IV. ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поводом для написания П.кГ. явилась тревожная весть о появлении в галатийских церквах лжеучителей. Они настаивали на обрезании галатов и на исполнении ими отдельных положений Закона Моисея: соблюдения праздников (Гал 4:10) и запретов, касающихся пищи (Гал 2:12,14). Тем самым они противопоставляли законность, основ. на соблюдении заветов, вере, даров. Божьей милостью. Лжеучителя не принимали принципа Павла "или-или" и пытались найти ком-промисс между Законом Моисея и свободной милостью - благодатью - Иисуса Христа. П.кГ. - это исповедание совершенного спасения и оправдания грешников через веру в Господа Иисуса Христа. Все остальные темы - авторитет и призвание апостола, значение Закона - находятся в подчинении у этой главной идеи. В -> Послании к Римлянам мысль об оправдании грешников через веру также является центральной, но там основной удар направлен против неправедности язычников и ложной уверенности иудеев в своей непогрешимости. В П.кГ. Павел восстает против распространения в христ. церквах нового учения иудействующих, согл. к-рому основанием для спасения являются действия человека. П.кГ. - это жгучий протест против ложного благочестия и его носителей, утверждавших, что спасение может основы-ваться на ч.-л. ином, кроме жертвы, принесенной Иисусом на кресте Голгофы. Здесь особенно ярко раскрывается глубокое понимание Павлом истинного смысла Евангелия. Любое человеч. тщеславие, особенно тщеславие кичащихся своим благочестием, развенчивается крестом Христовым (Гал 6:14 и след.). Возвращение под иго Закона означает для Павла возобновление служения "вещест-венным началам" (Гал 4:8 и след.). Закон для иудеев и язычников - это лишь промежуточный этап, это наставник и посредник на пути к Иисусу Христу (Гал 3:1 и след.). Только Христос спасает людей и создает из них "новую тварь" (Гал 6:15), Израиль Божий (ст. 16). Но этим Павел не ограничивается. Он показывает, что Христос не только противостоит ветхозаветному Закону, но одноврем. является и его исполнением. Где торжествует Его Дух, там исполняется и Закон. Сущность нового человека - в духе, и по духу же он должен поступать (Гал 5:25). П.кГ., очевидно, достигло своей цели. В последующих посланиях Павла больше не упоминается о разногласиях с галатами, напротив, из 1Кор 16:1 можно заключить, что галатийские церкви вновь достигли полного единомыслия с апостолом и усвоили его проповедь.

 

V. КОМПОЗИЦИЯ

Послание, не считая краткого предисловия (Гал 1:1-5), введения (Гал 1:6-10) и заключения (Гал 6:11-18), состоит из трех частей: 1) Гал 1:6 - 2:21: апологетич. часть, в к-рой апостол говорит о своем призвании Господом и о своей проповеди дарованного Богом Евангелия; 2) Гал 3:1 - 5:12: догматич. часть, в к-рой Павел напоминает христианам о том, что путь к спасению лежит не через Закон, а через веру. Здесь же он говорит о непостижимом отпадении галатов, к-рые позволили лжеучителям увлечь себя; 3) Гал 5:13 - 6:10: поучения и наставления, связанные с призывом жить в свободе, дарованной Христом, и жить по духу, порождающему плоды духа.

 

Послание к Евреям

 

I. АВТОР

Вопрос об авторстве П.кЕ. с самого начала вызывал споры, поскольку имя автора здесь не названо. Восточная Церковь признает автором П.кЕ. ап. Павла, а Западная - Варнаву. М.Лютер высказал предположение, что послание написано Аполлосом. Мы же будем полагаться лишь на те сведения, к-рые имеются в самом П.кЕ. Его автор принял Благую Весть от тех, кто слышал ее от Самого Иисуса Христа, свидет-во Которого было подкреплено чудесами, знамениями и раздаянием Св. Духа (Евр 2:3 и след.). Он не входил в ближайшее окружение Иисуса, хотя пришел к вере одним из первых. Автор П.кЕ. принадлежал к той церк. общине, к к-рой адресовал свое послание и к к-рой намерен был вернуться (Евр 13:19,23). Он обращается к своим читателям как учитель (Евр 5:11 - 6:8; 10:26-31; 12:14-17). Судя по его глубокому знанию ВЗ и иуд. обрядов, он был евреем, а учитывая прекрасный лит. стиль послания, можно предположить, что он получил эллинистич. образование. Возм., послание было написано в Италии (Евр 13:24).

