Иск-во по своей природе тесно связано с Р. Как показывают раскопки, иск-во нек-рых стран Ближнего Востока, прежде всего Вавилонии и Египта, достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидет-вуют великолепные постройки, живописные и скульптурные изображения, тщательность отделки предметов обихода. Однако этого нельзя сказать об иск-ве Израиля. Вероятно, причина состоит в том, что, за искл. времени правления царя Соломона, при к-ром наиб. развития достигла архитектура, израильтяне как народ были значит. беднее своих соседей. Как свидет-вует историч. опыт, развитие иск-ва зависит от богатого правящего дома или отдельных покровителей, но действовавшее в Израиле земельное право препятствовало появлению большого числа крупных собственников, способных финансировать развитие иск-ва. Еще одна причина заключалась в том, что Закон запрещал народу Божьему поклоняться изображениям. Расцвет же иск-ва соседних народов был связан с тем, что художники развивали свои дарования, участвуя в сооружении и украшении храмов или создавая изображения языч. богов. Знаменат. поэтому, что в ВЗ мы находим упоминания о художеств. деятельности ремесленников, напр. в Ис 40:18 и след.; 41:6 и след., в связи с зарождением идолопоклонства. Если запрет на изображение человека означал отказ от скульптуры и живописи, то при изготовлении убранства главного святилища, -> скинии или -> храма, применялись все доступные средства, чтобы оформить его с максимальной торжественностью и роскошью. Это относится к литым столбам (3Цар 7:21) перед входом в храм, к искусно инкрустиров. золотом резьбе на стенах и дверях храма (3Цар 6:35), где были изображены пальмы, цветочные орнаменты и херувимы; к херувимам в Святом Святых; это же относится и к разноцветным покрывалам, украшенным вышивкой завесам (Исх 26:1 и след.) и к одеждам -> первосвященника. В IX и VIII вв. до Р.Х. был достигнут высочайший уровень мастерства в резьбе по слоновой кости. Деревянную мебель инкрустировали пластинками слоновой кости с вырезанными на них изображениями растений и животных. Иногда предметы мебели украшали резьбой по дереву, драг. камнями, обкладывали сусальным золотом. Не исключено, однако, что многие из этих предметов были привезены из соседних стран. Как показывают находки, ассортимент ювелирных украшений (-> Украшения) у израил. мастеров (златокузнецов) был довольно богатым, но они не достигали той степени совершенства, к-рая была присуща, напр., егип. или греч. мастерам. Производство керамики (-> Горшок), напротив, в самые ранние периоды достигло столь высокого уровня, что по совершенству форм и богатству росписи даже простые предметы обихода нередко превосходили изделия ремесленников соседних стран. Именно в иск-ве изго-товления кувшинов, ваз, светильников и других подобных предметов израил. ремесленники добились наибольшего успеха. Это еще раз подтверждает тот факт, что иск-во израильтян развивалось прежде всего как прикладное, и наибольших высот оно достигло в отделке предметов обихода, напр. в богатстве орнаментов; в то же время нет никаких свидет-в того, что у израильтян было развито изобразит. иск-во "в чистом виде". См. ил. на стр. 824-827.
Ремеф
Ремеф, город в уделе Иссахара (Нав 19:21), возм., тождествен левит. городу -> Иармуфу (2) или -> Рамофу (2). Ученые полагают, что Р. - это совр. Кохав-ха-Ярден, в 11 км сев. Бет-Шеана.
Реммон
Реммон -> Риммон (3).
Ремфан
Ремфан [евр. Кийюн], бог звезды, к-рого израильтяне почитали во времена странствования по пустыне (Деян 7:43). Это звездное божество, аккад. Кайавану (Сатурн), в Амос 5:26 упомянуто вместе с богом Сиккутом (в Синод. пер. - с Молохом). Использованное в Синод. пер. имя "Ремфан" восходит к Септуагинте (Райфан), где оно употребляется вместо евр. Кийюн.
