I. АВТОР, ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

П.кК. было продиктовано ап. -> Павлом в то время, когда он находился в заточении (Кол 1:24; 4:3,10); заключит. приветствие было написано им собственноручно (ст. 18). Неизвестно, в каком именно месте заключения находился Павел в момент написания П.кК. Чаще всего в этой связи называют Рим, а также Кесарию и Эфес. Соавтором Павла, участвовавшим в написании как П.кК., так и посланий к филиппийцам и к Филимону (Флп 1:1; Флм 1), считается один из его сподвижников - Тимофей (Кол 1:1; ср. также 1Фес 1:1; 2Фес 1:1). Передали послание адресатам Тихик (Кол 4:7-9; Еф 6:2) и раб Онисим (Кол 4:9; Флм 10). Послание к Филимону и П.кК. содержат одно и то же сообщение (Кол 4:17; Флм 2), так что, вероятно, они были написаны одновременно. Содержание и стиль изложения во многом схожи с содержанием и стилем -> Послания к Ефесянам, к-рое, видимо, было написано тогда же или несколько позднее.

 

II. АДРЕСАТ И ПОВОД К НАПИСАНИЮ

1) П.кК. адресовано церкви в -> Колоссах, основ. Епафрасом (Кол 1:7), к-рый в момент написания послания находился рядом с Павлом (Кол 4:12). В послании Павел благодарит Бога за то, что в этой церкви царят вера, любовь и благоустройство (Кол 1:4; 2:5). Однако здесь, как, видимо, и в соседней Лаодикийской церкви, появились лжеучителя, поэтому П.кК. необходимо было прочитать в двух церквах (Кол 4:16). О том, какое именно лжеучение угрожало церкви, можно только догадываться, исходя из рассуждений апостола, - определенных сведений об этом нет. Лжеучителя в Колоссах отстаивали собственное, основ. на Законе представление о святости; они требовали обрезания всех верующих (Кол 2:11), соблюдения новомесячий, суббот и других праздников, а также определ. предписаний в отношении культовой чистоты (ст. 16,21,23). С др. стороны, в их служении ангелам проявляются черты, присущие гностицизму: Бог, по их мнению, не может непосредств. действовать в этом мире (ср. Ин 1:14), Он делает это только через иерархию различных духовных сил, благоволение к-рых наряду с благоволением Христа также необходимо для спасения (Кол 2:18 и след.). Павел определяет эти идеи как философию и человеч. учение, к-рое имеет лишь вид мудрости (ст. 8,22 и след.).

 

III. КОМПОЗИЦИЯ

I. Вступит. приветствие (1:1,2).

 

2. Благодарения и прошения:

 

а) благодарение Богу за духовную

 

жизнь церкви (ст. 3-8);

 

б) просьба о дальнейшем возрастании

 

церкви в познании Христа (ст. 9-12).

 

3. Значение личности и дела Христа

 

(ст. 13-23):

 

а) Господь Царства и образ Бога

 

(ст. 13-15);

 

б) посредник и цель всего творения

 

(ст. 16 и след.);

 

в) Глава Церкви, примиривший мир с

 

Богом (ст. 18-23).

 

4. Проповедь тайны Христа Его служи-

 

телем Павлом (1:24 - 2:3).

 

5. Отпор лжеучителям (ст. 4-23).

 

6. Новая жизнь во Христе (3:1 - 4:6):

 

а) возможность новой жизни благода-

 

ря воскресению Христа (3:1-4);

 

б) совлечение ветхого человека с его

 

делами (ст. 5-9);

 

в) облечение в нового человека

 

(ст. 10-17);

 

г) практич. указания для повседнев-

 

ной жизни (3:18 - 4:6).

 

7. Сообщения и приветствия личного ха-

 

рактера (ст. 7-18).

 

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Настоят. призывам лжеучителей к внешнему соблюдению Закона и их философским идеям, связывавшим спасение с ложным смирением и аскетизмом плоти (Кол 2:18,23), Павел противопоставляет реальность живого Христа и новой жизни в Нем. В противовес теории о иерархическом посредничестве божеств. сил апостол говорит о Христе как о Главе Церкви и о христианах как о членах этого единого организма. Христос есть образ Бога (Кол 1:15), Глава Церкви (ст. 18), Глава всякого начальства и власти (Кол 2:10): "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (ст. 9), и в Нем "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (ст. 3). Христос есть "упование славы" (Кол 1:27), в Нем верующие имеют искупление и прощение грехов (ст. 14), достигают совершенства (ст. 28) и совместно растут "возрастом Божиим" (Кол 2:19). Од-ним словом, Он является их "жизнью" (Кол 3:4). На этом основаны увещевания Павла христианам, к-рым надлежит облечься в образ Христа (ст. 10,12), сообразуя с этим свою повседневную жизнь (ст. 17 и след.). Им не должны помешать кажущиеся благоразумными, но по существу вводящие в искушение речи лжеучителей (Кол 2:4 и след.).