 

II. АДРЕСАТ

Указание на то, что послание обращено к евреям, имеется лишь в его заглавии. Многократное обращение автора к текстам ВЗ указывает на то, что оно было ад-ресовано знатокам Писания. Все это дает возможность говорить о существовании иудеохрист. общины, но вопрос о том, где ее следует искать, остается нерешенным. Из отдельных деталей вырисовывается общая картина жизни общины. Достойные подражания наставники (Евр 13:7) заложили хорошие основы учения (Евр 6:1). Во время гонений, завершившихся для нек-рых членов общины тюремным заключением или утратой состояния, верующие доказали стойкость своей веры, выдержав "великий подвиг страданий" и приняв "участие в делах других, находившихся в таком же состоянии" (Евр 10:32-34). Бог не забыл их "дело и труд любви", к-рые они совершили "во имя Его, послужив и служа святым" (Евр 6:10). Тем не менее дальнейшее существование общины находилось под угрозой. Верующие перестали расти в познании Писания и в духовной жизни (Евр 5:11-14). Новые гонения они, очевидно, переносили не так стойко, как прежние (ср. Евр 10:35 и след.; 13:3,13). Стремление к спасению у них ослабло (Евр 12:12-17), и нек-рые покинули общину (Евр 10:25). Если церковь не восстановит свои силы, предупреждает автор, то многие окажутся оскверненными от соприкосновения с распространяющейся нечистотой (Евр 12:15).

 

III. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

Самое раннее свидет-во существования П.кЕ. - его цитирование Климентом Александрийским в его Первом послании (90-100 гг. по Р.Х.). Поскольку П.кЕ. предполагает, что в Иерусалимском храме проходили службы, то можно утверждать, что оно было написано до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Т.к. первые наставники церк. общины, лично видевшие и слышавшие Христа (Евр 2:3), уже умерли (Евр 13:7), то временем написания П.кЕ. можно считать начало или середину 60 гг. (62 г. по Р.Х. - смерть Иакова, 64 г. по Р.Х. - первые гонения на христиан в Риме).

 

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ

Автор П.кЕ. подчеркивает роль личности Христа как Первосвященника Нового Завета. Тем самым он стремится предостеречь иудеохристиан от возврата к внешним обрядовым формам ВЗ. Цель П.кЕ. - увещевание, предостережение от отпадения и призыв к верности. За каждым сравнением Иисуса с Моисеем, Аароном, Мельхиседеком и др. следуют увещевания и предупреждения о том, что отпадение может произойти на любой духовной ступени; чем выше поднялся верующий, тем страшнее будут последствия его отпадения. Автор стремится показать, что прирастание познаний требует укрепления верности и святости, а возрастание в святости приведет к углублению познания.

 

V. КОМПОЗИЦИЯ

 

А. Слава Христова (1:1 - 7:28):

1. Превосходство Христа над пророками (1:1-3).

 

2. Превосходство Христа над ангелами (1:4 - 2:18):

 

а) свидет-ва из Писания (1:4-14);

 

б) предостережение (2:1-4);

 

в) необходимость временной уни-

 

женности Иисуса (2:5-18).

 

3. Превосходство Христа над Моисеем

 

(3:1 - 4:13):

 

а) сравнение Иисуса с Моисеем (3:1-6);

 

б) предостережение (3:7 - 4:13).

 

4. Превосходство Христа над Аароном

 

(4:14 - 6:20):

 

а) сравнение Иисуса с Аароном

 

(4:14 - 5:10);

 

б) увещевание (5:11 - 6:20).

 

5. Превосходство Христа над Мелхиседе-

 

ком (7:1-28):

 

а) превосходство Мелхиседека над Авраамом (ст. 1-4);

 

б) превосходство Мелхиседека над левитами (ст. 5-10);

 

в) превосходство Христа над всеми (ст. 11-28).

 

Б. Спасение при новом священстве (8:1 - 13:22):

 

1. Необходимость заключения нового за-

 

вета (8:1 - 9:10):

 

а) служение в истинной скинии

 

Божьей (8:1-5);

 

б) новый Божий народ (ст. 6-13);

 

в) временный характер ветхозаветно-

 

го богослужения (9:1-10).