Ресен
Ресен, ассир. город между -> Ниневией и -> Калахом (Быт 10:12). Возм., это совр. Саламие, располож. прим. в 5 км сев. Калаха.
Реума
Реума, наложница Нахора, брата Авраама (Быт 22:24). См. цвет. вклейку 1.
Рефаил
Рефаил [евр. Рефаэл, "Бог исцелил"], левит. привратник, сын Шемаии из рода Овед-Едома (1Пар 26:7).
Рефаимская долина
Рефаимская долина -> Долина Рефаимов.
Рефаимы
Рефаимы -> Исполины.
Рефаия
Рефаия [евр. Рефая, "Господь исцелил"]: 1) потомок Иссахара, сын Фолы (1Пар 7:2); 2) один из вождей колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:42 и след.); 3) сын Хура, начальник Иерусалимского полуокруга во времена Неемии (Неем 3:9); 4) потомок Зоровавеля (1Пар 3:21); 5) потомок Ионафана, сына Саула (1Пар 8:37; 9:43).
Рефай
Рефай [евр. Рефах, "богатый всяким добром"], ефремлянин, очевидно, сын Берии. Предок Иисуса Навина (1Пар 7:25).
Рефидим
Рефидим (от евр. глагола "распространяться"), место, где израильтяне располагались станом на пути к Синаю (Чис 33:14). Здесь Моисей ударом жезла добыл воду из скалы (Исх 17:1-7); здесь же на израильтян напали амаликитяне (ст. 8-16). Возм., что забивший из скалы источник - это совр. ручей Вади-Рафайид, находящийся прим. в 20 км сев.-зап. Синая. См. карту на стр. 706.
Реха
Реха, город в Иудее, местонахождение к-ро-го неизвестно (1Пар 4:12).
Рехав (Рихав)
Рехав (Рихав) (от евр. "скакать верхом"): 1) сын Реммона Беерофянина, к-рый вместе с братом Бааной убил Иевосфея (2Цар 4); 2) кинеянин, отец Ионадава (4Цар 10:15; 1Пар 2:55). -> Рехавиты; 3) отец Малхии, начальника Бефкаремского округа во времена Неемии (Неем 3:14).
Рехавиты
Рехавиты, потомки -> Рехава (2). Ионадав, сын Рехава и родоначальник рода Р., запретил своим потомкам пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники или ухаживать за ними. Всю свою жизнь они должны были жить в шатрах (Иер 35:6 и след.). Р. соблюдали заповедь своего праотца, и только вторжение Навуходоносора заставило их переселиться в Иерусалим (ст. 8-11). Послушание Р. Господь противопоставил непокорности жителей Иудеи (ст. 12-17) и дал Р. обетование сохранить их (ст. 18-19) во время исполнения суда над Иудеей. Во времена Ахава, когда народ Израиля стал жить богаче, а нек-рые семьи просто утопали в роскоши, в страну проникло идолопоклонство. -> Ионадав же придерживался простой жизни жителей пустыни и верно служил Господу (см. 4Цар 10:15 и след.,23). Р. уже самим своим существованием напоминали о Боге отцов и о необходимости вновь обратиться к Нему. В наст. время в Месопотамии и в Аравии существует секта Р., утверждающая, что продолжает традиции Р. Ветхого Завета. -> Кинеяне.
Рехавия
Рехавия [евр. Рехавья и Рехавьяху, "Господь проявил щедрость" или "Господь приумножил (распространил)"], сын Елиезера, внук Моисея (1Пар 23:17; 24:21; 26:25).
Рехов
I. Вероятно, кр. ф-ма от -> Рехавии: 1) отец Адраазара, царя Сувы (2Цар 8:3,11); 2) левит, вместе с Неемией подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:11).
