Приход Царства Божиего на землю. Библия свидет-вует: Божьи деяния на земле направлены на достижение конечной цели, заключающейся в окончат. свершении извечно существовавшего Божьего замысла спасения (-> Царство Божие).
I. СРОК
Срок, когда Царство Божие придет на землю, остается тайной Божьей (Мф 24:36; Деян 1:7). Приближение конца времен имеет свои признаки. Это, с одной стороны, активизация сил зла, к-рые усиливаются во всем мире, открываясь в своей сатанинской богопротивности. С др. стороны, среди политич. (Мф 24:6), обществ. (2Тим 3:1 и след.) и религ. (2Фес 2:3; 2Пет 3:3; 1Ин 2:18) потрясений действует некая сдерживающая сила (2Фес 2:7), благодаря к-рой Евангелие проповедуется во свидет-во всем народам (Мф 24:14) и увеличивается число уверовавших в Христа язычников (Рим 11:25). Все эти процессы исполнены внутр. связи; события, след. одно за другим и влияющие друг на друга, ведут к определ. цели, знаменующей собой конец истории человечества.
II. СПОСОБ
Способ прихода царства Божьего неразрывно связан с видимым -> Вторым пришествием Иисуса Христа в откровении правды и славы Божьей (Мф 24:27; Деян 1:11; Откр 1:7), к-рое принесет с собой разделение людей на две категории. Осуществление Божьих обетований для верующих в Него произойдет посредством их восхищения (-> Взятие на небо) для встречи с Господом (1Кор 15:51 и след.; 1Фес 4:16,17; Откр 20:4-6). В этом "первом воскресении" верующие познают искупление тела (Рим 8:23), получат "венец жизни" (Откр 2:10; ср. 2Тим 4:8) и примут участие в суде над безбожным миром (1Кор 6:2). Они будут званы на "брачную вечерю Агнца" (Откр 19:7,9) и навсегда пребудут с Господом (1Фес 4:17). Исполнение Божьих обетований о врагах Господа начнется с победы над сатаной и его помощниками, к-рые будут низвержены и заключены в бездну (Откр 19:11 - 20:3). Разрушит. и губит. влияние сатаны прекратится на тысячу лет; в то же время влияние Иисуса и Его преображ. Церкви на народы земли скажется в том, что эти народы откроются для Божьей благодати (Ис 2:1-4; Мих 4:1-8; 7:11-17). Сила Св. Духа будет в это время беспрепятств. действовать на земле. По окончании этого периода сатана предпримет последнее наступление, но будет окончат. побежден (Откр 20:7 и след.). После всеобщего воскресения (ст. 13) для всего человечества настанет последний (Страшный) Суд, на к-ром человечество будет навеки разделено на спасенных и погибших. Конечно, милосердие Божье безгранично и Его воля к спасению распространяется на всех людей (Рим 11:32; 1Тим 2:4), но отвергающий Его милость и пренебрегающий ею обрекает себя на проклятие и на абсолютную удаленность от Бога (Мф 13:30,49,50).
III. ЦЕЛЬ ПРИХОДА ЦАРСТВА БОЖИЕГО
Извечный замысел Божий, данный нам в обетованиях, достигнет своего полного осуществления. Подтвердится достоверность Божьих обетований и предупреждений. Бог одержит полную победу над сатаной, грехом и смертью. Его правда, святость и милость восторжествуют на всей земле. Всем откроются Его небесная слава, Его величие и Его неогранич. власть и милость. Его имя будет святиться, Его воля будет и на земле, как на небе! Всякое влияние греха и смерти будет полностью устранено из нового мира Божьего (Мф 19:28; 1Кор 15:25 и след.; Откр 21:4, 27; 22:15). Этот вновь даруемый -> рай явится воплощением и осуществлением извечных замыслов Бога, в нем будут обитать правда (2Пет 3:13), мир и радость (ср. Откр 21:4). На этом Христос завершит Свое дело и навечно передаст Царство Отцу (1Кор 15:24, 27,28), Который есть "всЁ во всЁм" (ср. Еф 4:6). Все будут прославлять Его и молиться Ему (Флп 2:10,11; Откр 22:3-5).