 

2. Блага спасения нового завета

 

(9:11 - 10:39):

 

а) дарования во Христе (9:11 - 10:18);

 

воздействие крови Христа (9:11-28):

 

вечное спасение, очищение для слу-

 

жения, укрепление завета, устране-

 

ние грехов через вхождение в небес-

 

ное святилище;

 

послушание и святость как следст-

 

вие принесения в жертву тела Хри-

 

ста (10:1-18);

 

б) увещевание и предостережение ве-

 

рующих (ст. 19-39).

 

3. Жизнь в вере (11:1 - 13:19):

 

а) сущность веры (11:1-6);

 

б) свидетели веры в Ветхом Завете

 

(ст. 7-40);

 

в) жизнь в вере в Новом Завете

 

(12:1 - 13:21):

 

жизнь по примеру Христа (12:1-3);

 

Бог воспитывает верующих

 

(ст. 4-11);

 

жизнь в святости (ст. 12-17);

 

жизнь по верно воспринятому Сло-

 

ву (ст. 18-29);

 

отдельные наставления (13:1-19).

 

В. Заключение: приветствия и благослове-

 

ние (ст. 20-25).

 

VI. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

П.кЕ. указывает на превосходство нового завета над старым (ветхим). Новый завет несет в себе совершенное откровение Божье в Христе (Евр 1:1-3). Ветхий завет - прообраз нового и подготовка к нему (Евр 8:7-13; ср. Иер 31:31 и след.). Христос, наследник всего сотворенного (Евр 1:2), "образ ипостаси" Бога и сияние Его славы (ст. 3), унизил Себя, чтобы, будучи истинным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10; 7:15-17), принести Себя в жертву: в святости (7:26), сострадании (Евр 4:15) и послушании (Евр 10:7). То, что не было достигнуто всеми жертвоприношениями, совершавшимися в ветхозаветных богослужениях (Евр 10:1-4), сделал Иисус Христос "Своею Кровью" (Евр 9:12), принеся в жертву Свое тело (Евр 10:10): Он приобрел вечное искупление (Евр 9:12), устранил грех (ст. 26), "очистил совесть" людей "от мертвых дел" для истинного служения Богу Живому и Истинному (ст. 14). Многочисл. ветхозаветным жертвам противопоставлена однажды принесенная несравненная жертва Христа, через к-рую Он навсегда "сделал совершенными освящаемых" (Евр 10:10,14). Земное святилище (скиния и храм) уступило место святилищу небесному (Евр 8:2), вход в которое ве-рующим открыл Своей кровью Христос (Евр 10:19-23). Вместе с новым священством вступил в силу и новый Закон (Евр 7:12) - закон Веры, к-рая преодолевает видимую бренность "осуществлением ожидания и уверенностью в невидимом" (Евр 11:1,4-38). Церковь призвана к вере (Евр 10:35-39), поскольку при всей превосходящей славе нового завета все же существует опасность отпадения - преднамеренный грех может воспрепят-ствовать спасению верующих (Евр 6:4-6; 10:26 и след.). Поэтому Церковь сравнивается с народом Израиля во времена странствования его по пустыне (Евр 3:7-19). Члены Церкви несут ответственность друг за друга, поскольку отставший становится "горьким корнем" раздора и причиной осквернения всех ее членов (Евр 12:15 и след.; ср. 3:12 и след.; 4:1,11).

 

Послание к Ефесянам

 

I. АВТОР ПОСЛАНИЯ

Автором П.кЕ. является ап. Павел (Еф 1:1), к-рый был хорошо известен своим адресатам (Еф 3:2). Более точные сведения об обстоят-вах, сопутствующих моменту передачи послания, должен был сообщить Тихик, вероятно, и доставивший это послание (Еф 6:21 и след.). В П.кЕ. имеется много общего с Посланием к Колоссянам; в обоих посланиях встречаются даже одинаковые выражения. На этом основании предпринимались попытки оспорить авторство Павла. По мнению оппонентов, апостол постарался бы избежать повторов. Такой довод, однако, представляется неубедительным. Ведь если оба послания были написаны примерно в одно и то же время и при сходных обстоят-вах, но предназначались разным поместным церквам, то нек-рое дублирование вполне возможно.