 

Послание к Римлянам

Послание к Римлянам занимает особое место среди посланий ап. Павла. В нем апостол обращается к церкви, находящейся в мировой столице, к той христ. общине, с членами к-рой он еще не был знаком лично (Рим 1:10), но о к-рой слышал много хорошего (ст. 8; 16:19). Павел говорит о своем намерении в ближайшее время посетить Рим (Рим 15:24). В этом послании, где ощущается живая связь между реалиями повседневной жизни и верой, Павел раскрывает суть своей проповеди и миссионерского служения.

 

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1) ПОДЛИННОСТЬ. П.кР. всегда рассматривалось как бесспорно принадлежащее Павлу. Оспаривалось лишь авторство двух последних глав, при этом высказывались след. причины: а) славословие (в Синод. пер. - Рим 14:24-26) в нек-рых рукописях встречается дважды, после Рим 14:23 и в конце послания, что, однако, не является доказат-вом того, что оно не принадлежит Павлу; б) Маркион не включал гл. 15 и 16 в текст послания. Тертуллиан, Ириней и Киприан в своих сочи-нениях также нигде не упоминают эти главы, но это могло быть простой случайностью. Что же касается Маркиона, то он вносил в текст НЗ произвольные коррективы, основ. на собств. богосл. представлениях; в) нек-рым исследователям казались странными приветствия (Рим 16:3-15), адресованные членам церкви, к-рую Павел еще не посещал. Поэтому текст Рим 15-16 они пытались рассматривать как послание, первонач. направленное в Эфес, или как отдельное рекомендат. письмо (главу 16) для направлявшейся в Эфес диакониссы Фивы. Но против этого свидет-вует сам текст. Во-первых, стихи Рим 15:14-29 определенно адресованы братьям, живущим в Риме (ср. Рим 1:13-15). Во-вторых, благоприятный отзыв Павла об Акиле и Прискилле (Рим 16:3 и след.) имел значение только для членов церкви, живущих в Риме, куда предположит. и направилась эта супруж. пара. Вместе с другими сотрудниками Павла (ср. ст. 5,7,9,12 и след.) они надеялись встретить в Риме апостола, планировавшего посетить рим. церкви. В этом случае посылать рекомендации в Эфес было бессмысленно. Кр. того, церкви вообще активно обменивались членами;

 

2) МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ. Судя по упоминанию -> Гаия (3) (Рим 16:23; ср. 1Кор 1:14) и Ераста (2Тим 4:20), местом написания послания был Коринф. Апостол планировал путешествие в Иерусалим с целью передать тамошней церкви пожертвования христиан из язычников (Рим 15:26,31); это и другие обстоят-ва указывают на то, что зимой 55-56 гг. Павел провел три месяца в Греции (Деян 20:2 и след.). Именно тогда, скорее всего, у него появилось достаточно времени для написания столь обширного послания; 3) АДРЕСАТ. П.кР. свидет-вует о существовании в Риме христ. общины, подтверждением этому служит и текст Деян 28:14 и след. Связано ли возникновение рим. церкви с людьми, к-рые слышали проповедь Петра в день Пятидесят-ницы (Деян 2:10), не установлено. Судя по сказанному у Светония, изгнание евреев из Рима (Деян 18:2) было связано с появлением в городе христиан. Среди рим. знакомых и сотрудников Павла, к-рым он передает свои приветствия (Рим 16:3-15), были и евреи. П.кР. позволяет сделать вывод о том, что Рим. церковь состояла как из христиан, обращенных из язычников (Рим 1:5 и след.; 11:13,17-24), так и из христиан-евреев (Рим 7:1; 14:5 и след.,14,20). Рим. церковь приняла истинное учение (Рим 16:17), и Павел прославляет ее веру, послушание (Рим 1:8; 16:19) и познания, к-рые дают возможность ее членам наставлять друг друга (Рим 15:14). Но в Риме проявились и враждебные Павлу настроения, а его слово подвергалось искажению (Рим 3:8; ср. 6:1), поэтому апостол предостерегает церковь от лжеучений (Рим 16:17 и след.).

 

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. Вступление:

 

1. Обращение и приветствия (1:1-7).

 

2. Павел и рим. церковь (1:8-15).

 

3. Тема послания (1:16,17).

 

Б. Первая часть. Праведность от веры

 

(1:18 - 4:25):

 

1. Божий суд над язычниками (1:18-32).

 

2. Бог как беспристрастный судья

 

(2:1-16).

 

3. Иудей перед Божьим судом (2:17-29).

 

4. Преимущество, даруемое обрезани-

 

ем (3:1-8).

 

5. Божье обвинение человечеству (3:9-20).

 

6. Откровение оправдания верой в

 

Иисуса Христа (3:21-31).

 

7. Доказат-во оправдания верой на при-

 

мере Авраама (4:1-25).