Пришелец
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) в состав израил. общества наряду с "природными жителями" входили "пришельцы" (Исх 12:19; Лев 16:29; Чис 9:14), к-рые жили среди израильтян и на-ходились под защитой главы одного из колен. Они давали обязат-во придерживаться обычаев богоизбр. народа и пользовались определ. правами. Их называли "пришельцами" и "поселенцами" (Чис 35:15), "притеснять и угнетать" их было запрещено (Исх 22:21). Так как Господь Бог любит П., то их должны любить и израильтяне, в прошлом сами "пришельцы в земле Египетской" (Втор 10:18 и след.). В Законе неоднократно упоминается о том, что по отношению к П. необходимо быть милостивым (Втор 14:29; 16:11,14; 26:11). Выполнения предписаний, касающихся П., требовали также пророки (Иер 7:6; 22:3; Иез 22:7; Зах 7:10; Мал 3:5). Строго запрещалось судить П. "превратно" (Втор 24:17; 27:19). Хотя П. не принадлежали к святому народу (Втор 14:21), большинство из них обладало равными с израильтянами правами (Лев 24:22). Однако в нек-рых случаях они все же уступали в правах представителям богоизбранного народа. Так, израильтяне, вынужденные продать себя в рабство из-за бедности, в -> юбилейный год становились свободными, П. же оставались рабами навечно (Лев 25:45 и след.). Если израильтянин из-за нужды продавал себя в рабство П., то семья израильтянина могла в любое время выкупить его (ст. 47-49); также оговаривалось, что с ра-бом-израильтянином нельзя обращаться же-стоко (ст. 53). Хотя браки между израильтянами и дочерьми П. были запрещены, они все же имели место (Втор 21:10 и след.; Суд 14:1 и след.; Езд 9:1 и след.; 10:2); 2) П. были обязаны вместе с израильтянами участвовать в слушании Закона (Втор 31:12). Они были включены в завет Бога с Его народом (Втор 29:9-12) и могли быть приняты в общество Израиля в том случае, если совершали обрезание (Исх 12:48). П. наряду с левитами, сиротами и вдовами получали свою часть десятин в третий год (Втор 26:12). Кр. того, они имели право участвовать в праздниках Седмиц и Кущей (Втор 16:11). На них распространялся запрет на идолопоклонство (Лев 20:2), на кровосмесит. и развратные связи (Лев 18:26), на употребление в пищу крови (Лев 17:10), на работу в субботний день (Исх 20:10; 23:12) и на употребление в пищу квасного во время праздника Пасхи (Исх 12:19). Так же как израильтяне, П. должны были поститься в День искупления (Лев 16:29), испрашивать прощение за совершенные ошибки и не злословить на Господа Бога (Лев 24:16; Чис 15:26-31). Им разрешалось приносить жертвы Господу (ст. 14; Лев 17:8). П., спасавшемуся от мстителей за кровь, был открыт доступ в -> города-убежища (Чис 35:15). До тех пор пока П. не был обрезан, ему не разрешалось участвовать в празднике Пасхи; но, совершив обрезание, он мог принимать участие в богослужениях наравне с евреями.
II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Слово "пришелец" употребляется в НЗ по отношению к земной жизни верующего человека (1Пет 1:1; 2:11; Евр 11:13). "Истинный град" любого христианина находится на небесах (Флп 3:20; Евр 13:14; -> Жилище, III); живя в мире сем, христианин испытывает на себе его враждебность. Язычники, вошедшие в состав народа Божьего через веру в Иисуса Христа, становятся уже не П., а полноправными членами общества Господня (Еф 2:19).
Раав (Рахава)
Раав (Рахава) [евр. Рахав]: 1) (возм., "ширина"), иерихонская блудница, к-рая укрыла двух посланных Иисусом Навином соглядатаев и оказала им помощь при побеге, попросив за это сохранить жизнь ей и ее семье. Соглядатаи пообещали ей это, предупредив, что она должна привязать к окну своего дома красную веревку, чтобы израильтяне, придя в Иерихон, не причинили вреда тем, кто находится в этом доме (Нав 2). Так и произошло: Иисус Навин при завоевании Иерихона сохранил жизнь Р. и ее родным (Нав 6:22-25). За свою веру Р. упоминается в НЗ (Евр 11:31; Иак 2:25). Она стала праматерью Иисуса Христа (Мф 1:5; ср. Лк 3:32); 2) ("притеснитель") мифологич. морское чудовище, образ враждебных Богу сил (Иов 9:13 - в Синод. пер. - "гордыня"; 26:12 - в Синод. пер. - "дерзость"). В метафорич. значении - Египет (Пс 86:4; 88:11; Ис 51:9). -> Левиафан.
Раама
Раама [евр. Рама], сын Хуша, отец Шевы и Дедана (Быт 10:7; 1Пар 1:9). Согл. Иез 27:22, его потомки - "купцы из Раемы", т.е. представители арав. народа, к-рый предположит. жил в юго-зап. Аравии, где, согл. греч. географу Страбону, жили рамманитяне. См. карту на стр. 938.
Раамия
Раамия [евр. Раамья] -> Реелай.
Раамсес
Раамсес (Быт 47:11; Исх 1:11; 12:37) -> Исход (IV,2 и V,1); -> Странствование в пустыне -> Египет -> Фараон.
Раб, рабыня, раба
I: 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Быт 15:2 и след., в Синод. пер. - "домочадец"; египтянка Агарь, Быт 16:1), плененные в ходе войн (Чис 31:9,18,26; Втор 21:10 и след.; ср. 4Цар 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Быт 17:27; Лев 25:44-46; ср. Иез 27:13) или родившиеся в до-ме хозяина, т.е. Р. от рождения (Быт 14:14; 17:12; Еккл 2:7, в Синод. пер. - "домочадцы"). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строит-ве дворцов и храма (3Цар 9:20 и след.). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Исх 21:16; Втор 24:7); б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Исх 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (Быт 37:28; см. указанные в Лев 27:3-7 цены, к-рые, след. отметить, не относились специально к Р.); в) Р., хотя и являлся собственностью (Лев 25:46) и платежным средством ("серебром") своего хозяина (Исх 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (Исх 21:20 и след.), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26 и след.). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Втор 21:10-14). Иов говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Иов 31:13-15). Во Втор 23:16 и след. говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Быт 24; 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (1Пар 2:34 и след.) или наследниками своих господ (Быт 15:2 и след.). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (Исх 20:10; 23:12; Втор 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Исх 12:44) и других праздников (Втор 12:12, 18; 16:11,14). Р. священника мог даже есть "святыню" (Лев 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. ст. 12 и след.). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (Быт 17:12 и след.). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, "что и ты был ра-бом в земле Египетской" (Втор 15:15), т.е. жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ (Исх 20:2; Втор 5:6; Пс 80:7,11); 2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Исх 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (Лев 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники -> пришельцу (ст. 47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Исх 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Лев 25:39,47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Исх 22:3). В Законе нет одно-значных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (4Цар 4:1 и след.; Неем 5:5,8; Ис 50:1; Ам 8:5,6; Мф 18:25); б) срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Лев 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Исх 21:2; Втор 15:12-18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (ст. 16 и след.; ср. Исх 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в -> седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Лев 25:40 и след.). Ограничение рабства шестью годами не рас-пространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Исх 21:7-11). Позднее особые пред-писания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Иер 34:8-22); 3) НЗ рассматривает институт рабства как сущест-вующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (1Кор 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм 10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (Еф 6:5-8; Кол 3:22-25; Тит 2:9 и след.), какими бы суровыми те ни были (1Пет 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. "небрежно", т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (1Тим 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (Еф 6:9; Кол 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (1Кор 7:22; Гал 3:28; Кол 3:11).