 

II. МЕСТО НАПИСАНИЯ

П.кЕ. было написано почти одновременно с Посланием к колоссянам и Посланием к Филимону, а возм., и с Посланием к Филиппийцам. Сравнив эти послания и собрав воедино содержащиеся в них сведения, можно сделать опред. выводы: Павел находился в заключении, но все же у него оставались нек-рые, хотя и огранич., воз-можности для проповеди Евангелия (Еф 6:19). Очевидно, что, кроме Тихика, рядом с ним находились и другие сотрудники: Тимофей, Епафрас, Аристарх, Марк, Лука (Кол 1:1; 4:10,12,14; ср. Деян 27:2). Все это больше соответствует условиям первого рим. заточения апостола, ко времени к-рого, по общепринятому мнению, относится написание посланий к ефесянам, колоссянам и Филимону. Не искл., однако, что они были составлены во время кесарийского заключения Павла.

 

III. АДРЕСАТ

В древнейших рукописях П.кЕ. в ст. 1:1 при указании адреса отсутствуют слова "в Ефесе". По общепринятому мнению, послание являлось циркуляром, к-рый Тихик передавал различным поместным церквам для публичного зачитывания, дополняя его своим устным рассказом (Еф 6:21 и след.). На это же указывает и замечание в Кол 4:16. В таком случае можно предположить, что после чтения послания в церквах с него делались списки, в один из к-рых и было внесено дополнение "в Ефесе".

 

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Послание содержит назидания (Еф 1:3 - 3:21) и увещевания (Еф 4:1 - 6:20). Сообщения личного порядка очень кратки. Это, очевидно, связано как с характером самого П.кЕ., так и с упомянутым выше фактом, что дополнит. сведения должен был сообщить Тихик (Еф 6:21 и след.).

 

А. В начале послания указаны отправитель и получатель, после чего следует приветствие с пожеланием благодати и мира (1:1,2).

 

Б. Назидательная часть (1:3 - 3:21) содержит: 1) восхваление Бога, совершившего самопожертвование ради спасения всех христиан (1:3-14); 2) благодарение и молитв. ходатайство о том, чтобы получателям послания открылась благодать, дарованная во Христе всему миру (1:15-23); 3) величие новой жизни, к-рую Церковь имеет во Христе (2:1-22); 4) благодать апостольского служения Павла, молитва к Богу с просьбой даровать совершенное откровение тайны Христа читателям послания и заключит. гимн (3:1-21).

 

В. К увещеваниям относятся (4:1 - 6:20): 1) призыв Церкви к единству в любви при всем богатстве дарований (4:1-16); 2) предо-стережение Церкви от возвращения к языч. жизни (4:17-24) и призыв являть себя чадами света (4:25 - 5:20); 3) наставления в христианской семейной жизни, к-рая должна быть отражением отношений, существующих между Церковью и Христом; раб и господин должны любить друг друга (5:21 - 6:9); 4) призыв к духовной борьбе и описание применяемого "всеоружия Божия" (6:10-20).

 

Г. Заключение (6:21-24): извещение о направлении Тихика и заключит. приветствие.

 

V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Главная тема П.кЕ. - воплощение Божьего замысла спасения (Еф 1:9 и след.; 3:3 и след.) через Церковь Иисуса Христа (-> Тело, VI). Церковь и то, что связывает ее с Воскресшим, выходят здесь на первый план, а характерная для Павла тема Второго пришествия Иисуса звучит более приглушенно. Христос - глава Церкви (Еф 1:22; 4:15), а сама она - Его тело (Еф 1:23; 4:12,16; 5:30), к-рое должно являть свое единство через служение ее членов (Еф 4:11 и след.,15 и след.). Это тело растет и зреет "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13). В послании Павел говорит о цели Божьего замысла спасения, состоящего в том, чтобы объединить всех людей, язычников и иудеев, в одну Церковь (Еф 2:11 и след.; 3:5 и след.), в святой храм в Господе (Еф 2:21 и след.). Из послания следует, что крестный подвиг Христа и Его любовь направлены в первую очередь на Церковь, к-рую Христос спасает (Еф 5:23) и освящает Своей смертью (Еф 5:25 и след.). В П.кЕ. (Еф 2:14) Павел обращается к теме, прозвучавшей в Послании к Колоссянам, - примирение человечества с Богом (ст. 16). Здесь закладывается основание нашей веры в спасение. Апостол понимает свое призвание внутри избранной Богом Церкви, исходя из этого плана спасения, охватывающего весь мир и все человечество. Этой данной ему Богом благодати (Еф 3:2) Павел и посвящает свой молитв. гимн, завершающий третью главу П.кЕ.

 

Послание к Колоссянам

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.