II. "Свободное место": 1) погран. город в уделе Асира, переданный левитам (Нав 19:28,30; 21:31); 2) город на пути в Емаф, самая сев. точка, к-рой достигли соглядатаи израильтян, посланные в Ханаан Моисеем (Чис 13:22). Возм., тот же город, что и -> Беф-Рехов. Очевидно, ему тождествен и город Рехов, или Беф-Рехов, во времена Давида упоминаемый как сирийский (2Цар 10:8). Этот же Рехов, или Беф-Рехов сирийцев, комментаторы отождествляли и с Рихавом, располож. в 19 км сев.-вост. Джераша, на вост. берегу Иордана, или с Эр-Рухебе, что в 42 км сев.-вост. Дамаска. -> Сирийцы, Сирия (I,2); 3) еще один Р. упоминается уже в списке городов, захвач. Тутмосом III и Шешонком (библ. Сусакимом), а также на одной из надписей в Бет-Шеане. Это холм Телль-эс-Зарем (сев. израил. Рехова), в 5 км юж. Бет-Шеана (см. карту на стр. 1004; ил. на стр. 960).
Реховоф
Реховоф ("пространные места", "свободные места"): 1) колодец, к-рый рабы Исаака выкопали в пустыне Негев (Быт 26:22) и на владение к-рым герарские пастухи уже не претендовали. Совр. Хорвот-Реховот, лежащий в 35 км юго-зап. Беэр-Шевы; 2) "Реховоф, что при реке" (Быт 36:37; 1Пар 1:48), родной город -> Саула, царя эдомского. Возм., отзвук наименования города сохранился в названии реки Сейл-эр-Рехаб, левого рукава Вади-эль-Курахи (т.е. нижнего течения Вади-эль-Хеза), прим. в 15 км выше места его впадения в Мертвое море.
Реховоф-Ир
Реховоф-Ир, пригород -> Ниневии (Быт 10:11).
Рехум
Рехум (от евр. "смилостивиться"): 1) перс. чиновник (-> Советник) в Самарии, написавший письмо Артаксерксу с целью воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены (Езд 4:8 и след.,23); 2) один из пред-водителей израильтян, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2). В Неем 7:7 он, вероятно, в результате ошибки переписчика, назван Нехумом; 3) один из началь-ников левитов, к-рые вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:3); 4) левит, сын Вания. Помогал при восстановлении стены в Иерусалиме (Неем 3:17); 5) израильтянин, вместе с Неемией подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:25).
Рецеф (Рецев)
Рецеф (Рецев) ("раскаленный камень"), город, завоев. ассирийцами (4Цар 19:12; Ис 37:12) [ассир. Разаппа]. Это название встречается в ассир. надписях, обозначая разные населенные пункты. Вероятно, это совр. Резафе, располож. прим. в 130 км сев.-вост. развалин древней Пальмиры. См. карту на стр. 901.
Рецин
Рецин (возм., "источник"): 1) последний сир. царь, правивший в Дамаске. В клинописных надписях Тиглатпаласара III он назван Рацоном. Р. наравне с израил. царем Менаимом платил дань ассир. царю (743 г. до Р.Х.). Вместе с израил. царем -> Факеем Р. стремился принудить Иудейское царство к союзу против Ассирии; видимо, именно в этом заключалась цель воен. действий, начатых сирийцами и ефремлянами (4Цар 15:37; Ис 7:1,4,8; 8:6). Р. завоевал Елаф (4Цар 16:6). Тогда -> Ахаз, несмотря на предостережение Исаии, обратился за помощью к Тиглатпаласару, к-рый в 732 г. до Р.Х. завоевал Дамаск и убил Рецина (ст. 9); 2) родоначальник семейства нефинеев, возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:48; Неем 7:50).
Решетка
Решетка: 1) жертвенник всесожжения в скинии до половины своей высоты был окружен сетчатой медной Р. (Исх 27:4,5; 38:4). К четырем углам Р. были прикреплены кольца, в к-рые вдевались шесты (Исх 38:5). -> Алтарь; 2) под Р., о к-рую споткнулся Охозия (4Цар 1:2), подразумеваются перила на крыше или Р. на окне верхних покоев его дома. Подобные Р. устанавливались прежде всего на окнах, располож. на наружной стене дома и выходивших на улицу (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9). -> Дом, строительство дома.