II: 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (1Цар 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (2Цар 2:12 и след.; 3:22; 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (Чис 31:49; 2Цар 9:8; 3Цар 1:26), к чужестранцам (Быт 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить; 2) человек называет себя Р. (Лк 1:38,48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. "раб Господень" -> Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (Чис 11:11; 1Цар 3:9; 3Цар 8:28; Деян 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Откр 1:1; 7:3; 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого слово-употребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (Быт 26:24; Чис 12:7; 2Цар 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего" (Деян 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [Деян 3:26 - греч. пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя"] или, соотв., о Давиде (Деян 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (Рим 1:1; Флп 1:1; Тит 1:1), Петр (2Пет 1:1) и Иоанн (Откр 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк 9:35; 10:44). Но падший человек является Р. греха (Ин 8:34; Рим 6:17), Р. страха смерти (Евр 2:15) и Р. тления (2Пет 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (Рим 6:17 и след.,22); 3) особый смысл понятие "Р." приобретает в НЗ, когда оно упо-требляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Евр 3:5 согл. Чис 12:7), и через него был дан Закон (Ин 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство" (Гал 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (Евр 3:6); Он делает людей истинно свободными (Ин 8:35 и след.). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (Рим 8:15); есть только чада, сыны Божьи (Гал 4:7), принявшие Ду-ха -> усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков" (1Кор 7:23), не подверглись "игу рабства", т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (Гал 5:1).
III. Во всех библ. оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Лев 25:44, или еврейка, Иер 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к.-л. женщина (Лк 12:45; Деян 16:16, в Синод. пер. - "служанка"). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (Руфь 3:9; 1Цар 25:24; 2Цар 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (3Цар 1:13). Кр. того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога (1Цар 1:11; Лк 1:38,48). См. также Пс 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей".
Раб Господень, раб Божий
Раб Господень, раб Божий -> Исаия (III,2а,б) -> Раб (II,2).
Раббуни
Раббуни -> Равви.
Работники
Работники -> Наемники.
Рабсак
Рабсак, высокая чиновничья должность в Ассирии (4Цар 18:17; Ис 36:2 и проч.). Это слово можно перевести как "верховный виночерпий" или, что, пожалуй, точнее, как "верховный командующий". При Синаххерибе (библ. Сеннахирим) Р. возглавлял ассир. войско под Иерусалимом, а при Тиглатпаласаре III Р. был послан с войском на Тир (730 г. до Р.Х.).
Рабсарис
Рабсарис, должность верховного -> евнуха в Ассирии и Вавилоне (4Цар 18:17; ср. Дан 1:3: Рав сарисим - "начальник евнухов"). Это слово имеет и более широкий смысл: "верховный (начальник) придворных". Р. мог принять на себя и командование войсками.
Равва
Равва ["большой (город)"]. Р., называемая также "Раввой сынов(ей) Аммоновых" (Нав 13:25; Иер 49:2 и след.; Иез 25:5; Амос 1:14), была столицей -> аммонитян. Ныне это - Амман, столица Иордании. В Р. хранился железный одр васанского царя -> Ога (Втор 3:11). В 2Цар 12:26-29 говорится о завоевании Р. Иоавом и Давидом. Город располагался на пересечении многих торг. путей (см. карту на стр. 977). В эллинистич. период это был самый юж. город -> Десятиградия. В честь Птолемея Филадельфа (285-246 гг. до Р.Х.), к-рый заново отстроил город, Р. стала называться Филадельфией (см. карту на стр. 416). Во время иуд. восстания город был разрушен.
Равви
Равви [евр. рабби, "мой учитель"], почтит. обращение к духовным -> учителям в позднем иудаизме (Мф 23:7 и след. - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Евангелист Иоанн перевел слово "Р.", как и слово раббуни, греч. словом дидаскалос, означающим просто "учитель", "мастер" (Ин 1:38; 20:16). В позднем иудаизме обращение имело три степени почтительности: рав, рабби и раббуни, из к-рых последняя самая высокая.
Раввиф
Раввиф (от "быть (стать) многочисленными"), город в уделе Иссахара (Нав 19:20); вряд ли это, как полагают нек-рые комментаторы, совр. Раба, располож. прим. в 11 км юго-вост. Дженина. Возм., здесь имеет место ошибка переписчика. -> Давраф.
