Ис 60:5,9). И отдаленные "заморские" земли - "острова" должны ожидать возвещения закона Божьего, к-рый будет им проповедан из Израиля (Ис 42:4; ср. Ис 2:2-4).

 

Средние ворота

Средние ворота -> Иерусалим (III,В).

 

Средства к существованию

Средства к существованию. Если простые израильтяне зарабатывали на жизнь физич. трудом, то левиты, священники и цари жили за счет приношений (доходы такого рода называются в евр. яз. тевуа): 1) по-скольку -> левиты не получили в Ханаане земельного удела (Чис 18:20) и не имели права заниматься к.-л. ремеслом, то им причиталась десятина от плодов земли и скота (Чис 18:21-24). Левиты пользовались правом участвовать в праздничных трапезах наравне с пришельцами, сиротами и вдовами (Втор 14:29; 16:11). В период царств и после вавил. плена народ, по-видимому, стал пренебрегать своими обязанностями по отношению к священникам и левитам, так что об этом приходилось напоминать (2Пар 31:4 и след.; Неем 10:36 и след.; Мал 3:8-10); 2) приношения свя-щенникам состояли из первородных животных (-> Первородство, первородный) и "первых произведений земли" (Чис 18:8-19), а также из -> десятины от того, что получали левиты (ст. 26-32). Кр. того, священники получали часть воен. добычи (Чис 31:25 и след.) и долю от приносимых жертв (Лев 5:16; 7:8; 4Цар 12:16); 3) состояние царей складывалось из добровольных подношений (1Цар 10:27; 3Цар 10:25), доходов от принадлежавших царям земельных владений (1Цар 8:12; 1Пар 27:25-31; 2Пар 26:10) и -> дани, взимаемой с покоренных народов (2Цар 8:2). -> Соломон взимал в качестве -> податей натуральные продукты (3Цар 4:7), использовал подневольный -> труд (3Цар 5:13 и след.). Кр. того, он извлекал доходы из торговли и судоходства (3Цар 10:22,28).

 

Срубать (отсекать)

Срубать (отсекать), т.е. насильственно и быстро отделять острым инструментом.

 

I. О дереве, не приносящем доброго плода (Мф 3:10; 7:19; Рим 11:22). Это образ карающего суда Божьего, к-рый настигает того, кто не приносит плодов веры и любви. Он символизирует насильственное и болезненное отлучение от общения с милосердным Богом и утрату вечной жизни.

 

II. Слова Иисуса об отсечении руки или ноги, если они нас соблазняют, становясь нам ловушкой (Мф 5:30; 18:8 и след.), означают немедленное и радикальное освобождение от всего, что препятствует укреплению веры или освящению. Что-то вполне положительное само по себе (как, напр., работа, семья, иск-во и т.д.) может так захватить нас, что станет проводником греха, и мы в своей жизни уже не будем отводить Богу первое место. Если происходит нечто подобное, то это надо "отсечь". Не может быть точных указаний, годных для всех, о том, что подлежит "отсечению", каждый должен решать для себя сам - в зависимости от своих жизненных обсто-ят-в.

 

Стадий

Стадий -> Меры длины, площади, объема и веса (2).

 

Стадо

Стадо: 1) -> Животноводство (IV); 2) в метафорич. значении С. - это Божий народ (Иез 34:2) и Церковь Христова (Лк 12:32; Ин 10:16). -> Пастырь.

 

Стакти

Стакти. Др.-евр. слово натаф (собств. "капля") [от греч. стактост, "капающий"] означает благовонную смолу, к-рая упоминается только в Исх 30:34 как составная часть священного курения для скинии. Невозможно с уверенностью установить, идет ли здесь речь о смоле фисташки мастичной (-> Мастиковое дерево) или о смоле стиракса.

 

Стан

Стан.