Решето, просеивать
Решето, просеивать. Обмолоченное зерно очищали, пропуская его через Р. (Ам 9:9). Иисус говорит об искушениях сатаны, с к-рыми тот приступает к ученикам: "Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лк 22:31).
Решеф
Решеф ("пожар", "пламя"), ефремлянин, очевидно, сын Берии (1Пар 7:25).
Ржа
Ржа -> Хлебная ржавчина.
Ржавчина
Ржавчина, красно-бурый налет на железе, образующийся в результате окисления и ведущий к разрушению металла. В Иез 24:6,11 и след. Р. [евр. хэла; в Синод. пер. - "накипь"] является символом нечистоты, греха Иерусалима. Греч. слово иос (Иак 5:3) обозначает не только Р. на железе, но и зеленый налет на меди или латуни, а также потускнение благородных металлов. Ржа [греч. бросис, "разъедание"], упомянутая в Мф 6:19 и след. вместе с "молью", возм., обозначает какое-то насекомое.
Рибай
Рибай [евр. Ривай, "да рассудит Господь"], вениамитянин из Гивы, отец Иттая, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:31).
Рибла
Рибла, место на сев.-вост. границе Ханаана (Чис 34:11). Его точное местоположение неизвестно.
Ривла
Ривла, город в земле Емафской (4Цар 23:33; Иер 39:5), ныне Риблех на р. Оронт, в 34 км юж. Хомса (см. карту на стр. 219). В 608 г. до Р.Х. в Ривле располагалась ставка фараона Нехао (Нехо), а в 586 г. до Р.Х. - ставка Наву-ходоносора, к-рый приказал ослепить здесь Седекию, а его сыновей, как и других высо-копостав. иудеев, казнить (4Цар 25:6,7; Иер 39:5-7).
Ригия
Ригия, порт. город на юж. побережье Италии, ныне Рефио-ди-Калабрия. В Р. останавливался Павел по пути с Мальты в Рим (Деян 28:13). См. карту на стр. 688.
Рим
I. Город Р. был основан в 753 г. до Р.Х. на берегах р. Тибр. Первонач. поселения располагались на холме Палатин, впоследствии же были заселены и соседние холмы - Капитолий и Квиринал, а затем Целиев холм, Авентин, Эсквилин и Виминал. Поэтому Р. называют городом на семи холмах (ср. Откр 17:9). Он был столицей царства (по 510 г. до Р.Х.), а затем столицей республики (510-27 гг. до Р.Х.), к-рая в результате многочисл. войн завоевала Аппенинский п-в и все Средиземноморье. С началом единовластия -> Августа Р. стал им-перией и мировой державой. Под своей властью он объединил все известные земли, а "Римский мир" (Pax Romana) стал символом надежды на политич. освобождение. Возвращаясь из завоеванных стран, римляне приносили в свой город верования в богов покоренных народов и сооружали этим богам храмы. При этом все сильнее проявлялось стремление воздавать правящему императору божеств. почести. В Риме концентрировалась вся политич. и религ. власть.
II. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРИТЯЗАНИЕ РИМА НА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО встретило со-противление со стороны избранного Богом израил. народа (-> Зилоты), к-рый надеялся, что на земле будет установлено Царство Господа и что столицей этого Царства станет Иерусалим. Лишь после кровавого подавления двух восстаний (66-73 гг. и 132-135 гг.) Р. окончат. удалось стать победителем в этом противоборстве. (См. цвет. вклейку 69.) Первые контакты между Р. и иудеями произошли в 161 г. до Р.Х., когда Иуда Маккавей заключил с Р. договор о взаимной помощи (-> Маккавеи). В 63 г. до Р.Х. Помпей, покорив Сирию, присоединяет к Римской империи и Иудею. Нек-рое время Р. относился лояльно к местным князьям из рода -> Ирода Великого; но в 6 г. по Р.Х. Иудея и Самария становятся рим. провинциями, к-рыми управляет наместник. Резиденция наместника находилась в Кесарии, на Средиземноморском побережье. Порабощенные евреи были обязаны платить римлянам подати (Мф 22:17-21). Во время правления имп. Августа родился Иисус (Лк 2:1-7), на пятнадцатом году царствования Тиберия (-> Тиверий) явился Иоанн Креститель (Лк 3:1 и след.); в царствование того же императора состоялось распятие Иисуса. При -> Клавдии из Р. были выселены евреи (Деян 18:2); -> Нерон был тем императором, суда у к-рого потребовал Павел (Деян 25:11). Предсказанное Иисусом разрушение Иерусалима (Мф 24; Лк 19:41-44) совершил рим. военачальник Тит, впоследствии также ставший императором. Когда первые христиане стали разносить Благую Весть во все концы земли, неоценимую услугу в этом им оказали такие обстоят-ва, как огромные масштабы самой империи, объединившей в себе множество стран, а также распространение греч. яз. как языка межнац. общения. Но по-требовалось немного времени, чтобы эта ми-ровая империя начала кровавые гонения на христиан и их истребление. Р. превратился в зверя, все пожирающего и попирающего, преисполненного богохульных имен, в блудницу, упоенную кровью святых; но этой блуднице предсказан неминуемый суд (Дан 7:7; Откр 14:8; 16:19; 17:3-6,9,18; 18:2,10,21).
III. Имп. Клавдий издал указ о выселении всех евреев из Р. (-> Акила и -> Прискилла) (Деян 18:2). В Р. рано возникла христ. церковь, к-рой -> Павел направил одно из своих посланий (-> Послание к Римлянам, Рим 1:7,15; 15:23). Сам Павел не был основателем рим. церкви, но хотел посетить ее, возм., для того, чтобы сделать ее отправным пунктом будущих миссионерских путешествий на запад (в Испанию, Рим 15:23,24; Деян 19:21; 23:11). Павел апеллировал к суду императора и был доставлен в Р. как узник. Тем не менее вначале он мог проповедовать здесь беспрепятственно (Деян 28:16,31). Возм., этой проповедью Евангелия в столице тогдашнего мира был завершен опред. этап всемирной христ. миссии. В Р. Павел написал свои послания к ефесянам и колоссянам, а, возм., также Послание к Филиппийцам, Послание к Филимону и, согл. 2Тим 1:17, Второе послание к Тимофею. Апостол, находившийся в заточении в Р., констатировал: "Для слова Божия нет уз" (2Тим 2:9). Исследователи полагают, что в Р. было написано и Первое послание Петра, поскольку под "Вавилоном" в 1Пет 5:13, видимо, подразумевается Р. (см. выше, II). Из этого же места Свящ. Писания следует, что в Р. в это время находился -> Марк, к-рый, возм., написал здесь свое Евангелие.
Римляне
Римляне. В Библии Р. - это не только жители Рима, столицы империи, подчинившей себе многие народы (Ин 11:48; Деян 25:16; 28:17), но и все те, кто имел рим. гражданство, к-рое могло быть получено при рождении или приобретено каким-л. образом (Деян 16:21,37 и след.; 22:25-29). Рим. гражданин имел ряд привилегий. В отношении его запрещалось применять насилие, напр. связывать или бичевать без вынесения приговора, его нельзя было казнить через распятие, в случае судебного разбират-ва он мог обратиться в суд императора, к-рый в таком случае был единств., кто мог вынести решение по его делу (Деян 25:10 и след.; 26:32).
Риммон (Реммон)
Риммон (Реммон) ("гранатовое яблоко"): 1) скала, на к-рой искали спасения 600 вениамитян, бежавших в сторону пустыни (Суд 20:45,47; 21:13). Ученые предполагают, что она находится вблизи Риммонима, в 18 км сев.-вост. Иерусалима. В большой пещере (Шкаф-Дахер), располож. юж. этого места, могли укрыться 600 человек; 2) левит. город в уделе Завулона (Нав 19:13; 1Пар 6:77); вероятно, его можно отождествить с -> Димной. Это совр. Бет-Риммон, в 10 км сев. Назарета. См. карту на стр. 526; 3) город в уделе Симеона (Нав 19:7; 1Пар 4:32; Зах 14:10). Ср. -> Ен-Риммон -> Аин. Карта на стр. 896; 4) -> Хадад (I,1).