Рагав
Рагав [евр. Реу, возм., кр. ф-ма от имени "Рагуил"], сын -> Фалека, предок Авраама и Иису-са Христа (Быт 11:18-21; 1Пар 1:25; Лк 3:35).
Рагуил (Регуил)
Рагуил (Регуил) [евр. Реуэл, "друг, доверенный Бога"]: 1) сын -> Исава. Четыре сына Р. были старейшинами эдомитских племен (Быт 36:4,10,13,17; 1Пар 1:37); 2) отец Сепфоры и -> Ховава, тесть Моисея, мадиамский священник (Исх 2:18,21; Чис 10:29). В других местах Свящ. Писания он назван -> Иофором, что, вероятно, обозначает его должность. В течение 40 лет после бегства из Египта Моисей жил у Р. и пас его овец (Исх 3:1). Тот факт, что Р. прославлял имя Божье и участвовал в жертвоприношении (Исх 18), позволяет предположить, что он, как и Моисей, поклонялся Богу Авраама, от к-рого, как следует из Быт 25:2, ведут свое происхождение мадианитяне. После того как Моисей был призван Господом, он попросил у Р. разрешения пойти в Египет. Семью, к-рую Моисей сначала взял с собой, он, уходя, вероятно, отправил к тестю (Исх 18:2 и след.). Оказавшись с дочерью и внуками в стане израильтян у горы Синай (ст. 6), Р. совершил жертвоприношения (ст. 12). Он дал Моисею разумный совет снять с себя часть обязанностей и возложить их на других людей (ст. 13-27); 3) вениамитянин, предок Мешуллама (1Пар 9:8).
Раддай
Раддай ("Господь господствует"), сын Иессея, брат Давида (1Пар 2:14).
Радость, веселье
Радость, веселье. Истинная Р. свидет-вует о полноте земной жизни и о причастности к небесному счастью. Уже в ВЗ говорится о том, что богослужение, если оно не покаянное, связано с великой Р. (Втор 12:7,12,18; 16:11 и след.; 2Пар 29:30; 30:21). Новозаветная Вечеря любви - это тоже праздник Р., это соучастие в Р. Иисуса. Чтобы постоянно испытывать Р., следует черпать ее "из источников спасения" (Ис 12:3; 35:10), искать ее у Бога (Пс 42:4), т.к. "полнота радостей пред лицом Его" (Пс 15:11; 20:7). Кто реально не познал Бога, тот не подозревает, какой великой Р. он лишен. Иисус явился обратить нас к Богу, чтобы Его собственная Р. "обитала" в нас. Наша Р. стала совершенной (Ин 15:11; 16:24; см. 1Ин 1:4; 2Ин 12) благодаря тому, что мы имеем в себе Его совершенную Р. (Ин 17:13). Апостолы видели свою миссию в том, чтобы "споспешествовать" Р. нашей (2Кор 1:24). Р. - это плод Св. Духа, неотделимый от любви (Гал 5:22). Р. нисходит на учеников Христа с небес (Лк 24:52; Деян 13:52). Наша любовь к Господу Богу включает в себя великую Р. о Слове Его (Пс 118:162; Иер 15:16). В Р. пред Богом - наша сила (Неем 8:10), лишь она делает нас независимыми от земных Р. Только когда мы стоим пред лицом Бога, все земное теряет свою силу: нам приносит Р. соучастие в страданиях Христа (Лк 6:22 и след.; Флп 3:10; Кол 1:24; 1Пет 4:13). Мы должны "с великой радостью" принимать "различные искушения" (Иак 1:2): испытание необходимо, ибо оно помогает нам жить с верой.
Радуга
Радуга. Господь установил Р. как знамение -> завета, к-рый Он заключил с Ноем (Быт 9:9-17). В видениях Иезекииля и в книге Откровение сияние Р. упоминается в связи с Божьей славой (Иез 1:28; Откр 4:3) и явлением ангела (Откр 10:1).
Раема
Раема -> Раама.
Разбойники
Разбойники, так в Синод. пер. названы "сикарии" [от лат. сика, "кинжал"] - иуд. мятежники-террористы (Деян 21:38). В I в. по Р.Х., особенно в 50-70 гг., в Палестине бесчин-ствовали крупные банды, к-рые для достижения полит. цели - освобождения страны от римлян - прибегали к убийствам и грабежам. В праздничные дни они смешивались с толпой, пряча под верхней одеждой короткие мечи. Возм., к сикариям принадлежали и Р., казненные вместе с Иисусом, а также Варавва (Мк 15:7). Книга Притчей предостерегает от общения с мятежниками (Притч 24:21). Ср. Деян 5:36 и след. -> Зилоты.
Разверзать
Разверзать. "Разверзающий ложесна" (Исх 13:2,12,15; Лк 2:23) - "прорывающий, открывающий утробу матери", т.е. первенец.
Разводное письмо, развод
Разводное письмо, развод -> Брак (IV,3; V).
Разить, поражать (жалить)
I. В Быт 3:15 (Синодальный перевод) глаголами "поражать" и "жалить" переведен евр. глагол шуф, к-рый, помимо того, встречается в Иов 9:17 (в Синод. пер. - "разить") и в Пс 138:11 (в Синод. пер. - "сокрывать"). Его значение не совсем ясно. Существует предположение, что речь идет о двух одинаково звучащих глаголах шуф, не связанных по значению (омонимах). Один из них имеет смысл "раздавить" (Быт 3:15, первая часть стиха), второй означает "посягать на что-либо" (Быт 3:15, вторая часть стиха; Иов 9:17; Пс 138:11).