 

I. О местах, где израильтяне разбивали С. после исхода из Египта, -> Переход через пустыню.

 

II: 1) Библия дает точные сведения о том, как был устроен С. израильтян в период их странствования в пустыне (Чис 2; 3:23,29,35,38). В центре С. находилась скиния собрания - место присутствия Бога (Чис 2:2). Вокруг ски-нии располагались израильтяне - по три ко-лена с каждой из четырех сторон света. С вост. стороны, под знаменем Иуды, размещались колена Иссахара и Завулона; с юж., под знаменем Рувима, - колена Симеона и Гада; с зап., под знаменем Ефрема, - колена Манассии и Вениамина и с сев., под знаменем Дана, - колена Асира и Неффалима. О том, в каком порядке колена выступали на марше, говорится в Чис 10:11-28. Каждое колено располагалось по семействам (Чис 2:2). Между шатрами двенадцати колен и скинией собрания разбивали свой С. левиты (ст. 17). Потомки Каафа, на попечении к-рых находились свящ. предметы, размещались с юж. стороны скинии (Чис 3:29,31), а гирсоняне (ст. 23-26) и потомки Мерари (ст. 33-37), отвечавшие за перенос скинии и ограды двора, - соотв. с зап. и сев. сторон. Перед входом в скинию собрания, с вост. стороны, разбивали свои шатры Моисей, Аарон и священники (ст. 38);

 

2) место, где израильтяне должны были разбить С., им указывало облако Господне; оно опускалось и покрывало скинию, а когда поднималось, это было знаком того, что пора отправляться в путь (Чис 9:15-23). Звуки труб священников служили сигналом к снятию С. (Чис 10:2,5-8). Впереди, указывая путь, двигался ковчег завета (ст. 33), находившийся под защитой Господа, о даровании к-рой молился Моисей (ст. 35). Со времени заключения завета израильтяне постоянно - и в С. (Чис 9:15), и на марше (Чис 10:34) - наблюдали Божье присутствие в облачном и огненном столпах (Чис 14:14); 3) присутствие Св. Бога обязывало народ к святости и чистоте (Втор 23:14). Прокаженные, "осквернившиеся" и др. должны были покинуть С., место общения с Господом (Лев 13:46; Чис 5:1-4; Втор 23:10 и след.). Жертва за грех сжигалась вне С. (Исх 29:14; ср. Евр 13:11-13); за его пределами совершалось также исполнение смертного приговора (Лев 24:14). Только очистившись, осквернившиеся могли вновь войти в С. (Чис 31:19-24). В Евр 13:13 выход за С. символизирует уход из иуд. общества, совершаемый ради Иисуса Христа.

 

Старейшины

Старейшины

 

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В ВЗ звание или -> должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18; Чис 22:7; Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность (Исх 18:21; Втор 1:13,15). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. (-> Ко-лено.) Согл. Втор 31:9-13, С. вместе со священ-никами должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей (Втор 19:12; 21:19 и след.; 22:15-18; Нав 20:4; Руфь 4:2,4,9,11; 3Цар 21:8,11; 4Цар 10:1,5). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, к-рые рассматривались священниками и официальными судьями (Втор 17:8-13; ср. 2Пар 19:8-11). Моисеем были назначены "семьдесят старейшин". Согл. Исх 18, это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согл. Чис 11:16, - по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями (Чис 11:25 и след.).

 

II. В ИУДАИЗМЕ

В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства - как в среде угнанных в плен (Иер 29:1), так и среди израильтян, оставшихся на родине (Иез 8:1 и след.; Иер 26:17 и след.). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. (Лк 7:3).

 

III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синод. пер. - "пресвитеры"; от греч. пресбютерос, "старейший") для людей, к-рые руководят Иерусалимской церковью (Деян 11:30; 15:2,4; 21:18), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ.