Римнон-Фарец
Римнон-Фарец ("гранатовое дерево расщелины"), место, где израильтяне располагались станом в пустыне (Чис 33:19), вероятно, совр. Накаб-эль-Биджар, прим. в 30 км от сев. берега залива Акаба. См. карту на стр. 706.
Римский язык
Римский язык -> Латинский язык.
Ринна
Ринна ["вопль (ликования или жалобы)"], израильтянин из колена Иуды, сын Симеона (1Пар 4:20).
Риса
Риса [греч. Реса], потомок Зоровавеля, предок Иисуса Христа (Лк 3:27).
Рисий
Рисий [евр. Реи], приближ. Давида, не поддержавший притязания Адонии на престол (3Цар 1:8).
Рисса
Рисса (от глагола "окроплять"), место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Чис 33:21); предположит. это Эль-Кунтилла, лежащая прим. в 60 км сев.-зап. Акабы на главной дороге в Эль-Кусейму (Ацмон). См. карту на стр. 706.
Ристалище
Ристалище - так в Синод. пер. передано греч. слово стадион, к-рое, как и в рус. яз., означает арену для спортивных состязаний (1Кор 9:24-26). Ап. Павел в своем служении уподобляет себя бегуну, к-рый должен бежать по обознач. трассе. Он призывает коринфян брать пример с таких состязующихся и, подобно им, прилагать все усилия для получения награды. -> Игра (III).
Ритор
Ритор. В Деян 24:1 под словом "Р." [греч. ретор] подразумевается адвокат, представляющий перед рим. наместником сторону жалобщика.
Рифат
Рифат, племя, происходящее от Гомера (Быт 10:3; 1Пар 1:6). Ученые предполагают, что Р. жили в Пафлагонии или в верхнем течении Евфрата, в районе города Арипсы (название к-рого встречается в хеттских текстах из БогазкЁя), располож. вблизи Эрзурума.
Рифма
Рифма ("куст дрока"), место между Асирофом и Римнон-Фарецом, где израильтяне останавливались во время своего странствования по пустыне (Чис 33:19). Возм., это совр. Вади-Абу-Ретемат, располож. прим. в 20 км сев.-зап. Кадеш-Барнеа (библ. Кадес-Варни). Ср. карту на стр. 706.
Рихав
Рихав -> Рехав (1,2).
Риция
Риция [евр. Рицъя, "благодатный", "приятный"], израильтянин из колена Асира, сын Уллы (1Пар 7:39).
Рицпа
Рицпа ("раскаленный камень", "горящий уголь" или "булыжная мостовая"), дочь Айя, наложница Саула. Авенир после смерти Саула вступил с Р. в любовные отношения, что стало поводом для его ссоры с Иевосфеем (2Цар 3:7 и след.). Оба сына Рицпы, Армон и Мемфивосфей, были среди тех потомков Саула, к-рых Давид выдал на казнь гаваонитянам. Р. оставалась у тел мертвых сыновей, отгоняя от них птиц и диких зверей. Узнав об этом, Давид позаботился о погребении казненных (2Цар 21:8-14).
Робость
Робость -> Смущение, страх, испуг, робость, боязливость.