II. Солнечный удар, т.е. поражение лучами солнца (Пс 120:6), -> Болезнь: солнечный удар. Луне также приписывали нездоровое воздействие на организм человека (там же) -> Болезнь: сомнамбулизм.
Разон
Разон [евр. Резон, "весомый", "надежный в суждении"]. Сын Елиады, бежавший от своего государя -> Адраазара, царя Сувы. Собрав вооруж. отряд, Р. завладел Дамаском. Противник Соломона (3Цар 11:23-25), Р. правил предположит. до 930 г. до Р.Х. -> Венадад (1).
Рай
I. Библ. понятию "Р." соответствует греч. слово парадейсос, заимствованное из дp.-пеpс. языка, в к-pом паридеза - это "огpада", а также "то, что обнесено огpадой", т.е. паpк или сад. В этом значении слово пеpешло во многие древние языки - евp. пардес, аpам. пардеса, гpеч. парадейсос, - а из них, через латынь, в совр. европ. языки.
II: 1) если в ВЗ слово пардес ("pай") вообще не встpечается, это отнюдь не означает, что понятие "Р." как таковое в ВЗ отсутствует. Здесь ему соответствуют выражения "сад", "сад в Едеме" или даже "сад Господень" (Быт 2:8,10,15; сp. 13:10 - в Синод. пер. в этих и подобных случаях нередко используется слово "Р.", что, однако, не соответствует практике евр. словоупотребления). До своего гpехо-падения люди жили в Р. в единении с Богом и в безгрешной откpытости дpуг пеpед дpугом. После гpехопадения они были изгнаны из Божьего сада. -> Едем; 2) ветхозаветные пpо-pоки пеpеносили древнейшие пpедставления о Р. на конечные вpемена. Ханаан (Иез 36:35) и Сион (Ис 51:3) станут в конце дней подобны Эдемскому саду, т.е. саду Господню. Описание земли Изpаиля, какой она станет в конце вpемен, заимствовано из описания сада Божьего. Там будут течь полноводные реки, земля будет несказанно плодородной, животные будут жить в мире друг с другом, а гора Сион станет вершиной миpа (Ис 2:2; 35:1 и след.; 41:18; Иез 47:1 и след.; Ос 2:22; Aм 9:13; Mих 4:1 и след.; Зах 14:8). Однако нигде в Свящ. Писании Ханаан конца вpемен не идентифициpуется с Эдемским садом.
III. Отождествление доистоpич. Р. с Р. конца вpемен впеpвые встpечается в дохpист. апокалипсич. литературе, где местом pасположения этого Р. практически всегда называется новый Иеpусалим (сp. эфиоп. версию Книги Еноха 25:4; 3 Eзд 7:36 - в Синод. пер. этот текст отсутствует). Описание Р. здесь соответствует ветхозаветным пpедставлениям. Постоянно встречаются такие понятия, как "деpево жизни", "вода жизни" и "хлеб жизни". Важнейшая особенность Р., по мнению авторов дохрист. апокалипсисов, состоит в том, что именно в этом благословенном месте происходит прямое общение человека с Богом. Из представлений о тождественности Р. доисторич. времени и Р. конца времен следовало, что в промежутке между этими временами Р. существует невидимо. Когда-то считали, что он находится на самом кpаю земли, на востоке (см. Быт 2:8), на севеpе, севеpо-западе или западе или же на гоpе, к-pая возвышается до самого неба. С дp. стоpоны, существовало мнение, что со вpемени гpехопа-дения Адама Р. находится на небе, точнее, на тpетьем небе. Все авторы апокалипсисов сходятся в одном: в Р. пpебывают души почивших пpаотцев, а также всех избpанных и пpа-ведников. Души же умерших безбожников находятся в шеоле, цаpстве меpтвых (-> Ад).
IV: 1) в НЗ Р. упоминается пpежде всего как место пpебывания спасенных в период между смеpтью и воскpесением (Лк 23:43; 2Кор 12:4). По сути дела, о том же говоpится в целом pяде дpугих мест Свящ. Писания, однако авторы НЗ обычно избегают употpеблять слово "Р.", поскольку оно ассоциируется с плотскими пpедставлениями, к-рые не соотв. истине. Главное - не pайское блаженство, но восстановление pазpуш. общения с Богом. Поэтому вместо слова "Р." в НЗ используются выpажения: "лоно Авpаамово" (Лк 16:22), "водвоpиться у Господа" (2 Kop 5:8), "быть со Хpистом" (Флп 1:23), "обитель Отца" (Ин 14:2) и дp.; 2) о Р. конца вpемен говоpится в Oткр 2:7. Здесь в описании Р. используются ветхозаветные понятия и представления, а также образы, созданные ветхозаветными пророками: так, в обpазе Небесного Иеpуса-лима Р., как новая земля, пpимет спасенных (Oткр 21:10 и след.; 22:1 и след.), дьявол будет уничтожен (Oткр 20:10), стpаданий, слез и смеpти больше не будет (Oткр 21:4). Самым же пpекpасным станет общение с Богом, в к-pое тогда вступит каждый пpаведник: "Он будет обитать с ними, и Сам Бог с ними будет Богом их... Пpестол Бога и Агнца будет в нем, и pабы Его будут служить Ему... И узрят лице Его... и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут цаpствовать во веки веков" (Oткр 21:3; 22:3 и след.).