 

В. Вторая часть. Новая жизнь от Бога

 

(5:1 - 8:39):

 

1. Плоды благодати (5:1-11).

 

2. Возникновение нового человечества

 

во Христе Иисусе (5:12-21).

 

3. Свобода от греха (6:1-23).

 

4. Свобода от Закона (7:1-6).

 

5. Закон и грех (7:7-25).

 

6. Новая жизнь в Духе (8:1-11).

 

7. Сыны Божьи, принявшие Духа усы-

 

новления (8:12-17).

 

8. Надежда, благодаря ходатайству Духа

 

(8:18-27).

 

9. Божий замысел (8:28-30).

 

10. Непоколебимость в вере (8:31-39).

 

Г. Третья часть. Праведность через веру и

 

Израиль (9:1 - 11:36):

 

1. Плач об Израиле (9:1-5).

 

2. Основа избрания (9:6-13).

 

3. Бог свободен в выборе (9:14-29).

 

4. Камень преткновения (9:30-33).

 

5. Праведность через веру в ВЗ и вина

 

Израиля (10:1-21).

 

6. Остаток Израиля (11:1-10).

 

7. Язычники и Израиль (11:25-36).

 

Д. Четвертая часть. Жизнь в послушании

 

вере (12:1 - 15:13):

 

1. О праведном единстве (12:1 - 13:14).

 

2. О праведной свободе (14:1 - 15:13).

 

Е. Заключение (15:14 - 16:24).

 