Ровоам
Ровоам [евр. Рехавам, "родственник (досл. "народ") проявил щедрость" или "народ размножился, распространился"], сын Соломона и аммонитянки Наамы (3Цар 14:21), правивший Иудейским царством в 926-910 гг. до Р.Х. (3Цар 12:1-24; 14:21-31; 2Пар 10-12). Р. был 41 год, когда после смерти отца он унаследовал престол. На собрании народа в Сихеме Р., по совету своих молодых друзей, отказал возглавляемым Иеровоамом израильтянам в просьбе облегчить лежащее на народе бремя повинностей, в результате чего десять колен отпали от Иудейского царства. Только колено Иуды и часть колена Вениамина (а также не отмеченное особо колено Симеона) остались верны династии Давида. Адорам (Адонирам), ответств. за сбор податей, был побит камнями. Р. бежал в Иерусалим, а Иеровоам стал царем Северного царства. Так исполнилось слово Господа (3Цар 12:15). Поход против бунтовщиков был предотвращен Самеем (ст. 21-24), но два царства продолжали пребывать в состоянии войны (3Цар 14:30). Р. строил укрепления и готовился к воен. действиям (2Пар 11:5-12).
Священники и левиты из Израильского царства переселялись в Южное царство, и в первые три года своего правления Р. удерживал Иудейское царство на путях Давида и Соломона (ст. 13-17). Но затем жители Иудеи стали делать неугодное пред очами Господа. Они сооружали святилища на высотах, устанавливали освящ. камни и статуи языч. божеств, практиковали культовую проституцию в честь богини плодородия (3Цар 14:22-24). На пятом году царствования Р. Иудею постиг Божий суд, орудием к-рого стало войско фараона Сусакима (Шешонка); хотя Р. и князья смирились перед Богом и были помилованы, храм и цар. дворец оказались разграбленными (2Пар 12:1-12). Общий приговор царствованию Р. был таков: "И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар 12:14). У Р. было 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей. Его престол унаследовал Авия, сын от Маахи, к-рого Р. выделял среди своих сыновей и еще при жизни собирался сделать царем. Кр. того, он благоразумно разослал остальных своих сыновей по городам в уделах Иуды и Вениамина, дав им богатое содержание (2Пар 11:21-23).
Рог
Рог [евр. кэрэн = первонач. "остриЁ"; греч. керас].
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) в ВЗ упоминаются Р. баранов, козлов и других животных (Быт 22:13; Втор 33:17; Иез 34:21 и др.). Р. являлся символом силы и власти (2Пар 18:10; Мих 4:13), как направленной против Бога (Иер 48:25), так и полученной от Него (1Цар 2:1; Пс 88:18,25; 131:17; Иез 29:21); 2) в ветхозаветных и новозаветных пророчествах Р. символизировал мировые державы, враждебные Царству Божьему (см. Дан 7:7 и след.; 8:3 и след.; Откр 13:1 и след.; 17:3). Но и Агнец Божий имеет семь Р. как знак Своей неоспоримой власти (Откр 5:6).
II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) выступы на четырех углах жертвенника всесожжения (Исх 27:2; 38:2) и жертвенника курения (Исх 30:2 и след.; 37:25; -> Жертвенник всесожжения -> Жертвенник курения) назывались Р. В Лк 1:69 Христос назван "рогом спасения", возм., в этом названии отражена идея окропления жертвенной кровью рогов жертвенника (Лев 4:25,30,34; 8:15; 16:18). Р. служили защитой тому, кто брался за них, в частн. человеку, совершившему непредумышленное убийство (1Цар 1:50 и след.); 2) точно не установлено, что подразумевается под "рогом с елеем" (1Цар 16:1,13; 3Цар 1:39): Р. какого-либо животного, напр. быка, или металлич. сосуд в форме Р.; 3) -> Музыкальные инструменты.
Рогель (Ен-Рогел)
Рогель (Ен-Рогел) ("источник сукновалов"), водный источник, или колодец, располож. юго-зап. Иерусалима (Нав 15:7; 18:16; 2Цар 17:17; 3Цар 1:9) и называемый также Драконовым источником. Совр. Бир-Эйюб ("колодец Иова") в долине Кедрона. См. карту на стр. 376; 377.
Роглим
Роглим, город на вост. берегу Иордана, родина Верзеллия (2Цар 17:27; 19:31), возм., совр. Берсиния, в 8 км юго-зап. Ирбида.
Род
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.