Рак
Рак -> Болезнь.
Рака
Рака (арам. "глупец"), оскорбление, по-видимому, распростр. в новозаветную эпоху. Иисус предупреждает, что употребивший это слово по отношению к брату своему (едино-верцу), подлежит суду синедриона (высшего религ. суда), а назвавший брата своего -> бе-зумным, - геенне огненной (Мф 5:2). Суду подлежит и тот, кто гневается на своего брата напрасно. В -> рукописях Мертвого моря имеется несколько примечат. параллелей к этим высказываниям Иисуса. В Кумранской общине было известно проклятие, к-рым "все мужи жребия Велиара" подлежали преданию суду "во тьме вечного огня", суду, к-рый исполняли "все вершащие возмездие" или "платящие воздаяние", т.е. ангелы-губители или сам Велиар. В одной из Кумранских рукописей говорится, что совет общины "должен воздать безбожникам за их дела". Это дает основание предположить, что греч. слово сюнедрион в Мф 5:22 не обязат. должно относиться к иуд. высшему совету -> синед-риону; на это же указывает и то обстоят-во, что в сир. переводе НЗ в этом месте говорится не о "совете", а о "церкви", кр. того, в посланиях Игнатия слово сюнедрион обозначает, во-первых, круг апостолов, а во-вторых, старейшин (пресвитеров) церкви. Т.о., Иисус, говоря о наказании провинившегося синед-рионом, видимо, мог иметь в виду действие, к-рое Павел называет "преданием сатане" (1Кор 5:3-5; 1Тим 1:20).
Раккаф
Раккаф (возм., "пролив"), город в уделе Неффалима, лежащий между Хамафом и Хиннерефом (Нав 19:35). Возм., это совр. Телль-Эклатие, между Мигдалом (Магдалой) и Тивериадой (Тверией); однако, согл. Талмуду, Р. находился на том месте, где впоследствии возникла Тивериада.
Ракон
Ракон (возм., "пролив"), город в уделе Дана (Нав 19:46), предположит. совр. Телль-эр-Реккет, прим. в 9 км сев. Яффы (Иоппии). Это место было заселено еще в раннем бронзовом веке.
Рам (Арам)
Рам (Арам) (кр. ф-ма от "(Бог) возвышен"): 1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила, предок Иисуса Христа (Руфь 4:19; 1Пар 2:9; Мф 1:3); 2) израильтянин из колена Иуды, потомок Иерахмеила (1Пар 2:25;27); 3) потомок Вуза, предок Елиуя (Иов 32:2).
Рама (Рамоф)
Рама (Рамоф) ("возвышенность"): 1) город в уделе Вениамина (Нав 18:25), вблизи Гивы Сауловой (Суд 19:13 и след.), совр. Эр-Рам (расп. на высоте 793 м над уровнем моря), в 8 км сев. Иерусалима. Во времена иуд. царя -> Асы израил. царь Вааса начал превращать Р. в сторожевую крепость (3Цар 15:17,21 и след.). Здесь был заключен в темницу Иеремия (Иер 40:1 и след.). После возвращения израильтян из вавил. плена Р. была вновь заселена (Езд 2:26; Неем 7:30; 11:33). См. карту на стр. 473; 2) город в уделе Ефрема, родной город Самуила (1Цар 2:11; 7:17; 8:4; 15:34; 19:18; 25:1), называемый также Рамафаим-Цофим (1Цар 1:1). В новозаветное время этот город стал называться Аримафеей, ныне это город Рантис, лежащий в 14 км сев.-вост. Лода (Лидды). См. карту на стр. 216; 3) город в уделе Асира (Нав 19:29), возм., совр. Рамия, располож. прим. в 21 км юго-вост. Тира; 4) город в уделе Неффалима (Нав 19:36), вероятно, совр. Ар-Рама, находящаяся прим. в 13 км юго-зап. Цфата; 5) Р. в 4Цар 8:29; 2Пар 22:6 = Массифа (5); 6) южная Р. (Нав 19:8; 1Цар 30:27) -> Ваалаф-Беер.
Рамаия
Рамаия [евр. Рамья, "Господь возвышен"], израильтянин из рода Пароша, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:25).
Рамаф-Лехи
Рамаф-Лехи ("высота челюсти"), место, где Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (Суд 15:17; ст. 9,14 - "Лехи"). Возм., это Хирбет-эс-Сияг, располож. юж. Вади-эс-Сарара. -> Ефам (3).
Рамаф-Мицфа
Рамаф-Мицфа ("сторожевая высота", "место наблюдения"). -> Массифа (5).
Рамафаим (-Цофим)
Рамафаим (-Цофим) -> Рама (2).
Рамена
Рамена -> Плечи.
Рамоф
Рамоф, "высоты". 1) Р. Галаадский -> Массифа (5); 2) левит. город в уделе Иссахара (1Пар 6:73), возм., тождествен -> Иармуфу (2) или -> Ремефу; 3) -> Рама.
Рана
Рана -> Болезнь.