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. В П.кР. Павел представляет богосл. обоснование своей миссии и поясняет основные положения своей проповеди. В Рим 1:17 и далее названа основная тема: правда веры, или, точнее, "правда Божия от веры в веру". Все части П.кР. ориентированы на эту центр. идею: а) Павел начинает с того, что описывает состояние человека, как язычника, так и иудея, к-рого постигает откровение правды Божьей (Рим 1:17; 3:21). Человек совершает грех и тогда, когда в своем непослушании заменяет поклонение Творцу поклонением твари (Рим 1:25), и тогда, когда уповает на Закон как на возможность оправдаться перед Богом (Рим 2:17 и след.). Всем выносится один и тот же приговор: грешен (Рим 3:9). Грех устраняет различие между язычником и иудеем в глазах Бога. Путь к Богу через исполнение Закона, каким хотят идти иудеи, приводит к греху (ст. 20). В этом бедств. для человека положении Бог открывает ему правду (-> Истина), посылая лю-дям Своего Сына - Иисуса Христа: "Но ны-не, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа" (ст. 21). Правда Божья состоит в том, что оправдание перед Богом грешник получает "даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (ст. 24). Высшим проявлением правды является Иисус, "Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру" (ст. 25). Вера - это полное предание себя Божьей воле (ст. 18), когда все ожидания связаны с Богом. Верующий получает оправдание не за какие-то заслуги, а исключит. по Божьей благодати (Рим 3:24). Вера и благодать в П.кР. - взаимозависимые понятия, к-рые указывают на Божьи деяния, основ. только на Его любви. При этом вера исходит от человека, к-рый может и хочет получать Божьи дары, а благодать исходит от Бога, дающего их даром; б) ап. Павел испытал силу Божьей правды; во второй части послания он говорит о ее воздействии на жизнь верующего. Ибо из жизни по вере должна произойти новая правда. С Иисуса началось новое человечество. Если от Адама на всех людей перешло проклятие, то Иисус стал источником благодати, приносящей вечную жизнь (Рим 5:12 и след.). В жизни человека, получившего оправдание верой, проявляются плоды благодати (ст. 3 и след.). Правда Божья действует как сила, "погребающая" грехи верующего вместе с Иисусом (Рим 6:4 и след.). В вере человек, соединенный с Иису-сом, Его смертью и Его воскресением, получает от Бога новую жизнь, к-рую он посвящает на служение Богу (Рим 6:11). Верующему даровано и новое отношение к Закону. Умерев с Иисусом для греха (Рим 6:2-11), верующий умирает для Закона и освобождается от него (Рим 7:4-6). В этой связи Павел проясняет задачи и пределы -> Закона. Посредством Закона происходит осознание -> греха (ст. 7), более того, Закон вскрывает грех, открывая тем самым плотскую, безбожную сущность человеч. природы (ст. 13 и след.) в ее обреченности, но не указывая человеку путь к спасению (ст. 23). Напротив, как раз через Закон грех пробуждает желание нарушить Закон (ст. 8,11,13). Жизни в рабстве Закону противопоставлена новая жизнь, жизнь в Духе и под руководством -> Духа. Дух - это животворящая сила Божья (Рим 8:11), к-рая руководит сынами Божьими (ст. 14) и дарует им надежду на окончат. искупление (ст. 23); в) Павел, будучи иудеем, фарисеем и книжником, знает особенности своего народа. Его народ - это избранный народ Божий. Теперь же Бог, в Своем окончат. откровении, обращается не только к израильтянам, но и к язычникам. Тема Израиля, проявляющаяся в первых восьми главах лишь подспудно, в главах 9-11 становится главной. Собрание общества Израиля - главная тема ВЗ, строит-во Церкви Христовой - задача всей жизни Павла. Существует ли здесь противоречие? С печалью взирает Павел на своих сородичей и соотечественников. Бог среди множества благ даровал им обетования, они же отвергают исполнение этих обетований. Апостол констатирует: у Авраама было много детей, но лишь одного из его сыновей Бог избрал как носителя благословения (Рим 9:1-8). В этом проявляется важная закономерность истории народа Израиля: идет отбор из потомков Авраама по плоти, и этот отбор производит Сам Бог (ст. 15). Только некий -> остаток переживет возвещенный Исаией суд над народом (ст. 27 и след.). Путь к вере для израильтянина оказался труднее, чем для язычника, т.к. первому трудно было согласиться с тем, что Христос положил конец Закону (Рим 10:4), к-рым они надеялись оправдаться пред Богом. И в этом сбывается обетование, согл. к-рому язычники придут к спасению и к-рое тщетно было предложено израильтянам (ст. 20 и след.). Оттолкнул ли Бог Свой народ, остаток к-рого так мал? Нет! Израиль лишь был очищен от бесплодных ветвей, но он останется полноценым Израилем, деревом, на к-ром нет трещин, поскольку язычники, к-рые придут к вере, будут "привиты" к его стволу. Те ветви, к-рые будут плодоносить, останутся на дереве; оказавшиеся же бесплодными будут удалены. Так Бог берет от иудеев и от язычников только то, что может принести плод, но в конце концов и весь Израиль будет спасен (Рим 11:26). -> Израиль (VI); -> Язычник; г) прояснив судьбу Израиля, Павел не может обойти молчанием еще один вопрос, настоят. требующий ответа. Если Христос есть конец Закона и верующие больше не подчинены Закону, то как же отныне должна строиться их жизнь? Является ли свобода чад Божьих открытой дверью в жизнь, не стесненную отныне никакими установлениями? Жизнь но-вого народа строится на принципе свободы, к-рая, однако, не должна превращаться в произвол, поскольку эта свобода возможна только на основе единения всех верующих, и только как свобода, данная Богом и не выходящая за пределы Его воли. Обновление же ума делает верующего способным распознавать волю Божью, не будучи привязанным к букве Закона (ст. 2). Каждый член сообщества народа Божьего осознает свою зависимость от Божьей милости. С др. стороны, к телу Христову - Церкви нас привязывает не только то, что мы получаем через общее благословение, но в еще большей степени то дарование, к-рым Бог благословил каждое Свое чадо и к-рое каждый должен принести на благо всего общества (ст. 3-8). Верующие, как чада Божьи, руководствуются принципом любви к ближнему не только в отношениях между собой, но и в отношениях к неверующим, и к своим врагам (ст. 9-21). Собств. за-висимость от воли Божьей позволяет нам осознать тот факт, что и др. люди являются орудиями Божьими в Его действиях по отношению к нам. Рядом с нами или над нами Бог помещает и неверующих, чтобы они могли способствовать проявлению нашего послушания. Это показано на примере -> властей; даже безбожная власть - от Бога и потому может требовать от нас покорности (Рим 13:1-7). Тело Христово как Божье орудие для исполнения Его замыслов в этом мире дает каждому то, что Бог приготовил для него, и прежде всего -> любовь (ст. 8-10). Пребывающий в -> любви и в -> свободе ходит пред Богом в свете, поскольку ему нечего скрывать (ст. 11-14). Истинная свобода может возникнуть только там, где люди сознают свою полную зависимость от Бога. Церковь объединяет людей старых и молодых, здоровых и немощных, сильных и слабых. Это многообразие не должно приводить к раздорам, духу осуждения не следует давать доступ в Церковь. Основанием ее внутр. жизни должна стать любовь, к-рая дает силу терпимо относиться друг к другу. Христос дал нам пример, на к-ром мы познаем, что свобода от собств. "я" дает возможность служить другим (Рим 14). Там, где члены тела Христова пребывают в единстве и в свободе, они могут "едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 15:6).