 

А. НАЗНАЧЕНИЕ

В НЗ говорится о назначении С. (пресвитеров) -> Павлом и -> Варнавой (Деян 14:23) или Титом по поручению Павла (Тит 1:5). Павел придает большое значение тому, что призвание пресвитеров изна-чально совершается Св. Духом (Деян 20:17,28; в ст. 28 С. одноврем. названы епископами, греч. эпископой; в Синод. пер. - "блюстителями"). Назначение на пост С. может совершаться и посредством избрания. Были назначения, совершенные апостолами (см. выше). В Деян описывается, как для того, чтобы устранить непорядок, семь человек из числа "изведанных" назначаются в соотв. с определ. критериями (доброе имя, исполненность Св. Духом, мудрость) на особое служение в руководстве общиной (слово С. здесь не применяется): "и избрали Стефана..." Их введение в предназнач. им служение было совершено посредством молитвы и возложения рук, и Господь дал на это Свое благословение. Избрание людьми и назначение Св. Духом не противоречат одно другому, а представляют собой две стороны одного явления. (Ср. в этой связи Деян 15, где после обсуждения значит. разногласий провозглашается: "Ибо угодно Святому Духу и нам...", ст. 28). Т.о., Бог снисходит к нам, нередко осуществляя Свою волю через человеч. решение. Облеченные полномочиями С. необходимы для созидания общины. О них надо молить Господа так же, как и обо всех "делателях на жатве" Божьей (Мф 9:38). В 1Тим 4:14 есть слова о "возложении рук пресвитерства" (в Синод. пер. - "священства"). Здесь невозможно точно установить, имеется ли в виду возложение рук на пресвитеров или то, что Тимофей стал пресвитером через возложение рук. В иудаизме возложение рук было принято при посвящении в сан раввина. Посредством возложения рук передавались и духовные дары, помогающие человеку в служении (2Тим 1:6; в Синод. пер. - "чрез ... рукоположение").

 

Б. СЛУЖЕНИЕ

С. вначале в какой-то степени были помощниками апостолов в отд. общинах и трудились в живом контакте с ними. В общине С. пророчествовали, проповедова-ли Евангелие или были пастырями и учителями. Вместе с апостолами они решали вопросы, касающиеся отношения христиан из язычников к иуд. закону (Деян 15:6). В 1Тим 5:17 и след. и в Тит 1:5 и след. названы необходимые черты личности и требования, предъявляемые к поведению пресвитера (в Тит 1:5,7 пресвитер приравнен к епископу). Этот перечень приводится, конечно, не только для решения вопроса о том, кто достоин стать С., но и как вспомогательное средство для самоконтроля и духовного роста. В 1Пет 5:1-4 (Синод. пер. неточен, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) высказываются предостережения пресвитерам (и только затем следуют на-поминания "младшим", чтобы они подчинялись им), здесь же идет речь о пастырском служении. Т.о., С. должны были прежде всего заботиться о душах верующих. В задачу пресвитеров входило также и -> исцеление больных посредством совместного возложения рук (Иак 5:14). В этой связи звучит призыв к взаимному исповеданию грехов (ст. 16). Упорядочение отношений между членами общины и устранение разного рода трудностей составляют основу служения С. Апостолы могли и сами исполнять служение С., как и другие церковные должности (1Пет 1:5 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Пресвитером или С. (в Синод. пер. - "старцем") называет себя и автор 2-го и 3-го посланий Иоанна (в обоих случаях в 1 ст.), причем это обозначение следует понимать прежде всего как почетное звание носителя и продолжателя апостольской традиции. В данном случае перед нами не должностное лицо, а скорее, человек, высоко ценимый и почитаемый в христ. общинах, слово к-рого обладало высоким авторитетом.

