На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из к-рого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1Кор 11:16). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1Кор 1:11 и след.). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель к-рого - восстановить и укрепить церковь на общей основе - на Иису-се Христе.
КОМПОЗИЦИЯ
Обращение, приветствие и благодарение
(1:1-9).
I. Обеспечение единства Церкви
(1:10 - 8:13):
А. Единство (1:10 - 2:16):
1. Единый Христос (1:10-17).
2. Противопоставление распятого
Христа тщетной премудрости
мира (1:18-25).
3. Единое правило Божьего призва-
ния и избрания (1:26-31).
4. Единый критерий проповеди
(2:1-5).
5. Единая возможность понимания
Божьего откровения (2:6-16).
Б. Угроза единству (3:1 - 4:21):
1. Ситуация в Коринфе (3:1-4).
2. Опасность, содержащаяся в лож-
ном почитании работников Божь-
их (3:5-15).
3. Опасность человеч. мудрствования
(3:16-23).
4. Опасность присвоения прав Бога
(4:1-5).
5. Предупреждение опасностей через
смирение (4:6-13).
6. Надлежащее отношение к апосто-
лу и его вести (4:14-21).
В. Угроза со стороны мира (5:1 - 8:13):
1. Блудодеяние (5:1-5).
2. Церковь должна очиститься от гре-
ха (5:6-13).
3. Церковь должна самостоят. справ-
ляться с мирскими тяжбами
(6:1-11).
4. Человеч. тело также принадлежит
Христу и должно быть храмом Св.
Духа (6:12-20).
5. Отношения между полами и неру-
шимость брака (7:1-40).
6. Свобода и совесть в вопросе об
идоложертв. яствах (8:1-13).
II. Порядок в Церкви (9:1 - 15:58):
А. Внешний порядок (9:1 - 11:34):
1. Апостол и Церковь (9:1-23):
а) права апостола (9:1-14);
б) отказ от этих прав (9:15-23).
2. Устремленность к цели - важней-
шая предпосылка церк. порядка
(9:24 - 10:13):
а) сосредоточенность на цели
(9:24-27);
б) предостережение от неправед-
ных путей отцов (10:1-13).
3. О еде и питье (10:14-33):
а) Вечеря Господня и идолопоклон-
ство несовместимы (10:14-22);
б) свобода не должна вредить со-
вести ближнего (10:23-33).
4. Собрания верующих в церкви
(11:1-34):
а) поведение мужчины и женщи-
ны в церк. собрании (11:1-15);
б) вечеря любви и Вечеря Господня
(11:16-34).
Б. Дары Духа (12:1 - 14:40):
1. Единство в многообразии даров
(12:1-11):
а) корень единства (12:1-6);
б) разнообразие в проявлениях да-
рований (12:7-11).
2. Необходимость многообразия да-
ров (12:12-31):
а) Церковь как Тело Христово
(12:12-26);
б) различное предназначение чле-
нов Тела (12:27-31).
3. Любовь как основа всех даров
(13:1-13):
а) благочестие и любовь (13:1-3);
б) признаки истинной любви
(13:4-7);
в) начальное и совершенное
(13:8-13).
4. Взаимодействие дарований
(14:1-40):
а) дар пророчества и говорения на
иных языках (14:1-14);
б) надлежащее использование да-
рований (14:15-40).
В. Основополагающая надежда церкви
(15:1-58):
1. Основное содержание Евангелия
(15:1-19):
а) истинность воскресения Христа
(15:1-11);
б) значение воскресения мертвых
(15:12-19).
2. Благая весть (15:20-34):
а) преодоление смерти (15:20-28);
б) следствие веры в воскресение
(15:29-34).
3. Преобразование через смерть
(15:35-58):
а) новое тело (15:35-50);
б) преображение (15:51-58).
Заключит. часть послания (16:1-24): уве-
домления, рекомендации, приветствия,
благословения.
БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя "духовную" свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы. Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину "единым телом", чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего -> Тела (VI) во славу Господа. Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.кК. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на к-ром только и может быть все установлено (1Кор 3:11). Этим основанием является жертв. смерть Христа (1Кор 1:13). Именно это свидет-вует-ся в слове о кресте (ст. 18), принятие к-рого делает человека членом Тела Христова, оправ-дывает и освящает его. Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (ст. 30 и след.). Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1Кор 1:19 и след.; 2), превращает церковь в Божий Храм, в к-ром живет Его Дух (1Кор 3:16-23). Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы. С одной стороны, в нек-рых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом. Это относится, напр., к вопросам о безбрачии (1Кор 7) и о разрешенных яствах (1Кор 8; 10:14 и след.,23 и след.); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе. С др. стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать. Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви. Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1Кор 6:13-20), запрещение участвовать в языч. культовых обрядах (1Кор 10:14-22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1Кор 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1Кор 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1Кор 11:3 и след.; 14:34 и след.; -> Богослужение, V,3). Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело (1Кор 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13). Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат. соединения с Христом (1Кор 15) (1Кор 9:24-27).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.