 

Послание к Титу

 

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) в П.кТ. АВТОРОМ назван Павел (Тит 1:1), а личное отношение пишущего к адресату (ст. 4), как и поручение, к-рое он дает ему, подтверждают авторство апостола; 2) ПОВОД к написанию П.кТ. просматривается в самом послании. На о-ве Крит уже было много верующих, но не было духовных руководителей - пресвитеров или епископов (Тит 1:5). При своем первом посещении этого острова Павел упорядочил жизнь верующих в отдельных городах, но его пребывание там, очевидно, было слишком коротким, чтобы охватить все церкви. Поэтому он оставил там Тита, к-рый должен был завершить начатое апостолом дело и устранить недочеты в руководстве церквами. Тит получил от апостола указания, что именно он должен был делать; 3) АДРЕСАТ. Хотя Тит и не упоминается в Деяниях, но из посланий апостола он известен как его сотрудник (2Кор 2:12,13; 7:6-8; 8:16-19; Гал 2:1,3). Из кратких сведений о нем следует, что Тит был одним из особо близких Павлу помощников, поскольку апостол называет его истинным сыном (Тит 1:4) и хвалит за усердие (2Кор 8:16) и любовь к церквам (2Кор 7:15); 4) Павел, очевидно, написал Послание к Титу на пути в Никополь (Тит 3:12), где он собирался провести зиму, предположительно в период между написанием Первого и Второго -> посланий к Тимофею (I,2). Более точных сведений нет.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ

 

А. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

1. Приветствие адресату (1:1-4).

 

2. Основные требования:

 

а) требования к тем, кто назначается

 

на должности епископов и пресви-

 

теров (1:5-9);

 

б) размежевание со лжеучителями

 

(1:10-16).

 

3. Основополагающие правила:

 

а) правила воспитания членов церкви

 

в соответствии с Евангелием (2:1-15);

 

б) отношение к властям и окружаю-

 

щим на основе обретенной благо-

 

дати (3:1-8).

 

4. Отдельные указания и заключение

 

(3:9-15).

 

Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Если Павел в приветств. слове подробно говорит о своем служении и Божеств. призвании, то это адресовано не Титу, а критским церквам, поскольку Тит знал о полномочиях, к-рыми обладал апостол; видимо, Павел стремился укрепить позицию Тита в его отношениях с критянами (Тит 1:1-4). Тит остался на Крите, чтобы по поручению апостола поставить в церквах -> епископов и -> пресвитеров (ст. 5). Павел указывает ему на важнейшие критерии, по к-рым он должен производить отбор среди претендентов на эти должности (ст. 6-9) и еще раз подчеркивает необходимость соответствия церковных руководителей строгим требованиям. Он также указывает на многочисл. искусителей и опасность учений, распространяемых "людьми, отвращающимися от истины" (ст. 10-16), к-рым Тит должен решительно противостоять. Павел объясняет, как, на основе Евангелия, воспитывать верующих (Тит 2:1,15) в христ. любви, ибо это соответствует высокому призванию Церкви (ст. 11-14). При этом он призывает верующих вести себя должным образом в отношении начальств и властей (Тит 3:1), быть кроткими в обращении с окружающими (ст. 2), указывает им на великую благодать Христа (ст. 3-7). В заключение Павел дает Титу нек-рые поручения, повторно предостерегает его от бесполезных "споров и распрей о законе", а также от лжеучителей (ст. 9-11) и просит своего сотрудника быть готовым к тому, что его позовут в Никополь (ст. 12).

 

Послание к Филимону

Послание к Филимону, самое краткое из сохранившихся посланий ап. Павла. Оно написано, вероятно, в Риме одноврем. с посланиями к ефесянам и к колоссянам (ср. Флм 1 - Кол 1:1; Флм 10 - Кол 4:9). Раб Онисим, сбежавший от Филимона, состоят. члена Колосской церкви, встретил в Риме Павла и благодаря ему пришел к вере. Павел охотно оставил бы его при себе в качестве помощника (ст. 13 и след.), но не захотел нарушать действующий Закон. Онисим мог получить свободу только в силу добровольного согласия своего господина, а не по приказу апостола. Отказ от владения рабом мог произойти только как акт веры со стороны человека, увидевшего в рабе не свою собственность, а брата по вере. Пребывание в рабстве не препятствует человеку стать христианином. Но может ли христианин продолжать считать рабом человека, к-рого освободил Иисус Христос? Чтобы подчеркнуть это, Павел приравнивает Онисима к себе: "Прими его, как мое сердце", - пишет он Филимону (ст. 12). Он хотел бы видеть этих двух людей равными (ст. 13). Филимон должен понять, что сам он, будучи господином, на самом деле не кто иной, как раб Христа (ср. 1Кор 7:20-22), значит, он и Онисим - братья. Но нарушение закона со стороны раба не может быть оправдано волей Божьей; только слово господина может сделать раба свободным в правовом отношении. В изменившихся обсто-ят-вах Павел преступает рамки установлений ВЗ, согласно к-рым беглого раба нельзя выдавать (Втор 23:16 и след.). Это послание позволяет по-новому взглянуть на отношения господина и раба, начальника и подчиненного: как один, так и другой несут ответственность перед истинным Хозяином - Господом. Неверность и протест одной стороны повлияет на приговор суда Божьего так же, как и отсутствие заботы о ближнем и братской любви к нему - другой.