Рас-Шамра
Рас-Шамра, холм на сир. побережье Средиземного моря, прим. в 50 км юж. устья р. Оронт. Археологами здесь были найдены развалины древнего Угарита, центра финик. культуры и столицы царства, к-рое в XIV в. до Р.Х. включало в себя ок. 90 городов. Раскопки, предпринятые франц. экспедицией под рук. К.Шефера и проводившиеся в 1929-1939 и в 1948-1969 гг. и впоследствии про-долженные М.Маргероном, принесли множество ценнейших открытий. Были найдены руины гробниц и храмов, скульптурные изображения богов, стелы (см. ил. на стр. 112), оружие, орудия труда (см. ил. на стр. 665), сосуды (см. ил. на стр. 683) и т.д. Большое значение для науки имели лит. находки - шумер., аккад., егип. и хеттские тексты, выполненные клинописью, егип. и хеттскими иеро-глифами, но прежде всего угаритские (и хурритские) памятники письменности, написанные неизвестной прежде алфавитной клинописью (-> Алфавит). Расшифровка найденных текстов позволила ученым ознакомиться с ханаан. лит-рой, написанной на угаритском языке, родственном евр. Тексты Рас-Шамры помогли не только прочесть многие трудные в лингвистич. отношении места ВЗ, но и ближе познакомиться с реалиями ветхозаветной эпохи. Напр., стало ясно, что запрещение жертв. ритуала (-> Идолопоклонство, IV,1) в Исх 23:19 связано с соотв. угаритским обычаем. В мифах о Ваале, в легендах о царе Керете и Дани-Эле (ср. -> Даниил, 3) и его сыне Акхате действуют многочисл. боги и герои. До назв. открытий почти не встречались ист. тексты (было найдено лишь несколько писем и нечто вроде руководства по лечению лошадей, -> Пласт). Франц. археологами было обнаружено множество разнообразных док-тов: описи жертвоприношений, списки чиновников, ремесленников и воинов, находящихся на службе у царя, списки жителей отдельных городов, военнопленных. Они дают ценные сведения о профессиях, социальном составе населения, различных войсковых подразделениях, прежде всего об отрядах боевых колесниц. Большая часть этого материала относится ко времени расцвета Угарита, т.е. к периоду между XVI и XII вв. до Р.Х., когда происходило покорение Ханаана израильтянами. Благодаря этим док-там исследователи получили новые данные об обществ., религ. и полит. устройстве гос-в - противников Израиля.
Раскаяние, раскаиваться
I: 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко (Исх 13:17; Суд 21:15; Иер 8:6; 31:19; Иов 42:6). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II); 2) в НЗ понятие "раскаиваться" передается греч. глаголом метамеломай (Мф 21:29; 27:3; 2Кор 7:10), значение к-рого тесно связано с глаголом метаноэо (-> Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только по-тому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели.
II: 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт 6:6). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, к-рые даровал ему (Иер 18:10). Так, напр., Бог говорит: "Жалею, что поставил Я Саула царем" (1Цар 15:11). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле (Иер 18:8) и в тех бедствиях (Иона 3:10; Иоиль 2:13), к-рые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: "Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того" (Иер 4:28), а также: "не отменю и не пощажу, и не помилую" (Иез 24:14); 2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Чис 23:19). В 1Цар 15, где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула (ст. 11,35), в ст. 29 сказано: "И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему" (ср. Мал 3:6); 3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидет-вует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает (Иер 12:1). "Раскаяние Божие" позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: "И приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин 6:37).
Раскопки
I. МЕТОДЫ РАСКОПОК
Р. на Ближнем Востоке - Мариэтта в Египте (1850-1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) - начались как "кладоискательство". Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб. характерных для данного региона экспонатов. Лэйярд в значит. степени опередил свое время, придавая большое значение точному составлению документов и описанию всех обстоят-в, при к-рых была сделана та или иная находка. Но кардинальные изменения в археологии наступили после того, как Ф.Питри в 1890 г. применил разработанную им систему относительной хронологии на основе анализа керамики, найденной при Р. Телль-эль-Хеси в юж. Палестине. Эту систему он создал в Египте, используя опыт Г.Шлимана при Р. Трои (1872-1874 гг.). Метод Ф.Питри в соединении с методами стратиграфии и типологизации позволяет получить надежные результаты, даже если телль (см. ниже, II) имеет многочисл. наслоения, а сколько-нибудь значимые письм. свидет-ва отсутствуют (что весьма характерно для Палестины). Метод стратиграфии состоит в сопос-тавлении находок из каждого культурного слоя [лат. стратум]. Метод типологизации заключается в том, чтобы, сравнивая сосуды из разных археол. слоев, прослеживать развитие их форм, что позволяет датировать находки. Изучение надписей при сравнении их с аналогичными находками в других местах позволяют определить место находок в общей хронологии, т.е. добиться надежной датировки отдельных периодов в истории конкретного поселения. Во время Р. в Самарии в 1908-1910 гг. Г.А.Райзнер соединил методы стратиграфии и типологизации, использовавшиеся школой Питри, с методами раскрытия сооружений и техники Р., разработ. виднейшими нем. археологами (Р.Кольдевеем в Вавилоне в 1899-1924 гг., В.Андрэ в Ашшуре в 1902-1914 гг.). Для описания и классификации находок Райзнер пользовался амер. картотеками с их системой регистрации (эти методы применяются и в совр. археологии). Методики исслед. расширялись и совершенствовались при более поздних Р.: Телль-Бейт-Мирсима в 1926-1932 гг. У.Ф.Олбрайтом, Самарии в 1931-1935 гг. Дж.У.Кроуфутом, Лакиша в 1932-1938 гг. экспедицией Уэлкома-Марстона и Иерихона в 1952-1958 гг. К.Кеньон. Другие комплексные Р. были проведены амер. археологами в Мегиддо. Полностью открытые в 1925 г. четыре верхних гор. слоя дали значит. находки, относящиеся к временам царя Соломона. В 1935-1938 гг. при Р. ученые обнаружили участок скалы, лежащей в основании города, и доказали, что это место было заселено прим. с 3500 г. до Р.Х. Частные Р. без научного контроля и варварские Р. "кладоискателей" сегодня пресекаются благодаря надзору на правит. уровне. Разрешения на Р. выдаются только известным науч. учреждениям и исследоват. обществам, что обеспечивает наилучшую сохранность и более полное изучение находок. Полит. неурядицы во многом осложняют проведение систематич. Р. на Ближнем Востоке. В результате все большее значение приобретают исследования, к-рые интенсивно проводились в Палестине Н.Глюком прим. в 1931-1945 гг.