 

Старость

Старость. С. - последний отрезок жизни, когда время деторождения уже прошло, хотя Бог может даровать детей и родителям, находящимся в преклонном возрасте (Быт 21:2,7; 37:3; 44:20; Лк 1:36; Евр 11:11). Плод всей жизни обнаруживается в обогащенной жизненным опытом мудрости стариков (Пс 36:25). Тот, кто, подобно Ровоаму, пренебрегает их советом, поступает неразумно и вредит себе (3Цар 12:6-8). Иоас и Озия тоже пошли своим путем после смерти своих старших советчиков (2Пар 24:17 и след.; 26:5,16 и след.). Но наряду с этим в Библии есть и предостережения от переоценки жизненного опыта. Бог может и стариков лишить разума (Иов 12:20), и тогда их притязания на превосходство в мудрости вызывает смех (ст. 12). Только Дух Божий дает человеку разум (Иов 32:6-9), и те, кто исполняет Его повеления смолоду, становятся умнее возгордившихся старцев (Пс 118:100). Однако при всех обстоятельствах остается неизменной заповедь Господа почитать родителей (Исх 20:12) и старших, особенно же не пренебрегать состарившейся матерью (Притч 23:22) и всегда вставать "пред лицем седого" (Лев 19:32). Часто упоминаемая седина (1Цар 12:2; Иов 15:10; Пс 70:18) представляет собой своего рода венец, естеств. украшение человека (Притч 16:31; 20:29). Глупо выглядит стремление не замечать своей седины и С. (это образно сказано в Ос 7:9 о Ефреме). Павел учил Тимофея относиться к старикам, как к отцам и матерям (1Тим 5:1 и след.); но и они должны быть примером детям и внукам (Тит 2:2-5) и возвещать им своим поведением могущество Божье (Пс 70:18). Многочисл. потомство до третьего и четвертого поколений (Быт 50:23; Иов 42:16) восхваляется как благословение С. (Притч 17:6) и даруется в обетованиях (Пс. 127:6). От внуков и правнуков ожидают помощи и заботы в С. (Руфь 4:15; 1Тим 5:4,8,16). Тот, кто доживает до преклонного возраста, кто входит в гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы (Иов 5:26), тот умирает "в старости доброй" (Быт 15:15; Суд 8:32; 1Пар 29:28), "престарелый и насыщенный жизнью" (Быт 25:8; 35:29; 2Пар 24:15; Иов 42:17) и "с миром" (Лк 2:29). Состоявшаяся жизнь обозначается словами "престарелый и насыщенный жизнью" (Быт 25:8; 35:29; 1Пар 23:1); но нередко С. сходит в могилу в сердечной боли и печали (Быт 42:38; 44:29), не с миром, а в крови (З Цар 2:6,9). Отсюда молитв. просьба к Богу: "не отвергни меня в старости ... не оставь меня" (Пс 70:9,18) и Его спасительный ответ: "И до седины вашей Я же буду носить вас" (Ис 46:4). Старый человек нередко утрачивает способность принимать решения и действовать: так было с Илием в отношении его сыновей (1Цар 2:22-25), с Давидом при попытке Адонии захватить цар. престол (3Цар 1) и с Соломоном, когда он позволил своим языч. женам склонить свое сердце к иным богам (3Цар 11:4). И царь в С. может стать неразумным (Еккл 4:13). Последний период старческой слабости передан в Библии без прикрас (2Цар 19:35; 3Цар 1:1-4; Еккл 12:1-5): нередко стариков мучают малодушие и недо-вольство; они уже не могут ясно отличить добро от зла. Ноги в С. становятся дрожащими и искривленными, подъем в гору и ходьба даже с посохом бывают затруднены (Зах 8:4). Зубы выпадают, глаза мутнеют или слепнут (Быт 27:1; 48:10; 1Цар 3:2; 3Цар 14:4; Еккл 12:3; ср., однако, Втор 34:7). Ослабевают слух и голос, еда и напитки кажутся безвкусными, а сон бежит от стариков. Кровь уже не греет по-настоящему, и время жизни окончат. проходит (3Цар 1:1-4). Тогда наступает время умирать, возвращаться к Богу, Который даровал жизнь (Еккл 12:6,7) и Который Сам есть жизнь.

 

Старый.

Старый. Это слово и его синонимы ("древний", "прежний", "ветхий") встречаются в Библии - исключая те случаи, когда речь идет о возрасте (-> Старость) - в трех значениях:

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.