 

Послание к Филиппийцам

 

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) в самом начале П.кФ. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7,12-14; 2:19-25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; 4:10-20). Все это столь однозначно указывает на авторство Павла, что оно никогда и никем не оспаривалось. Вместе с Павлом отправителем послания назван Тимофей. Это не единственный случай, когда апостол писал послания вместе со своими ближайшими сотрудниками (1Кор 1:1; Гал 1:1 и след.; 1Фес 1:1); 2) АДРЕСАТ послания - церковь в Фи-липпах, македонском городе, где селились в основном рим. ветераны. Лежащий в глубине материка, он, в отличие от порт. городов, не имел непосредств. контактов с др. городами и странами. В связи с этим следует заметить, что связь с миром хотя и облегчала миссионерскую деят-сть (-> Фессалоника), но одноврем. способствовала проникновению опасных влияний, к-рые порождали непостоянство в убеждениях (-> Коринф). Филиппийская же церковь жила интенсивной внутр. жизнью и благодаря поддержке Павла принимала активное участие в его миссио-нерском служении (Флп 4:15 и след.). Созданию здесь церкви способствовали благопри-ятные обстоят-ва. Павел, призванный Богом из Малой Азии в Македонию, начал свою деят-сть в Филиппах. Здесь женщина по имени -> Лидия, вместе с домочадцами слышавшая благовествование Павла и его спутников, уверовала. Крестившись, она приняла благовестников в свой дом. После того как Павел изгнал духа из служанки-прорицательницы, к-рая своим "ремеслом" приносила хозяевам большой доход, те схватили Павла и Силу и отвели "к начальникам", обвинив в том, что эти двое "возмущали" город. Павла и Силу избили и бросили в темницу, однако Бог освободил их оттуда посредством землетрясения. Увидев это чудо, тюремщик уверовал в Бога (Деян 16). Так в Филиппах увидели, что Бог поддерживает верно служащих Ему и дарует им победу; 3) ВРЕМЯ И МЕСТО написания П.кФ. точно установить невозможно. В качестве места заключения Павла, где он написал это послание, исследователи называют три города: Эфес, Кесарию и Рим. Упоминание -> претории (Флп 1:13) и "святых ... из кесарева дома" (Флп 4:22), очевидно, говорит в пользу Рима, но претории существовали и в малых столицах; а) существует целый ряд косвенных указаний на то, что в конце своего трехлетнего пребывания в Эфесе (начало 55 г. по Р.Х.) Павел оказался в заключении (-> Акила -> Послания к корин-фянам, I,4). То обстоят-во, что сообщения об этом отсутствуют в Книге Деяний, не является достаточным основанием для того, чтобы опровергнуть данную версию; ведь Деяния умалчивают и об обстоят-вах, при к-рых Павел попал в, казалось бы, безнадежное, смертельно опасное положение, о чем писал он сам (2Кор 1:8 и след.). В пользу Эфеса как места написания П.кФ. говорит и то обсто-ят-во, что его геогр. положение позволяло поддерживать относит. прочные связи с Фи-липпами, и это облегчало задачу приезда сюда посыльных (см. Флп 2:25-30). На раннее время написания П.кФ. указывает и борьба с иуд. приверженностью к Закону, происходившая внутри церкви (Флп 3:1-6), однако этот довод не убедителен; б) о Кесарии известно, что в этом городе Павел, даже находясь в заточении, смог защитить и утвердить Евангелие в ходе публичного разбират-ва его дела (Деян 24-26; ср. Флп 1:7), но никакие частные подробности, имеющиеся в П.кФ., не указывают на время, когда Павел находился в Кесарии (между 56 и 58 гг. по Р.Х.); в) согл. наиб. древнему преданию, Павел написал П.кФ. во время своего первого заключения в Риме; на это указывает то обстоят-во, что апостол, предвидя благоприятный исход дела, строит планы нового путешествия (Флп 1:25-27; 2:23 и след.). Именно поэтому П.кФ. вместе с другими посланиями, написанными в заточении (послания к ефесянам, колоссянам и Филимону), датируют началом 60-х гг. по Р.Х. Зрелость суждений и емкость послания также соответствуют этому более позднему сроку; 4) очевидно, причиной написания П.кФ. явилось желание Павла выразить благодарность за переданное ему Филиппийской церковью пожертвование, хотя основная его цель - попечение о душах филиппийцев и укрепление их в вере. Апостол ищет не даяния, а "плода, умножающегося в пользу верующих" (Флп 4:17).

 

II. СОДЕРЖАНИЕ

 

КОМПОЗИЦИЯ

Приветствие святым в Филиппах (1:1,2).

 

I. Повод к написанию послания (1:3-11):

 

1. Благодарность за благовествование

 

(1:3-6).

 

2. Связь апостола с адресатами и прось-

 

ба об их духовном возрастании

 

(1:7-11).

 

II. Положение, в к-ром находится апостол,

 

и его оценка (1:12-30):

 

1. Узы Павла способствуют успеху благо-

 

вествования (1:12-14).