II. ПРАКТИКА РАСКОПОК
Методика Р. во многом определяется тем, что представляет собой холм (телль) на месте развалин. Типичные для Ближнего Востока телли являются искусств. холмами, возникшими на местах древних селений в результате накопления там разного рода следов жизнедеятельности человека. В течение столетий и тысячелетий каждое новое поколение строило жилье на развалинах домов своих предшественников. Войны и стихии заставляли людей покидать города, после чего дождь и ветер сравнивали глинобитные постройки с землей. В таком холме за двухтысячелетнюю историю может накопиться до десятка слоев при общей толщине в 6 м, как это имело место, напр., в Телль-Бейт-Мирсиме (древнем Девире). Холм Телль-эль-ХЁсн (Бет-Шеан) содержал 18 слоев совокупной толщиной 24 м со следами древних поселений, существовавших в те-чение 4 тыс. лет, за искл. нек-рых перерывов. Трудность Р. заключается в том, что эти слои никогда не бывают строго отделены один от другого по всей протяженности, как это, напр., происходит со следами пепла после большого пожара. Во многих случаях в более поздних постройках и фортификац. со-оружениях используются древние фундаменты, поэтому их трудно разделить по времени. После того как выполнены обмер и фотосъемка выбранного для Р. холма, площадь Р. размечается на квадраты, обычно со стороной 20 м, затем археологи начинают снимать верхний слой. Каждый найденный предмет или фрагмент сооружения фотогра-фируется, а на плане указывается его точное местоположение внутри данного квадрата; если требуется, они фиксируются и по высоте. Задокументировав эти данные, ученые переходят к работе над след. слоем. Столкнувшись со сложным или поврежд. слоем, археологи обычно делают вертикальный срез холма, чтобы определить последовательность культурных слоев. В том случае, когда необходимо установить местоположение определ. сооружений, делаются пробные шурфы, к-рые затем могут быть расширены. Наряду с регистрацией начинается реставрация и классификация находок, зачастую - во время продолжающихся Р. Расшифровка надписей и идентификация монет дают важные данные для датировки слоев и одновременно позволяют уточнить направления дальнейшей работы. Разбитые сосуды, которые обычно склеиваются на месте, позволяют судить о том, к какому народу принадлежали древние поселенцы, об их культурных и торг. связях, а при отсутствии других свидет-в также служат основой для хронологии событий. Химич. анализ и последующая обработка всего материала обычно проводятся специалистами в лабораториях и музеях, куда перевозят находки. Эти работы, на к-рые зачастую уходят годы, служат основой для публи-кации заключит. результатов, что делает их доступными для науки.
III. ХРОНОЛОГИЯ
Для временной классификации находок, обнаруж. при Р., служит хронология, построенная на археол. данных. Ранний и поздний каменный век полностью относятся к доист. времени. Историческим называется то время, с к-рого появляются письм. свидет-ва. Оно охватывает бронзовый и железный века, которые подразделяются на следующие периоды:
Ранний бронзовый век -
прим. 3000-2200 гг. до Р.Х.
Средний бронзовый век I -
прим. 2200-1800 гг. до Р.Х.
Cредний бронзовый век II -
прим. 1800-1600 гг. до Р.Х.
Поздний бронзовый век I -
прим. 1600-1400 гг. до Р.Х.
Поздний бронзовый век II -
прим. 1400-1250 гг. до Р.Х.
Железный век I -
прим. 1250-1000 гг. до Р.Х.
Железный век II -
прим. 1000-600 гг. до Р.Х.
На период среднего бронзового века приходится время израил. патриархов, Среднего царства и господства гиксосов в Египте. Поздний бронзовый век охватывает пребывание израильтян в Египте, исход и стран-ствование в пустыне. Замеченное во многих местах Палестины отсутствие поселений в период между поздним бронзовым веком и железным веком (I) часто связывали с завоеванием Ханаана израильтянами. Однако археологам и специалистам по библейской хронологии предстоит еще решить здесь целый ряд проблем. Железный век (I) включает время судей и первых царей. Железный век (II) - это эпоха от раздела царства до разрушения Иерусалима. В истории Палестины различают след. периоды:
Железный век III / перс. -
прим. 600-400 гг. до Р.Х.
"Деурбанизация" -
прим. 400-200 гг. до Р.Х.
Эллинистический период -
прим. 300-100 гг. до Р.Х.
Римский период -
прим. 100 до Р.Х. - 300 гг. по Р.Х.
Византийский период -
прим. 300-640 гг. по Р.Х.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.