 

2. О проповеди притворной и искренней

 

(1:15-20).

 

3. Тоска по Господу и необходимость

 

дальнейшего служения (1:21-26).

 

4. Общность апостолов и Церкви в стра-

 

даниях, переносимых ради Христа

 

(1:27-30).

 

III. Следование за Христом в церк. жизни

 

(2:1 - 4:20):

 

1. Единодушие в жизни и умонастроени-

 

ях (2:1-4).

 

2. Пример Христа (2:5-11).

 

3. Жизнь веры как Божье действие

 

(2:12,13).

 

4. Указания относит. следования за Хри-

 

стом (2:14-18).

 

5. Усердные сотрудники (2:19-30).

 

6. Христ. жизнь между прошлым и обе-

 

тованным (3:1-21).

 

7. Образ новой жизни (4:1-9).

 

8. Зачаток настоящего плода (4:10-20).

 

Приветствия и благословения (4:21-23).

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Филиппийцы живут в общении друг с другом, следуя Евангелию, т.е. познание Благой Вести и жизнь в соотв. с ней стали смыслом их жизни. Церковь и все ее члены увлечены мощным, пульсирующим потоком жизни (Флп 2:1), основа к-рого - "общение духа" как соединенность с Богом. Это проявляется как в духовной помощи, оказываемой через увещевание и утешение, так и в явленной через любовь и милосердие помощи в житейских трудностях. Церковь, кр. того, объединена общим делом распро-странения Евангелия. Она заботится о находящемся в заточении апостоле, направляя к нему своего посланца с пожертвованиями (Флп 4:10-16,18), и доказывает тем самым свою верность ему. И все же церковь еще не достигла совершенства, хотя ее соучастие в деле благовествования создает уверенность в том, что Бог приведет ее к цели (Флп 1:5 и след.). Эта цель предполагает полную преданность человека Богу, с тем чтобы Он мог беспрепятственно производить в верующих "и хотение и действие" по Своему благоволению (Флп 2:13). Поэтому находящийся в заточении апостол не утратил присущего ему мужества и даже в таком положении свидетвует о Христе (Флп 1:12-14). Нек-рые полагают, что Павел обречен на бездеят-сть. Он же радуется тому, что проповедуеют Христа. И в темнице Павел осознает себя защищенным заступничеством Церкви и содействием Св. Духа по воле Бога. Он убежден, что ни в чем не будет "посрамлен", ибо для него "жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (ст. 19-21; ср. гл. 3 и Гал 2:20). Подобно Павлу, и нам надлежит заботиться об исполнении на земле данного Богом поручения (Флп 1:22-26). Вероятно, т.наз. "Гимн Христу" (Флп 2:5-11) во времена Павла звучал в церквах при богослужениях как исповедание веры. Этот гимн на примере жизни Иисуса показывает, как необходимо жить каждому, кто хочет реально исполнять на земле волю Божью. Поэтому Павел призывает к тому, чтобы верующие подражали Иисусу, ибо апостол знает о даре Св. Духа, через к-рого Бог действует в верующих (ст. 12 и след.; 4:7). Жизнь в подражании Христу требует от учеников преданности, смирения, самоотречения и послушания вплоть до смерти; но именно тогда, когда по человеч. меркам все кажется потерянным, Бог силен возвысить падшего, равно как и унизить того, кто кичится своей победой. Осознавая это, апостол радуется даже тому, что он сам может "соделаться жертвой" (Флп 2:17). Считая свои прошлые достижения "тщетою" (Флп 3:7 и след.), он призывает церковь вопреки всем препятствиям направить взгляд на Господа и служить Богу духом. Постоянно возрастая, достичь образа Христа - вот та цель, к к-рой стремится Павел (ст. 12). Возможности и пути к этому он указывает в Флп 2:12-18. Только помня об этой цели, можно понять жизнь и деяния апостола. Та преданность делу, к-рой отличалось его служение, должна наполнять жизнь каждого христианина. К этому призывает П.кФ.

 

Послания

Послания -> Письмо.

 

Послания Иоанна

 

ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ

 

I. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ

Уже в Ев. от Иоанна проводится различие между людьми, прочно связавшими свою судьбу с Христом, и людьми, к-рые, встретив Иисуса, оставили Его, ибо слова Господа показались им чрезмерно суровыми (Ин 6:66). Подобное явление наблюдалось и в Церкви: одновременно с ее ростом и проникновением в Слово Божье здесь отмечалось стремление к мирским благам. Задача Первого послания (-> Письмо) заключается в том, чтобы предостеречь Церковь от этой опасности и указать верующим на необходимость пребывания во Христе.

 

II. АВТОР

Заголовок послания и введение к нему, сравнение его содержания и стиля с Ев. от Иоанна, а также свидет-во ученика Иоанна Поликарпа Смирнского определенно указывают на авторство ап. Иоанна. По-видимому, Иоанн написал это послание (вероятно, как и Второе и Третье), будучи вполне зрелым человеком, так что Первое послание можно датировать концом I в. по Р.Х.

 

III. АДРЕСАТ

Отсутствие в Первом послании обычных для эпистолярного жанра обращения и заключения не позволяет сказать ч.-л. определенное о его адресате. Возм., послание было обращено к христианам тех церквей в Малой Азии, к-рым адресованы семь посланий книги Откровение (Откр 2-3). В отличие от Второго и Третьего посланий, к-рые имеют форму письма (т.е. указан адресат и есть заключение), Первое послание можно, скорее, отнести к учительной и назидат. лит-ре. В то же время в нем также видна личная, искренняя любовь к читателям, к-рая ощущается не только в обращениях "возлюбленные" (1Ин 2:7) или "дети" (ст. 12), но и в языке, тональности всего послания.

 

IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ

Причиной написания послания, видимо, стало широкое распространение взглядов, извращавших христ. понимание личности Христа, а тем самым и значение грядущего спасения. Кр. того, известно, что в Малую Азию, где Иоанн совершал апостольское служение, из Египта пришел иудеохристианин Керинф, утверждавший, что Иисус был обыкнов. человеком, на Которого при крещении сошел Спаситель, отделившийся от Него в момент Его крестной смерти (это учение получило название "докетизм").

 

V. СОДЕРЖАНИЕ

В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда - все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон (1Ин 1:1-4).

 

VI. КОМПОЗИЦИЯ

Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав:

 

Введение: подлинность и достоверность

 

благовествования (1Ин 1:1-4):

 

1. Условия, необходимые для общения с

 

Богом (1:5 - 2:17):

 

а) очищение от грехов (1:5 - 2:2);

 

б) единство веры и дел (2:3-11);

 

в) неприятие мира (2:12-17).

 

2. О постоянстве (2:18 - 3:24):

 

а) отпадение антихристов (2:18-23);

 

б) пребывание в правде (2:24-29);

 

в) пребывание в праведности (3:1-10);

 

г) пребывание в любви (3:12-18);

 

е) уверенность в спасении (3:19-24).

 

3. Сущность любви (4:1-21):

 

а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух,

 

отрицающий Его (4:1-6);

 

б) откровение Божьей любви в вопло-

 

щении Христа (4:7-11);

 

в) значение нашей любви (4:12-15);

 

г) пребывание в любви Божьей

 

(4:16-21).

 

4. Вера (5:1-21):

 

а) истинная вера и ее воздействие

 

(5:1-5);

 

б) главное свидетельство нашей веры

 

(5:6-12);

 

в) общение с Богом в вере (5:13-21).

 

VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить -> возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека (1Ин 3:9,14; 4:7; 5:1,4,18). Послание призвано укрепить возрожденного человека, к-рому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога (1Ин 2:1,2; 3:1,8,14; 4:9,10 и др.); 2) основу для новой жизни дает общение человека с Богом, явленным во Христе. Оно достигается и сохраняется очищением грехов, пагубная суть к-рых не всегда осознается человеком (1Ин 1:5 - 2:2), и делами, согласующимися с верой (1Ин 2:3-11). Выполнение этих условий способствует духовному созреванию и укреплению человека, если только он вновь не обратится к мирскому (1Ин 2:12-17). Общение человека с Богом в любое время может быть разрушено, как показывает пример антихристов, не признающих Иисуса Христом (ст. 22) и тем самым отделяющих себя от Тела Христова (ст. 19). От отпадения может уберечь только постоянное пребывание в новой жизни, к-рой свойственны праведность, очищение от грехов, любовь и уверенность в спасении. Но обретение новой жизни - это не исключит. заслуга самого человека, а милостивое деяние Бога, Который хранит рожденных от Него, оберегая их от лукавого (1Ин 5:18); 3) основой новой жизни является любовь, к-рая не может быть разделена на любовь к Богу и любовь к ближнему (1Ин 4:20,21). В этой любви, к-рая обязат. должна подкреп-ляться делами (1Ин 3:18), проявляется новая жизнь, дарованная Богом. В ней заключена духовная связь с Богом, Который есть любовь (1Ин 4:16). Беря свое начало в Боге, любовь из вечности явилась миру и открылась нам в единородном Сыне, посланном для нашего спасения (ст. 9). Умозрительно познать Бога и любовь невозможно. Только через рождение от Бога можно причаститься Божьей любви и тем самым познать сущность Бога. Всякий, подобно антихристам, отрицающий пришествие Христа, отрицает тем самым и Божью любовь (ст. 2,3); 4) обретение этой любви и заложенного в ней спасения возможно через веру, к-рая дается исключит. через возрождение и к-рая живет только в любви (1Ин 5:1). Верующий "побеждает мир" (ст. 4), и благодаря этому в нем может зародиться новая жизнь.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.